Международные стандарты аудита

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА

Роль и назначение международных стандартов аудита (МСА)

1.1. Порядок создания МСА

Во всех экономически развитых странах аудиту придается большое значение, так как он ориентирован на собственников, которым и представляется аудиторское заключение.

В условиях развитых экономических отношений целью аудита не является поиск конкретных ошибок и отклонений. Цель аудита (как признают аудиторы развитых стран) – формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах. Для достижения этой цели применяется широкий спектр специфических подходов, процедур и методов, требования к которым сформулированы в таких регламентирующих документах, как Правила или Стандарты аудита.

Современные экономисты конца ХХ-го – начала XXI-го вв. отмечают возникновение кризиса в аудите, которое выражается во все возрастающем недоверии к мнению аудиторов об отчетности. Кроме того, заключение аудиторов по отчетности подтверждают лишь то, что происходило на предприятии несколько месяцев назад, а за время проверки вся хозяйственная деятельность могла претерпеть значительные изменения. Однако, отсутствие мнения о достоверности отчетности усиливают риски недобросовестности и злоупотреблений управляющих.

Международная федерация бухгалтеров (МФБ) для развития аудита учредила Комитет по международной аудиторской практике – КМАП (IAPC), призванный разрабатывать стандарты и положения в отношении аудита и сопутствующих услуг. В настоящее время функции КМАП выполняет Совет по международным и гарантирующим стандартам (IAASB).

Стандарты аудита– это документы, формулирующие единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствующий уровень качества аудита и сопутствующих ему услуг. На базе аудиторских стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов и единые требования к проведению экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью.

Профессиональные аудиторские организации с достаточно высоким уровнем развития аудита (Канады, Великобритании, Ирландии, США) лишь принимают к сведению положения международных стандартов аудита. Аудиторы ряда стран, в том числе Австралии, Бразилии, Индии и Нидерландов, используют МСА для разработки национальных стандартов аудита.

Страны, не разрабатывающие собственные стандарты аудита, применяют МСА в качестве отечественных стандартов. Применять МСА в качестве национальных стандартов могут только те страны, которые являются членами МФБ.

Международные стандарты аудита предназначены для применения при аудите финансовой отчетности, но их можно адаптировать и для аудита другой информации и оказания сопутствующих услуг. МСА содержит:

- основные принципы;

- необходимые процедуры;

- рекомендации по применению принципов и процедур.

Обеспечено единство структуры стандартов. МСА включает в себя:

- введение, где отражаются цель стандарта и задачи, стоящие перед аудитором, а также даются определения важнейших используемых терминов;

- разделы, излагающие суть стандарта;

- приложения (для некоторых стандартов).

МСА применяются лишь в отношении существенных аспектов финансовой отчетности. Это означает, что возможны отступления от МСА в ситуациях с несущественными показателями или обязательствами.

В исключительных случаях возможно отступление от МСА, аргументированное аудитором. МСА применяются лишь в отношении существенных аспектов финансовой отчетности. Это означает, что возможны отступления от МСА в ситуациях с несущественными показателями или обстоятельствами.

Значение стандартов состоит в том, что они обеспечивают приемлемое качество аудиторской проверки, способствуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений, помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки, повышают престиж профессии, облегчают аудиторам ведение переговоров с клиентами, обеспечивают взаимосвязь отдельных элементов аудиторского процесса.

Взаимосвязь международных стандартов

Планирование аудита

МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности»

Планирование аудита заключается в определении его стратегии и тактики, выборе процедур и методов, позволяющих наиболее эффективно достичь поставленной цели – подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности.

В разделе «Планирование работы» указано, что объем планирования аудита в основном зависит от размеров хозяйствующего субъекта, сложности аудиторской проверки, уровня квалификации лиц, принимающих участие в аудите. Важной частью планирования является приобретение информации о бизнесе клиента, способствующей выявлению событий и операций, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую отчетность.

Согласно разделу «Общий план аудита» аудитор в ходе планирования должен разработать общий план аудита и задокументировать его, описав при этом предполагаемый объем и ведение аудиторской проверки, с отражением вопросов, касающихся знания бизнеса, понимания систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, риска и существенности, характера, сроков, объема процедур, координации направления работы, надзора за ней и анализа, а также прочих аспектов.

