Экономические основы и принципы социального обеспечения

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Как экономическая категория социальное обеспечение — это система распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и обслуживания граждан.

В этом широком смысле социальное обеспечение включает соответствующее обеспечение всех членов общества, независимо от источников образования фондов и организации обеспечения.

Основными видами расходовпо социальному обеспечению являются выплаты денежных пенсий и пособий.

Пенсии — это периодические выплаты определенных денежных сумм для материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью, выслугой лет и в связи со смертью кормильца. Основные виды пенсий:

§ по старости;

§ по инвалидности;

§ за выслугу лет;

§ по случаю потери кормильца.

Некоторым категориям граждан выплачиваются так называемые социальные пенсии,

Основные виды пособий:

§ по временной нетрудоспособности;

§ по беременности и родам;

§ при рождении ребенка;

§ по уходу за ребенком;

§ на детей военнослужащих срочной службы; ш по безработице;

§ ритуальные.

Наряду с этим существуют и другие формы обеспечения:

§ профессионально-техническое обучение;

§ переобучение безработных;

§ переобучение и трудоустройство инвалидов;

§ бесплатное содержание нетрудоспособных в домах-интернатах для престарелых и инвалидов;

§ протезирование и снабжение инвалидов мото- и велоколясками, атомобилями;

§ организация многих видов помощи на дому и т.д.

Социальное обеспечение — это проявление гуманизма, забота общества, государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться. В трудную пору жизни, когда в связи с прекращением трудовой деятельности его материальное положение ухудшается, когда на моральное состояние человека, привыкшего всю жизнь трудиться, так угнетающе действует сознание утраты своей полноценности, — в эту пору он не предоставлен сам себе, не забыт.

Содержание категории социального обеспечения.По этому вопросу среди экономистов нет единого мнения. Ряд авторов конструируют понятие социального обеспечения в широком смысле, в которое включают совокупность определенных социально-экономических мероприятий, связанных с бесплатным обеспечением матери и ребенка, граждан в старости и в случае нетрудоспособности, с бесплатным медицинским обслуживанием и лечением. Другие социальное обеспечение и социальное страхование рассматривают как однопорядковые экономические категории. Третьи вводят понятие социального обеспечения в узком смысле, к которому относят виды обеспечения, не охватываемые социальным страхованием. Наконец, четвертые считают, что существует единое понятие социального обеспечения, включающего различные формы и виды обеспечения нетрудоспособных, в том числе и социальное страхование. Это положение более точно отвечает статье 39 Конституции РФ.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам России право на труд, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности и потери кормильца, право на жилище, образование, пользование достижениями культуры, право участия в управлении государственными и общественными делами и т.д.

С позиции широкого толкования понятия социального обеспечения в нею следовало бы включить не только бесплатное медицинское обслуживание, лечение, но и бесплатное образование, пользование достижениями культуры и другие социально-экономические мероприятия, предусмотренные Конституцией. Но ведь каждое из этих прав предусматривает удовлетворение различных потребностей граждан и обеспечивается соответствующими, предусмотренными Конституцией, мероприятиями и средствами. Так, право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца обеспечивается различными формами социального обеспечения. Специальные формы предусмотрены для обеспечения права на охрану здоровья, т. е. на бесплатное медицинское обслуживание и лечение. Иначе говоря, различные потребности граждан имеют свои, специфические формы их удовлетворения. Соответственно этому образуются и фонды денежных средств. Следовательно, для более широкого толкования социального обеспечения достаточных оснований не имеется.

Нельзя признать обоснованной точку зрения о параллельном существовании социального обеспечения и социального страхования как самостоятельных однопорядковых экономических категорий, согласно которой к социальному обеспечению относятся мероприятия, осуществляемые за счет прямых ассигнований государственного бюджета, а к социальному страхованию — мероприятия за счет средств фонда социального страхования.

В направлениях расходов за счет прямых ассигнований на социальное обеспечение из государственного бюджета, Пенсионного фонда и Фонда социального страхования нет различий принципиального характера. Как за счет прямых ассигнований, так и за счет Пенсионного фонда и Фонда социального страхования выплачиваются пенсии по старости, по инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, пособия по случаю рождения ребенка и на погребение, пособия по беременности и родам и др. Различия состоят только в контингенте обеспечиваемых. Из средств Пенсионного фонда и Фонда социального страхования обеспечиваются рабочие и служащие, научные работники, непосредственно из бюджета — военнослужащие начальствующий состав органов Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, таможенных органов и некоторые другие категории.

Таким образом нет оснований считать социальное страхование самостоятельной категорией, существующей параллельно и независимо от социального обеспечения. Наоборот, социальное страхование относится к социальному обеспечению как частное к целому, является одной из форм социального обеспечения.

Экономические источники социального обеспечения.Одни экономисты источником образования общественных фондов потребления, включая выплаты пенсий, считают прибавочный продукт, другие связывают общественные фонды потребления с необходимым продуктом.

