Краткая характеристика исследуемого предприятия
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
Институт (факультет) малого и среднего бизнеса
Курсовая работа
по дисциплине
«Экономический анализ в торговле»
на тему
«Экономический анализ деятельности организации на примере ИП «Устинова»
Выполнил:
ст. гр. ЗТДИ-112
Н.А. Пережогина
Принял:
ст.преп.М.А. Тобиен
Владимир 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….….. 3
1. Краткая характеристика исследуемого предприятия………………… …4
2. Анализ себестоимости товарной продукции и затрат…………….….…9
3. Анализ объема производства и реализации продукции……………….10
4. Анализ финансового состояния предприятия………………………….12
5. Анализ трудовых ресурсов предприятия……………………………….21
Заключение………………………………………………………………….23
Список используемой литературы………………………………………... 24
Приложения
Введение
Деятельность предприятий в условиях рыночной экономики связана с необходимостью повышать эффективность производства, конкурентоспособность продукции и услуг. Сделать это невозможно без систематического финансового анализа предприятия, который дает возможность выработать необходимую стратегию и тактику развития предприятия и на их основе сформировать оптимальную производственную программу, выявить резервы повышения эффективности производства.
В экономическом анализе первостепенное внимание уделяется эффективности использования технических, материальных и финансовых ресурсов, повышению производительности труда, ускорению оборачиваемости оборотных средств, увеличению рентабельности производства. Поэтому экономический анализ как научную дисциплину относят к важнейшему средству руководства и контроля производственно-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.
Анализ финансового состояния предприятия позволяет изучить состояние капитала в процессе его кругооборота, выявить способность предприятия к устойчивому функционированию и развитию в изменяющихся условиях внешней и внутренней среды.
Цель работы — критическое обобщение существующих методик финансового анализа, изучение существующих форм бухгалтерской и статистической отчетности, используемых для целей финансового анализа и проведение анализа финансово-экономического состояния предприятия, оценка его текущего состояния, выявление основных проблем финансовой деятельности, а также определение того, по каким направлениям нужно вести работу по улучшению управления финансами.
Краткая характеристика исследуемого предприятия
Столовая «ИП Устинова» – это предприятие общественного питания, согласно ГОСТ Р 50762-2007 классифицируется как – столовая общего типа.
Зарегистрирована столовая в 2007 году. ОГРН: 307334019700013
В столовой организованно одноразовое питание. Количество потребителей обслуживаемых за один рабочий день составляет 100 человек.
Вместимость зала - 28 человек.
Тип производства – столовая работает на сырье, т.е. предприятие общественного питания, осуществляющая выпуск обеденной продукции, полуфабрикатов и покупных товаров.
Технологическое оборудование на электричестве. В столовой организованна безцеховая структура производства, так как для создания обособленных цехов нет никакой возможности.
Столовая располагается в городе Владимире по адресу: ул. Батурина 39, и находится между первым и вторым этажами, 5-ти этажного здания «Вектор».
Режим работы предприятия: понедельник – пятница с 11.00 до 14.30, суббота и воскресенье – выходные дни. Столовая работает в одну смену, которую организует, и контролирует заведующая предприятия, Устинова Г.А.
Контингент посетителей, в основном, сотрудники арендуемых офисов здания «Вектор», а также рабочие.
Форма обслуживания – самообслуживание с последующей оплатой блюд. Потребитель знакомится с меню, выбирает блюда на раздаче, рассчитывается за выбранные блюда, потребляет и, наконец, убирает разнос с посудой.
Дополнительные формы услуг предприятия – обслуживание семейных торжеств, корпоративов, банкетов, юбилеев, свадеб, поминок и т.п.
Ассортимент обеденных блюд сравнительно ограничен, но зато разнообразен по дням недели. Основным меню столовой является меню со свободным выбором блюд. Меню оформлено компьютерным способом на листе формата А4 и вывешено при входе в столовую и на раздаче. Образец меню, был создан в программе Microsoft Word, заполняется от руки ежедневно, и подписывается директором. Пример меню (приложение 1).
В меню входит 3 холодных блюда и закусок, 1-2 супа, 3 горячих блюда, 2 гарнира, по 2 горячих и холодных напитков. План - меню составляется на неделю вперед, и редактируется в зависимости от ситуации, что дает возможность разнообразить блюда по дням недели, своевременно заготовить необходимое сырье. При составлении меню учитывается сезонность. В летнее время включаются холодные супы (окрошка, свекольник) и свежие овощи. Зимой – более плотные и сытные блюда, например мясные и из жирной рыбы, салаты из сырых и квашеных овощей – источников витаминов.
Для банкетов, корпоративов и т.п. меню составляется по желанию заказчика и в зависимости от возможностей столовой.
Составляется меню в соответствии с действующими сборниками рецептур и ассортиментным минимумом.
Интерьер столовой довольно прост, но несмотря на это там очень уютно. Стены зала выкрашены в нежно - персиковый цвет. Центральной композицией является фотообои с изображением ветки персиково-розовой магнолии на насыщенном розовом фоне. В поддержку к магнолии, на боковых стенах висят фотографии сакуры (японской вишни), цвет яблони и розовые розы. А так же между картинами порхают бабочки. Все это создает атмосферу весны и вечного лета. В столовой всегда играет ненавязчивая музыка. Микроклимат создается системой вентиляции, обеспечивающей допустимые параметры температуры и влажности.