В этом разделе термин «знание бизнеса» определен как получение информации об общих экономических факторах и условиях в отрасли, влияющих на бизнес клиента, о важных показателях, характеризующих результаты бизнеса, об общем уровне компетентности руководства.

При составлении общего плана аудитор должен указывать ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска системы внутреннего контроля, устанавливать уровни существенности для целей аудита, определять возможность существенных искажений в финансовой отчетности и выявлять сложные области бухгалтерского учета, а также указывать на необходимость учитывать при планировании привлечение других аудиторов для аудита филиалов и дочерних подразделений клиента, привлечение экспертов и потребность в персонале для проведения аудита.

К прочим аспектам аудита, которые следует учесть при разработке общего плана аудита, в МСА 300 отнесено выявление обстоятельств, требующих особого внимания (существование связанных сторон, возможность банкротства и т. д.).

В разделе «Программа аудита» указывается, что наряду с общим планом аудитор должен разработать и документировать программу аудита, которая определяет характер, сроки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита, и одновременно служит набором инструкций для ассистентов аудитора, так и средством надлежащего контроля за выполнением ими работ.

В разделе «Изменения в общем плане и программе аудита» допускается возможность того, что в ходе аудита по мере необходимости общий план аудита и программа аудита могут быть пересмотрены. В этом разделе говорится, что планирование осуществляется непрерывно на протяжении всего срока аудита с учетом меняющихся обстоятельств и неожиданных результатов, полученных в ходе выполнения аудиторских процедур, с документированием причин внесения различных изменений.

Ведущий аудитор должен пересматривать общий план аудита по мере необходимости. Пересмотр может быть осуществлен, например, в следующих (и аналогичных им) ситуациях:

- при выявлении аудитором значительного объема договоров о совместной деятельности (если в плане проверка по данному направлению не была зарегистрирована);

- в результате применения аналитической процедуры выявлено неверное отражение фактов хозяйственной деятельности (например, арифметический расчет входного сальдо по балансу на начало отчетного периода не подтвержден регистрами бухгалтерского учета по статье «прочие активы»). В это случае аудитор имеет право включить в план проверку данного направления по предыдущему отчетному периоду за дополнительную плату.

В тех случаях, когда пересмотр общего плана приводит к значительному росту объема работ, изменения в план должны быть внесены исключительно по согласованию с руководством организации. Если пересмотр общего плана увеличивает работу в незначительной степени, изменения в план могут вноситься ведущим аудитором без сообщения руководству экономического субъекта.

Процесс планирования завершается составлением программы аудита, в которой определяют характер, сроки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для реализации общего плана аудита, и которую руководители аудиторской группы используют как для инструктирования ассистентов аудитора, так и для контроля качества их работы. Программа аудита должна пересматриваться в процессе аудита по мере необходимости. Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения.

АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

МСА 710 «Сопоставимые данные – соответствующие показатели и сопоставимая финансовая отчетность», МСА 720 «Ответственность аудитора в отношении прочей информации в документах, содержащих проаудированную финансовую отчетность»

В соответствие с МСА сопоставимые значения в финансовой отчетности — это величины, характеризующие финансовое положение, движение денежных средств и др. и надлежащее раскрытие информации более чем за один период. При идентификации и анализе сопоставимых значений рекомендуется воспользоваться МСА 710 «Сопоставимые данные – соответствующие показатели и сопоставимая финансовая отчетность».

Цель МСА 710 — установление стандартов и предоставление руководства в отношении обязанностей аудитора, касающихся сопоставимых значений (исключение — МСА 720 «Ответственность аудитора в отношении прочей информации в документах, содержащих проаудированную финансовую отчетность»).

Аудитор должен определить, соответствуют ли сопоставимые значения во всех существенных отношениях основным принципам финансовой отчетности и уместным для аудиторской финансовой отчетности.

В зависимости от имеющихся различий между принципами составления финансовой отчетности в разных странах, сопоставимые значения могут представляться по-разному.

