Международные и российские стандарты аудита
Стандарты аудиторской деятельности являются элементом системы нормативного регулирования аудиторской деятельности. Стандарты аудита утверждаются Правительством РФ и являются обязательными к применению для всех аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Стандарты аудиторской деятельности также создают системы из трех уровней: международные, национальные и внутрифирменные. Каждый уровень стандартов аудиторской деятельности имеет определенное значение и реализует определенные цели. Требования стандартов последующего уровня не могут быть ниже требований стандартов предшествующего уровня.
Активная интеграция России в мировую экономику и значительный приток в страну иностранного капитала определяют роль и значение для аудиторских организаций – резидентов РФ общепринятых в мире международных стандартов аудита. Международные стандарты аудита содержат признанные и проверенные временем принципы организации аудита в развитых странах.
Система международных стандартов аудита в настоящее время включает следующие нормативные акты:
международные стандарты учета,
международные нормативы аудита и сопутствующих работ,
международные положения аудита,
международные нормативы бухгалтерского образования и этики.
Все эти акты являются сводами правил, разработанных профессиональными объединениями с целью унификации основных критериев оценки работы в области аудита и обеспечения высокого уровня качества оказываемых аудиторами услуг.
Международные стандарты аудита (International Standards of Auditing - ISA) стали выпускаться в 70-е годы XX в. и часто претерпевали изменения. Международные стандарты аудита выпускает Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants - IFAC), в которую входят национальные бухгалтерские организации более 130 стран. Россия в IFAC представлена Институтом профессиональных бухгалтеров РФ.
Международные аудиторские стандарты, разработанные в 1994 г., включают 45 стандартов и подразделяются на следующие 10 групп: вводные замечания, ответственность, планирование, внутренний контроль, аудиторские доказательства, использование работы других (третьих) лиц, выводы и отчеты в аудите, специализированные области, задания, положения по международной практике аудита.
В зависимости от особенностей национальной правовой системы международные стандарты аудита действуют в 35 странах практически без изменений. В российском законодательстве не являются нормативным актом, регулирующим аудит.
По своей правовой природе национальные правила (стандарты) аудиторской деятельности представляют свод специальных требований к осуществлению аудиторской деятельности в отдельной стране. Согласно п. 4 статьи 9 Закона «Об аудиторской деятельности» федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждаются Правительством РФ. Включение данных требований в Закон «Об аудиторской деятельности» привело бы к перегруженности его положений. Обособление специальных требований по осуществлению деятельности в отдельных актах обусловлено также необходимость детального закрепления множества процедур и средств аудиторской деятельности на нормативном уровне.
Организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности в соответствии с п. 2 ст. 18 Закона является одной из основных функций уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности. Разработка федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, их периодический пересмотр и вынесение на рассмотрение уполномоченным федеральным органом осуществляет совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе (п. 2 ст. 19 Закона «об аудиторской деятельности»).
Целями разработки и внедрения аудиторских стандартов в практику аудиторской деятельности являются:
1) обеспечение высокого уровня квалификации аудиторов и качества аудиторских проверок;
2) содействие внедрению в практику аудита новых научных достижений;
3) определение действий аудитора в конкретных ситуациях.
Соблюдение аудиторских стандартов является также доказательством качества проведения аудита и в зависимости от того, насколько отступил аудитор от стандарта, определяется мера ответственности аудитора.
Разработка национальных стандартов осуществляется путем адаптации международных стандартов аудита к национальным особенностям с учетом конкретных политических и экономических условий.
Российские правила (стандарты) в основном имеют единую структуру построения и содержат, как правило, следующие разделы:
- общие принципы правила (стандарта), в котором сформулированы цель и необходимость разработки данного стандарта, объект стандартизации, сфера применения стандарта, взаимосвязь с другими стандартами;
- основные понятия и определения (если необходимо), используемые в стандарте;
- сущность стандарта, в котором сформулирована проблема, проводится ее анализ и методы решения;
- практические приложения (схемы, таблицы, образцы документов и др).
Как нормативный документ стандарт содержит обязательные реквизиты: номер стандарта и дату ввода в действие
В основе классификации российских правила (стандарты) лежит два критерия: содержание (объект стандартизации) и обязательность применения.
В соответствии с первым критерием российские правила (стандарты) могут быть разделены на 11 групп. Десять групп аналогичны группам международных стандартов аудита. Одиннадцатая группа «Образование и подготовка кадров» включает стандарты «Образование аудитора» и «Программы квалификационных экзаменов, порядок сдачи этих экзаменов, формирование экзаменационных комиссий и регламент их работы».
Национальные правила (стандарты) аудиторской деятельности по степени обязательности могут быть разделены на три группы:
· правила (стандарты), обязательные для исполнения;
· правила (стандарты), преимущественно обязательные для исполнения;
· правила (стандарты) рекомендательного характера.
