Консолидированная финансовая отчетность
Под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций — группы организаций, определяемой в соответствии с МСФО (ст. 1 Закона о консолидированной отчетности).
Требование составления консолидированной финансовой отчетности распространяется на кредитные, страховые, иные организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список. Случаи составления консолидированной финансовой отчетности могут быть предусмотрены иными федеральными законами или учредительными документами организации. Так, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ «Об организованных торгах» организатор торговли обязан составлять годовую консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями Закона о консолидированной отчетности. В силу ст. 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» клиринговая организация и лицо, осуществляющее функции центрального контрагента, обязаны составлять годовую консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями Закона о консолидированной отчетности.
Консолидированная финансовая отчетность составляется наряду с бухгалтерской отчетностью.
Как указывалось, консолидированная финансовая отчетность формируется в соответствии с МСФО. МСФО (International Financial Reporting Standards, IFRS) представляют собой набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия[642].
Российские организации определенных видов деятельности уже применяют МСФО на практике. Так, кредитные организации составляют финансовую отчетность по МСФО в соответствии с Методическими рекомендациями «О порядке составления кредитными организациями финансовой отчетности»[643].
На территории РФ применяются МСФО и Разъяснения МСФО, признанные в соответствии с Положением о признании МСФО и Разъяснений МСФО для применения на территории РФ, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2011 г. № 107[644] (далее — Положение). В силу данного акта, под признанием документов МСФО понимается процесс принятия решения о введении каждого документа МСФО в действие на территории РФ, заключающийся в последовательном осуществлении следующих действий:
а) официальное получение документа МСФО от Фонда Международных стандартов финансовой отчетности;
б) экспертиза применимости документа МСФО на территории РФ. Экспертиза проводится на безвозмездной основе юридическим лицом, определяемым в порядке, установленном Правилами определения экспертного органа (Приложение к Положению). Порядок участия экспертного органа в признании документов международных стандартов определяется Положением и соглашением, заключаемым между Минфином России и экспертным органом. Согласно сообщению Минфина России от 8 июля 2011 г. экспертным органом для проведения экспертизы применимости документов, входящих в состав МСФО, на территории РФ определена некоммерческая организация Фонд «Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности»;
в) принятие решения о введении документа МСФО в действие на территории РФ;
г) опубликование документа международных стандартов. Официальным опубликованием документа международных стандартов считается первая публикация его текста в журнале «Бухгалтерский учет»[645], или первое размещение (опубликование) на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://www.minfin.ru).
На территории России МСФО и Разъяснения МСФО введены в действие приказами Минфина РФ от 25 ноября 2011 г. № 160н, от 18 июля 2012 г. № 106н, от 31 октября 2012 г. № 143н.
Закон о консолидированной отчетности определяет порядок ее представления, публикации. Так, годовая консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации (в том числе акционерам), а также в Центральный банк РФ[646].
Годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту и опубликованию. Надзор за представлением и публикацией консолидированной финансовой отчетности организациями осуществляет Центральный банк РФ.
Организации составляют, представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность, начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории РФ.
Из данного правила сделано исключение для организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список, которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам, а также организаций, облигации которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список. Указанные субъекты обязаны представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность, начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории РФ, но не ранее чем с отчетности за 2015 г.
Под иными, отличными от МСФО, международно признанными правилами прежде всего имеются в виду общепринятые принципы бухгалтерского учета (Generally Accepted Accounting Principles, GAAP) — стандарты бухгалтерского учета, применяемые, например, в США (US GAAP), в Великобритании (UK GAAP). Так, GAAP пользуются такие крупнейшие компании, как «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Газпром нефть», ТНК, «МегаФон», АФК «Система».