В МСА сопоставимые значения могут быть представлены в виде:

соответствующих показателей, при этом различные величины и сопоставления включаются в отчетность текущего периода;

сопоставимой финансовой отчетности, при этом сопоставимые значения могут не быть частью финансовой отчетности текущего года.

Различия между этими двумя подходами заключаются в том, что для соответствующих показателей аудиторский отчет относится к финансовой отчетности за отчетный период, а для сопоставимой финансовой отчетности отчет имеет отношение к каждому периоду, за который предоставляется финансовая отчетность.

Аудитор обязан проверить соответствующие показатели на их соответствие принципам составления финансовой отчетности, в частности, по аспектам учетной политики и соответствующим корректировкам.

Кроме того, должно обращаться особое внимание на составление отчета за предыдущий период другим аудитором, а также предъявляться необходимые требования к новому аудитору, участвующему в проверке.

При составлении аудиторского заключения может возникать потребность в использовании прочей информации.

Прочая информация — это информация финансового и нефинансового характера, содержащаяся вместе с финансовой отчетностью в публикуемых документах. Аудитор для работы с такой информацией должен воспользоваться МСА 720 «Ответственность аудитора в отношении прочей информации в документах, содержащих проаудированную финансовую отчетность».

Цель МСА 720 — установление стандартов и предоставление руководства по рассмотрению аудитором прочей информации, по которой аудитор не обязан составлять аудиторский отчет и которая содержится в документах, содержащих проаудированную финансовую отчетность, например, годовой отчет.

Аудитор обязан ознакомиться с прочей информацией для выявления существенных несоответствий с проаудированной финансовой отчетностью.

Обычно субъект публикует документ, который включает проаудированную финансовую отчетность вместе с аудиторским отчетом (годовой отчет). В него может включаться прочая информация финансового и нефинансового характера:

- отчеты руководства;

- финансовые показатели, коэффициенты;

- планируемые капитальные расходы;

- данные о занятости.

В некоторых случаях законом или договором предусматривается предоставление особого отчета по прочей информации. Выполнение этого отчета требует дополнительных процедур:

- обеспечение доступа к прочей информации;

- рассмотрение прочей информации;

- наличие существенных несоответствий и отражение их в отчетности;

- наличие существенного искажения фактов.

Аудитор не несет ответственность за качество оформления прочей информации. При обнаружении несоответствий аудитор должен определиться с необходимостью внесения поправок в проверенную отчетность или прочую информацию. Руководство субъекта может не соглашаться с аудитором, В этих случаях, если требуется внесение поправок в отчетность, аудитор должен выразить мнение с оговоркой или отрицательное мнение. Если требуется внесение поправок в прочую информацию, аудитор должен внести в свой отчет поясняющий раздел, описывающий несоответствие и расхождение с данными субъекта.

Если аудитор обнаружил искажения в прочей информации, не имеющей отношения к содержанию проверяемой финансовой отчетности, он должен сделать запрос или обратиться с заявлением к руководству субъекта с предложением устранить это несоответствие или проконсультироваться с экспертами. Если руководство субъекта отказывается устранить выявленные несоответствия, аудитор должен уведомить либо его высшее руководство, либо лиц, от которых зависит деятельность субъекта.

Аудитор должен рассмотреть проблемы пересмотра прочей информации или финансовой отчетности в тех случаях, когда он не смог получить к ней доступ до даты составления своего отчета. В этих случаях необходимо руководствоваться рекомендациями МСА 560 «Последующие события».

При составлении аудиторского заключения по специальным заданиям стандарты рекомендуют аудиторам использовать МСА 800 «Аудит финансовой отчетности составленной в соответствии с заданиями специального назначения».

При составлении отчета по компонентам финансовой отчетности должны быть учтены взаимосвязанные статьи, оказывающие сильное влияние на финансовую отчетность.

В отчете о соответствии условиям контракта (соглашение о займе, облигационный договор и т.д.) должны содержаться сведения, предполагающие выполнение условий таких договоров, выплату процентов, своевременный возврат долга, ограничение на выплату дивидендов и т.д. В отчете должно быть указано, выполняет ли субъект все необходимые конкретные условия данного соглашения (контракта).

