Оценка уровня ценового риска предприятия

Задача. Провести количественную оценку уровня ценового риска предприятия с помощью использования шкалы экспертных оценок факторов ценового риска, которая приведена в табл. 2.4 [2]. Определить, к какой зоне ценовых рисков принадлежит найденный.

На основе полученных результатов дать указания относительно мер по оптимизации ценового риска.

Таблица 2.4 – Шкала экспертных оценок ценового риска

Вариант Факторы ценового риска
Ценовая еластич-ность спроса Способность товара Условия поставки и форма расчета с поставщиком Уровень канала товародвижения Форма и методы сбыта Репутация поставщика Качество работы по ценообразованию Уровень сервиса Имидж предприятия на рынке Используемая система скидок
W B W B W B W B W B W B W B W B W B W B
0,3 0,18 0,11 0,09 0,12 0,03 0,07 0,05 0,01 0,04
0,2 0,06 0,04 0,11 0,3 0,09 0,05 0,02 0,1 0,03
0,18 0,21 0,03 0,08 0,1 0,07 0,05 0,13 0,06 0,09
0,2 0,12 0,07 0,1 0,09 0,11 0,05 0,02 0,16 0,08
0,3 0,15 0,06 0,12 0,09 0,07 0,01 0,05 0,02 0,13
0,4 0,03 0,07 0,11 0,01 0,05 0,1 0,06 0,13 0,04
0,5 0,02 0,01 0,03 0,07 0,05 0,04 0,12 0,1 0,06
0,07 0,11 0,12 0,21 0,3 0,05 0,06 0,01 0,04 0,03
0,2 0,17 0,16 0,11 0,09 0,07 0,05 0,03 0,12 0,1
0,6 0,03 0,04 0,06 0,08 0,01 0,05 0,07 0,01 0,05
0,4 0,05 0,12 0,01 0,06 0,07 0,11 0,05 0,04 0,09
0,2 0,06 0,04 0,11 0,3 0,09 0,05 0,02 0,1 0,03
0,18 0,21 0,03 0,08 0,1 0,07 0,05 0,13 0,06 0,09
0,5 0,02 0,01 0,03 0,07 0,05 0,04 0,12 0,1 0,06
0,07 0,11 0,12 0,21 0,3 0,05 0,06 0,01 0,04 0,03
0,4 0,03 0,07 0,11 0,01 0,05 0,1 0,06 0,13 0,04
0,3 0,18 0,11 0,09 0,12 0,03 0,07 0,05 0,01 0,04
0,23 0,11 0,01 0,05 0,07 0,04 0,02 0,12 0,13 0,22
0,6 0,03 0,04 0,06 0,08 0,01 0,05 0,07 0,01 0,05
0,4 0,05 0,12 0,01 0,06 0,07 0,11 0,05 0,04 0,09
0,23 0,11 0,01 0,05 0,07 0,04 0,02 0,12 0,13 0,22
0,5 0,02 0,01 0,03 0,07 0,05 0,04 0,12 0,1 0,06
0,07 0,11 0,12 0,21 0,3 0,05 0,06 0,01 0,04 0,03
0,2 0,17 0,16 0,11 0,09 0,07 0,05 0,03 0,12 0,1
0,6 0,03 0,04 0,06 0,08 0,01 0,05 0,07 0,01 0,05
0,4 0,05 0,12 0,01 0,06 0,07 0,11 0,05 0,04 0,09
0,2 0,06 0,04 0,11 0,3 0,09 0,05 0,02 0,1 0,03
0,18 0,21 0,03 0,08 0,1 0,07 0,05 0,13 0,06 0,09
0,5 0,02 0,01 0,03 0,07 0,05 0,04 0,12 0,1 0,06
0,4 0,05 0,12 0,01 0,06 0,07 0,11 0,05 0,04 0,09

Оценки баллов:

1- очень высокая;

2- высокая;

3- достаточно высокая:

4- добрая;

5- успешная;

6- средняя;

7- достаточная;

8- удовлетворительная;

9- незначительная;

10- неудовлетворительная.

Пример. Рассчитать уровень ценового риска предприятия, которое занимается торговлей продовольственными товарами. Определить, к какой зоне ценовых рисков принадлежит найденный и сформировать рекомендации относительно оптимизации ценового риска.

Исходные данные для расчетов приведенные в табл. 2.5.

Таблица 2.5 - Исходные данные

Факторы ценового риска
Ценовая эластичность Способность товаа Условия поставки и формы расчета с поставщиками Уровень канала товародвижения Форма и методы сбыта Репутация поставщика Качество работы по ценообразованию Уровень сервиса Имидж предприятия на рынке Используемая система скидок
W B W B W B W B W B W B W B W B W B W B
0,20 0,18 0,15 0,09 0,09 0,08 0,07 0,07 0,04 0,03

Для нахождения ценового риска применим формулу 2.3 :

Оценка уровня ценового риска предприятия - student2.ru (2.3)

Тогда

Оценка уровня ценового риска предприятия - student2.ru

Минимальный Повышенный Критический Катастрофический

риск риск риск риск

Оценка уровня ценового риска предприятия - student2.ru

0 2,5 5 7,5 10

Рисунок 2.4 – Шкала границ зон ценового риска

Из рис. 2.4 определено, что ценовой риск данного предприятия находится в зоне повышенного риска.

Среди внутренних мер по снижения ценовых рисков предприятию можно порекомендовать лимитирование с помощью установления экономических и финансовых нормативов; диверсификацию поставщиков, диверсификацию системы скидок, которые предоставляются клиентам; получение дополнительной информации о поставщиках, системе сбыта и т.п.; минимизацию рисков, связанных с определением уровня торговых надбавок, сокращение перечня форс-мажорных обстоятельств в договоре с поставщиками, обоснование экономической целесообразности проведения переоценки и использования системы скидок на предприятии; страхование ценовых рисков.

Наши рекомендации