Проверки финансово-хозяйственной деятельности

Акт от 03.10.2016 № 16

ООО «Жилкомсервис № 1 Калининского района»

В соответствии с Положением о Жилищном комитете (далее - Комитет), утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2003 № 175, на основании удостоверения от 19.08.2016 № 16, комиссией Комитета в составе: начальника сектора ведомственного контроля Контрольно-ревизионного отдела Комитета – Моториной И.Г. – руководителя проверки, главного специалиста Контрольно-ревизионного отдела Комитета Алексеева О.В., ведущего специалиста сектора ведомственного контроля Контрольно-ревизионного отдела Комитета – Федчуна Р.А. (далее – Комиссия), проведена плановая проверка финансово-хозяйственной деятельности ООО «Жилкомсервис № 1 Калининского района».

Проверяемая организация – ООО «Жилкомсервис № 1 Калининского района»
(далее – ЖКС-1).

В управлении ЖКС-1 находятся 240 многоквартирных домов, расположенных на территории Калининского района Санкт-Петербурга.

Адрес местонахождения организации: 195269, г. Санкт-Петербург, Светлановский пр., д. 54.

ИНН/КПП – 7804389453/780401001, ОКПО 74804642

ОГРН: 1089847171072

Расчетный счет организации: № 40702810001080074785 в ОАО «Энергомашбанк»; к/с № 30101810900000000754, БИК 044030754.

В проверяемом периоде генеральным директором ЖКС-1 являлся: Данилов В.И., главным бухгалтером являлась: Романова Л.П.

Проверка проводилась с 24.08.2016 по 23.09.2016.

Учредителями ЖКС-1 являются:

ООО «Жилкомсервис № 2 Московского района» – 80%,

Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга – 20%.

Согласно Уставу, деятельность Общества направлена на удовлетворение общественных потребностей в работах и услугах, связанных с организацией управления жилищным фондом, обеспечением технического обслуживания и ремонта, предоставления коммунальных услуг на основании договоров с собственниками жилых и нежилых помещений.

В ходе проверки исследованы следующие вопросы:

1. Результаты деятельности ЖКС-1 за 2015 год.

2. Анализ кредиторской задолженности ЖКС-1 перед ресурсоснабжающими организациями.

3. Выполнение текущего ремонта общего имущества в многоквартирных домах в 2015 году.

В ходе проверки установлено следующее.

1. Результаты финансово-хозяйственной деятельности ЖКС-1

Финансово-хозяйственная деятельность Общества по результатам деятельности за последние три года прибыльная.

Основные показатели деятельности ЖКС-1 представлены в таблице 1.

Таблица 1

тыс. руб.

  Показатель     2013 год   2014 год     2015 год     Изменение показателя в 2015 году, по сравнению
    с 2013 г. % с 2014 г. %
Выручка (за исключение коммунальных платежей) 490 405 492 532 524 755 7,0 6,5
Расходы по основной деятельности 533 658 525 961 535 377 0,3 1,8
Прочие доходы 127 775 48 905 25 738 - 79,9 - 47,4
Прочие расходы 38 859 15 301 14 409 - 62,9 - 5,8
Финансовый рез-т 45 663 - 99,6 306,0
Дебиторская задолженность 380 221 443 166 528 361 38,9 19,2
Кредиторская задолженность 450 541 511 673 598 326 32,8 16,9

Из данных таблицы видно, что доходы Общества от осуществления основной деятельности выросли за отчетный период по сравнению с аналогичным периодом 2013 года и 2014 года выросли в среднем на 7%, расходы по сравнению с 2014 годом увеличились на 1,8%, а по сравнению с 2013 годом практически не изменились.

Дебиторская задолженность увеличилась в 2015 году по сравнению с 2013 годом на 22,2%, а по сравнению с 2014 годом на 19,2%.

Основная часть дебиторской задолженности Общества образована задолженностью населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги в общей сумме 406 832 тыс. руб., или 77%. Данная задолженность выросла за 2015 год на 15%.

Необходимо отметить, что сумма дебиторской задолженности потребителями жилищно-коммунальных услуг перед ЖКС-1 за пределами исковой давности на 01.01.2016 составила 77 118 тыс. руб. или 19% в общей сумме задолженности, в том числе 30 918 тыс. руб. задолженность собственников, по которой имеются решения судов по взысканию задолженности (т.е. просуженная).

В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ (ст. 196 ГК РФ).

Таким образом, по истечению срока исковой давности Общество лишается возможности судебной защиты своего права по взысканию просроченной задолженности с потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Кредиторская задолженность увеличилась в 2015 году по сравнению с 2013 годом на 51,9%, а по сравнению с 2014 годом на 16,9%.

За 2015 год организацией получено доходов в общей сумме 1 571 188 тыс. руб., что на 4% больше показателя за 2014 год, из них от оказания коммунальных услуг: населению (транзитные платежи) в сумме 951 977 тыс. руб., доходов от оказания жилищных услуг: населению в сумме 524 788 тыс. руб., собственникам и арендаторам нежилых помещений в сумме 12 397 тыс. руб.