Поскольку обобщающая финансовая отчетность не содержит всей информации, которая требуется в соответствии с основными принципами финансовой отчетности, то не должны использоваться такие формулировки, как «достоверный и справедливый» или «представлено справедливо во всех существенных аспектах».

Наиболее общие требования к элементам аудиторского заключения представлены в таблице 9.

Таблица 9 Требования к элементам аудиторского заключения

Наименование элемента аудиторского заключения Требования к элементу
Название Четкое указание на то, что это - заключение независимого аудитора
Адресат По обстоятельствам
Вводный параграф В параграфе должны присутствовать; - идентификация аудируемого лица; - заявление о проведении аудита; - наименование каждой формы, входящей в состав финансовой отчетности; - ссылка на обзор существенных положений учетной политики и прочие комментарии; - дата или период, к которому относится каждая форма, входящая в состав финансовой отчетности
Параграф, описывающий обязанности менеджмента Указание обязанностей менеджмента (или иной применимый термин): - по подготовке финансовой отчетности в соответствии с основой ее составления (если основа предусматривает справедливое представление -указание на обязанности по подготовке и справедливому представлению финансовой отчетности); - по обеспечению внутреннего контроля, необходимого для подготовки финансовой отчетности, свободной от существенных искажений как вследствие мошенничества, так и ошибок
Параграф, описывающий обязанности аудитора В параграфе должны присутствовать: - заявление о том, что обязанность аудитора состоит в выражении мнения о финансовой отчетности на основе проведенного аудита; - указание на то, что аудит был проведен в соответствии с Международными стандартами аудита. Стандарт допускает при определенных условиях проведение аудита и формирование аудиторского заключения в соответствии одновременно с национальными аудиторскими стандартами и МСА; - описание масштаба аудита, а именно: заявление о том, что: а) аудит включает выполнение процедур для получения аудиторских доказательств в отношении сумм и раскрытий в финансовой отчетности; б) проводимые процедуры определяются суждением аудитора, включая установление рисков существенного искажения финансовой отчетности как вследствие мошенничества, так и ошибки; в) аудит включает также рассмотрение приемлемости использованных элементов учетной политики и обоснованности сделанных менеджментом оценочных значений, равно как и общего представления финансовой отчетности.

Продолжение таблицы 9

  Если финансовая отчетность составлена на основе, предусматривающей справедливое представление, описание аудита должно содержать соответствующее указание; - указание о том, полагает ли аудитор, что полученные аудиторские доказательства являются достаточными и надлежащими для обеспечения оснований для формирования аудиторского мнения (модифицированного -при заключении с оговорками и отрицательном заключении или изменение формулировки заключения в соответствии с п. 27 МСА 705 - при отказе от выражения мнения)
Параграф-основание для модификации (в случае модификации мнения) В данном параграфе приводятся: - указание типа мнения в названии параграфа; - указание причин модификации; - количественное влияние искажения, если это не является невозможным; при невозможности оценить такое влияние - указание на невозможность такой оценки; - если причиной модификации является нераскрытие информации, аудитор должен ее раскрыть (если это не запрещено законом или иным нормативным актом); - даже если аудитор выразил отрицательное мнение или отказ от выражения мнения о финансовой отчетности, он должен описать в параграфе-основании для модификации основания любых других обстоятельств, которые, по мнению аудитора, могли бы потребовать модификации мнения, и их влияние на финансовую отчетность
Дополнительный поясняющий параграф Этот параграф: - относится только к обстоятельству, надлежащим образом представленному или раскрытому в финансовой отчетности, значение которого, по мнению аудитора, носит фундаментальный характер для понимания финансовой отчетности пользователями. В качестве примеров в пояснениях приведены неопределенность будущего исхода условных фактов; раннее применение новых стандартов учета, имеющих принципиальное значения для аудируемой отчетности; крупная катастрофа, влияющая на финансовое состояние аудируемого лица. В Приложении к стандарту приведены требования иных МСА по включению в аудиторское заключение дополнительного поясняющего параграфа. Это МСА 210, 560, 570 и 800, посвященные вопросам применимости предписываемых законом или нормативным актом основ составления финансовой отчетности, событиям после отчетной даты, непрерывности деятельности, подготовке финансовой отчетности для специальных целей; - называется «Привлечение внимания» или иным подобным образом; - четко указывает обстоятельство, внимание к которому привлекается; - указывает на то, что включение этого параграфа не является модификацией мнения аудитора

