Аудиторская проверка финансовой отчетности.

· аудитору – оптимально поставить задачу и определить временные рамки для получения достаточных гарантий и доказательств в отношении того, что содержащаяся в документах информация и прочие источники данных могут служить надежной основой для подготовки финансовой отчетности;

· клиенту – сформировать сознательное отношение к возможностям и специфике аудиторской деятельности, существующим ограничениям, познакомиться с понятиями риска и существенности, прочей терминологией и на этой базе определить степень своей готовности нести соответствующие затраты и выполнять соответствующие обязательства.

При планировании составляется вопросник по двум направлениям: по изучению бухгалтерского учета и по оценке внутреннего контроля.

После чего делается вывод о состоянии внутреннего контроля на предприятии.

1. Официальное предложение клиента о проведении аудита– официальное именное письмо-предложение о проведении аудита, которое направляется аудиторской фирме организацией заинтересованной в оказании аудиторских услуг.

2. Знакомство с финансово-хозяйственной деятельностью: изучение внешних, внутренних факторов, влияющих на деятельность аудируемого лица, получение предоставления о системе внутреннего контроля, оценка существенности, аудирского риск и т.д.

3. Разработка и согласование общего плана и программы аудита, где описывается предполагаемый объем и порядок проведения аудиторской проверки.

4. Составление письма о проведении аудита– документ, регламентирующий обязательства и отвественность экономического субъекта– клиента и аудитора на этапе заключения соглашения о проведение аудиторской проверки.

5. Подписание договора на проведение аудита. В тексте договора необходимо раскрыть следующие основные аспекты и существенные условия, такие, как: предмет договора на оказание аудиторских услуг; условия оказания аудиторских услуг; права и обязанности аудиторской организации и экономического субъекта; стоимость и порядок оплаты аудиторских услуг; ответственность сторон и порядок разрешения споров.

Второй этап. Сбор аудиторских доказательств:

1.Тестирование средств контроля означают проверки, проводимые с целью получения аудиторских доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

В ходе проверки аудитору необходимо собрать исчерпывающие доказательства для составления объективного заключения о достоверности бухгалтерской отчетности.

Аудиторские доказательства– это информация, полученная аудитором в ходе проверки от клиента и третьих лиц, или результат ее анализа, позволяющие сделать выводы и выразить собственное мнение по предмету проверки. Аудиторские доказательства представляют собой документальные источники данных, документацию бухгалтерского учета, заключения экспертов, а также сведения из других источников. Таким образом все аудиторские доказательства можно разделить на три вида:

1.Внутренние – информация, полученная от экономического субъекта

2.Внешние – информация, полученная от третьей стороны

3.Смешанные – информация, полученная от экономического субъекта и подтвержденная третьей стороной.

Наибольшую ценность и достоверность представляют внешние доказательства, затем смешанные и внутренние. По степени получения наиболее достоверны доказательства, полученные самим аудитором.

Собранные доказательства отражаются в рабочих документах аудитора в виде записей об оценке внутреннего контроля, бухгалтерского учета, а также соблюдения нормативных актов. Аудиторские доказательства используются при составлении аудиторского заключения.

Собирая аудиторские доказательства можно применять следующие процедуры:

§ арифметический расчет

§ инвентаризация

§ проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций

§ подтверждение

§ запрос

§ устный опрос персонала

§ проверка документов

§ прослеживание

§ аналитические процедуры

В соответствии с законом №119-ФЗ] и стандартом «Документирование аудита» аудит должен сопровождаться обязательным документированием. Формы рабочей документации самостоятельно разрабатываются аудиторской организацией. Документация создается на всех этапах аудита. К моменту представления аудиторского заключения вся рабочая документация должна быть создана и завершена оформлением. Документы аудитора должны иметь обязательные реквизиты:

1.Наименование документа

2.Наименование экономического субъекта

3.Период, за который проводится аудит

4.Дату выполнения аудиторской процедуры

5.Содержание

6.Подпись

В ходе проверки необходимо также изучить информацию, предоставленную руководством аудируемого лица в отношении аффинированных лиц и выполнить следующие процедуры:

o ознакомиться с аффинированными лицами;

o изучить списки акционеров с целью определения круных акционеров;

o изучить реестры акционеров;

o провести проверку информации, предоставляемой в налоговые органы.

В соответствии с ФПСАД №11, допущение непрерывности деятельности является основным принципом подготовки финансовой отчетности. Принцип предполагает, что аудируемое лицо будет продолжать свою деятельность в течение 12 месяцев года, следующего за отчетным, и не имеет намерения ликвидироваться. Поэтому на данном этапе необходимо проанализировать существуют ли какие-либо события, которые дают сомнение в непрерывности деятельности.

2. Проведение процедур проверки по существу проводиться с целью получения аудиторских доказательств существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности. Указанные процедуры проводятся в следующих формах: детальные тесты и аналитические процедуры.

Третий этап. Завершение аудита:

1. Обобщение, систематизация аудиторских доказательств заключается в четкой группировки и классификации полученных сведений.

2. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудирумого лица и представителям его собственника.

3. Составление аудиторского заключения– мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности и никто не может практиковать его как-либо иначе.

На завершающем этапе работы аудитор оформляет полученные результаты в виде двух итоговых документов: письменной информации (отчета) и аудиторского заключения, которые передает экономическому субъекту. При этом используется правило стандарт «Аудиторское заключение» .

