Лекция 13. Анализ принятия решений на краткосрочный период
1. Решение о формировании «сегмента»
Сегмент – это может быть: продукция, тип заказчика, географический район или другой элемент деятельности предприятия, который может рассматриваться в точки зрения расширения или сокращения объемов деятельности.
Пример:
Имеется предприятие оптовой торговли, сбывающее свою продукцию в разные районы (сегмент: географическая зона).
3 географические зоны: Юг, Север, Центральная зона (Центр).
Продукция упаковывается и отправляется с центрального склада.
50 % расходов – переменные (расходы центрального склада)
50 % расходов – постоянные затраты.
Все расходы, связанные с реализацией, за исключением расходов на содержание продавцов – постоянные расходы (продавцы – переменные расходы)
Все административные расходы на содержание управленческого звена - общие для всех. Их распределяют по территории сбыта, исходя из стоимости реализации.
Статьи | Юг | Центр | Север | Итого |
Реализация | ||||
Себестоимость реализации продукции | ||||
Валовая прибыль | 400000 (·) | 450000 (·) | 400000 (·) | |
Расходы на реализацию: | ||||
- заработной платы продавцов | ||||
- расходы на содержание отдела сбыта | ||||
- реклама | ||||
- расходы на содержание продавцов | ||||
Итого расходов на реализацию: | 220000* | 270000* | 330000* | |
Административно-управленческие расходы | 80000* | 90000* | 90000* | |
Складские расходы | 32000* | 36000* | 36000* | |
Итого издержки: (*+*+*) | 332000 (+) | 396000 (+) | 456000 (+) | |
Чистая прибыль ((·) – (+)) | - 56000 (убыток) |
Следует ли отказаться от северной зоны? Будем рассматривать «северную зону», и, исходя из релевантных доходов, выберем решение.
Отчет относительно «севера»
Доход: 900000
Релевантные затраты (переменные и прямые):
1. Себестоимость реализованной продукции (переменные) 500000
2. Расходы на реализацию - 330000
- Заработная плата продавцов - Расходы на содержание отдела сбыта - Реклама - Расходы на содержание продавцов |
3. Складские расходы - 36000 ´ 50 % переменных затрат = 18000
Итого: - 848000
Чистая прибыль – 52000 (900000 – 848000 = 52000) – доходы превышают расходы.
Происходит это из-за разных систем учета – в силу искаженности метода распределения.
Необходим еще один отчет (чтобы убедиться, что «север» - прибыльная зона)
Ликвидируем “север” и рассчитаем прибыль и убытки:
Статьи | Юг | Центр | Итого |
Реализация | |||
Себестоимость реализации продукции | |||
Расходы на содержание продавцов | |||
Складские расходы (- 50% переменных расходов) | |||
Итого переменных затрат: | |||
Заработная плата продавцов | |||
Расходы на содержание отдела сбыта | |||
Реклама | |||
Итого прямые специфич.затрат: | |||
Валовая прибыль | |||
Возмещение общих постоянных расходов или сумма покрытия (промежуточная валовая прибыль – прямые постоянные расходы) | (334000-170000) | ||
Общие постоянные расходы (АУП и 50 % на содержание склада (постоянные затраты) | 326000-260000 =66000 170000-66000=104000*50%=52000 |
52000 – прибыль, которую дает «север»
66000 – прибыль, получаемая тремя зонами.
Таким образом, мы показываем, что «север» – дает «львиную долю».
Лекция 14. Принятие нестандартных решений.
Релевантные затраты – это затраты, значимые для принятия решений. При его применении учитываются только те расходы и доходы, величина которых зависит от принятия решений. Те расходы и доходы, величина которых не зависит от принятого решения, не являются релевантными и не учитываются при принятии решений.
ПРИМЕР
Определить каким транспортом выгоднее добраться до пункта назначения, находящегося на расстоянии 1000 миль. Имеется два альтернативных варианта решений:
1. Добираться собственным транспортом;
2. Добираться общественным транспортом.
