Лекция 13. Анализ принятия решений на краткосрочный период

1. Решение о формировании «сегмента»

Сегмент – это может быть: продукция, тип заказчика, географический район или другой элемент деятельности предприятия, который может рассматриваться в точки зрения расширения или сокращения объемов деятельности.

Пример:

Имеется предприятие оптовой торговли, сбывающее свою продукцию в разные районы (сегмент: географическая зона).

3 географические зоны: Юг, Север, Центральная зона (Центр).

Продукция упаковывается и отправляется с центрального склада.

50 % расходов – переменные (расходы центрального склада)

50 % расходов – постоянные затраты.

Все расходы, связанные с реализацией, за исключением расходов на содержание продавцов – постоянные расходы (продавцы – переменные расходы)

Все административные расходы на содержание управленческого звена - общие для всех. Их распределяют по территории сбыта, исходя из стоимости реализации.

Статьи Юг Центр Север Итого
Реализация
Себестоимость реализации продукции
Валовая прибыль 400000 (·) 450000 (·) 400000 (·)
Расходы на реализацию:
- заработной платы продавцов  
- расходы на содержание отдела сбыта  
- реклама  
- расходы на содержание продавцов  
Итого расходов на реализацию: 220000* 270000* 330000*  
Административно-управленческие расходы 80000* 90000* 90000*
Складские расходы 32000* 36000* 36000*  
Итого издержки: (*+*+*) 332000 (+) 396000 (+) 456000 (+)
Чистая прибыль ((·) – (+)) - 56000 (убыток)

Следует ли отказаться от северной зоны? Будем рассматривать «северную зону», и, исходя из релевантных доходов, выберем решение.

Отчет относительно «севера»

Доход: 900000

Релевантные затраты (переменные и прямые):

1. Себестоимость реализованной продукции (переменные) 500000

2. Расходы на реализацию - 330000

- Заработная плата продавцов - Расходы на содержание отдела сбыта - Реклама - Расходы на содержание продавцов

3. Складские расходы - 36000 ´ 50 % переменных затрат = 18000

Итого: - 848000

Чистая прибыль – 52000 (900000 – 848000 = 52000) – доходы превышают расходы.

Происходит это из-за разных систем учета – в силу искаженности метода распределения.

Необходим еще один отчет (чтобы убедиться, что «север» - прибыльная зона)

Ликвидируем “север” и рассчитаем прибыль и убытки:

Статьи Юг Центр Итого
Реализация
Себестоимость реализации продукции  
Расходы на содержание продавцов  
Складские расходы (- 50% переменных расходов)  
Итого переменных затрат:
Заработная плата продавцов  
Расходы на содержание отдела сбыта  
Реклама  
Итого прямые специфич.затрат:
Валовая прибыль
Возмещение общих постоянных расходов или сумма покрытия (промежуточная валовая прибыль – прямые постоянные расходы) (334000-170000)
Общие постоянные расходы (АУП и 50 % на содержание склада (постоянные затраты) 326000-260000 =66000 170000-66000=104000*50%=52000

52000 – прибыль, которую дает «север»

66000 – прибыль, получаемая тремя зонами.

Таким образом, мы показываем, что «север» – дает «львиную долю».

Лекция 14. Принятие нестандартных решений.

Релевантные затраты – это затраты, значимые для принятия решений. При его применении учитываются только те расходы и доходы, величина которых зависит от принятия решений. Те расходы и доходы, величина которых не зависит от принятого решения, не являются релевантными и не учитываются при принятии решений.

ПРИМЕР

Определить каким транспортом выгоднее добраться до пункта назначения, находящегося на расстоянии 1000 миль. Имеется два альтернативных варианта решений:

1. Добираться собственным транспортом;

2. Добираться общественным транспортом.

Затраты на одну милю, если добираться собственным транспортом (автомобиль Шевроле) следующие (в центах):

Переменные расходы:

Бензин (масло) 5,2

Ремонт 1,6

Замена колес 0,8

ИТОГО 7,6

Постоянные расходы (средние за год):

Страховка 573$

Регистрация 139$

Амортизация 1784$

ИТОГО 2496$

Общие затраты, если добираться общественным транспортом – 90$.

Релевантные расходы по собственному транспорту будут равны только переменным затратам – 76$ (на 1000 миль). Вывод: выгоднее ехать собственным транспортом. В этом случае экономия будет 14$.

ПРИМЕР

Мы имеем автомобиль (данные из предыдущего примера), но его не зарегистрировали. Принять решение: зарегистрировать автомобиль на следующий год или использовать другие виды транспорта (2800$). В случае регистрации план поездок составит 10000 миль.

Релевантные расходы составят:

переменные расходы + регистрация + страховка = 0,076 * 10000 + 573 + 139 = 1472$

Решение: следует зарегистрировать автомобиль на следующий год.

ПРИМЕР

Данные из первого примера.

У нас нет автомобиля, рассмотрим целесообразность покупки нового автомобиля.

План – 10000 миль в год.

Эксплуатация – 5 лет.

Если пользоваться другим видом транспорта, то затраты в год составят – 2800$

В данном случае все затраты будут являться релевантными (переменные + постоянные).

Если мы будем покупать автомобиль, то затраты в год составят 3256$, а это говорит о том, что выгоднее будет ездить в течении года на другом виде транспорта. Экономия в год составит: 3256 – 2800 = 456$.

ПРИМЕР. Решения по цене дополнительного заказа или цене организации продукции, товара.

Планируется выпуск 100000 ед. продукции.

Прямой труд 600000 денежных ед.
Основные материалы 200000 денежных ед.
Переменные накладные расходы 200000 денежных ед.
Постоянные накладные расходы 400000 денежных ед.
Итого 1400000 денежных ед.

Плановая себестоимость – 14 денежных ед. Цена реализации – 18 денежных ед. Покупка – 80000 ед. продукции (по 18 денежных ед. за 1 ед. продукции).

Остаток – 20000 ед. продукции (по цене 12 денежных ед. за 1 ед. продукции).

Решение.

Таблица 1. Релевантные доходы и затраты в дополнительном заказе.

Статьи  
Выручка 20000´12 = 240000 (ден. единиц)
Релевантные затраты:  
- труд 20000´6 = 120000 (ден. единиц)
- материалы 20000´2 = 40000 (ден. единиц)
- переменные затраты 20000´2 = 40000 (ден. единиц)
Результат (доход) 40000 (ден. единиц)

Труд – 6 (ден. единиц), материалы – 2 (ден. единиц) на единицу продукции.

Отчет: отказать или принять заказ.

  Отказать Принять
Выручка 80000´18 = 1440000 1440000 + 240000 = 1680000
Затраты:    
- труд 80000´6 = 480000 100000´6 = 600000
- материалы 80000´2 = 160000 100000´2 = 200000
- переменные 80000´2 = 160000 100000´2 = 200000
Постоянные затраты
Итого
Доход

Таблица 2. Решение о внедрении дополнительного вида продукции или об отказе уже существующих.

  Торты Мясо Крупа Итого
Выручка
Переменные затраты
Маржинальная прибыль
Постоянные затраты:        
- прямые
- косвенные
Прибыль (п.3 – п.4) - 1000

Стоит вопрос: на основе данных прекратить производство мясо или оставить.

Наши рекомендации