Анализ различных фондов социального обеспечения и выплат из них показывает, что источником одних является необходимый продукт, других — прибавочный. Так, выплаты пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, расходы на обучение и трудовое устройство инвалидов, переобучение безработных своим источником имеют необходимый продукт. Назначение этих выплат — предоставить необходимые жизненные блага работнику в период его временной нетрудоспособности, безработицы. Эти выплаты непосредственно связаны с затратами на воспроизводство рабочей силы.

Иное положение с выплатой пенсий. Это выплаты нетрудоспособным гражданам. В настоящее время в нашей стране численность лиц, получающих пенсии, свыше 37 млн. чел.

До начала трудовой деятельности каждое молодое поколение нашей страны содержится как за счет необходимого продукта (в форме оплаты труда родителей), так и за счет прибавочного продукта (в форме льгот и услуг из общественных фондов потребления). С начала трудовой деятельности и до выхода на пенсию (за 35—40 лет) это поколение создает общественный продукт (необходимый и прибавочный) во все увеличивающихся объемах. Значительно увеличивается часть прибавочного продукта, направленная в фонд накопления. В результате быстро растет объем национального богатства. Следовательно, каждое новое поколение передает последующему значительно больший объем национального богатства (включая основные производственные и непроизводственные фонды), чем само получает от своего предшественника. На этой основе каждое новое поколение своим трудом увеличивает производство валового продукта. При этом возрастает как объем необходимого продукта, используемого на удовлетворение личных потребностей работников материального производства, так и прибавочного продукта, направляемого на развитие производства и образование общественных фондов потребления, в том числе на содержание нетрудоспособных членов общества.

В экономически развитых государствах выплата пенсий осуществляется из пенсионных фондов, создаваемых в течение многих лет в основном путем вычетов части заработной платы трудящихся. Поэтому там пенсионные фонды представляют собой зарезервированную часть необходимого продукта, которую работник получает после выхода на пенсию по старости или инвалидности.

В нашей стране право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца в соответствии с Конституцией РФ гарантируется различными формами социального обеспечения. Трудящиеся из своей заработной платы на свои будущие пенсии вносят всего 1 % от своего заработка. Не образуется заранее пенсионный фонд для будущих пенсионеров и за счет государства. Фонды для обеспечения нетрудоспособных выделяются и используются ежегодно в процессе распределения внутреннего валового продукта и национального дохода.

Поскольку неработающие пенсионеры не создают ни необходимого, ни прибавочного продукта, и в период их трудовой деятельности пенсионный фонд для них не создавался, постольку источником ежегодно образуемого пенсионного фонда является та часть внутреннего валового и национального дохода, которая создана прибавочным трудом работающего поколения, т. е. прибавочный продукт.

Принципы социального обеспечения.Важной особенностью социального обеспечения являются гуманные принципы его построения.

1. Всеобщность — распространение социального обеспечения при наступлении нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности на всех трудящихся, без каких-либо исключений и независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы, форм ее оплаты. Принцип всеобщности заключается далее в том, что он распространяется на все категории трудящихся: рабочих, служащих, колхозников, военнослужащих, учащихся и других граждан. Социальному обеспечению подлежат все нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца: несовершеннолетние дети, братья, сестры, внуки, престарелые или нетрудоспособные жены (муж), отец, дед, бабушка и некоторые другие.

2. Общедоступность — условия, определяющие право на ту или иную пенсию, доступны для всех. Так, при средней продолжительности жизни 70 лет право на пенсию по старости возникает у мужчин в возрасте 60 лет, а у женщин в возрасте 55 лет, а для занятых на тяжелых видах труда пенсионный возраст для мужчин понижен до 50 —55 лет, а для женщин —до 45—50 лет. Стаж, необходимый для получения этой пенсии, установлен для мужчин 25 лет, для женщин — 20 лет, а занятых на тяжелых работах — еще ниже. Следовательно, всем, кто честно трудится, этот стаж доступен еще задолго до наступления старости.

3. Установление зависимости размеров и форм обеспечения от прошлого труда: длительности стажа, условий работы, заработной платы, других факторов, связанных с трудовой и общественной деятельностью. Этот принцип находит свое отражение в социальном обеспечении опосредованно, через заработную плату, поскольку пенсии и многие виды пособий исчисляются от заработной платы.

4. Большое разнообразие предоставляемых видов обеспечения и услуг. Это пенсии и пособия, трудоустройство, разнообразные мероприятия по укреплению здоровья, предупреждению и снижению заболеваемости, помещение в дома-интернаты для инвалидов и престарелых, обеспечение мото- и велоколясками и автомобилями, протезирование и т.д.

5. Демократический характер организации и управления проявляется в решении всех вопросов социального обеспечения. Особенно велика в этом роль профессиональных союзов. Их представители участвуют в работе комиссий по назначению пенсий и в работе врачебно-трудовых экспертных комиссий, они принимают непосредственное участие совместно с администрацией в оформлении документов уходящих на пенсию работников через комиссии по пенсионным вопросам при фабричных, заводских местных комитетах профсоюза. Большую работу по социальному обеспечению трудящихся проводят постоянные комиссии по социальному обеспечению и здравоохранению местных органов власти.

