Регулирующая (стимулирующая) функция
Данная функция предполагает, что государство может использовать налоги как рычаг воздействия на экономику. Свое признание данная функция получила во второй половине XX в. Регулирование осуществляется через определение объекта и субъекта налогообложения, через определение налоговых ставок и льгот.
Контрольная функция
Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.
Антиинфляционная функция
Некоторыми экономистами также среди названных выше функций выделяется такая функция налогов как антиинфляционная. В соответствии с данной точкой зрения изъятие налогов в пользу государства способствует уменьшению количества денег в обращении, что, в конечном итоге, приводит к уменьшению платежеспособного спроса и инфляции.
Можно сказать, что данная функция больше присуща прямым налогам. Косвенные налоги, являясь элементом цены, наоборот при своем введении или повышении ставок могут спровоцировать рост цен.
Элементы налогов
Налог является комплексным экономико-правовым и общественным явлением и включает в себя совокупность определенных взаимодействующих составляющих, которые именуются как элементы налога.
Выделяют следующие элементы налога:
Субъект налога (налогоплательщик) – юридическое или физическое лицо, на которое государством возложена обязанность уплачивать налог.
Различают формального и фактического налогоплательщика. При определенных условиях (косвенное налогообложение) субъект налога (продавец) может переложить уплату налога на другого субъекта (покупателя). Первый при этом будет называться формальным налогоплательщиком (на него по сути возлагается обязанность перечисления налога в бюджет), а второй будет называться фактическим налогоплательщиком или носителем налога. Именно за счет его дохода происходит уплата налога в бюджет.
Носитель налога – юридическое или физическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода.
В некоторых случаях происходит совпадение субъекта налога и носителя налога (транспортный налог).
Объект налога – доход или имущество, которые служат основанием для обложения налогом.
В соответствии с п. 1 ст. 38 НК объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Налоговая база – денежная, физическая или иная характеристика объекта обложения.
(Для транспортного налога: объект налога – транспортное средство, налоговая база – мощность транспортного средства, выраженная в лошадиных силах).
Налоговая база используется в целях уточнения объекта налогообложения. В ряде случаев налоговая база представляет собой объект налогообложения, подвергшийся необходимой корректировке: уменьшение или увеличение. Поэтому по объему данные понятия могут либо совпадать, либо нет.
Единица обложения – это единица, с помощью которой измеряется объект обложения.
Налог на прибыль – рубль, транспортный налог – лошадиная сила
Ставка налога – размер налога с единицы обложения.
Ставки бывают в % (долевые или адвалорные), в рублях и коп. (твердые или специфические), комбинированные (в % и в руб.). Долевые ставки делятся на пропорциональные, прогрессивными и регрессивными.
При пропорциональных ставках, ставка налога остается неизменной не зависимо от изменения размеров объекта обложения.
При прогрессивных ставках, ставка налога возрастает по мере роста объекта обложения. Прогрессивные ставки бывают простые и сложные. При простой прогрессии повышенная ставка применяется ко всему объекту обложения. При сложной прогрессии повышенная ставка применяется только к части объекта обложения, который превышает определенный уровень (прежний подоходный налог в РФ).
При регрессивных ставках, ставка налога уменьшается по мере роста объекта обложения. Аналогично бывает простая и сложная регрессии.
Кроме обычной ставки налога, которая установлена законодательно, на практике часто применяется такой показатель как эффективная налоговая ставка, которая показывает общую долю уплаченных налогов налогоплательщиком в его доходах.
Налоговый период – время, по истечении которого рассчитывается и уплачивается в бюджет налог.
Налоговая льгота – снижение размера налога. Могут применяться разнообразные льготы: снижение ставки налога, изъятия, налоговые скидки и кредиты.
В соответствии с НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
В отличии от теории, НК РФ (ст. 17) к обязательным элементам налогообложения относит:
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. В соответствии с п. 1 ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.
Налоговая льгота является факультативным элементом, поскольку для отдельных налогов или сборов какие-либо льготы могут не устанавливаться (факультативный – т.е. не обязательный).
Способы взимания налогов
Способы взимания налогов существенно различаются по двум основным видам налогов, а в составе прямых по отдельным налогам, а также по реальным и личным прямым налогам.
Основными методами, применяемыми при обложении прямыми налогами являются:
1) кадастровый метод;
2) по месту получения дохода до его получения;
3) по собственному заявлению плательщика (декларационный).
1) Кадастровый метод применяется в основном при обложении реальными прямыми налогами. Его сущность заключается в том, что составляется подробный перечень однотипных объектов обложения с указанием тех признаков объекта, которые имеют значение для размера получаемых от них доходов. При этом в установленные сроки работники финансовых (налоговых) служб рассчитывают по кадастру среднюю доходность объектов обложения и исходя их нее по установленным ставкам определяют сумму налога, подлежащую внесению в доходы государства. Метод имеет преимущества и недостатки. Применяется относительно редко. Достоинством является экономия трудозатрат работников налоговых служб, поскольку они могут исчислить налог по месту своей работы. Крупным недостатком является то, что фактическая доходность объектов обложения как правило отклоняется от средней. При кадастровом методе происходит как правило недообложение или переобложение налогами.
2) По месту получения дохода до его получения. Применяется в основном для обложения физических лиц, имеющих доходы от работы по найму. При этом методе расчет суммы налога осуществляется обычными экономическими службами предприятий, фирм, организаций, нанимающих граждан на работу. Вычеты сумм налогов из заработанных доходов осуществляется до получения ими заработной платы, премий, гонораров и других видов заработков. Преимущество в том, что поскольку граждане не сами исчисляют сумму налога, меньше возможности для уклонения от уплаты, сокрытия доходов, меньше ошибок, меньше объем работы налоговых служб по проверке правильности исчисления налогов, суммы поступают в бюджет своевременно и регулярно. Применяется широко.
3) Декларационный. Применяется наряду со вторым методом, поскольку наряду с заработками от работы по найму есть другие виды доходов. Декларация представляет собой заявление плательщика о полученных им за год доходов и включает в себя расчет сумм налогов, подлежащих внесению в бюджет. Декларация должна вноситься в установленные сроки и налоговые службы осуществляют выборочную проверку правильности заполнения деклараций.