Структура кредиторской задолженности ЖКС-1 представлена в таблице 2

Таблица 2

Тыс.руб.

  2014 год 2015 год Динамика,% (гр.4/гр.2 *100%)
Показатель Доля в общем объеме Показатель Доля в общем объеме
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб.
Всего, 511 673 598 326 16,0
в том числе:          
Расчеты с персоналом по оплате труда 7 668 1,5 7 552 1,3 -98,5
Авансы полученные 0,0 0,0 109,8
Расчеты по налогам и взносам 6 131 1,2 19 739 3,3 221,95
Кредиты, займы          
Расчеты с поставщиками и подрядчиками 492 244 96,2 563 842 94,2 14,55
Прочие (расчеты с прочими кредиторами) 5 507 1,1 6 935 1,16 25,9
в том числе:          
РСО, Всего: 345 306 403 877 16,9
в том числе:          
- перед ОАО «ГУП ТЭК СПб» 297 781 86,2 341 935 84,7 14,8
в т.ч. признаваемая Обществом 297 781   341 935    
- перед ГУП «Водоканал СПб» 44 872 13,0 59 241 14,7 32,0
в т.ч. признаваемая Обществом 44 872   59 241    
- перед ПСК 2 653 0,8 2 701 0,6 1,8
в т.ч. признаваемая Обществом 2 653   2 701    
Специализированные организации Всего: 75 982 82 937 9,1
в том числе:          
- вывоз и утилизация мусора 17 191 22,6 24 450 29,5 42,2
- тех.обслуживание лифтов 9 573 12,6 9 484 11,4 99,1
- установка и обслуживание узлов учета 35 865 47,2 31 977 38,5 -89,2
- диагностика лифтов 4 769 6,3 6 085 7,3 27,6
- дератизация, дезинфекция 0,1 0,2 24,6
- техническое, аварийное обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования 1,2 1 877 2,3 101,8
- техническое обслуживание лифтовой диспетчерской связи 4 564 6,0 5 466 6,6 19,7
- оценка соответствия лифтов, отработавших назначенный срок службы 2 814 3,8 3 285 4,0 16,7
- периодическая проверка технического состояния вент. каналов 0,2 0,2 6,86
подрядчики по текущему ремонту 23 117 4,5 14 334 2,4 -62,0
поставщики материалов 7 586 1,5 9 921 1,7 30,8
прочие подрядчики 40 253 7,9 52 773 8,8 31,0

Кредиторская задолженность Общества на 01.01.2016 составила 598 326 тыс. руб., что на 16% больше задолженности на 01.01.2015, при этом кредиторская задолженность не покрывается дебиторской задолженность на сумму 69,9 млн руб., что увеличивает риск возникновения неплатежеспособности организации.

.

2. Анализ кредиторской задолженности ЖКС-1 перед ресурсоснабжающими организациями.

В 2015 году 67,5% или 403 877 тыс. руб. в общей кредиторской задолженности приходилось на задолженность Общества перед ресурсоснабжающими организациями, в том числе:

- 57,1% или 341 935 на задолженность перед ГУП «ТЭК СПб», при этом за 2015 года задолженность выросла на 14,8%;

- 9,9% или 59 241 на задолженность перед ГУП «Водоканал СПб», при этом за 2015 года задолженность выросла на 32%.

Задолженность перед ГУП «ТЭК СПб» в сравнении с соответствующим периодом 2014 г. увеличилась на 44 154 тыс.руб. по следующим причинам:

- перерасчетами за недопоставку услуг в связи с авариями на сетях ГУП «ТЭК СПб» и отключениями свыше норматива по ГВС на сумму – 8 204 тыс.руб.,

- перерасчетами за недопоставку услуг в связи с авариями на сетях ГУП «ТЭК СПб» и отключениями свыше норматива по Отоплению на сумму – 870 тыс.руб.,

- перерасчетами за временное отсутствие на сумму – 1 853 тыс.руб.,

- ограничением начислений «на общедомовые нужды горячего водоснабжения» согласно Постановления Правительства №344 на сумму – 2 434 тыс.руб.

- неоплатами населением и арендаторами за коммунальные услуги в 2015г. - 30 793 тыс.руб.

Основная задолженность ЖКС-1 перед ГУП «ТЭК СПб» образовалась в течение 2009-2012 г.г.

В связи с требованиями ФЗ-261 от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» с 2009 года ЖКС-1 проводились мероприятия по оснащению домов узлами учёта тепловой энергии. На 01.01.2016 г. многоквартирные дома оснащены УУТЭ на 99,6%.

Для выполнения работ по установке УУТЭ были заключены инвестиционные договоры. СПб ГКУ «Жилищное агентство Калининского района СПб» напрямую заключило инвестиционные договоры. Оплата инвесторам за установку УУТЭ производилась ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» путём перечисления денежных средств населения, оплаченных ими за услуги «Отопление» и «Горячее водоснабжение», через СПб ГКУ «Жилищное агентство Калининского района СПб» с лицевого счёта ЖКС-1.

