Роль менеджера в музыкальной индустрии
(XX – начало XXI вв.)
Менеджмент как вид деятельности связан с управлением и направлен на реализацию поставленных целей. В музыкальной сфере менеджмент имеет отношение к процессу управления карьерой инструменталистов, вокалистов, руководителей оркестров, а также результатами их творческого труда. Понятие «персональный менеджмент» появилось в индустрии развлечений США в 1920-1930 гг., когда активно развивались такие новые формы шоу-бизнеса, как кино, мюзикл, музыка джаза. В эти годы формируется небольшая группа людей, готовых решать вопросы, связанные с выступлениями артистов в клубах и театрах, а также с работой исполнителей в студиях звукозаписи. Их называют персональными менеджерами или менеджерами. В дальнейшем деятельность персональных менеджеров будет направлена не только на решение текущих задач, но и на управление, планирование и развитие карьеры исполнителей. Их роль в развитии музыкального бизнеса в течение ХХ в. постоянно возрастала.
В 1920-е гг. исполнители джаза заметно расширяют аудиторию своей музыки. Многие вопросы, связанные с выступлениями и записями они решают самостоятельно. Однако появление персональных менеджеров изменяет ситуацию на музыкальном рынке. Теперь уже менеджеры берут на себя решение значительной части организационных и коммерческих вопросов, что позволяет музыкантам сконцентрироваться на творчестве. Многие великие музыканты джаза успешностью своих карьер во многом обязаны менеджерам.
Так взлет карьеры Дюка Эллингтона связан с его работой в «Cotton Club» - в одном из богатых ночных клубов Нью-Йорка. Эту работу он получил с помощью своего менеджера Ирвинга Миллса. Начиная с 1927 г., музыканты оркестра в течение пяти лет не только выступали в этом клубе, но и имели возможность регулярно проводить репетиции. Д. Эллингтону удалось создать яркое и неповторимое звучание оркестра. Благодаря тому, что клубные выступления оркестра транслировались по радио на всю Америку, Д. Эллингтон стал первым известным черным руководителем оркестра. И. Миллс сотрудничал с ним до 1939 г. Он помогал заключать выгодные контракты с фирмами грамзаписи, был особенно восприимчив в вопросах коммерческого потенциала оркестра и все эти годы играл весомую роль в управлении финансовыми делами Д. Эллингтона.
К началу 1930-х гг. Луи Армстронг уже был яркой фигурой в джазе. Он записал серию пластинок «Hot Five» и «Hot Seven», которые преобразили джазовый мир. Однако менеджеры, с которыми он сотрудничал, эксплуатировали его талант. Они не желали тратить деньги на привлечение в его составы первоклассных музыкантов и оплачивать работу аранжировщиков. К тому же Л. Армстронг был лишен возможности спокойно работать и в его финансовых делах царил беспорядок. Ситуация изменилась в 1935 г., когда его менеджером сталДжо Глейзер. Он самостоятельно принимал решения по всем основным вопросам дальнейшей карьеры Л. Армстронга, создавал условия для спокойной работы и обеспечил его финансовую безопасность. С самого начала их сотрудничества, которое длилось более тридцати лет, стала отчетливо проявляться коммерческая направленность музыки Л. Армстронга. Д. Глейзер, почувствовав интерес публики к традиционному джазу, направляет Л. Армстронга в ностальгическое прошлое, воссоединяя его с известными музыкантами раннего джаза. Съемки фильма «Новый Орлеан», серия студийных записей с ансамблем «All Stars», а также выступления в «Carnegie Hall» во второй половине 1940-х гг. изменяют историческую роль Л. Армстронга. Д. Глейзеру удается создать ему образ гениального исполнителя джаза.
Большую роль в карьере «короля свинга» Бенни Гудмена, сыграл Джон Хэммонд. В 1933 г. он предложил Б. Гудмену контракт с английской фирмой грамзаписи, а уже в следующем году помог собрать оркестр из высокопрофессиональных музыкантов. Д. Хэммонд оказал содействие и в поиске репертуара. Аранжировки, написанные Ф. Хендерсоном, стали определяющими не только для саунда оркестра Б. Гудмена, но и для всей эры свинга. После выступления оркестра на радио, Д. Хэммонд договорился о проведении гастрольного тура, который закончился в августе 1935 г. триумфальным выступлением в Лос-Анджелесе. С этого выступления оркестра Б. Гудмена и началась эра свинга. Следует отметить, что Д. Хэммонд открыл миру джаза и таких ярких исполнителей, как Б. Холидей, К. Бейси, Ч. Крисчен. Он помогал им с работой и записями, оплачивал транспортные расходы, организовывал джем-сэйшн на радио. Д. Хэммонд также занимался организацией концертов "From Spirituals to Swing", в которых принимали участие исполнители джаза, блюза и госпел.