Особенность деятельности предприятий общественного питания заключается в том, что процессы производства, реализации и организации потребления органически связаны и, как правило, совпадают во времени. Именно в единстве производства и организации потребления заключается специфическая особенность общественного питания, его функциональная цель.
При этом предприятия общественного питания должны решать главную задачу - наиболее полно удовлетворить потребности населения в продуктах питания в соответствии с требованиями научно-обоснованного сбалансированного питания.
Характерной особенностью продукции, производимой на предприятиях общественного питания, являются кратковременные сроки ее хранения. Поэтому приготовление готовых блюд и кулинарных изделий должно производиться относительно небольшими партиями с учетом графиков реализации. При обслуживании стабильных контингентов (на производственных предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях, санаториях, пансионатах и др.) планирование ритмичности в реализации продукции возможно, во всех остальных случаях организация ритмичной работы осложняется тем, что поток потребителей на предприятиях общественного питания неравномерен не только по дням недели, но и по часам в течение дня.
Для обеспечения ритмичности работы производства и выпуска продукции необходимо четкое взаимодействие всех подразделений предприятия. Условиями ритмичности работы являются: научно обоснованное планирование, комплексное и гарантированное снабжение предприятий сырьем, полуфабрикатами, готовыми изделиями и материально-техническими средствами и т.д.
В условиях конкуренции предприятие должно постоянно повышать свой потенциал для получения прибыли в будущем. Уровень конкурентоспособности предприятия (то есть его позиция на рынке) является интегральным показателем этого потенциала. Повышение потенциала подразумевает совершенствование деятельности предприятия.
Потенциал (от лат. potentia – сила, мощь) в широком смысле – средства, запасы, источники, которые имеются в наличии и могут быть мобилизованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи.
Повышение потенциала предприятия возможно за счет комплексного развития: совершенствования техники, технологии, выпускаемой продукции и услуг и профессиональных возможностей кадров в целях интенсификации производств, повышения его эффективности и качества продукции, а также улучшения условий труда и охраны здоровья работников и их жилищных и культурно-бытовых условий.
Потенциал предприятия экономический – это совокупность имущественного и финансового потенциалов предприятия. В свою очередь, под имущественным потенциалом понимается совокупность средств предприятия, находящихся под контролем; а финансовый потенциал – это характеристика финансового положения и финансовых возможностей предприятия.
В таблице 1 рассмотрим основные объемные показатели предприятия. Основные показатели будем рассчитывать по формулам представленным ниже.
Выработка продукции на 1 рабочего = ;
Фондоотдача = ;
Фондовооружённость = ;
Фондорентабельность = ;
Материалоотдача = ;
Зарплатоёмкость = ( ( )×1000) ×100;
Затратоёмкость = × 100;
Рентабельность затрат = ( ×100;
Рентабельность продаж = ( ) × 100;
Рентабельность ПФ = ( );
Оборачиваемость капитала = ( );
Рентабельность капитала = ( );
Таблица 1 - Основные объемные показатели
Показатели | Ед. изм. | Предыдущ 2014 год | Отчетный 2015 год | Изменение | Темп роста,% |
Выпуск продукции | тыс. руб. | 970,5 | 1022,6 | 52,10 | 1,05 |
Полная себестоимость | тыс. руб. | 865,2 | 893,2 | 28,00 | 1,03 |
Прибыль от продаж | тыс. руб. | 105,3 | 129,4 | 24,10 | 1,23 |
Среднесписочная численность рабочих | чел | 0,00 | 1,00 | ||
Среднегодовая стоимость Основных Производствен.Фондов | тыс. руб. | 725,45 | 579,5 | -145,95 | 0,80 |
Фонд зарплаты работающих | тыс. руб. | 14,00 | 1,02 | ||
Выработка продукции на 1 рабочего | тыс. руб./чел | 194,10 | 204,52 | 10,42 | 1,05 |
Фондоотдача | 1,34 | 1,76 | 0,43 | 1,32 | |
Фондовооруженость | 145,09 | 115,90 | -29,19 | 0,80 | |
Фондорентабельность | 0,15 | 0,22 | 0,08 | 1,54 | |
Рентабельность затрат | 0,12 | 0,14 | 0,02 | 1,19 | |
Рентабельность продаж | 0,11 | 0,13 | 0,02 | 1,17 | |
Рентабельность производственных фондов | 0,15 | 0,22 | 0,08 | 1,54 | |
Оборачиваемость капитала | 0,03 | 0,04 | 0,01 | 1,36 | |
Рентабельность капитала | 0,003 | 0,005 | 0,002 | 1,59 |
Вывод. За рассматриваемый период видно, что выпуск продукции увеличился на 52,10 тыс.руб, но прибыль от продаж всего лишь на 24,10 тыс.руб. Это связано с тем, что цены на продукты повышаются, а цены на готовую продукцию остаются неизменными.