Совершенствование управления и организации производства
oОтражаются мероприятия по использованию экономических форм и методов управления, позволяющих снизить численность персонала и затрат на его содержание.
Предусматривается:
oукрупнение и совершенствование структуры предприятия
oликвидация излишних звеньев
oперераспределение функций аппарата управления
oупрощение системы и взаимодействия
oразрабатываются мероприятия по совершенствованию кооперации и концентрации производства при организации энергетического, транспортного, ремонтного обслуживания, материального обеспечения.
oПланируют комплекс мероприятий по улучшению использования трудовых ресурсов, создание благоприятных санитарно-гигиенических и психофизиологических условий труда.
oПо каждому из мероприятий определяют сроки, объем внедрения, ожидаемый рост прибыли с момента внедрения
Внутри плана технического перевооружения может быть разработан план ввода, который включает перечень мощностей и объектов, подлежащих введению в плановом году.
Завершенные объекты принимаются комиссией, в состав которой входят заказчики, подрядчики, проектировщики, представители заинтересованных организаций, инспекций. Комиссия составляет акт, где дается оценка качества выполненных работ и готовности объекта к эксплуатации. После приемки объект считается готовым к эксплуатации.
Планирование материально-технического снабжения
Потребность в материально-технических ресурсахрассчитывается в разделе материально-технического обеспечения тактического плана.
Планирование заключается в оптимизации потребности предприятия в материально-технических ресурсах, т.к. экономия на ресурсах может привести к ухудшению качества и конкурентоспособности продукции. В свою очередь создание сверхнормативных запасов и их перерасход приводит к омертвлению оборотных средств и снижению эффективности их использования.
Планирование материально-технического обеспечения предприятий ранее заключалось в определении их потребности и получение от вышестоящих органов (лимитов на сырье, материалы, топливо, комплектующие и т.д.).
В настоящее время система материально-технического обеспечения существенно изменилась, осуществляют ее сами предприятия исходя из сложившейся конъюнктуры рынка, информации и колебаниях цен на имеющиеся ресурсы. Приобретение ресурсов предприятием осуществляется по прямым договорам через посредников.
Многие предприятия стали разрабатывать не только текущие, но и долгосрочные планы материально-технического обеспечения. Данную систему применяют в большей степени крупные фирмы Европы и Японии. Изменились функции отделов материально-технического обеспечения. Их работа стала носить аналитический характер, анализируется качество производимой продукции, нормы расходуемых материально технических ресурсов, производительность труда, с/с продукции.
Отделы материально-технического обеспечения потребность в материально-технических ресурсах определяют на основе заказов производственных подразделений, выступающих в роли потребителей, изучают рынок сырья с целью возможности закупок более дешевых ресурсов и возможности закупок большой партией с целью получить скидку при покупке.
План материально-технического обеспечения составляется на год с разбивкой по кварталам с увязкой плановой производственной программы.
На первом этапе определяется потребность материально-технических ресурсов с учетом отраслевых особенностей предприятия в виде отдельных расчетных таблиц по видам ресурсов:
· Потребность в сырье и материалах
· Потребность в топливе и энергии
· Потребность в оборудовании
В процессе планирования используется система методов.
Широкое распространение на практике получил нормативный метод, который применяется на всех уровнях управления экономикой:
v На макроуровне используется метод укрупненных нормативов, который предполагает применение среднеотраслевых нормативов расхода продукции определенной отрасли на единицу продукции отрасли
v На мезоуровне, региональном, отраслевом применяются групповые нормы расхода материальных ресурсов, например, норма расхода сахара на 1 т кондитерских изделий. Зная прогнозируемые объемы производства продукции в групповом ассортименте и групповые нормы расхода, можно рассчитать потребность в конкретном ресурсе на определенный период
v На микроуровне нормативный метод определения потребности в ресурсах носит название прямого счета, основан на плановом объеме производства конкретного вида продукции и нормы расхода материальных ресурсов на единицу продукции.
В практике прогнозирования и планирования применяются модификации метода прямого счета. Потребность в материальных ресурсах может определяться по аналогии, если на запланированное производство нового изделия еще нет норм расхода.
Индексный метод расчета:
Ani = Aбi*Ia*Iнi
Aniи Aбi – потребность в материале в плановом периоде и фактическое его потребление в базисном, обозначаете индекс изменения объема производства продукции в плановом периоде
Iнi – индекс изменения норм расхода в плановом периоде
Метод рецептурного состава применяется в отраслях пищевой промышленности, металлургии, производства строительных материалов. В данном случае используется рецепт изготовления конкретного вида продукции и нормы расхода ресурсов сырья материалов на производство конкретного вида продукции
Произведенную продукцию предприятия реализуют по договорам на основе сформированного портфеля заказа своим работникам, в торговую сеть, предприятиям общественного питания, через госзаказ, участие в конкурсных торгах.
