Ценовая система. Виды цен

Ценовая система - это единая, упорядоченная совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические отношения между различными участниками национального и мирового рынков.

Различают следующую дифференциацию цен:
· по отраслям и сферам обслуживания экономики;
· по степени участия государства в процессе ценообразования;
· по стадиям ценообразования;
· по транспортной составляющей;
· по характеру ценовой информации.
Дифференциация цен по отраслям и сферам обслуживания экономики строится на основе учета особенностей отдельных отраслей национального хозяйства и включает следующие виды цен:
· оптовые цены на продукцию промышленности - цены, по которым промышленная продукция реализуется всем категориям потребителей, кроме населения, независимо от форм собственности;
· закупочные цены на продукцию сельского хозяйства - это цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция колхозами, совхозами, фермами и населением (продукция личных хозяйств);
· цены на продукцию строительства - представляют собой либо сметную стоимость объекта (предельный размер затрат на строительство каждого объекта), либо усредненную сметную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 м2 жилой площади, 1 м2 малярных работ и т.д.);
· тарифы грузового и пассажирского транспорта - плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов и населения;
· цены на потребительские товары - используются для реализации товаров в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям;
· тарифы на услуги - система ставок, по которым предприятия сферы услуг реализуют их потребителям.
Все вышеназванные цены должны прежде всего возмещать затраты на производство и реализацию товаров и услуг, а также обеспечивать прибыль производителям. Кроме того, различают экспортные и импортные цены.
Экспортные цены - это цены, по которым производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке.
Импортные цены - это цены, по которым фирмы закупают товары (услуги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию устанавливаются на базе таможенной стоимости импортного товара с учетом таможенных импортных пошлин, валютного курса, расходов на реализацию данного товара внутри страны. При этом в структуре импортных цен значительное место занимают косвенные налоги - акциз и налог на добавленную стоимость.
Дифференциация цен по степени участия государства в процессе ценообразования включает следующие виды цен:
· рыночная цена - цена, складывающаяся на рынке в процессе взаимоотношений субъектов ценообразования под влиянием конъюнктуры. Рыночные цены по условиям их фондирования подразделяются на свободные, монопольные и демпинговые,
· регулируемая цена - цена, складывающаяся на рынке в процессе прямого государственного воздействия. Регулируемые цены по условиям их формирования подразделяются на фиксированные и предельные.
Дифференциация цен по стадиям ценообразования отражает количественную взаимосвязь цен, складывающихся по мере движения товара (услуги) от производителя к конечному потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товара является составным элементом цены последующей стадии. Различают оптовые цены изготовителя, отпускные оптовые цены, оптовые цены закупки и розничные цены.
Дифференциация цен по транспортной составляющей осуществляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов. На практике это отражается в системе франкирования цен. "Франко" означает, до какого пункта на пути продвижения продукции от изготовителя до потребителя транспортные расходы включены в состав цены.
Дифференциация цен по характеру содержащейся в них ценовой информации строится на основе учета специфики этой информации и включает аукционные, биржевые, справочные цены, цены фактических сделок и ценовые индексы.
Ценовые индексы - это информационные показатели динамики цен за определенный период, которые, в свою очередь, подразделяются на индивидуальные и свободные.

53. Зарубежный опыт учёта затрат при ценообразовании:

В рыночной экономике при ценообразовании в большей степени учитываются факторы спроса, а не предложения. При таком подходе фактическая калькуляция себестоимости продукции служит лишь ориентиром для определения вариантов снижения цен в зависимости от влияния различных рыночных факторов.
В зарубежном управленческом учете существуют понятия долгосрочного и краткосрочного нижнего предела цены.
Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую цену можно еще установить, чтобы минимально покрыть полные затраты на производство и сбыт товара (равен полной себестоимости изделия).
Краткосрочный нижний предел цены ориентирован на цену, покрывающую лишь переменные затраты (равен себестоимости в части переменных затрат).
Расчет долгосрочного нижнего предела цены связан с калькулированием полной себестоимости изделия; расчет краткосрочного нижнего предела цены - с учетом и калькулированием по системе "директ-костинг".
Система "директ-костинг" основана на делении расходов на постоянные и переменные и позволяет на этой основе оперативно производить расчет различных вариантов снижения цен. При данной системе анализируется влияние снижения цены:
· на выручку от продажи товара;
· на себестоимость продукции;
· на массу прибыли от реализации продукции.
Считается что, анализ вариантов по системе "директ-костинг" дает более объективную и полную информацию, поскольку в расчет принимается себестоимость единицы изделия только в части переменных затрат, которая постоянна в расчете на единицу продукции при изменении объема производства. Постоянные затраты учитываются общей суммой на весь объем продаж.

54. Инвестиции и инвестиционная деятельность предприятия:

Инвестиции – совокупность долговременных затрат финансовых, трудовых, материальных ресурсов с целью увеличения накоплений и получения прибыли.