Окончание таблицы 9

Прочий дополнительный параграф Данный параграф: - относится к иному, нежели представленное или раскрытое в финансовой отчетности обстоятельство, которое, по мнению аудитора, имеет значение для: а) понимания пользователями аудита; б) обязанностей аудитора; в) аудиторского заключения; - в зависимости от содержания может быть размещен и в ином месте аудиторского заключения (например, если относится к другим законодательным обязанностям аудитора); - в Приложении к стандарту приведены требования иных МСА по включению в аудиторское заключение дополнительного поясняющего параграфа (МСА 560, МСА 710 и МСА 720, касающиеся вопросов событий после отчетной даты, сравнительной информации и предыдущего аудита и вопросов, связанных с прочей информацией)
Заключение в отношении других законодательных и нормативных требований Например, об эффективности внутреннего контроля. При этом в описании масштаба аудита следует опустить фразу о том, что рассмотрение аудитором внутреннего контроля не имело целью выражение мнения о его эффективности
Подпись аудитора  
Дата аудиторского заключения Получит достаточные надлежащие аудиторские доказательства, на которых основывается его мнение о финансовой отчетности, включая доказательства того, что: а) все формы, входящие в состав финансовой отчетности, включая соответствующие комментарии, подготовлены; б) лица, имеющие соответствующие полномочия, приняли на себя ответственность за финансовую отчетность. Дата аудиторского заключения не должна быть ранее даты финансовой отчетности и ранее даты письма-заявления руководства (см. также МСА 580). Новый МСА 560 (пункты 12, 15, 16) подобно аудиторским стандартам США (US GAAS) допускает (в определенных случаях) ограничение проверки корректировки финансовой отчетности после даты аудиторского заключения только проверкой событий, вызвавших корректировку и выпуск аудиторского заключения с двойной датой
Адрес аудитора Место нахождения аудитора в юрисдикции, в которой он практикует

Таким образом, в соответствии с новой редакцией МСА, аудиторское заключение, не отменяя первостепенное значение профессионального суждения аудитора, позволяет четко определить качественные и количественные ориентиры для принятия решения о том или ином типе и виде аудиторского заключения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агеева, О. А. Международные стандарты финансовой отчетности : учебное пособие по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" / О. А. Агеева. - Москва : Бухгалтерский учет, 2008. - 463 с.

2. Адамс Р. Основы аудита / пер. с англ.; под ред. Я.В. Соколова. М.; Аудит, ЮНИТИ, 1995

3. Александер, Д. Международные стандарты финансовой отчетности: от теории к практике : перевод с английского / Дэвид Александер, Анне Бриттон, Энн Йориссен. - Москва : Вершина, 2005. - 767 с.

4. Аудит в соответствии с МСА // Научно-методическая конференция. Сб. методических материалов. – М.: Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2002. – 440с.

5. Аудит Монтгомери / Ф.Л. Дефлиз, Г.Р. Дженик, В.М. О’Рейлли, М.Б. Хирш; пер. с англ. С.М. Бычковой. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.

6. Бабаев, Ю. А. Международные стандарты финансовой отчетности : учебник / Ю. А. Бабаев, А. М. Петров. - Москва : Проспект : Велби, 2008. - 347 с.

7. Баринов Д. Аудиторское заключение: изменения в Международных стандартах // Бухгалтерское приложение. 2006. № 3. С. 6-8.

8. Баринов Д. Приняты новые правила документирования аудита // Бухгалтерское приложение. 2006. № 6. С. 19-20.

9. Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю. Международные стандарты аудита: учеб. Пособие для студентов вузов. М.: Проспект, 2008.

10. Василькова И.Ю. Роль и влияние международных стандартов аудита на эффективность национальной системы финансового контроля // Международный бухгалтерский учет. 2010. № 5. С. 40-42.