Отношения между Эллингтоном и Миллсом, Армстронгом и Глейзером, Гудменом и Хэммондом являются символическими. Они наглядно демонстрируют роль менеджера в развитии карьеры артиста и влиянии его творчества на массовую аудиторию. И поскольку ставки постоянно росли, музыка все больше и больше входила в сферу музыкального бизнеса. И этот бизнес концентрировался в руках небольшого круга профессионалов.
Роль менеджера заметно возросла в конце 1940-х гг., когда появились пластинки со скоростью 33 1/3 об/мин. Средняя продолжительность их звучания составляла 35 - 45 минут, что значительно увеличивало музыкантам возможности самовыражения. Первыми этим техническим новшеством воспользовались боперы, а затем по их стопам пошли исполнители ритм-энд-блюза и рок-н-ролла. Вскоре пластинки становятся основным источником дохода, а удачная запись вызывает у публики желание увидеть выступление исполнителя. Эти факторы свидетельствуют о важности той роли, которую играет менеджер в достижении успеха артиста. Теперь он должен вести интенсивные переговоры с широким кругом специалистов музыкального бизнеса (руководителями фирм грамзаписи, авторами, издателями, промоутерами, дистрибьютерами, представителями СМИ и др.). Также он обязан следить за тем, чтобы контракты, подписанные артистом, соответствовали долгосрочным планам его карьеры, и способствовали созданию лучшего музыкального продукта, лучшего имиджа, лучшего шоу.
Наиболее ярко изменения роли менеджера в музыкальной индустрии воплотились в действиях Тома Паркера - менеджера Элвиса Пресли. Они заключили соглашение о сотрудничестве в 1955 г., когда Э. Пресли был известен только на региональном уровне. Вначале Т. Паркер добился контракта Э. Пресли с «RCA Victor» - одной из ведущих фирм грамзаписи. И уже первый сингл («Heartbreak Hotel») записанный им, был продан десятимиллионным тиражом. Следующие шаги Т. Паркера были направлены на эксплуатацию имиджа артиста. Он выдавал лицензии на использование имени и изображения Э. Пресли всем заинтересованным лицам. Т. Паркер не останавливался на достигнутом, и использовал телевидение для расширения аудитории. Выступления Э. Пресли в одной из самых популярных телепередач «The Ed Sullivan Show» принесло ему общенациональную известность.
До начала службы в армии, Э. Пресли был представлен молодежи, как бунтарь – исполнитель рок-н-ролла. Однако после окончания службы в 1960 г., Т. Паркер ориентирует его на широкий рынок аудитории среднего возраста. Как часть его плана - отказ от концертной деятельности и переход в сферу кинобизнеса. В последующие годы Э. Пресли снялся в двадцати семи фильмах, которые принесли ему немалый доход. Однако к концу 1960-х гг. изменяется ситуация на музыкальном рынке и Т. Паркер возвращает Э. Пресли на концертные площадки. Он занимается организацией его выступлений на телевидении и координирует проведение гастрольных туров.
Действия Т. Паркера наглядно демонстрируют ту огромную роль, которую играет грамотный менеджер в карьере талантливого артиста. Карьера Э. Пресли была настолько успешной, что он не только при жизни стал «королем рок-н-ролла», но и спустя десятилетия после смерти, его альбомы продаются золотыми тиражами.
Уровень успеха Э. Пресли смогли превзойти музыканты группы «The Beatles». И помог им в этом не только их талант, но и качественный менеджмент. Особенно отчетливо влияние менеджера проявилось на начальном этапе их карьеры. Брайан Эпстайн стал менеджером группы в январе 1962 г., когда о них знали лишь немногочисленные поклонники, а уже через два года мир охватила битломания. За этот короткий период времени он определился с имиджем группы, заключил соглашение с фирмой грамзаписи, организовывал телевизионные выступления и проведение гастрольных туров. После успешного выступления «The Beatles» в Америке в 1964 г., они стали много гастролировать в Европе, Австралии и Юго-Восточной Азии. Все вопросы, связанные с проведением концертов, которые собирали десятки тысяч людей, решал Б. Эпстайн. В середине 1966 г. музыканты приняли решение отказаться от концертных выступлений и сконцентрироваться на студийной работе. Это явилось для него сильным ударом, поскольку его участие в делах группы заметно ограничивалось. В последующие годы «The Beatles» записывают альбомы, а в 1970 г. распадаются. Одной из причин распада группы стала смерть Б. Эпстайна в 1967 г., которому музыканты доверяли и считали «пятым битлом».