Пунктом 3 статьи 9 установлено, что федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (за указанными исключениями) обязательны как для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, так и для аудируемых лиц.
7. Внутрифирменные стандарты
Согласно п. 6 статьи 9 Закона «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать для своих членов правила (стандарты) аудиторской деятельности. Эти стандарты не должны противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Требования внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Под внутренними стандартами аудиторской организации понимаются документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности. Наличие системы внутренних стандартов и ее методологического сопровождения служит показателем профессионализма деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора.
Внутренние стандарты должны отражать подход аудиторской организации (индивидуального аудитора) к проводимым проверкам и составляемым заключениям, исходя из общеустановленных принципов организации и проведения аудита. Внутренние стандарты должны содержать конкретные рекомендации, позволяющие аудиторам на практике определить порядок действий при осуществлении аудиторских проверок с целью повышения их качества.
Внутренние стандарты утверждаются приказом руководителя аудиторской организации, в случаях, предусмотренных учредительными документами, - советом учредителей или другим уполномоченным органом.
Внутренние стандарты, регламентируя деятельность аудиторов в рамках отдельной аудиторской организации, создают дополнительную основу для урегулирования реальных и потенциальных конфликтов между:
сотрудниками аудиторской организации.
сотрудниками и администрацией аудиторской организации,
аудиторской организацией и контролирующими органами,
аудиторской организацией и экономическим субъектом,
аудиторской организацией и иными третьими лицами.
Применение внутренних стандартов позволяет:
создать процедурную систему соблюдения требования национальных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
оптимизировать технологию и организацию аудита, сократив объем аудиторских работ по проверкам отдельных объектов учета;
обеспечить дополнительный контроль за работой всех участников процесса аудита;
содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений и новых технологий, укрепить общественный престиж профессии;
обеспечить высокое качество результатов аудиторской проверки.
Внутренние стандарты аудиторских организаций должны удовлетворять требованиям:
целесообразности, т.е. применение положений стандарта должно приносить реальный результат, способствуя оптимизации и рационализации деятельности аудиторской организации;
преемственности и непротиворечивости, которые заключаются в обеспечении согласованности и взаимосвязи вновь разрабатываемого стандарта с ранее утвержденными;
логической стройности, предполагающей не только четкость формулировок, ясность изложения, но и целостность содержания как отдельного стандарта, так и совокупности всех стандартов;
полноты и детализации, обеспечивающих изложение в стандарте всех значимых вопросов, логическое развитие и дополнение принципов и положений как отдельного стандарта, так и их системы;
единства терминологической базы, условием выполнения которого является применение одинаковой трактовки терминов во всех стандартах и документах.
Структура внутреннего стандарта определяется аудиторской организацией самостоятельно. Однако, как правило, она включает следующие разделы:
регламентирующие параметры (ссылка на нормативные акты, использованные при разработке данного стандарта);
общие положения (необходимость внутреннего стандарта, основные термины и понятия, сферы применения, описание объекта стандартизации);
цель и задачи стандарта (назначение стандарта и конкретные проблемы, решение которых обеспечивается его применением);
взаимосвязь с другими стандартами (ссылки на соответствующие положения других стандартов, заимоувязанные с содержанием этого стандарта);
раскрытие основных принципов и описание методик (описание подходов аудиторской организации, принятых методик и технических приемов решения проблем, рассматриваемых стандартом);
документирование (перечень документов, которые аудитор должен составить согласно требованиям стандарта);
В дополнение к внутренним стандартам могут разрабатываться приложения (инструкции, положения, методики, вопросники, компьютерные программы, рабочие таблицы и т.д.), играющие вспомогательную роль и обеспечивающие дополнительные разъяснения отдельных положений внутренних стандартов.
Приложения к внутренним стандартам могут содержать следующие разделы:
описание технологии выполнения каждого этапа аудиторской проверки;
перечень вопросников и аудиторских процедур;
таблицы, схемы, рабочие документы с цифровыми примерами, иллюстрирующими методики и порядок проведения аудиторских процедур;
систематизированный перечень нормативных документов, используемых при аудите.
Реквизиты внутренних стандартов могут состоять из:
номера - порядкового или серийного кода данного стандарта;
даты ввода в действие;
названия - краткого и четкого изложения того, что регламентирует стандарт;
даты и указания лица, утвердившего стандарт;
преемственности - ссылки на ранее принятые, распространенные или предписанные нормативными документами правила, которые связаны с данным стандартом;
сферы применения - перечня объектов, на которые распространяется (или не распространяется) действие данного стандарта.
Тема 4.Нормативное регулирование и правовые основы аудиторской деятельности.