Целью письменной информации (отчета) является доведение до заказчика сведений о методах, использованных при проведении проверки; о всех отмеченных аудитором ошибках, нарушениях, неточностях; о том, какие меры должны быть приняты для устранения отмеченных недостатков, об основных результатах аудиторской проверки (содержатся или нет существенные ошибки в бухгалтерской отчетности, осуществлялись финансово-хозяйственные операции в соответствии с установленным порядком или же с существующим отклонением от него).

Аудиторское заключение – это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности проверяемого субъекта. Оно содержит выраженное установленным образом мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта и о соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ. Форма, порядок и содержание аудиторского заключения определены федеральными аудиторскими стандартами, согласно которым аудиторское заключение должно состоять из трех частей: вводной, аналитической и итоговой.

Вводная часть должна включать:

o название документа в целом;

o юридический адрес и телефоны аудиторской фирмы (фамилию, имя, отчество аудитора, работающего самостоятельно, его стаж работы);

o номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего аудиторской фирме (аудитору) лицензию на осуществление аудиторской деятельности, а также срок действия лицензии;

o номер свидетельства о государственной регистрации аудиторской фирмы (регистрационного свидетельства предпринимателя);

o ИНН, номер расчетного счета аудиторской фирмы (аудитора);

o фамилии, имена и отчества всех аудиторов, принимавших участие в аудите.

Аналитическая часть аудиторского заключения содержит информацию об общих результатах проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности, надежности системы внутреннего контроля, соблюдении экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций. Аналитическая часть в соответствии с требованиями федерального стандарта должна включать:

o свое название;

o указание, кому адресована аналитическая часть;

o наименование экономического субъекта;

o объект аудита (например, бухгалтерская отчетность за такой-то год);

o общие результаты оценки надежности системы внутреннего контроля, описание выявленных в ходе проверки существенных несоотвествий системы внутреннего контроля масштабам и характеру деятельности проверяемого предприятия;

o общие результаты проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности, описание выявленных в ходе проверки существенных ошибок и нарушений в ведении учета и составлении бухгалтерской отчетности;

o общие результаты проверки соблюдения законодатеьства при совершении финансово-хозяйственных операций, описание выявленных в ходе проверки существенных несоответствий совершения финансово-хозяйственных операций требованиям действующего законодательства.

Итоговая часть аудиторского заключения представляет собой мнение аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого предприятия. Итоговая часть должна включать:

o свое название;

o указание, кому адресована итоговая часть;

o наименование экономического субъекта;

o объект аудита;

o указание на нормативный акт, которому должна соответствовать бухгалтерская отчетность (Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ)., Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, Методические рекомендациио порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций);

o распределение ответственности экономического субъекта и аудиторской фирмы (аудитора) в отношении бухгалтерской отчетности. При этом предполагается, что экономический субъект несет ответственность за подготовку и достоверность бухгалтерской отчетности, проверяемой аудиторской фирмой, а аудиторская фирма несет ответственность за высказанное на основе проведенного аудита мнение о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта;

o указание на нормативный акт, в соответствии с которым проводился аудит (Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ ).

o если аудиторское заключение отлично от безусловно-положительного, то – изложение существенных фактов, обусловивших составление такого заключения, и, если это возможно, оценку влияния этих фактов на бухгалтерскую отчетность в стоимостном выражении;

o мнение аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта;

o дату составления заключения.

По итогам проверки аудитор может выдать безусловно-положительное аудиторское заключение, условно-положительное, отрицательное или отказаться от выражения своего мнения.

В случае если после подписания аудиторского заключения возникают события после отчетной даты , необходимо принять их во внимание, независимо от того благоприятные они или неблагоприятные. При этом можно руководствоваться ФПСАД №10 «События после отчетной даты».

49. Сводная отчетность. Консолидированная отчетность.

1. Понятие "сводной" и "консолидированной" отчетности и их отличия

В современной российской экономической литературе и нормативных документах по бухгалтерскому учету и отчетности встречаются два понятия "сводная отчетность" и "консолидированная отчетность".

Сводная отчетность - система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимозависимых организаций, что близко по сути к определению МСФО консолидированной отчетности.

Консолидированная финансовая отчетность характеризует финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты деятельности за отчетный период группы взаимосвязанных организаций и составляется на основе данных индивидуальной бухгалтерской отчетности организаций, входящих в эту группу.

Консолидированная бухгалтерская отчетность имеет в отличие от сводной иную цель - показать прежде всего инвесторам и другим заинтересованным лицам результаты финансово-хозяйственной деятельности группы взаимосвязанных предприятий, юридически самостоятельных, но фактически являющихся единым хозяйственным организмом. Основная особенность составления консолидированных отчетов - элиминирование отдельных показателей предприятий, входящих в группу, с целью исключения повторного счета в итоговом (консолидированном) отчете группы.

Различие между сводной бухгалтерской и консолидированной финансовой отчетностью состоит в том, что сводная отчетность составляется путем объединения, суммирования одинаковых показателей отчетности участников группы организаций, а консолидированная отчетность составляется путем консолидации показателей отчетности участников группы, т.е. путем суммирования одинаковых показателей отчетности участников группы с одновременным исключением внутренних взаимосвязей, взаимоотношений между участниками группы. Благодаря этому консолидированная отчетность представляет собой показатели деятельности как бы единой крупной организации, хотя участники группы организаций продолжают оставаться юридически самостоятельными и осуществляют свою хозяйственную деятельность часто не только внутри одной страны, но и на территории других государств, взаимодействуя и координируя деятельность между собой. Иначе говоря, консолидированная бухгалтерская отчетность характеризует финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты деятельности за отчетный период экономического комплекса, рассматриваемого как единое целое и включающего в себя ряд организаций, взаимодействующих между собой.

Наши рекомендации