Одним из тех менеджеров, кто максимально использовал талант музыкантов, был и Питер Грант. Его работа с группой «Led Zeppelin» началась с момента ее создания в 1968 г. Деловые действия П. Гранта были основаны на том, что нужно сосредоточиться на записи альбомов, а не синглов. Он считал, что более необходимыми, чем телевизионные появления являются концертные выступления, поскольку концерты в большей степени способствуют продаже альбомов. При этом его позиция заключалась в том, что музыканты должны зарабатывать на концертах больше денег. Поэтому П. Грант обеспечивал группе максимальный процент прибыли от продажи билетов, который доходил до 90 %. Он жестко боролся с бутлегерами и нелегальными мерчандайзерами. Для того, чтобы лучше контролировать финансовые и творческие процессы создания и распространения альбомов группы, П. Грант создает в 1974 г. свою звукозаписывающую компанию «Swan Song Records». В итоге его усилия привели к тому, что музыканты «Led Zeppelin» в полной мере реализовали свой творческий потенциал и стали миллионерами.
Успешные действия менеджера способствуют не только популярности группы или исполнителя, но и продвижению новых направлений. Так, например, усилия Малколма Макларена (менеджера группы «Sex Pistols») сделали панк известным во всем мире. До середины 1970-х гг. панк-рок активно развивался в Америке, но оставался сугубо региональным явлением. Свои идеи М. Макларен, который имел небольшой опыт работы с американской группой «New York Dolls», реализовал во второй половине 1970-х гг., используя музыку и моду. Он стоял у истоков создания группы «Sex Pistols», которая через цепочку скандалов в короткий срок добилась огромной популярности. Параллельно он продвигал и панк-моду. И в этом ему неоценимую помощь оказала дизайнер Вивьен Вествуд. Следует отметить, что для реализации своих планов он использовал оригинальные методы, поскольку поддержки от телевидения и радио не получал.
Еще одним менеджером, кто оказал определяющее влияние на развитие новых направлений, стал Рассел Саймонс. Его усилия были направлены на становление культуры хип-хопа. Он занимается менеджментом таких ранних исполнителей хип-хопа, какгруппа «Run-D.M.C.», Кёртис Блоу и делает их известными. Следующие шаги Р. Саймонса направлены на создание в 1984 г. звукозаписывающей компании «Def Jam». На ней «Run-D.M.C.» записывает альбом «Raising Hell», который становится мульти-платиновым и выводит хип-хоп на мировой уровень. В дальнейшем Р. Саймонс продолжает развивать хип-хоп, через участие в таких проектах, как «Beastie Boys», L.L. Cool Jи др. Он создает конгломерат «Rush Communications», который включает фирму звукозаписи, компанию менеджмента, рекламное агентство, кинокомпанию и журнал и др. Его продуманные и спланированные действия способствует увеличению влияния хип-хопа, как главенствующего направления поп-культуры.
Влияние менеджера на карьеру исполнителей не теряет своей актуальности и на рубеже ХХ - ХХI вв. Так пятнадцатилетнее сотрудничество менеджера Фредди Димэна с Мадонной, приводит ее к мировой популярности. В дальнейшем он занимается менеджментом Шакиры и способствует ее успешному выходу на англоязычный рынок.
Роль персонального менеджера, как самой главной фигуры в музыкальной жизни артиста, неизменна с 1920-х гг. по настоящее время. Работа менеджера связана, прежде всего, с управлением карьеры артиста. Учитывая то обстоятельство, что сфера действий в музыкальной индустрии постоянно расширяется, то, соответственно, увеличивается и сфера действий персонального менеджера. В его обязанности входит планирование карьеры артиста в долгосрочной перспективе, решение творческих задач, создание профессиональной команды (юрист, агент и др.), консультирование и промоутинг артиста, организация гастрольных туров, переговоры с фирмами грамзаписи, издательствами, продюсерами, представителями СМИ, фотографами и т. д. Поскольку функциональные обязанности менеджера достаточно разнообразны, то естественным выглядит и стремление менеджеров объединить свои усилия. Появляются компании менеджмента, которые работают с большим количеством артистов и охватывают широкие рынки. Однако это не изменяет природу достаточно непростых отношений менеджера и артиста, где наиболее оптимальной является формула, основанная на партнерстве, доверии и профессионализме.