Социальное обеспечение способствует постоянному обновлению кадров, росту производительности труда. Пенсии по случаю потери кормильца создают детям возможность учиться и приобрести необходимую профессию.

Пенсионное законодательство, создавая преимущества для граждан, работающих в более тяжелых условиях труда, способствует закреплению кадров в ведущих отраслях народного хозяйства — горной, металлургической, химической промышленности и т.д. Этой же цели способствует порядок выплаты пенсий по старости и других, при котором пенсионерам полностью сохраняется выплата пенсии.

Основные источники социального обеспечения.До 1990 г. в СССР основным источником социального обеспечения рабочих и служащих был бюджет социального страхования, а колхозников — централизованные союзные фонды социального обеспечения, социального страхования колхозников. Поскольку средств этих фондов, формируемых за счет страховых взносов, было недостаточно для финансирования всех расходов, значительные дотации в них поступали из государственного бюджета.

С принятием в мае 1990 г. Верховным Советом СССР Закона «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» все граждане стали обеспечиваться пенсиями по этому закону за счет средств созданного для этой цели Пенсионного фонда. Кроме пенсий из этого фонда стали выплачиваться пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста, установленного законодательством, пособия на детей малообеспеченным семьям, повышение пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом зарплаты, содержание органов управления фондом и некоторые другие. Все остальные затраты по социальному обеспечению населения осуществлялись из Фонда социального страхования. С принятием Верховным Советом РСФСР 20 ноября 1990 г. Закона «О государственных пенсиях в РСФСР» действие союзного Закона о пенсиях на территории России было прекращено.

В целях совершенствования системы управления средствами, направляемыми на социальное обеспечение, гарантированного финансирования выплат пенсий и пособий в условиях перехода к рыночным отношениям, усиления контроля за поступлением и расходованием средств на эти цели Верховным Советом РСФСР были приняты законы об. образовании Пенсионного фонда РСФСР, Фонда социального страхования, а затем, в связи с прогнозируемой безработицей, и Фонда занятости населения. В совокупности средства этих фондов создают условия для социальной защиты населения в современных условиях.

Значительные ассигнования на социальное обеспечение направляются непосредственно из государственного бюджета, минуя указанные фонды. За счет их обеспечиваются пенсиями и пособиями военнослужащие Российской армии, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лица рядового и начальствующего состава органов МВД, Федеральной службы безопасности, внешней разведки, налоговой полиции и их семьи и некоторые другие граждане.

Бюджетные средства ассигнуются также на обучение и трудовое устройство инвалидов, содержание домов-интернатов для престарелых инвалидов, на протезирование и приобретение транспортных средств для инвалидов, оказания им санаторно-курортной помощи, выплату пособий на детей. За счет бюджетных средств содержатся врачебно-трудовые экспертные комиссии и органы социальной защиты населения. Следовательно, за счет бюджетных ассигнований на социальное обеспечение создаются условия для возвращения к труду лиц, потерявших трудоспособность, и гарантируется материальное обеспечение отдельных категорий трудящихся при наступлении нетрудоспособности или других обстоятельств, предусмотренных законом.

Осуществление социального обеспечения возложено на Министерства труда и социальной защиты населения РФ, республик в составе РФ и их местные органы. В составе Министерства труда и социальной защиты населения РФ создан Департамент пенсионного обеспечения, осуществляющий разработку предложений по формированию государственной федеральной политики пенсионного обеспечения и ее реализации во взаимодействии с органами власти субъектов Федерации; организацию и методическое обеспечение работы по назначению, перерасчету, выплате и доставке пенсий; обеспечение единообразного применения федерального пенсионного законодательства и подготовку предложений по его совершенствованию, контроль за правильностью начисления и выплаты пенсий, содействие развитию негосударственных форм пенсионного обеспечения и некоторые другие задачи.

Назначение пенсий и пособий офицерам, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы Российской армии, пограничных войск, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лицам рядового и начальствующего состава органов МВД, Федеральной службы безопасности, внешней разведки, налоговой полиции, и их семьям производится соответствующими ведомствами.

Расходы на пенсии и пособия планируются исходя из численности пенсионеров и размеров пенсий в планируемом периоде.

Государственные пенсии

В составе мер по социальной защите населения важнейшее место занимают государственные пенсии. Социальная значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы более 37 млн. престарелых, инвалидов и членов их семей, потерявших кормильца.

В настоящее время государственная пенсионная система переживает кризис. Доходы пенсионеров хронически отстают от уровня цен. Реальное содержание среднего размера пенсии по старости (с учетом компенсации) значительно ниже прожиточного уровня жизни.

Концепция реформы пенсионной системы. Вцелях усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение в условиях проводимой экономической реформы и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы Правительство РФ в августе 1995 г. приняло Концепцию реформы пенсионной системы в Российской Федерации. Дальнейшее развитие Концепция реформы пенсионной системы получила в постановлениях Правительства «О программе социальных реформ в РФ на период 1996 — 2000 годов» (26 февраля 1997 г. № 222) и об утверждении программы Правительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост в 1997 — 2000 годах» (31 марта 1997 г.).