Размещение заказа среди предприятий может осуществляться на условиях обязательного задания или на конкурсной основе.
Закупка продукции для государственных нужд проводится по ценам, которые регулируются государством (гарантированные цены). Гарантированные цены не должны быть ниже с/с.
Планирование продаж
Производственная программа является составным элементом внутрихозяйственного планирования. В нее включены виды продукции и необходимые объемы производства, важная роль отводится ассортиментной политике.
Основные характеристики ассортимента:
1) Широта ассортимента - наличие нескольких товарных групп
2) Глубина ассортимента – различные модели одного товара, предназначенные для разных сегментов рынка
3) Функциональный признак основывается на функциях, выполняемых товаром
4) Потребительский– формируется по группам потребителей
5) Бытовой – в зависимости от стиля продажи
6) Ценовой - по ценовому уровню
На формирование производственной программы оказывают влияние следующие факторы:
§ заказы со стороны государства
§ потребительский спрос
§ потребительские заказы
Основными показателями плана производства в стоимостном выражении являются:
- реализованная продукция
- средний доход
- товарная продукция
- чистая продукция
- условно-чистая продукция
Планирование продаж осуществляется на основе сформированного портфеля заказов. Оно формируется с ориентацией на емкость рынка без проработки производственной мощности, с учетом спроса потребителей. На основе заявок портфеля заказов заключаются договора, и формируется номенклатура портфеля заказов. Устанавливаемые объемы производства по месяцам, кварталам, если это необходимо, определяется вес новой продукции и виды продукции, снимаемых с производства.
Удельный вес экспортной продукции, запасы готовой продукции на складах, сформированный портфель заказа службой маркетинга, анализируется специалистами всех заинтересованных структурных подразделений предприятия, составляется заключение о возможности реализации, сформированного портфеля заказов, который учитывается при составлении производственной программы по цехам участка.
2-ой этап производственной программы – это расчет производственных мощностей.
Расчет производственной мощности предприятия является важнейшим этапом обоснования производственной программы.
На основе расчетов производственной мощности:
~ выявляются внутрипроизводственные резервы роста производства
~ определяется потребность в увеличении производственных мощностей за счет технического перевооружения, реконструкции и расширения действующих мощностей.
Под производственной мощностью предприятия понимается максимально возможный выпуск продукции в номенклатуре и ассортименте, предусмотренном планом продаж при полном использовании производственного оборудования и площадей с учетом прогрессивной технологии, передовой организации труда и производства.
Производственная мощность – величина не постоянная. Выбытие мощности происходит по причинам физического износа, морального износа.
На предприятии определяют входную мощность по начальному оборудованию на начало планируемого периода.
Выходная мощность, мощность на конец планового периода рассчитывается на основе входной, ввода и выбытия в течение планового периода.
Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих цехов, участков и рассчитывается по производительности оборудования или по трудоемкости изготовления продукции.
План продаж разрабатывается и составляется практически на всех предприятиях. Для его разработки в крупных компаниях создается специальный отдел внутри маркетинга или данной работой занимается непосредственно отдел маркетинга. Планирование продаж включает формирование портфеля заказов.
Портфель заказов включает следующие виды:
1) Текущие заказы определены договорами, поскольку реализовать продукцию без предварительных соглашений сложно и связано и большим риском
2) Среднесрочные заказы, срок выполнения которых от 1 до 2 лет
3) Перспективные заказы, срок исполнения более 2 лет
При формировании портфеля заказов особое внимание уделяется отраслевым особенностям предприятия и жизненным циклам товара, например, для предприятия легкой промышленности характерно преобладание текущих заказов, для машиностроительных предприятий преобладают перспективные заказы.
Стадия жизненного цикла товараопределяется объемом продаж.
Риск является неотъемлемой частью планирования продаж, он повышается при решении выпуска новой продукции. Для ряда предприятий бывают случаи, что выгоднее продать продукцию по менее выгодным условиям, чем предполагалось ранее, чем ее не реализовать вообще, т.к. это приведет к затариванию складов и к простою без заказов.
Понятие емкости рынка
Под емкостью рынка понимают объем продукции, реализованной в течение определенно периода времени при данном уровне цен.
Определяется в денежном и натуральном выражении.
Основой в определении емкости рынка служат предпочтения и нужды потребителей.
Изучение емкости рынка связано с понятиями «потенциальные емкости» и «доли рынка».
Потенциальная емкость рынка – максимально возможная емкость. Этот уровень для большинства фирм нереален, поскольку предполагает полное отсутствие других организаций на рынке. Особый интерес в этом случае для предприятия представляет доля рынка.
Доля рынка – это отношение объема реализованной продукции организации соответствует потенциальной емкости товара.
Под потенциальной емкостью рынка можно понимать 100% потребность в продукции по всем каналам ее потребления.
Доля рынка дает понятие о конкурентоспособности продукции, рассчитывается в динамике за ряд лет.
