Современная бюджетная система, характеристика звеньев и видов бюджетов, принципы ее построения
Под бюджетная системой понимают основанную на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемую нормами права совокупность бюджетов различных территориальных уровней.
Структура бюджетной системы обусловлена формой государственного устройства, под которой понимаются внутреннее строение государства, деление его на составные части и система взаимоотношений между ними на основе распределения властных полномочий и суверенитета между центром и территориальными образованиями.
Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:
-федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
-регионального бюджета, или бюджета субъектов Федерации, - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Всего в Российской Федерации 89 субъектов, из них: 21 республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, 10 бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;
-местного бюджета, или бюджета муниципальных образований, - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к ведению органов местного самоуправления.
Бюджетный кодекс дает следующий перечень принципов построения бюджетной системы.
1. Принцип единства бюджетной системы - основан на единстве правовой базы и форм бюджетной документации на всех уровнях бюджетной системы.
2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Это означает закрепление определенных видов доходов за федеральным центром, субъектами Федерации и местным самоуправлением.
3. Принцип самостоятельности бюджета. Это право различных уровней власти на самостоятельный бюджет и бюджетный процесс.
4. Принцип сбалансированности бюджета - доходы бюджета должны соответствовать расходам бюджетов.
5. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Означает, что все доходы и расходы и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах всех уровней в полном объеме.
6. Принцип достоверности бюджета, из которого следует надежность и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
7. Принцип гласности, что означает открытость для общества принятых законов о бюджетах.
8. Принцип эффективности и экономности расходования средств. Означает, что при составлении и исполнении получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема денежных средств.
9. Принцип общего покрытия расходов. Означает, что все расходы должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
10. Принцип адресности и целевого характера бюджета. Означает, что свободные средства, выделяемые в распоряжение конкретным получателям, могут использоваться только по целевому признаку.
Внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.
В настоящее время в России существуют три типа внебюджетных фондов:
1) социальные внебюджетные фонды, имеющие общегосударственное значение;
2) экономические внебюджетные фонды (внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения);
3) территориальные внебюджетные фонды.
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