Основным содержанием разрабатываемой реформы пенсионной системы в РФ является концепция выплаты пенсий на основе накопительных принципов финансирования. Глубокий кризис действующей распределительной системы социального обеспечения, при которой пенсионный фонд образуется за счет платежей работающих налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов, поставил вопрос о необходимости поэтапного перехода к системе накопительного финансирования пенсий.

Намечается установление трех уровней пенсий:

1) накопительные пенсии, выплачиваемые лицам, работавшим по найму, за счет отчислений от их заработной платы в течение всей трудовой деятельности, а также процентов, начисляемых организациями, осуществляющими хранение этих отчислений и использующих их в своем обороте;

2) социальные пенсии, выплачиваемые за счет общих налогов лицам, не накопившим необходимые средства на выплату им пенсий и не имеющим средств к существованию;

3) дополнительные пенсии, выплачиваемые за счет средств, взимаемых с отдельных категорий работодателей или внесенных добровольно работодателями и работниками.

Основным видом пенсий станут накопительные пенсии. Предполагается, что начиная с 1998 г. лица в возрасте от 30 до 40 лет получат право требовать от работодателя перечисления части страховых платежей с их заработка не на счет Пенсионного фонда, а на собственный именной пенсионный счет. В этом случае они теряют право на пенсию за счет Пенсионного фонда.

Лица, которым в 1999 г. будет более 40 лет, пенсия станет начисляться по действующим ныне правилам, лица моложе 30 лет получат право выбора пенсии по достижении 30-летнего возраста.

Порядок учета отчислений страховых взносов на индивидуальные пенсионные счета определен Федеральным законом РФ от 1 апреля 1996 с. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», изданными во исполнение его положений Постановлением Правительства РФ (от 5 марта 1997 г. № 318) «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования» и Инструкции Министерства труда РФ и Пенсионного фонда РФ от 3 июня 1997 г. №35/44.

Концепция реформы пенсионной системы предполагает плавный переход к новым принципам пенсионного обеспечения с сохранением пенсионных прав, приобретенных по действующей пенсионной системе.

В соответствии с действующим ныне Законом о государственных пенсиях в РФ выплачиваются пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные. Рассмотрим основные положения по их выплате.

Пенсии по старостизанимают главное место в расходах Пенсионного фонда. Назначаются они мужчинам по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам — при достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет. Инвалидам Отечественной войны и приравненным к ним пенсия по старости назначается: мужчинам — по достижении 55 лет и женщинам — 50 лет и при общем трудовом стаже, указанном выше.

Женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, а также матери детей инвалидов с детства, воспитавшие их до этого возраста, имеют право на пенсию по старости по достижении 50 лет и общем трудовом стаже не менее 15 лет.

Законом также предусмотрено льготное назначение пенсий по старости инвалидам I группы по зрению, больным гипофизарным нанизмом (лилипуты), в связи с особыми условиями труда (подземных работах, на работах с вредными условиями труда, горячих цехах и др.), в связи с работой на Крайнем Севере. Списки таких работ, профессий и должностей утверждаются Правительством РФ,

Лицам, достигшим пенсионного возраста, но не имеющим полного трудового стажа, устанавливается пенсия при неполном стаже, если он не менее пяти лет.

Пенсия устанавливается в размере 55% заработка и сверх того 1% заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии. Такое же увеличение производится за каждый полный год специального трудового стажа сверх необходимого для установления пенсии на льготных основаниях. ,

Исчисленный указанным порядком размер пенсий не может превышать 75% заработка.

Законом предусмотрено, что минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже минимального размера оплаты труда.

Максимальный размер пенсии при необходимом общем трудовом стаже для полной пенсии устанавливается на уровне трех минимальных пенсий, а пенсии, назначенной в связи с подземной работой, работой с вредными условиями труда и горячих цехах — на уровне трех с половиной минимальных пенсий. При этом размер пенсий повышается на 1% за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20%.

Размер пенсии при неполном стаже определяется пропорционально имеющемуся стажу, исходя из полной пенсии, установленной мужчинам за стаж 25 лет, женщинам — за стаж 20 лет. При этом размер такой пенсии не может быть ниже социальной пенсии. К пенсии по старости устанавливаются надбавки:

1) на уход за пенсионером, если он является инвалидом I группы либо нуждается в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) по заключению лечебного учреждения, либо пенсионер достиг возраста 80 лет — в размере 2/3 минимальной пенсии;

2) на нетрудоспособных иждивенцев, если они сами не получают пенсии (при условии, что пенсионер не работает) — в размере 2/3 минимальной пенсии, а иждивенцев-инвалидов III группы — 1/3 минимальной пенсии.

Работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полном размере (без надбавки на иждивенцев). За работу после назначения пенсии установлена надбавка в размере 10% пенсии за каждый проработанный год, но не более чем за три года (при условии, что пенсионеры не получают пенсию). С учетом этой надбавки общая сумма пенсии не ограничивается.

