Премирование (поощрение) отличившихся работников вне систем оплаты труда. 12 страница
Визитки часто заказывают для руководителей фирм, менеджеров, снабженцев и других специалистов. Являются ли визитные карточки рекламой? Сравним их назначение с определением рекламы.
С одной стороны, владелец карточки представляет фирму, поэтому визитка косвенно способствует поддержанию интереса к ней. Этот интерес вполне может вылиться в подписание контракта и увеличение объема продаж компании. Визитка также обычно содержит название фирмы. Но, с другой стороны, из нее нельзя узнать о ее продукции и товарах, так как визитная карточка несет информацию о конкретном должностном лице (его имени, телефоне, электронной почте и т.д.).
Значит, цели у рекламы и у визитки разные. Более того, визитки предназначены для тех, с кем фирма хотела бы поддерживать контакты или сотрудничать. Следовательно, визитные карточки не проходят еще по одному критерию рекламы: "неопределенность" круга лиц (Письмо Минфина России от 29 ноября 2006 г. N 03-03-04/1/801).
Затраты на изготовление таких визиток вы можете включать в состав прочих расходов в полной сумме как "другие расходы, связанные с производством и реализацией" (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Окончательная классификация ваших затрат зависит от содержания визиток и способов их распространения. Например, они могут быть выложены на выставочном стенде компании или прикреплены к каталогу ее продукции. В ряде случаев отнесение к расходам на рекламу затрат, связанных с изготовлением визитных карточек, правомерно (Постановление ФАС Московского округа от 28 сентября 2010 г. N КА-А40/10953-10).
Рекламные основные средства
Вывески, световые буквы, перетяжки и иные объекты наружной рекламы могут быть очень дорогостоящими. Кроме того, данные средства предназначены для использования в течение длительного срока. Таким образом, выполняются все условия п. 1 ст. 256 НК РФ. А это означает, что объекты наружной рекламы, на изготовление которых потрачено более 100 000 руб., вполне могут быть отнесены к основным средствам.
Разберемся, к какой амортизационной группе относить рекламные объекты. Согласно Постановлению Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1 если рекламная конструкция электрифицирована, то ее необходимо отнести к пятой амортизационной группе, то есть служить данное имущество должно от семи до десяти лет. Вывески же, не снабженные электричеством, в Классификации отсутствуют. Следовательно, фирма вправе сама устанавливать для таких объектов срок полезного использования в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций-изготовителей (п. 6 ст. 258 НК РФ).
Относятся ли затраты на изготовление и монтаж наружной рекламы к ненормируемым рекламным расходам, или же данные объекты следует учитывать в составе амортизируемого имущества?
Возможны оба варианта (Письмо Минфина России от 14 декабря 2011 г. N 03-03-06/1/821). Если имущество признано амортизируемым, к расходам на рекламу надо относить амортизационные отчисления. Если же рекламный объект не соответствует требованиям, предъявляемым к основным средствам, то сумма денежных средств, затраченная на его изготовление и установку, сразу включается в состав расходов. Причем ограничений по списанию затрат в размере, не превышающем одного процента от выручки, в данном случае не будет, так как расходы на наружную рекламу не являются нормируемыми.
Реклама в прессе
Одним из наиболее популярных способов распространения рекламы являются публикации объявлений или статей в прессе. Здесь необходимо иметь в виду следующее.
Если информация о компании размещается в "нерекламных" журналах или газетах, то она обязательно должна сопровождаться специальными пометками (например, "реклама", "на правах рекламы"). Таково требование ст. 16 Закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ. А как считает Минфин России, при отсутствии указанной оговорки признать расходы рекламными и списать их в уменьшение налогооблагаемой прибыли будет нельзя (Письмо Минфина России от 15 июня 2011 г. N 03-03-06/2/94).
Однако с этой позицией не всегда соглашаются судьи. Они не раз подчеркивали, что признать рекламными публикации можно даже при отсутствии особых пометок. Главное при этом, чтобы информация отвечала основным критериям рекламы. То есть предназначалась для неопределенного круга лиц и была призвана формировать или поддерживать интерес к рекламируемой организации, ее товарам, идеям и начинаниям (Постановления ФАС Московского округа от 23 сентября 2008 г. N КА-А40/8513-08-2, ФАС Поволжского округа от 16 апреля 2008 г. по делу N А55-10084/2007).