Сумма перечисленных денежных средств по инвестиционным договорам СПб ГКУ «Жилищное агентство Калининского района СПб» за период 2009-2010 гг. составила 91 633 668.75 руб.

Для завершения оснащения МКД узлами учёта тепловой энергии ЖКС-1 были заключены прямые инвестиционные договоры с системой оплаты, аналогичной СПб ГКУ «Жилищное агентство Калининского района».

За период 2010 г.– 01.09.2012 г. по прямым договорам ЖКС-1 инвесторам была выплачена сумма в размере 69 643 391.35 руб., и по решению суда в декабре 2013 г. январе 2014 г. 4 642 398.20 руб.

Итого было перечислено за установленные приборы инвесторам из средств, оплаченных населением и арендаторами, в сумме - 166 919 458.30 руб.

09.12.2015г. решением Арбитражного суда №А56-59529/2015 взыскана задолженность по установленным приборам учета в сумме 18 859 363 руб. в пользу ООО «ГАЛАКС Сервис». Источник оплаты для погашения данной задолженности у общества отсутствует.

При этом, решением Верховного Суда РФ от 22 июня 2016 г. № АКПИ16-375, вынесено решение о том, что Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статье 13 предусматривает, что до 1 июля 2012 г. собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности частью 4 статьи 12 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.

Таким образом, в силу требований федерального закона лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Положения подпункта "и" пункта 11 Правил, предусматривающие проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий, соответствуют требованиям федерального законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. С учетом требований Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии заключенного договора управления многоквартирным домом управляющая организация обязана выполнять, в том числе требования подпунктов "и", "к" пункта 11 Правил, с отнесением расходов на проведение указанных мероприятий на собственников помещений в многоквартирном доме.

Почти два года длились судебные разбирательства с ГУП «ТЭК СПб» об увеличении суммы задолженности за потребленную тепловую энергию со 110 218 тыс.руб. до 376 015 тыс.руб. за период с 01.01.2010 г. по 01.09.2012 г. Арбитражным судом ГУП «ТЭК СПб» отказано в исковых требованиях.

Общая задолженность населения и арендаторов за потребленную тепловую энергию ГУП «ТЭК СПб» на 01.01.2016 г. составила 219 004 тыс.руб., том числе:

- населения - 215 758 тыс.руб.,

арендаторов и собственников нежилых помещений - 3 246 тыс.руб.,

На 01.02.2016г. задолженность населения и арендаторов составляет - 254 865 тыс.руб.

Задолженность за холодное водопотребление и водоотведение ГУП «Водоканал СПб» по состоянию на 01.01.2016 г. составляла – 59 241 тыс.руб.

По состоянию на 01.01.2015 г. задолженность составляла – 44 872 тыс.руб.

Задолженность в сравнении с соответствующим периодом 2014 г. увеличилась на 14 369 тыс.руб. по следующим причинам:

- перерасчеты за недопоставку услуг в связи с отключениями свыше норматива по ХВС на сумму 776 тыс.руб.,

- перерасчеты за временное отсутствие на сумму 1 969 тыс.руб.,

- ограничение начислений «на общедомовые нужды» и отсутствием начислений на общедомовые нужды водоотведения» согласно Постановления Правительства №344 на сумму 6 020 тыс.руб.

- неоплаты населения и арендатора за коммунальные услуги в 2015г. – 5 604 тыс.руб.

В марте 2015 г. был составлен график и подписано соглашение с ГУП «Водоканал СПб» о погашении задолженности на сумму 5 481 тыс.руб. с периодом оплаты с марта 2015 г. по февраль 2016 г.

В августе 2015 г. подписано второе соглашение с ГУП «Водоканал СПб» на сумму 3 617 тыс.руб. с периодом оплаты с августа 2015 г. по июль 2016 г. Перечислено по графикам в ГУП «Водоканал СПб» с марта по декабрь 2015 г. 6 309 тыс.руб. с расчетного счета Общества.

На 01.02.2016г. задолженность ГУП «Водоканал СПб» составила – 65 345 тыс.руб.

В 2016г. по графикам перечислено в ГУП «Водоканал СПб» - 3 136 тыс.руб., в 2015г. - 6 309тыс.руб.

Причина образования задолженности:

Рост задолженности происходит в связи с вступлением в силу Постановления Правительства РФ №344 и ограничением начислений на «общедомовые нужды по ХВС и ГВС». Недоборы на 01.01.2016 г. составили – 38 208 тыс.руб., а также неплатежами населения.

Общая задолженность населения и арендаторов ГУП «Водоканал СПб» на 01.01.16г. составляла - 64 699 тыс.руб. На 01.02.2016 г. составляет- 67 170 тыс.руб.

240 многоквартирных домов, находящихся в управлении ЖКС-1, оборудованы общедомовыми приборами учета (далее – ОДПУ).