11. Вахрушина, М. А. Международные стандарты финансовой отчетности : [методики трансформации российской отчетности] : учебное пособие : по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" / М. А. Вахрушина, Л. А. Мельникова, Н. С. Пласкова. - 2-е изд., стереотипное. - Москва : Омега-Л, 2007. - 567 с.

12. Галкина Е.В. Аудит бухгалтерской отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО // Аудитор. 2009. № 7. С.47-52.

13. Галузина С.М., Пупшис Т.Ф. Международный учет и аудит. – СПб.: Питер, 2006. – 272

14. Генералова, Н. В. Международные стандарты финансовой отчетности : учебное пособие / Н. В. Генералова. - Москва : Проспект : Велби, 2008. - 413 с.

15. Горемыкина Т.К., Осипенкова Т.К. Международные стандарты аудита: Учеб. Пособие. – М.: МГИУ, 2003. – 191 с.

16. Дефлиз Ф.Л., Дженик Г.Р., О’Рейлли В.М., Хирш М.Б. Аудит Монтгомери / Под ред. Я.В. Соколова; пер. с англ. С.М. Бычковой – М.: Аудит; ЮНИТИ, 1997. – 542 с.

17. Дмитриева, О. Г. Международные стандарты финансовой отчетности в менеджменте / О. Г. Дмитриева, А. И. Леусский, Т. Н. Малькова. - Москва : Высшее образование, 2007. - 277 с.

18. Додж Р. Краткое руководство по стандартам и нормам аудита / Пер. с англ.; предисловие С.А. Стукова. – М.: Финансы и статистика; ЮНИТИ, 1992. – 240 с.

19. Жарылгасова Б.Т., Суглобов А.Е. Международные стандарты аудита: учеб. Пособие.4-е изд. М.:КноРус, 2008.

20. Исакова С.А. Современные проблемы организации аудита в условиях перехода на Международные стандарты аудита // Экономический анализ: теория и практика. 2009 № 30. С. 30-34.

21. Кармайкл Д.Р, Бенис М. Стандарты и нормы аудита / Пер. с англ. – М.: Аудит; ЮНИТИ, 1995. – 527 с.

22. Кондрашов Г.Д. Нормы и стандарты международного аудита: Учеб.-мет. Пособие. – М.: МГАПиИ, 2000. – 57 с.

23. Константинова, Е. П. Международные стандарты финансовой отчетности : учебное пособие / Е. П. Константинова. - Москва : Дашков и К, 2008. - 286 с.

24. Кочинев ЮЮю Международные стандарты аудита: оценка существенности // Аудиторские ведомости. 2010. № 12. С.3-7.

25. Краткая сводка международных правил аудита и сопутствующих услуг: Практ. Пособие. – Ростов-на-Дону: РГЭА, 1996.

26. Крикунов А.В. Поиск оптимальных путей развития аудиторской профессии // Аудиторские ведомости, 2007. - № 2. – С. 9-19.

27. Маренков Н.Л., Веселова Т.Н. Международные стандарты бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудита в российских фирмах: Учеб. Пособие. 5-е изд. – М.: УРСС, 2004. – 197 с.

28. Международные стандарты аудита и кодекс этики Международной федерации бухгалтеров (1999). М.: МЦРСБУ, 2000.

29. Международные стандарты финансовой отчетности : перевод полного официального текста Международных стандартов финансовой отчетности, действующих в ЕС по состоянию на 3 июня 2008 года. - Москва : Аскери-АССА, 2008. - 1100 с.

30. Международные стандарты финансовой отчетности: учеб./под ред. Гетьмана В.В.- М.: - Финансы и статистика, 2009.

31. Методика трансформации бухгалтерской отчетности в формат МСФО: учеб./Д.А.Панков, Ю.Ю.Кухто. – Мн.: «Издательство Гревцова». 2008.

32. Миргородская Т.В. Аудит: учеб. Пособие для вузов. 3-е изд. М.: КноРус, 2011

33. Николаева, О. Е. Международные стандарты финансовой отчетности : учебное пособие : по специальному курсу в системе повышения квалификации профессиональных бухгалтеров и аудиторов / О. Е. Николаева, Т. В. Шишкова. - Изд. 8-е, исправленное. - Москва : URSS : Либроком, 2009. - 239 с.