Логотип
Логотип организации является результатом интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средством индивидуализации организации. Затраты на его создание и изготовление (дизайн) следует относить к расходам на рекламу в составе прочих расходов. Минфин России обосновал эту позицию в Письме от 12 сентября 2014 г. N 03-03-РЗ/45762.
Логотип - оригинальное начертание, изображение полного или сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы. Он специально разрабатывается фирмой с целью привлечения внимания к ней и к ее товарам. Изобретения, фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания являются результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью) (п. 1 ст. 1225 ГК РФ). Значит, логотип организации признается объектом рекламирования. Затраты на его изготовление (дизайн) организация вправе полностью учесть в составе расходов по налогу на прибыль при условии, что указанные расходы обоснованны и документально подтверждены.
Интернет-реклама
Еще один популярный способ рекламы - размещение информации в сети Интернет. Рассмотрим основные вопросы, которые могут возникнуть при учете затрат на "раскрутку" фирмы во Всемирной паутине.
Прежде всего разберемся, относятся ли данные расходы к рекламным.
Согласно п. 8 ст. 28 Закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ к информационно-телекоммуникационным сетям общего пользования отнесен и Интернет. А значит, затраты на рекламные мероприятия во Всемирной паутине относятся к рекламным. При этом для расчета налога на прибыль такие расходы принимаются без ограничений, так как расходы на рекламу, распространяемую через телекоммуникационные сети, при расчете налога на прибыль не нормируются (абз. 5 п. 4 ст. 264 НК РФ).
Рассмотрим несколько вариантов размещения рекламы в Интернете. Во-первых, это создание баннеров, флаеров, лифлетов, через которые посетители чужого веб-сайта попадают на сайт компании. Расходы по их размещению можно включить в налоговую себестоимость полностью.
Для документального подтверждения данных затрат потребуется договор с владельцем сайта и акт сдачи-приемки оказанных им услуг. В акте отражают внешний вид подобной рекламы, период ее размещения и стоимость.
Следующая статья затрат связана с регистрацией доменного имени, созданием, поддержанием и обновлением собственного сайта организации в Интернете. Учет расходов на создание веб-странички будет зависеть от того, имеет ли фирма исключительные права на нее.
Если да, то сайт нужно отражать и в бухгалтерском, и в налоговом учете в составе нематериальных активов. В первоначальную стоимость сайта войдут расходы на его приобретение, создание, в том числе затраты на регистрацию домена (Письмо УФНС России по г. Москве от 17 января 2007 г. N 20-12/004121). Как в налоговом, так и в бухгалтерском учете списывать такие издержки нужно, начисляя амортизацию.
Если исключительных прав у организации нет, то затраты на создание сайта отражают в бухгалтерском учете как расходы по обычным видам деятельности, а в налоговом учете - как расходы на рекламу (Письмо Минфина России от 12 марта 2006 г. N 03-03-04/2/54).
И в первом, и во втором случае затраты на перерегистрацию доменного имени, а также на услуги по техобслуживанию сайта на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ относят к прочим.
Если информация размещается на веб-страничке в рекламных целях, то расходы по ее поддержанию могут быть учтены в качестве рекламных (Письмо УФНС России по г. Москве от 17 января 2007 г. N 20-12/004121). То же самое касается и затрат по оплате услуг хостинга.
Рекламные видеоролики
Расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг) и деятельности налогоплательщика относятся к прочим расходам и не нормируются (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). Это относится и к такому виду рекламы, как рекламные видеоролики. В целях налога на прибыль можно учесть фактические затраты на их создание.
Однако, если затраты, включаемые в первоначальную стоимость ролика, превысят 100 000 руб., а срок его полезного использования больше 12 месяцев, придется иметь дело с амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ). То есть списывать затраты на создание такого ролика единовременно нельзя, а только постепенно - через амортизацию. Созданный силами организации рекламный видеоролик является объектом интеллектуальной собственности и учитывается в качестве нематериального актива.
По аудиовизуальным произведениям налогоплательщик вправе самостоятельно определить срок полезного использования, но он не может быть менее двух лет. Значит, если рекламный видеоролик относится к амортизируемому имуществу, затраты на его создание можно отнести к расходам на рекламу, но списывать их в налоговом учете придется постепенно - через амортизационные отчисления (Письмо Минфина России от 23 марта 2015 г. N 03-03-06/1/15750).
Приоритетная выкладка товара
Затраты на продвижение продукции на рынке сбыта Минфин России трактует как рекламные расходы и предписывает налогоплательщикам соблюдать норматив их списания (Письмо от 13 декабря 2011 г. N 03-03-06/1/818).