На 01.09.2016 из 41 248 квартир 29 466 квартир оборудованы индивидуальными приборами учета (далее – ИПУ) холодной воды и 28 157 квартир ИПУ горячей воды.

Комиссией были проанализированы начисления в 2015 году по 6-ти многоквартирным домам, в которых установлены ОДПУ.

Для проведения анализа были использованы следующие документы:

- отчеты специализированной организации о теплопотреблении по приборам УУТЭ за 2015 год;

- сводный отчёт ВЦКП по начисленным населению, поступившим и перечисленным денежным средствам, за январь-декабрь 2015 г.;

- отчет ГУП «Водоканал СПб» по начислениям ЖКС-1 за 2015 год;

- отчет ГУП «ТЭК СПб» по начислениям ЖКС-1, за январь-декабрь 2015 г.;

- отчеты ЖКС-1 со сведениями об объемах потребления по ОДПУ, за январь-декабрь 2015 г.;

- отчеты ЖКС-1 об объемах коммунального ресурса на начало месяца, за январь-декабрь 2015 г.

Данные анализа были сведены в таблицы в Приложении № 1.

Установлено следующее:

· данные в отчетах о теплопотреблении в 99% идентичны данным в отчетах ГУП «ТЭК СПб», что исключает вероятность внесения при корректной работе расчетчиком ЖКС-1; неверных данных в части начисления коммунальной услуги населению;

· начисления в отчетах ГУП «ТЭК СПб», предъявленных Обществу за отопление по 5 адресам из 7 меньше, чем начисления Обществом населению за данную услугу.

· начисления в отчетах ГУП «ТЭК СПб», предъявленных Обществу за услугу ГВС по 7 адресам больше, чем выставленные Обществом населению.

Убыток по услуге «ГВС» по выбранным адресам составил за 2015 году 1 230,8 тыс. руб.

· начисления в отчетах ГУП «Водоканал СПб», предъявленных Обществу за услуги ХВС и водоотведения по 5 анализируемым адресам больше, чем выставленные Обществом населению.

Убыток по услуге «ХВС» по выбранным адресам составил за 2015 году 279,08 тыс. руб., по водоотведению – 448,3 тыс. руб.

На территории Санкт-Петербурга в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах» (далее – Постановление № 354) утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению, ГВС и ХВС, водоотведению, в том числе нормативы на общедомовые нужды.

Коммунальные услуги, потребляемые в результате использования общего имущества в многоквартирном доме, признаются общедомовыми нуждами. Плата за общедомовые нужды осуществляется исходя из установленных нормативов потребления. Однако в случае, когда в многоквартирном доме установлен коллективный (общедомовой) прибор учёта, их размер определяется как разница показаний коллективного (общедомового) прибора учёта и суммы показаний индивидуальных приборов учёта.

Расчёт размера платы за общедомовые нужды сопряжён с появлением так называемых небалансов, которые также подлежат оплате. Причины их возникновения разные: плата за потребляемые коммунальные услуги по нормативу (появляется сверхнормативное потребление), непредставление ежемесячных показаний приборов учёта, потери в сетях вследствие их ненадлежащего содержания лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом.

Абзацы второй и третий пункта 44 Постановления № 354 закрепляют в качестве общего правила положение, что распределяемый между потребителями объём коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчётный период в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учёта, не может превышать объёма коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, и допускают изменение указанного порядка в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведённым в установленном порядке, решения о распределении объёма коммунальной услуги в размере превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определённого исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта, над объёмом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Если такое решение не принято, объём коммунальной услуги в размере указанного превышения исполнитель оплачивает за счёт собственных средств.

Таким образом, если в доме есть ОДПУ, плата за коммунальные услуги на ОДН не может быть больше, чем в случае, если бы в доме не было ОДПУ. Если распределяемый объем меньше нормативного, плата за коммунальные услуги на ОДН рассчитывается исходя из фактического объема коммунального ресурса.

При этом установленный абзацами вторым и третьим пункта 44 Постановления N 354 порядок расчёта не распространяется на случаи, при которых исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.

Позиция Верховного суда Российской Федерации по данному вопросу сводится к тому, что отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объёма коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (решение Верховного суда Российской Федерации от 11.06.2013 №АКПИ13-205; Решение Верховного суда Российской Федерации от 16.10.2013 № АКПИ13-862).

Кроме того, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод Правилами № 306 не предусмотрен расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды. Ранее действовавшие нормы, которые предусматривали такой норматив, исключены из этих правил.

Таким образом, ввиду того, что в многоквартирных домах отсутствуют общедомовые приборы учета сточных вод, законные основания для начисления Обществом платы за услугу по водоотведению в отношении общедомовых нужд отсутствуют, что подтверждается судебной практикой (определение Верховного Суда РФ от 01.03.2015 № 310-ЭС14-5955).