Пенсии по инвалидностиназначаются при постоянной или длительной утрате трудоспособности. Их размер зависит от степени потери трудоспособности (группы инвалидности), причин инвалидности, размера заработка.

На общих основаниях пенсия устанавливается при наступлении инвалидности вследствие: трудового увечья, профессионального заболевания, общего заболевания.

Пенсия на основаниях, предусмотренных для военнослужащих (включая партизан, юнг, сыновей (воспитанников) полков устанавливается при наступлении инвалидности вследствие военной травмы (ранения, контузии), увечья, полученных при защите СССР, России или при исполнении других обязанностей военной службы, либо заболевания, связанного с пребыванием на фронте, либо заболевания, полученного в период военной службы.

Пенсия по инвалидности вследствие трудового увечья и профессионального заболевания назначается независимо от продолжительности общего трудового стажа. Независимо от стажа назначается пенсия гражданам, ставшим инвалидами от общего заболевания в возрасте до 20 лет. В остальных случаях пенсия по инвалидности от общего заболевания назначается при наличии трудового стажа ко времени наступления инвалидности.

Пенсия по инвалидности (кроме наступившей вследствие военной травмы) устанавливается в размере: инвалидам I и II групп — 75%, III группы — 30% заработка.

Минимальная пенсия по инвалидности I и II групп устанавливается на уровне минимального размера пенсии по старости, а по инвалидности III группы — на уровне 2/3 минимального уровня этой пенсии. При этом размер пенсии по инвалидности I и II групп повышается на 1% за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии по старости при полном стаже, но не более чем на 20%.

Максимальный размер пенсии по инвалидности I и II групп устанавливается на уровне максимального размера пенсии по старости и пенсии по инвалидности III группы — минимального размера этой пенсии. При этом размер пенсии по инвалидности I и II групп повышается на 1% за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии по старости при полном стаже, но не более чем на 20%.

При неполном общем трудовом стаже пенсия по инвалидности I и II групп определяется исходя из полной пенсии по инвалидности пропорционально имеющемуся стажу. Ее размер не может быть ниже социальной пенсии.

Пенсия по инвалидности вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, назначается независимо от продолжительности общего трудового стажа в том числе и военной службы.

Пенсия по инвалидности I и II групп вследствие военной травмы назначается в максимальном размере — на уровне трех минимальных размеров пенсий, а по инвалидности III группы вследствие той же причины — в размере половины указанного размера.

К пенсии по инвалидности I и II групп устанавливаются надбавки за уход за пенсионером и на нетрудоспособных иждивенцев в тех же размерах, что и пенсионерам по старости.

Инвалидам войны и участникам Великой Отечественной войны, ставшими инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме противоправных) может устанавливаться пенсия по старости (или за выслугу лет) и пенсия по инвалидности.

Пенсия по инвалидности устанавливается на срок, на который определена инвалидность.

Пенсии по случаю потери кормильцаназначаются нетрудоспособным членам семьи умершего, состоявшим на его иждивении. Размер пенсии зависит от числа нетрудоспособных членов семьи, состоявших на иждивении умершего, причин его смерти, условий работы и размера заработка.

К нетрудоспособным членам семьи относятся:

а) дети умершего, его братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет (или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет), которые не имеют трудоспособных родителей. Учащиеся дети, братья, сестры и внуки в возрасте 18 лет и старше право на пенсию имеют до окончания профессионального обучения в очных учебных заведениях, но не более чем до 23 лет;

б) отец, мать, супруг, если они достигли соответствующего возраста (мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет) или являются инвалидами;

в) один из родителей или супруг либо дед, бабушка или сестра, независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и не работает;

г) дедушка и бабушка — при отсутствии лиц, обязанных по закону их содержать.

Родители и супруг, не состоявшие на иждивении умершего, имеют право на пенсию, если впоследствии они утратили источники средств к существованию.

Члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Иждивенчество детей умерших предполагается и не требует доказательства.

Пенсии назначаются на общих основаниях, если смерть кормильца наступила вследствие трудового увечья, профессионального либо общего заболевания.

Пенсия на основаниях, установленных для военнослужащих, назначается, если смерть кормильца наступила вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период военной службы.

Пенсия по случаю потери кормильца вследствие трудового увечья и профессионального заболевания назначается независимо от продолжительности трудового стажа кормильца, а вследствие общего заболевания — при условии, если кормилец ко дню смерти имел общий трудовой стаж, который был бы необходим ему для назначения пенсии по инвалидности.

Пенсия (кроме пенсии по случаю военной травмы) установлена в размере 30% заработка кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи, а на каждого ребенка, потерявшего обоих родителей, и умершей одинокой матери — в полуторном размере минимальной пенсии по старости.

Минимальный размер пенсии, в том числе при неполном общем трудовом стаже, не может быть ниже 2/3 минимальной пенсии по старости в расчете на каждого нетрудоспособного члена семьи.