Затраты на одну милю, если добираться собственным транспортом (автомобиль Шевроле) следующие (в центах):
Переменные расходы:
Бензин (масло) 5,2
Ремонт 1,6
Замена колес 0,8
ИТОГО 7,6
Постоянные расходы (средние за год):
Страховка 573$
Регистрация 139$
Амортизация 1784$
ИТОГО 2496$
Общие затраты, если добираться общественным транспортом – 90$.
Релевантные расходы по собственному транспорту будут равны только переменным затратам – 76$ (на 1000 миль). Вывод: выгоднее ехать собственным транспортом. В этом случае экономия будет 14$.
ПРИМЕР
Мы имеем автомобиль (данные из предыдущего примера), но его не зарегистрировали. Принять решение: зарегистрировать автомобиль на следующий год или использовать другие виды транспорта (2800$). В случае регистрации план поездок составит 10000 миль.
Релевантные расходы составят:
переменные расходы + регистрация + страховка = 0,076 * 10000 + 573 + 139 = 1472$
Решение: следует зарегистрировать автомобиль на следующий год.
ПРИМЕР
Данные из первого примера.
У нас нет автомобиля, рассмотрим целесообразность покупки нового автомобиля.
План – 10000 миль в год.
Эксплуатация – 5 лет.
Если пользоваться другим видом транспорта, то затраты в год составят – 2800$
В данном случае все затраты будут являться релевантными (переменные + постоянные).
Если мы будем покупать автомобиль, то затраты в год составят 3256$, а это говорит о том, что выгоднее будет ездить в течении года на другом виде транспорта. Экономия в год составит: 3256 – 2800 = 456$.
ПРИМЕР. Решения по цене дополнительного заказа или цене организации продукции, товара.
Планируется выпуск 100000 ед. продукции.
Прямой труд | 600000 денежных ед. |
Основные материалы | 200000 денежных ед. |
Переменные накладные расходы | 200000 денежных ед. |
Постоянные накладные расходы | 400000 денежных ед. |
Итого | 1400000 денежных ед. |
Плановая себестоимость – 14 денежных ед. Цена реализации – 18 денежных ед. Покупка – 80000 ед. продукции (по 18 денежных ед. за 1 ед. продукции).
Остаток – 20000 ед. продукции (по цене 12 денежных ед. за 1 ед. продукции).
Решение.
Таблица 1. Релевантные доходы и затраты в дополнительном заказе.
Статьи | |
Выручка | 20000´12 = 240000 (ден. единиц) |
Релевантные затраты: | |
- труд | 20000´6 = 120000 (ден. единиц) |
- материалы | 20000´2 = 40000 (ден. единиц) |
- переменные затраты | 20000´2 = 40000 (ден. единиц) |
Результат (доход) | 40000 (ден. единиц) |
Труд – 6 (ден. единиц), материалы – 2 (ден. единиц) на единицу продукции.
Отчет: отказать или принять заказ.
Отказать | Принять | |
Выручка | 80000´18 = 1440000 | 1440000 + 240000 = 1680000 |
Затраты: | ||
- труд | 80000´6 = 480000 | 100000´6 = 600000 |
- материалы | 80000´2 = 160000 | 100000´2 = 200000 |
- переменные | 80000´2 = 160000 | 100000´2 = 200000 |
Постоянные затраты | ||
Итого | ||
Доход |
Таблица 2. Решение о внедрении дополнительного вида продукции или об отказе уже существующих.
Торты | Мясо | Крупа | Итого | |
Выручка | ||||
Переменные затраты | ||||
Маржинальная прибыль | ||||
Постоянные затраты: | ||||
- прямые | ||||
- косвенные | ||||
Прибыль (п.3 – п.4) | - 1000 |
Стоит вопрос: на основе данных прекратить производство мясо или оставить.