Мерчандайзинг - направление маркетинга, цель которого - обеспечение продвижения товаров в розничной торговле, повышение их привлекательности и доступности для потребителя. То есть, проще говоря, это наука о том, как заставить покупателя приобретать больше товара, тем самым увеличивая прибыль производителя (поставщика) и розничных продавцов. К услугам мерчандайзинга можно, например, отнести приоритетную выкладку продукции на торговых площадях на видном, удобном месте, размещение полного ассортимента продукции, поддержание необходимого запаса продукта в зале и т.д.
Заказчик таких услуг - производитель или поставщик продукции. Исполнитель - розничная торговая фирма, через которую происходит реализация товара.
Минфин России относит к нормируемым расходам на рекламу затраты поставщика на приоритетную выкладку товаров покупателем - организацией розничной торговли (см., например, Письмо от 18 марта 2014 г. N 03-03-06/1/11641). Финансисты обосновывают свою точку зрения тем, что услуги по приоритетной выкладке направлены на продвижение товаров и являются рекламными услугами. Однако такая позиция не всегда поддерживается арбитражными судами, которые разрешают учесть расходы на мерчандайзинг в полном объеме на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 18 февраля 2013 г. по делу N А40-83540/12-116-180).
Как лучше всего провести рекламные расходы
В некоторых случаях "первичку" можно оформить так, чтобы на бумаге никаких рекламных расходов не было видно. В самом деле изготовители часто не против того, чтобы, к примеру, при изготовлении пакетов с логотипом фирмы в договоре указать, что приобретается упаковка для продукции.
Но в некоторых случаях представлять рекламные расходы какими-либо затратами иного характера невыгодно. Такова ситуация, например, с бесплатной раздачей сувениров.
Пример. ООО "Высота" заказало изготовление шариковых ручек с логотипом и телефоном фирмы на сумму 10 000 руб. (в т.ч. НДС - 1525 руб.). Эти ручки были бесплатно розданы потенциальным покупателям в рамках рекламной акции. Но в учете их можно провести двумя способами.
Вариант 1. Можно назвать эти расходы тем, чем они и были на самом деле, - рекламой. Тогда на них можно будет уменьшить налогооблагаемую прибыль (п. 4 ст. 264 НК РФ). НДС, входящий в стоимость ручек, можно будет принять к вычету.
Вариант 2. Можно поступить иначе - оформить акт на списание авторучек, как будто фирма дарит их своим покупателям в качестве сувениров. Такое списание не будет являться рекламным расходом. Но на стоимость подарков "Высота" не может уменьшить налогооблагаемую прибыль.
Новое в отчете 2016. Буклеты и листовки представляют собой разновидность брошюр, содержащих рекламную информацию, имеющих от одного до трех сгибов. Поэтому расходы на распространение буклетов, листовок, каталогов, содержащих рекламную информацию об организации или об отдельных услугах, оказываемых организацией, относятся к расходам на рекламу, учитываемым при налогообложении прибыли в размере фактических затрат (Письмо Минфина России от 12 августа 2016 г. N 03-03-06/1/42279).
Расходы по госрегистрации прав на недвижимость
Право собственности на некоторые объекты основных средств (недвижимые вещи, в т.ч. земельные участки) подлежит государственной регистрации. И в бухгалтерском, и в налоговом учете расходы по государственной регистрации недвижимого имущества включают в его первоначальную стоимость (п. 3 Письма Минфина России от 8 июня 2012 г. N 03-03-06/1/295).
Пример. АО "Долина" приобрело участок земли. Стоимость земли - 4 200 000 руб. (без НДС).
Расходы на регистрацию прав собственности на землю составили 14 000 руб.
Затраты на госрегистрацию земельного участка включают в бухгалтерском и в налоговом учете в его первоначальную стоимость.
Внимание! Если вы ввели объект в эксплуатацию без госрегистрации прав на него, то плата за госрегистрацию не увеличит его первоначальную стоимость. Ее следует отнести на прочие расходы (Письмо Минфина России от 11 февраля 2011 г. N 03-03-06/1/89).
Компенсация за использование личного автомобиля (мотоцикла)
Бывает, что для служебных разъездов работник использует свой личный автомобиль (мотоцикл).