Инвестиции, обеспечивая динамичное развитие предприятий, позволяют решать следующие задачи:

· Расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов;

· Приобретение новых предприятий;

· Диверсификация за счет освоения новых областей бизнеса.

Источники финансирования инвестиций бывают внутренние и внешние, собственные и привлеченные.

К внутренним источникам относиться та часть личного или общественного дохода, которая не расходуется на текущее потребление.
К внешним обычно относятся международные инвестиции; они могут быть реальными или портфельными. Иногда реальные инвестиции называют прямыми, т.е. позволяющими полностью контролировать пакет ценных бумаг или иметь решающее право собственности на основные средства.
К собственным источникам относятся: прибыль, амортизация основных производств и нематериальных активов, доход от эмиссии ценных бумаг.
Привлеченные средства: кредиты банков, заемные средства других организаций или физических лиц, средства бюджетов и внебюджетных фондов; облигационные займы.

Существуют различные подходы к классификации инвестиций в зависимости от классификационного признака:

1. По объекту инвестирования:

• Реальные инвестиции - это, как правило, долгосрочное вложение средств в отрасли материальной среды для производства какой-либо продукции.
• Финансовые инвестиции (операции с ценными бумагами) — вложения в финансовые инструменты, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги и банковские депозиты, активы других предприятий.
• Спекулятивные инвестиции – покупка активов исключительно ради возможного изменения цены (валюты, драгоценных металлов и т.д.)
• Интеллектуальные инвестиции — это вложения в научные разработки, ноу-хау и т.п.

2. По основным целям инвестирования:

• Прямые инвестиции - те инвестиции, которые сделаны юридическими или физическими лицами, полностью владеющими предприятием или контролирующими не менее 10% акций или акционерного капитала предприятия.
• Портфельные инвестиции - покупка акций, векселей и других долговых ценных бумаг. Они составляют менее 10% в общем акционерном капитале предприятия.

3. По срокам вложения:

• Краткосрочные - вложения в оборотные средства: товарно-материальные запасы, ценные бумаги и т.д.
• Долгосрочные – вложения в создание и воспроизводство основных фондов, в материальные и нематериальные активы. Они связаны с осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы

4. По форме собственности на инвестиционные ресурсы:

• Частные
• Государственные
• Иностранные – занимают особое место в мировой экономике.
• Смешанные

5. По региональному признаку инвестиции подразделяют на инвестиции за рубежом и инвестиции внутри страны.

6. По характеру участия различают непрямые (предполагается наличие посредника) и прямые инвестиции (прямое вложение средств в материальный объект).

Инвестиционная деятельность – вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта.

Субъектами инвестиционной деятельности являются юридические и физические лица, принимающие участие в процессе инвестирования.

Объектами инвестиционной деятельности в РФ являются:

· вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды во всех отраслях народного хозяйства РФ;

· ценные бумаги;

· целевые денежные вклады;

· научно-техническая продукция

· другие объекты собственности

· имущественные права;

· права на интеллектуальную собственность.

Особенностью инвестиционной деятельности является то, что объемы инвестиционной деятельности фирмы позволяют оценить темпы ее экономического развития. Объемы инвестицион­ной деятельности фирмы характеризуются двумя показателями: сум­мой валовых инвестиций и суммой чистых инвестиций фирмы.

Особенностью инвестиционной деятельности фирмы является ее цикличность, которая определяется рядом факторов: необходимостью предварительного накопления или формирования инвестиционных ресурсов; влиянием внешней предпринимательской среды на активность инвестиционной деятельности в плане создания благоприятного или, наоборот, неблагоприятного климата для осуществления этой деятельности; постепенностью формирования внутренних условий для так называемых «инвестиционных рывков».

Методы финансирования инвестиционной деятельности:

Самофинансирование предусматривает осуществление инвестирования за счет собственных средств. Разрешенные в настоящее время к применению методы начисления и использования амортизации в сочетании с изменениями законодательства в части использования прибыли для развития производства, превращают самофинансирование в заметный источник финансирования инвестиционных проектов по обновлению и техническому перевооружению действующего производства. Для придания самофинансированию такого значения в процессе развития следовало бы изменить периодичность переоценки основных фондов, включая решение данного вопроса в компетенцию предприятий. Следует иметь в виду, что в условиях высоких темпов инфляции при сложившейся системе переоценки основных фондов происходит обесценение этого источника.

Привлечение капитала посредством эмиссии акций как метод финансирования используется обычно для реализации крупномасштабных проектов.

Кредитное финансирование применяется, как правило, при инвестировании в быстрореализуемые и высокоэффективные проекты.

Финансовый (инвестиционный) лизинг, являющийся разновидностью кредита, нов материально-вещественной форме, используется по той же причине, что и кредитное финансирование. В отечественных условиях его распространяют лишь на движимое имущество.

Смешанное финансирование основывается на различных комбинациях перечисленных методов и может быть использовано всех форм инвестирования.