Однако ГУП «Водоканал СПб» счета на оплату за оказанную услугу по водоотведению предъявляет в полном объеме с учетом сточных вод на общедомовые нужды.

Исходя из выше сказанного основные причины образования убытков Общества при предоставлении транзитных услуг по ГВС, ХВС и водоотведению, по мнению Комиссии, в части домов оборудованных ОДПУ, это:

- ограничение ОДН;

- передача собственниками и нанимателями помещений заведомо неверных показаний ИПУ для включения их в квитанцию;

- отсутствием нормативов на ОДН по водоотведению по тем домам, где отсутствуют общедомовые приборы учета сточных вод;

- отсутствие, в не менее чем 20% жилых и нежилых помещениях индивидуальных приборов учета (далее – ИПУ);

- применение коэффициента пересчета тепловой энергии для приготовления горячей воды: Гкал в горячую воду: куб. метры, равного 0,06 Гкал/куб.м в соответствии с информационным письмом Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 23.01.2013 № 01-14-107/13-0-0.

Данный коэффициент определен в соответствии с Методикой определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000, утвержденной приказом Госстроя России от 06.05.2000 N 105. Необходимо отметить, что документ утратил силу в связи с изданием Приказа Минстроя России от 31.07.2014 N 414/пр.

В соответствии с данной при расчете тепловой энергии, потребленной для нужд горячего водоснабжения, при переводе объема потребленной за расчетный период горячей воды (в куб, м.) в количество потребленной для изготовления данного объема горячей воды тепловой энергии в Гкал используется значение тепловой энергии, необходимой для приготовления одного куб.м. горячей воды, в размере 0,06 Гкал/куб.м. согласно приказу Госстроя РФ от 06.05.2000 N 105 (информационное письмо Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 23.01.2013 г. N 01-14-107/13-0-0).

При использовании значения тепловой энергии, необходимой для приготовления одного куб.м. горячей воды, в размере 0,06 Гкал/куб.м, у ЖКС-1 возникают потери при переводе куб.м. в Гкал при расчете количества потребленной населением тепловой энергии, израсходованной на теплоноситель.

В соответствии же с утвержденной Методикой количество тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды, должно рассчитываться с учетом типа строений с неизолированными стояками и полотенцесушителями, типа строений с изолированными стояками и полотенцесушителями, типа строений с неизолированными стояками и без полотенцесушителей, типа строений с изолированными стояками и без полотенцесушителей.

Таким образом, невозможно применять для разного типа многоквартирных домов один усредняющий коэффициент для перевода Гкал в куб. м.

Кроме того, к убытку ЖКС-1 от оказания услуги горячего водоснабжения приводят технологические потери во внутридомовых системах горячего водоснабжения, например, потери, связанные с остыванием теплоносителя из-за отсутствия теплоизоляции, работа полотенцесушителей в квартирах в межотопительный период. Потери, понесенные ЖКС-1 в указанных выше случаях, не выставляются к оплате населению.

Еще одним фактором, влияющим на рост кредиторской задолженности управляющих организаций, является понижение нормативов потребления коммунальных услуг в Санкт-Петербурге.

Распоряжением Комитета по тарифам от 09.09.2015 № 97-р с 09.09.2015 утверждены новые нормативы на потребление коммунальных ресурсов:

- по холодному водоснабжению норматив уменьшился на 2,13 куб. м. с человека: было 5,48 куб. м, стало 3,35 куб. м;

- по горячему водоснабжению норматив уменьшился на 1,38 куб. м. с человека: было 3,81 куб. м, стало 2,43 куб. м.

Так, например, 30 136 человек, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «ЖКС № 1 Калининского района», на 01.01.2016 платили за коммунальные услуги по нормативу.

ЖКС-1 за 4 квартала 2015 года получил убыток по коммунальным ресурсам в общей сумме 15 994,7 тыс. руб., в том числе:

- по холодному водоснабжению – 4 454,1 тыс. руб.;

- по горячему водоснабжению – 11 540,6 тыс. руб.

Кроме того, разница по данным об объемах потребления коммунальных ресурсов по отчету № 925 возникает за счет выставления счетов ГУП «Водоканал СПб» месяцем позже, а в квитанциях населению для оплаты двумя месяцами.

3. Выполнение текущего ремонта многоквартирных домов

В 2015 году организация выполнила план по текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов на 100%. Общая сумма затрат Общества на выполнение текущего ремонта составила 132 357 тыс. руб., включая НДС.

Проведена выборочная проверка выполнения в 2015 году работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов по следующим адресам:

3.1.1. Санкт-Петербург, пр. Культуры, д. 29, корп. 4.

Работы по косметическому ремонту л/к № 1 МКД выполнены хозяйственным способом. Работы приняты по акту о приемке выполненных работ

по форме КС-2 от 27.02.2015 № 1 на сумму 670 547 руб. Акт подписан генеральным директором ООО «ЖКС № 1 Калининского района» Даниловым В.И.