Несмотря на важность изучения доли рынка, большинство российских компаний ее не определяют. Примерно 30% ее знают, 66% оценивают этот показатель приблизительно, не используя методики расчетов.
В мировой практике доля рынка считается одним из главных показателей.
В основе определения емкости рынка лежит множество факторов, они зависят от характера продукции предприятия:
1)Если это товары производственного назначения, то емкость определяется в соответствие с тенденциями развития отраслей потребителей данных товаров
2)Если это потребительские товары, влияет спрос покупателей. Емкость рынка изменяется со временем и формируется под воздействием конъюнктуры рынка.
Конъюнктура рынка представляет собой экономическую ситуацию в определенный момент времени, характеризующий спрос и предложение.
Конъюнктура рынка – сложившаяся экономическая ситуация, характеризующая соотношением между спросом и предложением, а также уровень цен и товарных запасов. Анализ конъюнктуры рынка включает экономический анализ производства и сбыта продукции на внешнем и внутреннем рынках.
Данный анализ позволяет определить и емкость товарного рынка.
Емкость рынка:
Ер = П + Он – Э + И
П – производство товаров за определенный период
Он – остаток товарных запасов начало периода
Э и И – экспорт и импорт продукции за определенный период времени
Конъюнктуру рынка необходимо изучать для определения состава товарного рынка и планирования продаж. Для изучению конъюнктуры необходима информация.
Существует 4 основных метода сбора и последующего анализа информации: опрос, наблюдение, эксперимент, моделирование.
Для предприятий важно создавать свои источники информации.
Анализ конъюнктуры рынканеобходим потому, что его результаты дают возможность предприятию продать произведенные товары по более выгодным ценам, увеличить или сократить выпуск товара в соответствие с ожидаемыми рыночными условиями.
После изучения товарного рынка и получения информации о спросе и предпочтениях потребителей предприятие должно планировать ассортимент новой и выпускаемой продукции.
Планирование ассортимента. Жизненный цикл изделия.
Ассортиментная стратегия должна быть направлена на рост объемов продаж и прибыли по стадиям жизненного цикла.
Планируемый к продаже товар необходимо разбить на ассортиментные группы:
1) Основная группа включает товары, находящиеся в стадии роста и приносящие основную долю прибыли
2) Поддерживающая группа состоит из товаров, находящихся в стадии зрелости и стабилизирующих доходы о продажах
3) Стратегическая группа включает товары, которые должны обеспечить будущие доходы предприятия
4) Тактическая группа – товары, находящиеся в стадии роста и зрелости
5) Снимающая группа – товары, находящиеся в стадии насыщения и спада
В настоящее время маркетинг выработал рекомендации, какое количество товарных групп предприятие должно одновременно производить и продавать на рынке, однако на первой стадии на рынок выходят самые ходовые, базовые модели, пользующиеся спросом у покупателей. На стадии спада и насыщения на рынке должно оставаться только 1-2 ассортимента изделий и производство основных частей.
При планировании новых товаров (ассортимента) необходимо иметь ввиду, что в краткосрочном периоде они ухудшат экономические показатели предприятия, поскольку увеличатся издержки производства, издержки на реализацию, нарушат ритмичность производственного цикла, однако в долгосрочном периоде существует прямая зависимость между финансовой устойчивостью предприятия и его инвестиционной деятельностью.
Специально проведенные исследования показывают, что из примерно 60 серьезных идей новых товаров только 4 доводятся до разработки, внедряются на рынок и приносят успех.
Среди причин чаще всего бывают следующие:
1)Неверная оценка требований рынка – до 38%
2)Неэффективная политика сбыта
3)Высокая цена
4)Несвоевременное начало продаж – 10%
5)Конкуренция – 8%
6)Техническое несовершенство изделий – 23%
Нельзя приступать к разработке нового товара после того, как покупатель отказался покупать старую продукцию. В этом случае велика опасность потерять рынок. Новый товар необходимо выводить на рынок в момент затухания спроса на предыдущий товар.
Жизненный цикл изделия
Каждое изделие имеет свой жизненный цикл, который состоит из ряда фаз или стадий развития.
Рыночный период жизненного цикла изделия состоит из 4 фаз:
1) Фаза внедрения. Характеризуется медленным ростом продаж нового изделия, значительными затратами на доведение товара до потребителей, если распределение осуществляется в большей степени через розничную торговлю. На этой стадии предприятие чаще всего несет убытки из-за небольших объемов продаж и значительных издержек на организацию распределения и стимулирования сбыта.
2) Фаза роста. Растет популярность товара у клиента, расширяется круг потребителей, в это же время увеличивается количество конкурентов, предлагающих аналогичный товар с новыми свойствами. Увеличение объема производства товара приводит к снижению с/с, увеличению прибыли предприятия. Для борьбы с конкурентами необходимо применять меры стимулирования сбыта, находить новые каналы реализации, сегменты рынка
3) Фаза созревания. