Таким образом, по нашим законам письменный акт есть документ укрепления прав
Сила такого укрепления (достоверность) различна в зависимости от различных, только что перечисленных видов письменных актов. 1) Наименьшей силой достоверности обладают домашние акты. Они пишутся или дающим его или, по просьбе его, кем-либо другим (ст. 91). Наш закон различает троякого рода домашние акты, но это различие касается неодинакового способа удостоверения самих актов[см. ссылку 82], а не различной силы достоверности их. 2) Большей силой достоверности обладают явочные акты. Это суть домашние акты, явленные для засвидетельствования нотариусу. Такое засвидетельствование (явка актов ст. 65 ср. ст. 2 нот. пол.)[см. ссылку 83] имеет своею целью, кроме удостоверения самоличности участвующих в засвидетельствовании, удостоверение их законной правоспособности (ст. 147) и непротивности содержания самих актов закону (Врем. пр., ст. 44; 79/151), а главное удостоверение даты засвидетельствования (ст. 138 нот. пол.), которая считается достоверною (ст. 476 У. Г. С.). Отсюда, явочные акты подлежат удовлетворению прежде актов неявленных (ср. ст. 1674 и 2039 т. X ч. 1) и в отношении их не допускается заявление сомнения в подлинности (ст. 543 У. Г. С.). 3) Еще большей силой укрепления обладает нотариальный акт. Большая сила обнаруживается в том, что нотариальный акт совершается самим нотариусом (ст. 79 нот. пол.) в присутствии свидетелей[см. ссылку 84] и самый акт вносится в актовую книгу. Нотариальный акт не может быть, таким образом, легко утрачен[см. ссылку 85], как акты домашний и явочный. Некоторые акты должны быть необходимо совершаемы нотариальным порядком (см., напр., ст. 1070 и 1070 1 т. X ч. 1). Вообще же все акты, за некоторыми изъятиями (ст. 66, 81 прим. 2-е и ст. 82 нот. пол.) могут быть совершаемы нотариальным порядком. 4) Главное из этих изъятий имеет в виду крепостные акты[см. ссылку 86]. Крепостные акты – это нотариальные акты, но утвержденные старшим нотариусом с отметкою их в крепостном реестре[см. ссылку 87]. Сила укрепления их самая большая, и потому крепостные акты имеют место в сделках по переходу права собственности на недвижимое имущество и вообще при возникновении, ограничении, обременении и прекращении вещных прав на недвижимость (см. также ст. 103 т. X ч. 1). Крепостные акты не обладают, однако, в нашем праве всей силой укрепления, как это имеет место на Западе. Им не достает принципа публичности и прежде всего бесповоротности (см. ипотечную систему в отличие от крепостной системы, § 19).
2. Независимо от указанных видов письменных актов и их особенностей[см. ссылку 88], наши законы требуют еще соблюдения общих условий действительности письменного акта.
Общим условием является 1) подпись акта лицом, обязанным по сделке (ст. 919), хотя бы акт и был написан собственноручно (71/334 и 72/780). Впрочем, Сенат сделал исключение из указанного правила для лица, написавшего акт собственноручно с наименованием себя в тексте и заключительными словами: «Руку приложил» (70/738). Иногда отказ в подписи одного лица влечет за собой необязательность акта и для других лиц, напр., при договоре полного товарищества (07/14). За неграмотного, т.е. не умеющего подписать акт (86/80), подпись может быть сделана другим лицом по его поручению (ст. 919, 79/84 и 80/44)[см. ссылку 89]. Засвидетельствование такой подписи требуется, равным образом и в других случаях: слепоты[см. ссылку 90], тяжкой болезни (919), а в отношении крестьян подпись должна быть засвидетельствована сельским старостой того общества, к которому принадлежит крестьянин, а не старостой другого общества (04/25). Впрочем, незасвидетельствование подписи не делает акта безусловно недействительным; в случае признания его или каких-либо иных доказательств такой акт будет действителен (72/80, 76/143 и др.). Что касается 2) присутствия свидетелей, то, как было показано (1), оно не составляет общего существенного условия совершения всех актов, а только некоторых (ст. 921, 922). Следует, также заметить, что при совершении иных актов, как напр., при домашнем завещании, хотя необходимы подписи свидетелей, но присутствие свидетелей при совершении самого акта не требуется (ст. 923 и 1050) (иначе – по римскому праву).