Экспорт (прямой, непрямой)
Экспорт (прямой) – продажа производителем своего товара, производимого внутри страны, за рубежом (см рис. 8.1. колонка 2). Прямой экспорт – фирма сама управляет функцией экспорта. Он ориентирован на устоявшихся иностранных партнеров, заруб оптовых торговцев, которые используются для завоевания заруб рынков.
Непрямой экспорт – осуществляется через независимых посредников (см. рис. 8.1. колонка 1).
Преимущества: фирма легко реализует свой товар на международном рынке без выделения значит средств на материальные и людские ресурсы.
Недостатки: фирма не приобретает свой собственный опыт международный торговли и не работает на долгосрочную перспективу.
8.3.3. Экспортная кооперация (см рис 8.1. колонка 3)
Лицензионное производство – лицензиар (продавец лицензии) вступает в отношения с лицензиатом на заруб рынке, предлагая права на использование интеллектуальной собственности – технологии, товарного знака, патента, торгового секрета в обмен на гонорар, лицензионный платеж или участие в распределении прибыли.
Преимущества: лицензиар получает выход на рынок с минимальным риском, лицензиату не приходится начинать все с нуля, т.к. он получает производственный опыт, технологию, имя.
ПРИМЕР. Лицензирование использует компания Кока-Кола.
Недостатки: по окончании срока контракта преуспевший лицензиат может стать достойным конкурентом лицензиару. Слабый контроль технологии производства может привести к низкому качеству продукции и «порче» торговой марки.
Особой формой лицензирования является франчайзинг– передача франчайзером (собственником) зарубежному франчайзи (приобретателю) известной торговой марки, а вместе с ней – отработанных и оправдавших себя технологий и оборудования, а также предоставление возможности обучить персонал и получить необходимые консультации.
Пример. Франчайзинг использует корпорация МакДональдс.
Управление по контракту – управляющая компания подписывает с заруб партнером соглашение, предметом которого является осуществление управления производственной и маркетинговой деятельностью. То есть ноу-хау в области управления, а зарубежный партнер обеспечивает необходимый капитал, достижение фирмой определенных показателей финансовой деятельности в оговоренные сроки; то есть это торговля управленческими услугами.
Пример. Фирма Хилтон - организация работы отелей в разных частях света.
Производство по контракту – заруб предприятие принимает на себя обязательства изготавливать на собственных мощностях продукцию, приобретение которой гарантируется отечественной фирмой в соответствии с заключенным договором.
Разновидность – операции с давальческим сырьем – поставка отечественного сырья, материалов, полуфабрикатов за рубеж, где они перерабатываются, а затем реимпортируются в качестве готовой продукции.
Пример. Поставка украинского зерна за рубеж и реимпорт в качестве готового упакованного продукта – муки.
Недостатки: трудности, связанные с поиском надежного зарубежного партнера, опасности передать ноу-хау будущему конкуренту, осложнения контроля качества продукции.
Преимущества: эта форма подрядного производства дает возможность быстро развернуть деятельность с низким риском и перспективой выкупа предприятия.
8.3.4. Прямое инвестирование(см. рис. 8.1. колонки 4 и 5)
Совместное владение (СП) – объединение усилий зарубежных и местных инвесторов с целью создания коммерческого предприятия, которым они владеют и управляют совместно.
Полное владение – фирма самостоятельно вкладывает средства в производство в другой стране либо путем покупки существующих предприятий, либо создавая за рубежом новые филиалы и дочерние компании.
Сборочное производство – перенос за рубеж финальных (как правило, трудоемких) стадий производственного цикла.
Преимущества: уменьшение транспортных издержек и воспользоваться более низкими таможенными пошлинами на незавершенные изделия. Решение проблемы занятости рабочих мест. Используют при развертывании деятельности крупных корпораций в развивающихся странах.
Полное производство – перенос за рубеж (в филиалы и дочерние компании) всех необходимых этапов производственного цикла с целью получения готовых изделий. Это самая высокая степень вовлеченности в международный бизнес.
Тема 9. Создание фирмы за рубежом