По результатам осмотра и обмеров выполненных работ, проверяющими установлены завышения сметной стоимости в результате включения в акт по форме КС-2 работ, которые фактически выполнены не были, а именно приняты работы по перетирке штукатурки внутренних помещений в объеме 350 м2. В состав расценки ТЕРр62-16-4 «Окрашивание водоэмульсионными составами поверхностей стен, ранее окрашенных в/э краской с расчисткой старой краски до 35%» входят работы по расшивке трещин и щелей, а так же подмазке трещин и выбоин, согласно Технической части к Территориальным сметным нормативам сборника № 62 «Малярные работы».

Завышение стоимости работ по косметическому ремонту лестничной клетки составляет 35 751 рубль.

В рамках проверки, ЖКС-1 выполнил работы по ремонту крыльца на сумму

43 002 руб., составлен акт о приемке выполненных работ без оплаты от 29.09.2016 № 1. Выявленные нарушения устранены в полном объеме (Приложение 2)

3.1.2. Работы по ремонту кровли МКД выполнены хозяйственным способом. Работы приняты по актам о приемке выполненных работ по форме КС-2:

- от 06.2015 б/н на сумму 93 401,25 руб.,

- от 08.2016 б/н на сумму 87 423,25 руб.,

- от 07.2015 б/н на сумму 21 385,21 руб.

Акты подписаны генеральным директором ООО «ЖКС № 1 Калининского района» Даниловым В.И. По результатам осмотра и обмеров выполненных работ по текущему ремонту крыши нарушения не выявлены.

Таким образом, по адресу пр. Культуры, д. 29, корп. 4 нарушений не выявлено. (Приложение 3)

3.2. Санкт-Петербург, пр. Просвещения, д. 72.

Работы по ремонту кровли МКД выполнены хозяйственным способом. Работы приняты по актам о приемке выполненных работ по форме КС-2:

- от 04.2015 б/н на сумму 2 680,63 руб.,

- от 09.2016 б/н на сумму 55 346,88 руб.

Акты подписаны генеральным директором ООО «ЖКС № 1 Калининского района» Даниловым В.И.

По результатам осмотра и обмеров выполненных работ по ремонту кровли дома

№ 72 по пр. Просвещения нарушений не выявлено. (Приложение № 4).

3.3. Санкт-Петербург, пр. Светлановский, д. 91.

Работы по косметическому ремонту л/к МКД выполнены хозяйственным способом. Работы приняты по акту о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 07.2015 б/н на сумму 357 034,29 руб. Акт подписан генеральным директором

ООО «ЖКС № 1 Калининского района» Даниловым В.И.

По результатам осмотра и обмеров выполненных работ, проверяющими установлены завышения сметной стоимости в результате включения в акт по форме КС-2 работ, которые фактически выполнены не были, а именно приняты работы по перетирке штукатурки внутренних помещений в объеме 180 м2. Стены лестничной клетки выполнены из панелей, штукатурный слой отсутствует. Завышение стоимости работ составляет 23 121 руб.

В рамках проведения проверки ЖКС-1 на сумму 23 306 руб. выполнил работы

по установке светильников без оплаты стоимости работ и материалов, составлен акт о приемке выполненных работ без оплаты по форме КС-2 от 30.09.2016 № 1.

Таким образом, по адресу пр. Светлановский, д. 91 нарушений не выявлено. (Приложение № 5).

3.4. Санкт-Петербург, пр. Суздальский, д. 93, к. 3.

Работы по герметизации швов межпанельных стыков МКД выполнены по договору от 25.12.2012 № 1. Работы приняты по акту о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 11.02.2015 № 2.11 на сумму 12 320 руб. Акт подписан генеральным директором

ООО «ЖКС № 1 Калининского района» Даниловым В.И., генеральным директором

ООО «РеалСтрой» Кувшиновым А.В.

По результатам осмотра и обмеров выполненных работ по герметизации швов межпанельных стыков дома № 93 к. 3 по Суздальскому пр. нарушений не выявлено.

(Приложение № 6).

3.5. Санкт-Петербург, ул. Киришская, д. 5.

Работы по герметизации швов межпанельных стыков МКД выполнены по договору от 25.12.2012 № 1. Работы приняты по акту о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 11.02.2015 № 2.02 на сумму 11 200 руб. Акт подписан генеральным директором

ООО «ЖКС № 1 Калининского района» Даниловым В.И., генеральным директором

ООО «РеалСтрой» Кувшиновым А.В.

По результатам осмотра и обмеров выполненных работ по герметизации швов межпанельных стыков дома № 5 по ул. Киришская нарушений не выявлено. (Приложение № 6).

3.6. Санкт-Петербург, пр. Гражданский, д. 130, к. 1.

Работы по текущему ремонту кровли МКД выполнены хозяйственным способом. Работы приняты по актам о приемке выполненных работ по форме КС-2:

- от 30.01.2015 № 1 на сумму 84 936 руб.,

- от 31.03.2015 № 1 на сумму 64 765 руб.,

- от 04.2015 б/н на сумму 130 934,78 руб.,

- от 05.2015 б/н на сумму 4 588,40 руб.