Максимальный размер пенсии установлен на уровне минимального размера пенсии по старости на каждого нетрудоспособного члена семьи, а на детей, потерявших обоих родителей, и умершей одинокой матери — в полуторном размере такой пенсии. Пенсия при неполном общем трудовом стаже кормильца определяется исходя из полной ставки пропорционально имеющемуся стажу.

Пенсия по случаю потери кормильца вследствие военной травмы назначается в максимальном размере.

Семьям умерших пенсионеров пенсия назначается на общих основаниях, независимо от общего трудового стажа кормильца. Семьям умерших пенсионеров, инвалидность которых наступила вследствие военной травмы, пенсия назначается в том же порядке, что и семьям по случаю потери .кормильца от военной травмы.

Право на пенсию за умершего пенсионера имеют семьи, кормилец которых умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты пенсии.

Вдовам военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, не вступившим в новый брак, могут устанавливаться пенсии по старости (или инвалидности, за выслугу лет, социальная) и пенсия за погибшего мужа.

Пенсионерам-инвалидам I группы, либо нуждающимся в постоянном уходе (помощи, надзоре) по заключению лечебного учреждения, либо достигшим 80-летнего возраста, выплачивается надбавка на уход за инвалидом в размере 2/3 минимальной пенсии по старости.

Детям, потерявшим обоих родителей, и детям умершей одинокой матери за период нахождения их на полном государственном содержании выплачивается 50% пенсии, а другим детям — 25%.

Большое значение, кроме пенсий для улучшения жизни инвалидов, имеет принятый в 1995 г. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равных прав с другими гражданами, возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полной сумме.

Пенсия за выслугу лет устанавливается в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой другой профессиональной деятельностью (моряки, учителя, врачи, артисты, летный и летно-испытательный состав гражданской авиации и др.). Списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсии утверждаются Правительством РФ.

Пенсия работникам, занятым на подземных и открытых горных работах, устанавливается при выслуге, равной требуемой, в размере 75% заработной платы. Остальным работникам, имеющим право на пенсию за выслугу лет, пенсия устанавливается в размере от 55 до 75% заработка. При выслуге, равной требуемой, размер пенсии составляет 55% заработка: за каждый полный год выслуги сверх требуемой он увеличивается на 1 % заработка.

Минимальный размер пенсии определяется на уровне минимального размера пенсии по старости. Размер пенсии повышается на 1% за каждый полный год специального трудового стажа (выслуги) сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20%. .

Максимальный размер определяется на уровне общего максимального размера пенсии по старости — трех минимальных размеров пенсий по старости, а пенсии, назначенные в связи с подземной работой, работой во вредных условиях труда и в горячих цехах и летному составу гражданской авиации — трех с половиной минимальных размеров пенсии.

Размер пенсии повышается на 1% за каждый год специального трудового стажа (выслуги) сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20%.

Работающим пенсионерам, пенсия которым назначена как работникам, занятым на подземных работах и открытых горных работах, пенсия выплачивается в полном размере независимо от характера работы. Остальным работающим пенсионерам пенсия выплачивается при условии оставления работы (службы), с учетом которой она устанавливается. При выполнении другой работы пенсия выплачивается в полной сумме.

Социальная пенсия назначается гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью. Она может назначаться в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии (по желанию обратившегося за ней).

Социальная пенсия устанавливается:

а) инвалидам I и II групп, в том числе инвалидам с детства, а также инвалидам III группы;

б) детям-инвалидам в возрасте до 16 лет;

в) детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей;

г) гражданам, достигшим возраста: мужчины — 60 лет, женщины 55 лет.

Социальная пенсия устанавливается в следующих размерах:

1) инвалидам с детства I и II групп, инвалидам I группы, детям-инвалидам, а также детям, потерявшим обоих родителей, и детям умершей одинокой матери — в размере минимальной пенсии по старости;

2) инвалидам III группы (кроме инвалидов с детства), детям потерявшим одного из родителей, и гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), — в размере 2/3 минимальной пенсии по старости;

3) инвалидам III группы в размере 1/2 минимальной пенсии по старости.

Работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полной сумме.

Исчисление пенсии в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью производится по установленным нормам из среднемесячного заработка. Гражданам, ставшим инвалидами в связи с военной травмой, семьям граждан, погибших вследствие военной травмы, а также детям, потерявшим обоих родителей, и детям умершей одинокой матери пенсия назначается в соответствующем максимальном размере.

Среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией) за 24 месяца работы перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией.

Гражданам, которым пенсия не может быть начислена из заработка, она устанавливается в твердых суммах, равных минимальным размерам соответствующих пенсий.

Если в связи с увеличением общего трудового стажа пенсионер приобрел право на более высокую пенсию, производится перерасчет пенсии. Перерасчет пенсии производится также пенсионерам (по их заявлениям), проработавшим после назначения пенсии не менее 24 месяцев с более высоким заработком. Каждый последующий перерасчет производится не ранее чем через 24 месяца работы после предыдущего перерасчета.