34. Панкова С.В. Международные стандарты аудита: Учеб. Пособие. – М.:Экономистъ, 2003. – 158 с.

35. Парушина Н.В., Суворова С.П. Галкина Е.В. Аудит: практикум. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.

36. Подольский В.М., Савин А.А. Аудит: учебник. 3-е изд. М.: Юрайт, 2011.

37. Проскуровская, Ю. И. Международные стандарты финансовой отчетности : учебное пособие / Ю. И. Проскуровская. - 3-е изд., исправленное и дополненное. - Москва : Омега-Л, 2009. – 278 c. - (Библиотека высшей школы).

38. Ремизов Н.А., Сквирская Е.Л. МСА: сегодня и завтра. Аудиторские доказательства // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2005. № 8. С.45-53.

39. Ремизов Н.А., Сквирская Е.Л. МСА: сегодня и завтра. Аудиторские риски// финансовые и бухгалтерские консультации. 2005. № 6. С. 26-35.

40. Сиднева, В. П. Международные стандарты финансовой отчетности : учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям: "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика", "Налоги и налогообложение" / В. П. Сиднева. - Москва : КноРус, 2007. - 214с.

41. Ситнов А.А. Международные стандарты аудита: Учеб.-практ. Пособие. – М.: ИД ФБК-Пресс, 2004.-157 с.

42. Слободняк, И. А. Международные стандарты финансовой отчетности : сборник тестов и задач / И. А. Слободняк. - Иркутск : Издательство БГУЭП, 2009. - 242 с.

43. Сквирская Е.Л, Новое в международных стандартах аудита: документирование аудита // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2006. № 3. С. 44-50.

44. Сквирская Е.Л., Цейтлин И.М. Вопросы применения международных и отечественных стандартов аудита: события после отчетной даты // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2006. № 4. С.31-39.

45. Соколов Я.В., Терехов А.А, Очерки развития аудита. – М.: ФБК-Пресс, 2004. – 374 с.

46. Суворов А.В. К вопросу о внедрении МСА // Международный бухгалтерский учет, 2001. - № 1. – С. 5-9; №3. – С. 8-12.

47. Суворов А.В. Международные стандарты аудита и Россия // Аудитор, 2001. - № 7. – С. 49-52.

48. Суворов А.В. Роль международных стандартов в дальнейшем развитии бухгалтерского учета, аудита и бухгалтерской профессии // Аудитор, 2006. - № 4. – С. 25-52.

49. Суворова С.П. Парушина Н.В. Международные стандарты аудита: учеб. пособие – М.: ИНФРА-М, 2007 – 320 с.

50. Суглобов А. Е. Роль международных стандартов в становлении российского аудита // Международный бухгалтерский учет, 2004. - № 4. – С. 3-8.

51. Суглобов А.Е., Михайлов А.Е. Состояние и проблемы адаптации международных стандартов аудита в России // Аудитор. 2010. №3 С.23-32.

52. Суглобов А.Е., Михайлов А.Е. Состояние и проблемы адаптации международных стандартов аудита в России / А.Е. Суглобов, В.И. Бобошко, И.А. Ладнюк // Международный бухгалтерский учет. 2010. № 2. С.20-31.

53. Суглобов А.Е. Понимание деятельности организации и ее окружения и оценка рисков существенных искажений: [МСА 315] // Международный бухгалтерский учет. 2009. № 3. С. 32-41.

54. Суйц В.П., Ситникова В.А. Аудит: учеб. Пособие. 2-е изд. М.: КноРус, 2010.

55. Хахонова Н.Н., Богатая И.Н. Аудит: учебник для вузов. М.: КноРус, 2011.

56. Чайковский Д.В. Основная модель управленческой отчетности в формате МСА // Управленческий учет. 2011. № 1. С. 98-104.

57. Чикунова Е.П. Международные стандарты аудита впервые изданы в России // Аудитор, 2001. - № 1. – С. 11-12.