В этом случае фирма-работодатель может выплачивать ему соответствующую компенсацию. Ее сумму определяет работодатель по договоренности с работником. Как правило, размер компенсации зависит от интенсивности использования автомобиля (мотоцикла), который эксплуатируется в служебных целях. Компенсацию назначают с учетом того, что работник должен оплатить свои расходы, связанные с покупкой бензина, текущим ремонтом автомобиля (мотоцикла) и так далее. Поэтому, если сотрудник получает компенсацию, никакие дополнительные деньги, связанные с оплатой расходов по эксплуатации автотранспорта, ему не полагаются.
Компенсацию не выплачивают работнику за те дни, которые он находился в отпуске или болел, так как в это время он не мог использовать собственный автомобиль в служебных целях.
Компенсация уменьшает налогооблагаемую прибыль только после ее фактической выплаты работнику (п. 7 ст. 272 НК РФ). Метод определения выручки, по которому работает ваша фирма, в данном случае значения не имеет.
Компенсацию, причитающуюся работнику за истекающий месяц, лучше выдавать в его последних числах. Тогда она будет учтена при налогообложении в этом же месяце, а не в следующем.
Оформление компенсации
Для получения компенсации работник должен представить в бухгалтерию копию технического паспорта автомобиля (мотоцикла). Достаточно, чтобы она была заверена фирмой.
Если работник управляет автотранспортом по доверенности, он должен представить копию доверенности.
Компенсацию выплачивают ежемесячно на основании приказа руководителя организации. В приказе указывают фамилию, имя и отчество лица, получающего компенсацию, и ее сумму.
Внимание! Налоговики настаивают на том, что для получения компенсации работники, использующие личный транспорт для служебных поездок, должны вести их учет в путевых листах.
Нормирование компенсации
В бухгалтерском учете суммы компенсации полностью включают в состав расходов по обычным видам деятельности.
По правилам налогового учета компенсацию включают в состав прочих расходов только в пределах норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 92.
Для легковых автомобилей с объемом двигателя до 2000 кубических сантиметров включительно компенсация учитывается для целей налогообложения прибыли в сумме 1200 руб., а более 2000 кубических сантиметров - 1500 руб. в месяц. При этом неважно, какой автомобиль используется - отечественный или иностранный.
Размер компенсации работнику за использование личного мотоцикла для служебных поездок составляет 600 руб. в месяц.
Превышение суммы компенсации над установленными нормами в состав прочих расходов не включают и налогооблагаемая прибыль фирмы при этом не уменьшается.
Пример. В марте менеджеру торговой организации АО "Долина" Антошину назначена ежемесячная компенсация за использование личного автомобиля "Ниссан Альмера" в служебных целях.
Сумма компенсации - 2100 руб. Объем двигателя автомобиля - 1600 куб. см (1,6 л).
В бухгалтерском учете сумму компенсации (2100 руб.) отражают в составе расходов по обычным видам деятельности. В налоговом учете сумму компенсации отражают в составе прочих расходов только в пределах норм (1200 руб.). Превышение суммы компенсации над законодательно установленной нормой в размере 900 руб. (2100 - 1200) в составе прочих расходов не учитывают. Эта сумма налогооблагаемую прибыль "Долины" не уменьшает.
Внимание! Расходы в виде стоимости горюче-смазочных материалов, возмещаемой сотрудникам, использующим личные автомобили в служебных целях, могут учитывать в целях налогообложения прибыли организаций в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации, и при условии соблюдения критериев ст. 252 НК РФ (Письмо Минфина России от 19 августа 2016 г. N 03-03-06/1/48789).
Способы учета компенсации
Рассмотрим три способа учета компенсации в этой ситуации: выплата компенсации за использование автомобиля, договор аренды, договор безвозмездного пользования.
Пример. Работник ООО "Высота" использует автомобиль "Ниссан Примера" (объем двигателя - 2200 куб. см) для служебных поездок. Средние ежемесячные расходы на содержание автомобиля составляют 7000 руб.:
- 4000 руб. - оплата ГСМ;
- 2000 руб. - оплата ремонта;
- 1000 руб. - износ автомобиля.
Сначала поговорим о компенсации. Компенсацию назначает руководитель, а ее размер устанавливают по согласованию с работником с учетом того, что ему должны быть компенсированы все расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля (покупка бензина, текущий ремонт, износ транспортного средства). Если сумма, потраченная на ремонт автомобиля, значительна, фирма может увеличить размер компенсации.
