Положение на рынке субъекта естественной монополии в состоянии
Темы контрольных заданий по дисциплине
1. Функции конкуренции в рыночном хозяйстве. Воззрения на конкуренцию в экономической науке, базовые правовые понятия антимонопольного законодательства.
2. Правовая природа отношений, складывающихся в сфере конкуренции.
3. Правовая природа монополий.
4. Группа лиц как субъект товарного рынка и объект регулирования в антимонопольном законодательстве.
5. Особенности концепции товарного рынка в антимонопольном законодательстве: место в системе антимонопольного законодательства, экономическое и правовое содержание.
6. Специфика функций и полномочий антимонопольного органа, административный способ защиты права по антимонопольному законодательству.
7. Соглашения и согласованные действия в контексте антимонопольного законодательства.
8. Допустимость соглашений, ограничивающих конкуренцию, по российскому праву и праву Евросоюза.
9. Правовой механизм контроля за экономической концентрацией. Юридическая судьба сделок, совершенных с нарушением требований антимонопольного законодательства.
10. Административная и уголовная ответственность за монополистическую деятельность.
Тестовые задания для промежуточной и текущей аттестации
1. Антимонопольным законодательством Российской Федерации предусмотрен запрет:
а) монополии;
б) монополистической деятельности;
в) доминирующего положения на рынке;
г) недобросовестной конкуренции.
Необходимыми условиями для привлечения к ответственности за
монополистическую деятельность являются:
а) сговор;
б) умысел;
в) наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке;
г) совершение противоправных действий (бездействий), предусмотренных
антимонопольным законодательством.
3. Под монополистическую деятельность подпадают:
а) образование монополий;
б) злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке;
в) участие хозяйствующих субъектов в ограничивающих конкуренцию соглашениях;
г) слияние и присоединение крупных предприятий;
д) участие хозяйствующих субъектов в ограничивающих конкуренцию
согласованных действиях;
е) совершение актов недобросовестной конкуренции.
4. К проявлениям недобросовестной конкуренции относятся:
а) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
б) участие хозяйствующих субъектов в ограничивающих конкуренцию
согласованных действиях;
в) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;
г) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
5. К естественным монополиям относятся:
а) транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
б) транспортировка газа по трубопроводам;
в) железнодорожные перевозки;
г) государственная монополия.
6. Монополистическая деятельность может проявляться в виде:
а) действий;
б) бездействия;
в) умысла;
г) неосторожности.
Положение на рынке субъекта естественной монополии в состоянии
естественной монополии признается:
а) монопольным;
б) противоправным;
в) доминирующим;
г) естественным.
8. Решения и предписания антимонопольного органа:
а) носят рекомендательный характер;
б) обязательны к исполнению;
в) подлежат принудительному исполнению;
г) нуждаются в подтверждении суда.
9.Принять решение о принудительном разделении (выделении) занимающей доминирующее положение коммерческой организации вправе:
а) суд;
б) антимонопольный орган;
в) Правительство;
г) Президент.
10.В компетенцию Федеральной антимонопольной службы входит:
а) возбуждение уголовных дел в отношении нарушителей антимонопольного закона;
б) возбуждение дел об административных правонарушениях;
в) возбуждение дел о нарушении антимонопольного законодательства;
г) обращение с исками в суд в предусмотренных законом случаях.
11.Термином «картель» принято обозначать:
а) монополистическое объединение;
б) крупную корпорацию;
в) преступную организацию;
г) соглашения, направленные на ограничение конкуренции.
12. Понятие «демпинг» подходит к:
а) импорту товара по цене ниже его нормальной стоимости;
б) экспорту товара по цене ниже его себестоимости;
в) импорту товара по цене выше его обычной стоимости;
г) экспорту товара по цене выше его обычной стоимости.
13. «Вертикальные» соглашения допускаются, если:
а) об этом предварительно уведомлен антимонопольный орган;
б) если это договоры о коммерческой концессии;
в) если доля каждого из участвующих в соглашении не превышает 20 процентов рынка;
г) не допускаются ни при каких обстоятельствах.
14. За защитой своих прав при нарушении антимонопольного законодательства лицо вправе:
а) обратиться с соответствующим иском в суд;
б) обратиться с заявлением в антимонопольный орган;
в) предварительно обратиться в антимонопольный орган, а лишь после этого в суд;
г) одновременно обратиться и в суд и в антимонопольный орган.