Семьям пенсионеров пенсия исчисляется (по желанию обратившегося за пенсией) из того заработка, из которого она была исчислена кормильцу.

Исчисленная пенсия Героям Советского Союза и Героям социалистического труда, Героям Российской Федерации, гражданам, награжденным орденом «Славы» трех степеней, орденом «Трудовой славы» трех степеней, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах» трех степеней, инвалидам и участникам Великой Отечественной войны и ряду других повышается в предусмотренных законом размерах. Например, участникам Великой Отечественной войны исчисленная пенсия повышается на 100% минимальной пенсии по старости.

Накануне 50-летия победы в Великой Отечественной войне был принят Федеральный закон «Об улучшении пенсионного обеспечения участников Великой Отечественной войны и вдов военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну». Им предусмотрено увеличение размера надбавки к пенсии на уход за пенсионерами, инвалидами I и II групп и достигшими возраста 80 лет в размере двух минимальных пенсий по старости, а остальным участникам Великой Отечественной войны — одной минимальной пенсии. Вдовам военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне и не вступившим в новый брак, имеющим одновременно право на различные пенсии, предусматривается выплата двух пенсий, одна из которых за погибшего мужа.

Надбавки к пенсии, в том числе минимальной и максимальной, начисляются после указанного ее повышения. При этом пенсия с надбавками не ограничивается предельной суммой.

Размеры пенсии корректируются с учетом изменений минимального и максимального размеров пенсии, при этом минимальный размер устанавливается Федеральным законом РФ в сумме, не меньшей минимального размера оплаты труда.

В Российской Федерации действует также система компенсационных выплат для пенсионеров. Их размер устанавливается Указами Президента РФ или Федеральными законами. Они могут устанавливаться и органами власти субъектов Федерации за счет средств своих бюджетов.

Новый порядок расчета пенсий.С 1 февраля 1998 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 июня 1997 f. № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», установивший новый порядок расчета пенсий. В расчет пенсии введен новый показатель— индивидуальный коэффициент пенсионера (ИКП), определяемый следующим образом:

1) величина пенсии в процентах, устанавливаемая по величине трудового стажа (55% + 1% за каждый полный год стажа сверх требуемого, но не более 75%);

2) среднемесячный заработок пенсионерам (определяется по , желанию обратившегося за пенсией) за 24 последних месяца работы, перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев подряд в течение всей трудовой деятельности;

3) среднемесячный заработок по стране за период времени, который принимался для расчета среднемесячного заработка пенсионера.

Для получения ИКП величина пенсии в процентах умножается на произведение от деления среднего заработка пенсионера на среднемесячный заработок по стране. Полученный коэффициент умножается на величину средней заработной платы по стране за предыдущий квартал. Полученный результат и составит размер пенсии, подлежащей выплате.

В соответствии с этим Законом увеличение размера пенсии в связи с ростом заработной платы в стране производится четыре раза в год — 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября. Для определения размера пенсии берется средняя заработная плата по стране за предыдущий квартал (утвержденная правительством).

При расчете пенсии с учетом ИКП компенсационные выплаты, предусмотренные федеральным законодательством, не выплачиваются (установленные органами власти субъектов Федерации могут выплачиваться в прежнем порядке).

Следует, иметь в виду, что при расчете пенсии с учетом ИКП из стажа работы исключается ряд периодов (время обучения, кроме ухода за ребенком и др.).

В случаях, когда размер пенсии, рассчитанный с учетом ИКП, будет меньше рассчитанного в прежнем порядке, то по желанию пенсионера пенсия будет исчисляться в прежнем порядке.

Пенсии, рассчитанные в прежнем порядке, подлежат индексации в сторону увеличения каждые три месяца при утверждении нового показателя средней заработной платы в РФ за предыдущий период.

Социальные пособия

В системе социальной защиты населения важное место принадлежит различным видам пособий. Это пособия по временной нетрудоспособности по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком и др.

Пособие по временной нетрудоспособности.Порядок обеспечения пособием по нетрудоспособности определен Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденному постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984г. № 13-тб с последующими изменениями и дополнениями, а также принятыми в последующее время нормативно-правовыми документами по этому пособию.

Пособие по временной нетрудоспособности, наступившей вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, рабочим и служащим выдается в размере 100% заработка, независимо от непрерывного стажа работы. В других случаях наступления нетрудоспособности пособие выдается в зависимости от непрерывного стажа работы: при стаже до трех лет — 50%, от трех до пяти лет — 60%, от пяти до восьми и свыше восьми лет 100% заработка. Рабочим и служащим, не достигшим 18-летнего возраста, пособие выплачивается в размере 60% заработка, независимо от стажа непрерывной работы. В размере 100% заработка и независимо от стажа пособие выдается работающим инвалидам Отечественной войны и лицам, приравненным к ним.

Во всех случаях минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности установлен на уровне 90% минимального размера оплаты труда.