Пример. Всю сумму расходов по эксплуатации автомобиля ООО "Высота" ежемесячно выплачивает работнику в виде компенсации. Сумма компенсации - 7000 руб. (в т.ч. в пределах нормы - 1500 руб., сверх нормы - 5500 руб.). Ежемесячно фирма может уменьшить налогооблагаемую прибыль на 1500 руб.
Таким образом, экономия на налоге на прибыль составит 300 руб. (1500 руб. x 20%).
Фактически работник потратил на содержание автомобиля 6000 руб. (4000 + 2000).
Общая сумма платежей фирмы - 6700 руб. (7000 - 300).
Достоинства способа:
- достаточно легко оформить выплату компенсации и изменить ее размер;
- компенсация не облагается НДФЛ и страховыми взносами (пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, Письмо Минфина России от 31 декабря 2010 г. N 03-04-06/6-327, Постановление Президиума ВАС РФ от 30 января 2007 г. N 10627/06).
Недостаток способа заключается в том, что официальные нормы компенсации не покрывают всех расходов, а суммы, выплаченные сверх нормы, налогооблагаемую прибыль не уменьшают.
Оформить использование автомобиля сотрудника в интересах фирмы можно с помощью договора аренды. В договоре указывают сумму арендной платы и другие существенные условия (например, кто будет оплачивать ремонт транспортного средства и расходы на ГСМ). Если эти расходы несет фирма-арендатор, то она может их списать в уменьшение налогооблагаемой прибыли (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).
ГК РФ предусматривает две формы такого договора: "аренда транспортного средства" и "аренда транспортного средства с экипажем". Но арендовать "с экипажем" автомобиль непосредственно у водителя нельзя. По правилам гражданского законодательства водитель должен состоять с арендодателем в трудовых отношениях (абз. 2 п. 2 ст. 635 ГК РФ). Но сам с собой он в таких отношениях состоять не может. Поэтому рекомендации Минфина России в Письме от 1 декабря 2009 г. N 03-03-06/1/780 вызывают недоумение.
В случае аренды фирма:
- имеет право уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму арендных платежей;
- должна удержать с арендной платы налог на доходы физических лиц.
Пример. ООО "Высота" заключило с работником договор аренды автомобиля.
Ежемесячная арендная плата по договору - 1000 руб. Расходы на ГСМ (4000 руб.) и ремонт (1500 руб.) оплачивает фирма-арендатор.
Ежемесячно фирма может уменьшить налогооблагаемую прибыль на 6500 руб. (4000 + 1500 + 1000). Экономия на налоге на прибыль - 1300 руб. (6500 руб. x 20%).
Сумма налога на доходы физических лиц, удержанного с арендной платы, составит 130 руб. (1000 руб. x 13%).
Таким образом, сотрудник получит на руки 870 руб. (1000 - 130), ничего не потратив при этом на содержание автомобиля.
Общая сумма платежей фирмы - 5200 руб. (4000 + 1500 + 870 + 130 - 1300).
Достоинства способа - расходы на ГСМ и ремонт уменьшают налогооблагаемую прибыль в полном объеме.
Недостаток способа заключается в том, что всю сумму арендной платы облагают налогом на доходы физических лиц.
Теперь о договоре безвозмездного пользования. Этот договор схож с договором аренды, но по нему работник не получает никакой платы. При этом расходы на ГСМ и ремонт автомобиля несет фирма. Эти расходы она может списать в уменьшение налогооблагаемой прибыли (пп. 5 п. 1 ст. 254 и п. 2 ст. 260 НК РФ).
Пример. ООО "Высота" заключило со своим работником договор на безвозмездное пользование его автомобилем. Расходы на ГСМ (4000 руб.) и ремонт (1500 руб.) оплачивает фирма. Ежемесячно фирма уменьшает налогооблагаемую прибыль на 5500 руб. (4000 + 1500). Экономия на налоге на прибыль составляет 1110 руб. (5500 руб. x 20%).
Общая сумма платежей фирмы - 4400 руб. (4000 + 1500 - 1100).
Такой договор выгоден в том случае, когда никаких выплат, компенсирующих износ (использование) автомобиля, работник не требует (например, работник, использующий свой автомобиль в интересах фирмы, одновременно является ее учредителем). В противном случае сумму, компенсирующую работнику использование его автомобиля, можно будет выплатить в качестве материальной помощи.
Однако у этого договора есть еще один серьезный недостаток: фирма использует автомобиль безвозмездно, а стоимость безвозмездно полученной услуги включается в доход фирмы исходя из рыночных цен.