Для обоснования целесообразности применения каждого метода в конкретных экономических условиях, сложившихся на микро- и макроуровне, необходим специфический методический инструментарий.

Для самофинансирования – это методы расчета амортизации, в том числе методы ускоренной амортизации, методические предпосылки сокращения инфляционного обесценения амортизации; для кредитного финансирования – методы оценки (обоснования) верхнего предела цены кредита, методы построения кредитных линий и схем возврата долга и процентов; для смешанного финансирования – методы оптимизации источников финансирования.

55. Инвестиционная политика предприятия:

Инвестиционная политика предприятия представляет сложную взаимосвязанную и взаимообусловленную совокупность видов деятельности предприятия, направленную на своё дальнейшее развитие, получение прибыли и других положительных эффектов в результате инвестиционных вложений.

Разработка инвестиционной политики предполагает: определение долгосрочных целей предприятия, выбор наиболее перспективных и выгодных вложений капитала, разработку приоритетов в развитии предприятия, оценку альтернативных инвестиционных проектов, разработку технологических, маркетинговых, финансовых прогнозов, оценку последствий реализации инвестиционных проектов.

Инвестиционная политика выступает как часть реформирования предприятия и нацелена на обеспечение оптимального использования инвестиционных ресурсов, рациональное сочетание различных источников финансирования, на достижение положительных интегральных показателей эффективности проекта и в целом – на экономически целесообразные направления развития производства.

В формировании инвестиционной политики предприятия можно выделить три этапа:

– на первом этапе определяют необходимость развития предприятия

– на втором этапе осуществляется разработка инвестиционных проектов для реализации выбранных направлений развития предприятия;

– на третьем этапе происходит окончательный выбор экономически выгодного инвестиционного проекта, планируемого к реализации.

Основная цель инвестиционной политики организации заключается в наиболее эффективном вложении капитала.

К основным факторам, которые следует учитывать при разработке инвестиционной политики, относятся:

· соответствие инвестиционных предложений законодательству РБ;

· эффективность инвестиционных предложений, включая не только экономический, но и другие виды эффектов (экологический, информационный, социальный и т.д.);

· возможность использования государственной поддержки;

· вероятность привлечения иностранных инвестиций;

· особенности, текущее и перспективное состояние рынка продукции и услуг, производимых организацией;

· текущее финансово-экономическое состояние организации;

· технико-технологический и организационный уровень организации;

· условия инвестирования на рынке капиталов;

· возможность и условия лизинга имущества;

· условия страхования инвестиционных рисков.

Для разработки и осуществления инвестиционной политики организации необходимы постоянный анализ внутренней и внешней его среды для формирования потребности в инвестициях; поиск их источников; разработка и реализация инвестиционных предложений.

56. Методы оценки эффективности инвестиционных проектов:

Методы оценки эффективности инвестиционных проектов — это способы определения целесообразности долгосрочного вложения капитала в различные объекты с целью оценки перспектив их прибыльности и окупаемости.

Выбор метода оценки эффективности инвестиций в значительной мере зависит от целей инвестора, от особенностей рассматриваемых инвестиционных проектов и от условий их реализации.

Применяемые в финансовом анализе методики и критерии можно разделить на две большие группы: статистические (бухгалтерские) и динамические (дисконтные).

Статистические методы.

К статистическим методам инвестиционных расчётов относятся такие, которые применяются в случае краткосрочного характера инвестиционных проектов. Если инвестиционные затраты осуществляются в начале периода, результаты определяются на конец периода.

Статистические методы оценки экономической эффективности инвестиций относятся к простым методам, которые используются в основном для грубой и быстрой оценки привлекательности проектов и рекомендуются для применения на ранних стадиях экспертизы инвестиционных проектов.

Статистические методы инвестиционных расчётов основаны на проведении сравнительных расчётов прибыли, издержек или рентабельности и выборе инвестиционного проекта на основе оптимального значения одного из этих показателей, которые в данном случае выступают в качестве краткосрочной цели инвестора.

Метод анализа точки безубыточности состоит в определении объёма продаж продукции, при котором валовая выручка от реализации продукции становится равной валовым издержкам.

Рентабельность инвестиций даёт возможность установить не только факт прибыльности проекта, но оценить и степень этой прибыльности. Этот показатель определяется как отношение среднегодовой прибыли к общему объёму инвестиционных затрат.

Рентабельность инвестиций (или норма прибыли) может быть использована для сравнительной оценки эффективности проекта с альтернативными вариантами вложения капитала.

Период возврата (срок окупаемости) проекта определяет календарный промежуток времени от момента первоначального вложения капитала в инвестиционный проект до момента времени, когда нарастающий итог суммарного чистого дохода (чистого денежного потока) становится равным нулю.

Основным недостатком статистических инвестиционных расчётов является то,что среднегодовые показатели не отражают динамики доходов и расходов инвестора,которые могут иметь место в процессе реализации инвестиционного проекта в течение свего срока его эксплуатации или использования.

Наши рекомендации