Корпоративные информационные системы
Корпоративные информационные системы – интегрированные информационно-управляющие системы, охватывающие управление всеми сферами деятельности организации. Основной задачей КИС является автоматизация большинства функций управления высшего руководства: особенно планирования, контроля и координирования.
Принципы проектирования КИС:
· Ориентация на потребителя
Ориентация на потребителя - одна из первых управленческих технологий, возникшая в 70-х годах, приведшая к полной смене приоритетов в организации деятельности предприятий. Если раньше построение предприятия шло "от производства", его конкурентоспособность достигалась за счет улучшения производственных процессов, увеличения качества продукции, снижения себестоимости, а основные усилия были направлены на развитие производства, то с середины 70-х годов отношение поменялось: главным стал потребитель, вся деятельность предприятий стала строиться иначе, опираясь на потребности клиента. Даже на предприятиях с серийным производством, торговые подразделения ориентируются на рынок. Основные усилия сместились в сторону маркетинга, и производство приняло подчиненную роль и стало ориентироваться на потребности покупателя.
При создании корпоративной информационной системы должна учитываться эта тенденция - полная смена приоритетов в организации деятельности предприятий: не "от производства", а от "потребителя".
· Процессный подход
В соответствии с процессным подходом бизнес-процессы рассматриваются с точки зрения добавленной стоимости, т.е. выделяются те бизнес-процессы, на которых предприятие зарабатывает. В этом случае ответственность сотрудников за конечный результат всей деятельности предприятия привязывается к сквозным процессам. Это дает основное преимущество процессного подхода: он обеспечивает единство целей функциональных специалистов предприятия. Процессное управление - это делегирование полномочий и стимулирование "процессного поведения".
· Сбалансированная система показателей
Кроме финансовых показателей в корпоративной информационной системе оцениваются и такие группы показателей, как отношение клиента к компании, степень его удовлетворенности, инновационный потенциал компании и сотрудников, качество бизнес-процессов и другие. Все эти показатели взаимосвязаны, влияют друг на друга и на конкурентоспособность предприятия, и, в конечном итоге, влияют на финансовые результаты предприятия. Все показатели должны иметь количественное выражение, чтобы в совокупности по их сбалансированности оценивать преимущества и конкурентоспособность предприятия.
· Комплексный подход к управлению
Одна из ключевых целей предприятия – повышение конкурентоспособности. Чтобы ее достичь, нужно решить связанные между собой, зачастую противоречивые задачи:
- Обеспечить качество продукции (Требования к качеству расширились на весь жизненный цикл изделия, включая сервисное обслуживание, ремонт и даже утилизацию. Корпоративная информационная система должна предоставить возможность отслеживать весь жизненный цикл продукта).
- Обеспечить инновационность решений: уметь быстро заменять морально устаревшую продукцию на новые изделия, гибко реагировать на требования рынка, модернизировать производство.
- Сократить сроки выполнения заказов и предоставления сопутствующих сервисов.
- Контролировать и снижать себестоимость продукции и услуг за счет организации технологических и производственных процессов, правильного выбора нормативов и тарифов, снижения складских запасов и объемов незавершенного производства. Корпоративная информационная система должна предоставить возможность вести подсчет себестоимости продукции.
· Системный подход
При создании корпоративной информационной системы предприятие рассматривается как целостная система, как совокупность элементов (материальных, финансовых, трудовых, информационных и других ресурсов), подчиненных единой цели, и взаимодействующих с внешней средой (рынком, государством, экономической инфраструктурой, социальной средой).
Чтобы проект по созданию корпоративной информационной системы был успешным, надо не забывать о цели, о том, ради чего существует предприятие, ради чего делается автоматизация. Казалось бы, цель очевидна - заработать денег, но она может принимать совершенно разные формы. Например, собственник хочет повысить стоимость компании и продать ее или же он хочет добиться стабильной небольшой прибыли, очевидно, что способы достижения этих целей будут совершенно разными. В зависимости от того, на что нацелено предприятие, выстраиваются разные стратегии. Создание корпоративной информационной системы, автоматизация должны идти в унисон с этой стратегией.
Выявив цель, мы разбиваем ее на три объекта:
1. Ресурсы (материальные, финансовые, трудовые, информационные)
2. Управляющая подсистема (механизмы управления ресурсами);
3. Информационная подсистема (сбор и анализ информации о состоянии и поведении объекта управления).
Корпоративные информационные системы. Состав системы управления. |
· Адаптивное управление
Адаптивное управление - это выбор оптимального способа достижения цели, это способ управления, при котором сохраняются неизменными целевые показатели, а текущие (краткосрочные и среднесрочные) планы и бюджеты при наличии отклонений могут быть скорректированы. Принципы адаптивного управления закладываются в разрабатываемую систему управления, а корпоративная информационная система отражает эти принципы.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что общей стратегической целью создания корпоративной информационной системы является повышение управляемости, что позволяет увеличить экономическую эффективность и качественно улучшить производственные показатели предприятия.
Достижение этой цели в рамках создания корпоративной информационной системы должно быть реализовано за счёт применения на предприятии всего комплекса информационных технологий, а именно:
- сбора достоверной информации;
- оперативной обработки данных о фактах производственно-хозяйственной деятельности;
- аналитической поддержки принятия управленческих решений;
- своевременного информирования персонала о результатах производственного планирования и ресурсном обеспечении.