Акты подписаны генеральным директором ООО «ЖКС № 1 Калининского района» Даниловым В.И. Завышений стоимости работ по ремонту крыши не выявлено.

Работы по текущему ремонту герметизации стыков стеновых панелей МКД выполнены по договору от 25.12.2012 № 1. Работы приняты по актам о приемке выполненных работ по форме КС-2:

- от 03.06.2015 № 6.1.03 на сумму 24640 руб.,

- от 27.07.2015 № 8.1.08 на сумму 81 480 руб.,

- от 28.08.2015 № 9.1.03 на сумму 9 800 руб.,

- от 29.10.2015 № 11.1.04 на сумму 30 240 руб.

Акты подписаны генеральным директором ООО «ЖКС № 1 Калининского района» Даниловым В.И. Завышений стоимости работ по текущему ремонту герметизации стыков стеновых панелей не выявлено.

По результатам осмотра и обмеров выполненных работ по адресу: пр. Гражданский, д. 130, к. 1 нарушений не выявлено. (Приложение № 7).

3.7. Санкт-Петербург, пр. Луначарского, д. 108, к. 3.

Работы по текущему ремонту кровли МКД выполнены хозяйственным способом. Работы приняты по актам о приемке выполненных работ по форме КС-2:

- от 07.2015 б/н на сумму 171 081,54 руб.,

- от 08.2015 б/н на сумму 35 224,53 руб.,

- от 09.2015 б/н на сумму 26 762,25 руб.

Акты подписаны генеральным директором ООО «ЖКС № 1 Калининского района» Даниловым В.И.

По результатам осмотра и обмеров выполненных работ по адресу: пр. Луначарского, д. 108, к. 3 нарушений не выявлено. (Приложение № 8).

3.8. Санкт-Петербург, пр. Культуры, д. 9, к. 1.

Работы по герметизации швов межпанельных стыков МКД выполнены по договору от 25.12.2012 № 1. Работы приняты по акту о приемке выполненных работ по форме КС-2:

- от 10.03.2015 № 3.04 на сумму 52 158 руб.,

- от 10.04.2015 № 4.1.11 на сумму 7 000 руб.,

- от 22.06.2015 № 7.1.05 на сумму 10 360 руб.,

- от 27.07.2015 № 8.1.01 на сумму 18 480 руб.,

- от 28.08.2015 № 9.1.07 на сумму 22 400 руб.

Акт подписан генеральным директором ООО «ЖКС № 1 Калининского района» Даниловым В.И., генеральным директором ООО «РеалСтрой» Кувшиновым А.В. Завышений стоимости работ по текущему ремонту герметизации швов межпанельных стыков не выявлено.

Работы по ремонту фасада МКД выполнены по договору от 25.12.2012 № 1.

Работы приняты по акту о приемке выполненных работ по форме КС-2:

- от 10.04.2015 № 4.2.03 на сумму 21 389 руб.,

- от 27.07.2015 № 8.2.01 на сумму 55 396 руб.,

- от 28.08.2015 № 9.2.10 на сумму 66 455 руб.

Акт подписан генеральным директором ООО «ЖКС № 1 Калининского района» Даниловым В.И., генеральным директором ООО «РеалСтрой» Кувшиновым А.В. Завышений стоимости работ по текущему ремонту фасадов не выявлено.

По результатам осмотра и обмеров выполненных работ по адресу: пр. Культуры, д. 9, к. 1 нарушений не выявлено. (Приложение № 9).

3.9. Санкт-Петербург, пр. Культуры, д. 19.

Работы по ремонту фасада МКД выполнены по договору от 25.12.2012 № 1 с ООО «РеалСтрой». Работы приняты по актам о приемке выполненных работ по форме КС-2:

- от 10.03.2015 № 3.09 на сумму 44 674 руб.,

- от 10.04.2015 № 4.2.02 на сумму 38 213 руб.,

- от 06.05.2015 № 5.2.01 на сумму 49 392 руб.,

- от 24.09.2015 № 10.2.11 на сумму 355 013 руб.

Акты подписаны генеральным директором ООО «ЖКС № 1 Калининского района» Даниловым В.И. и генеральным директором ООО «РеалСтрой» Кувшиновым А.В.

По результатам осмотра и обмеров выполненных работ по адресу: пр. Культуры, д. 9, к. 1 нарушений не выявлено. (Приложение № 10).

3.10. Санкт-Петербург, пр. Луначарского, д. 90, к. 2.

Работы по косметическому ремонту л/к МКД выполнены хозяйственным способом. Работы приняты по акту о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 10.2015 б/н на сумму 333 670,43 руб. Акт подписан генеральным директором ООО «ЖКС № 1 Калининского района» Даниловым В.И.

