Правописание предлогов, союзов и частиц 7 страница
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бе...трепетные руки...
(По И. С. Тургеневу.)
(272 слова)
Задания
1. Найдите в тексте вводные слова и поясните знаки
препинания при них.
2. Укажите в тексте согласованные и несогласованные
определения и поясните знаки препинания при них.
3. Найдите в тексте предложение с приложением, по-
ясните постановку знаков препинания в нем. Сде-
лайте его синтаксический разбор. Составьте схему.
4. Разберите по составу слова: петербургской, посмат-
ривал, презрительностью, дворянского, бестрепетные.
5. Сделайте словообразовательный анализ слов: при-
земистая, примесью, байроновский, поплатился, не-
подвижно-темных .
Штольц
Андрей Иванович Штольц друг Обломова яв-
ляется вполне мужчиною таким человеком ка-
ких еще очень мало в современном обществе.
Он не избалован домашним воспитанием он с
молодых лет начал пользоваться разумною сво-
бодою рано узнал жизнь и умел внести в прак-
тическую деятельность прочные теоретические
знания. Твердость воли и убеждений критичес-
кий взгляд на людей и на жизнь вера в истин...у
и в добро уважение ко всему прекрасному и
возвышен ...ому вот главные черты характера
Штольца. Он не дает вол... страстям отличая их
от чу...ства. Он сознает что человек есть суще-
ство мыслящее и что ра... судок должен управ-
лять его действиями. Штольц не принадлежит
к числу тех холодных людей которые подчиня-
ют свои поступки рас ....чету потому что в них
нет жизнен...ой теплоты и они (н...) способны
н... горячо любить н... жертвовать собой (во) имя
идеи. Штольц (не) мечтатель; у него здоровая и
крепкая природа и он сознает свои силы и не
слабеет перед (не) благоприятными обстоятель-
ствами и не напрашиваясь насильно на борьбу
н...когда н... отступает от нее. Жизнен...ые силы
б...ют в нем живым ключам и он употребляет
их на полезную деятельность. Характер его с
первого взгляда может показаться ж...стоким
и холодным. Обломов нежнее и общительнее сво-
его друга что естествен „.о характеры слабые все-
гда нуждают...ся в нравственной по...держке. В
отношени... к любимой жен...щине Штольц (не)
способен быть страдательным существом по-
слушным исполнителем ее воли сознание соб-
ствен...ой личности не позволяет ему для кого
(бы) то н... было отступат...ся от убеждений или
менять черты своего характера. Осмысливая все
он осмысливает и любовь и БИД...Т в ней не слу-
жение кумиру а разумное чу...ство. Штольц ев-
ропеец по развитию и по взгляду на жизнь это
тип будущий.
(По Д. И. Писареву.)
(262 слова)
Задания
1. Найдите в тексте предложения с тире и поясните
правила их постановки.
2. Найдите в тексте предложения с однородными чле-
нами и поясните знаки препинания при них.
3. Найдите в тексте бессоюзные предложения и по-
ясните постановку двоеточия в них.
4. Найдите предложение с обобщающим членом при
однородных членах и сделайте его синтаксичес-
кий разбор.
5. Сделайте словообразовательный анализ слов: из-
балован, исполнитель, напрашиваясь, жертвовать.
6. Разберите слова по составу: будущий, мечтатель,
неблагоприятными, показаться.
В степ...
Вызрел ковыль и степь (на) многие версты
оделась колыш...щ...мся серебром. Ветер упрямо
прим...нал его наплывая и гнал (то) к (Ю,ю)гу
то к (3,з)ападу (бледно) сизые волны. Там где
пробегала воздушная струя ковыль молитвен...о
клонился и на гребне седой волны долго лежала
после этого чернеющая полоса. Отцвели (разно)
цветные травы и полевые цветы по ночам на
(обуглен...о) ч...рном небе сияли звезды и
т...мнея срезан...ым боком скупо светил месяц.
Терпкий воздух был густ ветер сух пахло полы-
нью и земля пропитан...ая все той (же) гореч...ю
всесильной полын... тосковала о прохладе. А
днем в степ... покрытой засохшей травой духо-
та зной серая пыль. На выцветш...м голубом
небе нет н... облачка и только нещадное со...нце
да распростертые (коричнево) серые крылья кор-
шуна. Коршун кр...нясь (на) бок (то) одним (то)
другим крылом плывет в (сизо) голубом про-
странстве и его огромная тень (не) слышно сколь-
зит по траве бурой дымящейся.