Важной вехой в развитии совершенствования заботы о детях является Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», которым установлена единая система государственных пособий на детей в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государственную материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Для реализации Закона Правительством РФ 4 сентября 1995 г. Постановлением № 883 утверждено Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.

Рассмотрим кратко содержание этих пособий.

1. Пособие по беременности и родам выдается:

§ женщинам, подлежащим социальному страхованию, а также женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций, в течение двенадцати месяцев, предшествующих дню признания их безработными;

§ женщинам, обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;

§ женщинам, проходившим военную службу по контракту и в качестве рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел;

§ женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территории иностранных государств;

§ женщинам из числа указанных выше, при усыновлении ими ребенка (детей).

Указанные пособия выплачиваются за период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей — ПО) календарных дней после родов. Отпуск исчисляется суммарно и представляется полностью, независимо от числа дней, использованных до родов.

Пособие по беременности и родам установлено в размере:

1) среднего заработка (дохода) по месту работы — женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию, а также женщинам из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территории иностранных государств;

2) минимального размера оплаты труда — женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организации, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их безработными;

3) стипендии — женщинам, обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего и после вузовского профессионального образования;

4) денежного довольствия — женщинам, проходящим военную службу по контракту и в качестве рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел.

2. Единовременное пособие при рождении (усыновлении в возрасте до трех месяцев) каждого ребенка выдается одному из родителей, либо лицу, его заменяющему. В случае рождения (усыновления) двух или более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. При рождении мертвого ребенка пособие не выплачивается.

Пособие выплачивается в размере пятнадцатикратного минимального размера труда на день рождения ребенка.

3. Пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выдается:

§ матерям либо отцам, другим родственникам и опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком, подлежащим государственному социальному страхованию;

§ матерям, обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;

§ матерям, проходящим военную службу по контракту и в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и др.

Ежемесячные пособия на период отпуска по уходу за ребенком выплачиваются в размере минимального размера оплаты труда независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход.

Федеральным законом от 24 августа 1995 г. предусмотрена возможность предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. При этом пособие за период после достижения ребенком возраста полутора лет и до исполнения трех лет выплачивается в размере половины минимального размера оплаты труда.

Отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж. За время отпуска по уходу за ребенком сохраняется место работы.

4. Ежемесячное пособие на ребенка выдается одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместного проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения — до окончания им обучения, но не более чем до восемнадцати лет).

5. Ритуальные услуги. Федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле» устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного умершим лицом при жизни, и пожеланию родственников, а также гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего. Закон устанавливает гарантированный перечень услуг по погребению.

6. Пособия по безработице в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. о занятости населения (в редакции Закона РФ от 20 апреля 1996 г.) устанавливаются гражданам, потерявшим работу и заработок. Решение о назначении пособия принимается службой занятости населения одновременно с решением о признании гражданина безработным в порядке, определенном указанным законом.

Пособие начисляется службой занятости с первого дня признания гражданина безработным за фактическое количество календарных дней безработицы (включая выходные и праздничные дни) в каждом месяце исходя из среднедневного размера пособия (исчисляется путем деления величины .месячного пособия на количество календарных дней в данном месяце).

Размеры пособий дифференцируются в зависимости от категории граждан, признанных безработными:

1) безработным гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям, включая уволенных с военной службы и из органов внутренних дел в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (неделей), пособие выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы). В течение следующих четырех месяцев — 60%, в дальнейшем — 45%, но во всех случаях пособие выплачивается в размере не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней заработной платы, сложившегося в республике в составе Российской Федерации, крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге;

2) уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, но не имевшим в этот период 26 календарных недель оплачиваемой работы, пособие выплачивается в размере минимального размера месячной оплаты труда;

3) гражданам, ищущим работу впервые (ранее не работавшим), а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие выплачивается в размере минимального размера оплаты труда.

Такие условия и размеры пособий предусмотрены законом и для граждан, завершивших, профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости и признанных безработными.

При наличии у безработного нетрудоспособных иждивенцев органами службы занятости населения может оказываться в период его безработицы материальная и иная помощь, включая дотации за пользование детскими дошкольными учреждениями, жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания.

С пособий по безработице производятся удержания подоходного налога и по судебным решениям.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать двенадцати месяцев в суммарном исчислении в течение восемнадцати календарных месяцев.

Вопросы для повторения

1 Назовите источники финансирования расходов на социальное обеспечение.

2 Какие расходы на социальное обеспечение граждан РФ финансируются из федерального бюджета?

3Назовите основные принципы и источники социального обеспечения в РФ.

4Расскажите о видах пенсий, применяемых в России.

5Дайте характеристику государственным пенсиям в РФ,

6Кому и в каком размере выплачиваются пенсии по старости?

7 Кому и в каком размере выплачиваются пенсии: а) по инвалидности, б) по случаю потери кормильца, в) за выслугу лет, г) социальные пенсии?

8 Охарактеризуйте основные виды пособий и источники их финансирования.

9 Расскажите о новом порядке расчета государственных пенсий.

Г Л А В А

Страхование

Наши рекомендации