По результатам осмотра и обмеров выполненных работ, проверяющими установлены завышения сметной стоимости в результате включения в акт по форме КС-2 работ, которые фактически выполнены не были, а именно приняты работы по перетирке штукатурки внутренних помещений в объеме 180 м2. Завышение стоимости работ составляет 23 256 руб.

В рамках проведения проверки ЖКС-1 на сумму 23 306 руб. выполнил работы

по установке светильников без оплаты стоимости работ и материалов, составлен акт

о приемке выполненных работ без оплаты по форме КС-2 от 30.09.2016 № 1.

Таким образом, по адресу: пр. Луначарского, д. 90, к. 2 нарушений не выявлено.

(Приложение № 11).

Выводы:

1. Деятельность ЖКС-1 за 2015 год прибыльная, согласно отчету о финансовых результатах за 2015 год прибыль составила 706 тыс. руб.

2. Дебиторская задолженность ЖКС-1 за 2015 год выросла на 19,2% и на 01.01.2016 составила 528 361 тыс. руб. Основная часть дебиторской задолженности Общества образована задолженностью населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги в общей сумме 406 832 тыс. руб., или 77%, при этом, сумма дебиторской задолженности потребителями жилищно-коммунальных услуг перед ЖКС-1 за пределами исковой давности на 01.01.2016 составила 77 118 тыс. руб. или 19% в общей сумме задолженности.

Кредиторская задолженность Общества на 01.01.2016 составила 598 326 тыс. руб., что на 16,9% больше задолженности на 01.01.2015, при этом кредиторская задолженность не покрывается дебиторской задолженность на 69,9 млн руб., что увеличивает риск возникновения неплатежеспособности организации.

3. Выборочная проверка начисления за коммунальные услуги показала, что начисления в отчетах ГУП «ТЭК СПб», предъявленных ЖКС-1 за отопление меньше, чем начисления ЖКС-1 населению за данную услугу.

4. Начисления в отчетах ГУП «ТЭК СПб» и ГУП «Водоканал СПБ», предъявленных ЖКС-1 за услуги ХВС, ГВС и водоотведение больше, чем выставленные Обществом населению.

5. Основные причины образования убытков Общества при предоставлении транзитных услуг по ГВС, ХВС и водоотведению, по мнению Комиссии, в части домов оборудованных ОДПУ, это - ограничение ОДН, отсутствие, в не менее чем 20% жилых и нежилых помещениях индивидуальных приборов учета (далее – ИПУ), передача заведомо неверных показаний ИПУ для включению в квитанцию, отсутствием нормативов на ОДН по водоотведению по тем домам, где отсутствуют общедомовые приборы учета сточных вод, понижение нормативов потребления коммунальных услуг в Санкт-Петербурге с сентября 2015 года и использование коэффициента для перевода значения тепловой энергии, необходимой для приготовления одного куб.м. горячей воды, в размере 0,06 Гкал/куб.м.

6. По решению Арбитражного суда №А56-59529/2015 от 09.12.2015 с ЖКС-1 взыскана задолженность по установленным УУЭТ в сумме 18 859 363 руб. в пользу ООО «ГАЛАКС Сервис». Источник оплаты для погашения данной задолженности у общества отсутствует, что ведет к ухудшению финансового положения организации.

7. Выборочной проверкой работ по текущему ремонту общего имущества
10 многоквартирных домов, выполненных в 2015 году, нарушения по объемам и стоимости работ не выявлены.

Предложения:

1. Усилить меры по взысканию задолженности с населения за оказанные коммунальные услуги, не допускать истечение срока исковой давности.

2. Разработать план мероприятий по снижению задолженности перед ресурсоснабжающими организациями, в том числе организовать проверку показаний ИПУ в жилых и нежилых помещениях, а также проверку фактического проживания граждан в помещениях, не оборудованных ИПУ.

3. Обратиться к ГУП «Водоканал СПб» с предложениями в части урегулирования спорных вопросов при начислении платы за общедомовые нужды по услуге «Водоотведение».

4. В рамках решения Верховного Суда РФ от 22 июня 2016 г. № АКПИ16-375 рассмотреть возможность погашения задолженности перед ООО «ГАЛАКС Сервис» за установку УУЭТ в соответствии с подпунктом «к» пункта 11 Правил за счет средств населения, поступающих по статье «Содержание общего имущества многоквартирного дома».

5. Обеспечить контроль со стороны собственников жилых помещений и работников ЖКС-1 за планированием и выполнением работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Комиссия Жилищного комитета:

Руководитель проверки

начальник сектора ведомственного контроля

Контрольно-ревизионного отдела Комитета И.Г.Моторина

Ведущий специалист

сектора ведомственного контроля

Контрольно-ревизионного отдела Комитета Р.А.Федчун

Главный специалист

Контрольно-ревизионного отдела Комитета О.В.Алексеев

Генеральный директор

ООО «Жилкомсервис № 1 Калининского района» В.И.Данилов

Главный бухгалтер

ООО «Жилкомсервис № 1 Калининского района» Л.П.Романова

Наши рекомендации