Самый выгодный способ как для фирмы, так и для работника - договор аренды. Все расходы, связанные с арендованным автомобилем, фирма может списать в уменьшение налогооблагаемой прибыли. Никаких "зарплатных" налогов с арендной платы фирма не платит.
Единственное, что необходимо заплатить, - это налог на доходы физических лиц, который нужно удержать из дохода работника. Работник же получает зафиксированную в договоре плату за то, что его автомобиль эксплуатирует фирма. Если же никаких выплат, компенсирующих использование автомобиля, работнику не требуется, арендную плату можно установить на минимальном уровне, тем самым минимизировав НДФЛ.
Подведем итоги вышесказанного в таблице.
Суть вопроса | Позиция налоговых органов и Минфина России | Реквизиты разъясняющего документа |
Компенсация за использование личного автомобиля | ||
Какие расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль? | Компенсация за использование личного автомобиля уменьшает в пределах норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 92 | Письмо Минфина России от 26 мая 2009 г. N 03-03-07/13, Определение ВАС РФ от 29 января 2009 г. N ВАС-495/09 по делу N А07-1341/2008 |
Расходы, связанные с покупкой ГСМ, топлива, ремонтом и др., не уменьшают базу при расчете налога на прибыль | ||
Облагается ли данная компенсация: - НДФЛ? | Не облагается | Подпункт "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, Письмо Минфина России от 24 марта 2010 г. N 03-04-06/6-47, Постановление Президиума ВАС РФ от 30 января 2007 г. N 10627/06 |
- страховыми взносами? | ||
Договор аренды транспортного средства с экипажем | Не может быть заключен с физическим лицом, которое само является водителем (членом экипажа) | |
Договор аренды транспортного средства без экипажа | ||
Какие расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль? | Арендная плата (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ). Затраты на покупку топлива (ГСМ) исходя из фактического пробега автомобиля, приобретение запчастей, техническое обслуживание, текущий ремонт (п. 1 ст. 252, пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ) | Письма Минфина России от 26 мая 2009 г. N 03-03-07/13, от 13 февраля 2007 г. N 03-03-06/1/81, УФНС России по г. Москве от 19 мая 2006 г. N 28-11/43420 |
Облагается ли данная компенсация: - НДФЛ? | Сумму арендной платы облагают налогом на доходы физических лиц (пп. 4 п. 1 ст. 208 НК РФ) | Письмо Минфина России от 2 октября 2006 г. N 03-05-01-04/277 |
- страховыми взносами? | Не облагаются (ч. 3 ст. 7 Закона N 212-ФЗ) | Письмо Минздравсоцразвития России от 12 марта 2010 г. N 550-19 |
Компенсации за использование другого имущества
Такие компенсации обязаны выплачивать предприятия, в которых работник по согласованию с руководством использует собственные вещи: компьютер, сотовый телефон и другое. Об этом сказано в ст. 188 ТК РФ. За нарушение трудового законодательства руководителя и главбуха могут оштрафовать на сумму от 1000 до 5000 руб., а саму фирму - от 30 000 руб. до 50 000 руб. (ст. 5.27 КоАП РФ).
Эти компенсации в целях налогообложения прибыли (за исключением компенсации за использование личного автомобиля) не нормируют. Но "зарплатными" налогами они тоже не облагаются (п. 3 ст. 217 НК РФ и пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ).
С налогом на прибыль дело обстоит сложнее. Причина в том, что расходы на выплату такой компенсации прямо не поименованы в составе затрат, уменьшающих налог на прибыль. Однако, как известно, перечень расходов является открытым. Поэтому учесть их в целях налогообложения можно, если соблюсти два условия: понесенные фирмой затраты должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены. Аналогичная позиция была выражена Минфином России в Письме от 18 марта 2010 г. N 03-03-06/1/150.
Чтобы выполнить первое условие (экономическая обоснованность расходов), мы рекомендуем выплачивать компенсацию в пределах суммы амортизации, рассчитанной исходя из официально установленных норм. Для этого фирма может воспользоваться Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1).
Если же это имущество в Классификации не упомянуто, срок полезного использования определите самостоятельно.
Сумму компенсации рассчитайте по формуле:
┌─────────────┐ ┌────────────────────────────┐ ┌──────────────────┐
│ Сумма │ │ Рыночная цена имущества на │ │ Месячная норма │
│ компенсации │ = │ начало его эксплуатации │ x │ амортизации (%) │
│ │ │ в организации │ │ │
└─────────────┘ └────────────────────────────┘ └──────────────────┘