По всей необ...ятной степ... хрипло свистят
суслики а на горках желтеющей земли около
норок дрем л ...т сурки готовые (в) миг исчезнуть
при первой опас...ност.... Степь г...рячая но мерт-
вая (не) подвижна как во сне. И только табун
лошадей нарушает тишину сон...ой степ... храпят
молодые жеребцы вдыхая (горько) солен...ый
запах полын... и взрослый конь нет (нет) да зар-
жет тряхнув бл...стящей головой.
Мишка уже два месяца работает табун...щи-
ком за это время он хорошо изучил жизнь ло-
шадей и проникся глубоким уважением к их
уму и благородству простому и (естественно)
целомудрен...ому. Он полюбил лошадей и осо-
бен...о одного стареющего жеребца ((не) укро-
тимо) злого и грубоватого в обращении со все-
ми кобылицами кроме одной рыжей (четырех)
летней красавицы с (исчерн...) карими глаза-
ми. Со всеми злой и грубый он любил класть
свою голову на круп любимой кобылиц... и
дремать так (по) долгу. Мишка любил родную
(Д,д)онскую степь любил (по) сыновьи предан...о
и нежно.
(По М, А. Шолохову.)
(266 слов)
Задания
1. Найдите в тексте обособленные определения и по-
ясните, чем они выражены.
2. Найдите в тексте бессоюзные предложения и по-
ясните знаки препинания в них.
3. Найдите в тексте предложения с двоеточием, по-
ясните правила его употребления.
4. Разберите по членам первое предложение. Составь-
те его схему.
5. Разберите по составу слова: вызрел, колышущим-
ся, срезанным, благородству, подолгу, пропитанная,
всесильной.
6. Сделайте словообразовательный анализ слов: та-
бунщиком, сизо-голубом, дымящейся, четырехлет-
ней, кобылицы, по-сыновьи.
На охоте
Уже около месяца жили мы на коч...вке вер-
стах в (полутора) ста от Оренбурга а охота от
которой мы ожидали столько удовольствия по-
чти н...чего н... представляла занимательного.
Лето было ч...резвычайно жаркое все болота
высохли со дня на день ожидали соколов что
(бы) на них поохотит...ся но их не привозили
и нам оставалось только ходить с л ...гавой за
тетеревами.
Коч...вка была расположен...а между двумя
высокими холмами составляющими начало
(У,у)ральского (Х,х)ребта и покрытыми дубня-
ком и березняком. (Мимо) ходом можно ска-
зать что все холмы совершен...о между собою
схожи и что нет н...чего легче как в них заблу-
дит... ся. Почти все они имеют ту (же) ориги-
нальную форму все увенча...ы (стено) образным
гребнем сланцеватого камня и в каждой д...ли-
не протекает (не) большой ручей с об...их сторон
скрытый кустарником. Д...лины эти из...билуют
разными ягодами а более всего особен...ым ро-
дом диких вишен... р...стущих в высоком к...вы-
ле едва приметными кустами. Им (то) кажет...ся
должно приписать неимоверное множество те-
теревов водящихся в этих местах. Каждый день
мы стреляли штук по шест....десяти и даже по
сто но уменьшения их вовсе не было заметно.
Обыкновенно мы уезжали рано (по) утру и часа
через три возвращались домой обвеш...н...ые
добычей. Каждый из нас убивал столько что (не)
возможно было поместить всего в обыкновенном
яг...таше и что (бы) избежать этого неудобства
один опытный охотник изобрел ремни которые
(не) занимая лишнего места могли поместить на
себе много дичи. (С) начал.... охоты эти ремни
мы носили через плечо а под конец нав...ючива-
ли ими лошадь. Случалось что мы принужде-
н....ы были возвращаться единствен...о потому
что у нас и...тощался весь запас пороха я дроби.
Что (бы) дать некоторое представление о числе
тамошних тетеревов к приведу только один при-
мер (в) течени... часа мы однажды (в) троем уби-
ли шестьдесят три штуки.
(По А. К. Толстому.)
(266 слов)
Задания
1. Поясните правописание числительных в тексте.
2. Выделите в тексте обособленные определения. На-
зовите, чем они выражены.
3. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения
и поясните постановку знаков препинания в них.
4. Найдите в тексте бессоюзные предложения, пояс-
ните постановку знаков препинания в них.
5. Составьте схему последнего предложения.
6. Разберите по составу слова: навьючивали, водящих-
ся, истощался, дубняком, обвешанные, кустарником.
7. Сделайте словообразовательный анализ слов: ми-
моходом, уральского, березняком, шестидесяти, при-
писать, втроем, уменьшения.