58. Шешукова Т.Г., Городилов М.А. Аудит: теория и практика применения международных стандартов: Учеб. пособие. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2002. – 131 с.

59. Шешукова Т.Г. Городилов М.А. Аудит: теория и практика применения международных стандартов: учеб. Пособие. 2-е изд. М.: Финансы и статистика, 2005.

60. Шишкова, Т. В. Международные стандарты финансовой отчетности : [учебник] / Т. В. Шишкова, Е. А. Козельцева. - Москва

61. Юдина Г.А., Черных М.Н. Основы аудита: учеб. Пособие для вузов. 4-е изд. М.: КноРус, 2011.

62. Handbook of International Auditing, Assurance and Ethics Pronouncements (2008). – International Federation of Accountants.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА

Роль и назначение международных стандартов аудита (МСА)

1.1. Порядок создания МСА

Во всех экономически развитых странах аудиту придается большое значение, так как он ориентирован на собственников, которым и представляется аудиторское заключение.

В условиях развитых экономических отношений целью аудита не является поиск конкретных ошибок и отклонений. Цель аудита (как признают аудиторы развитых стран) – формирование мнения о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах. Для достижения этой цели применяется широкий спектр специфических подходов, процедур и методов, требования к которым сформулированы в таких регламентирующих документах, как Правила или Стандарты аудита.

Современные экономисты конца ХХ-го – начала XXI-го вв. отмечают возникновение кризиса в аудите, которое выражается во все возрастающем недоверии к мнению аудиторов об отчетности. Кроме того, заключение аудиторов по отчетности подтверждают лишь то, что происходило на предприятии несколько месяцев назад, а за время проверки вся хозяйственная деятельность могла претерпеть значительные изменения. Однако, отсутствие мнения о достоверности отчетности усиливают риски недобросовестности и злоупотреблений управляющих.

Международная федерация бухгалтеров (МФБ) для развития аудита учредила Комитет по международной аудиторской практике – КМАП (IAPC), призванный разрабатывать стандарты и положения в отношении аудита и сопутствующих услуг. В настоящее время функции КМАП выполняет Совет по международным и гарантирующим стандартам (IAASB).

Стандарты аудита– это документы, формулирующие единые требования, при соблюдении которых обеспечивается соответствующий уровень качества аудита и сопутствующих ему услуг. На базе аудиторских стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов и единые требования к проведению экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью.

Профессиональные аудиторские организации с достаточно высоким уровнем развития аудита (Канады, Великобритании, Ирландии, США) лишь принимают к сведению положения международных стандартов аудита. Аудиторы ряда стран, в том числе Австралии, Бразилии, Индии и Нидерландов, используют МСА для разработки национальных стандартов аудита.

Страны, не разрабатывающие собственные стандарты аудита, применяют МСА в качестве отечественных стандартов. Применять МСА в качестве национальных стандартов могут только те страны, которые являются членами МФБ.

Международные стандарты аудита предназначены для применения при аудите финансовой отчетности, но их можно адаптировать и для аудита другой информации и оказания сопутствующих услуг. МСА содержит:

- основные принципы;

- необходимые процедуры;

- рекомендации по применению принципов и процедур.

Обеспечено единство структуры стандартов. МСА включает в себя:

- введение, где отражаются цель стандарта и задачи, стоящие перед аудитором, а также даются определения важнейших используемых терминов;

- разделы, излагающие суть стандарта;

- приложения (для некоторых стандартов).

МСА применяются лишь в отношении существенных аспектов финансовой отчетности. Это означает, что возможны отступления от МСА в ситуациях с несущественными показателями или обязательствами.

В исключительных случаях возможно отступление от МСА, аргументированное аудитором. МСА применяются лишь в отношении существенных аспектов финансовой отчетности. Это означает, что возможны отступления от МСА в ситуациях с несущественными показателями или обстоятельствами.

Значение стандартов состоит в том, что они обеспечивают приемлемое качество аудиторской проверки, способствуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений, помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки, повышают престиж профессии, облегчают аудиторам ведение переговоров с клиентами, обеспечивают взаимосвязь отдельных элементов аудиторского процесса.

Наши рекомендации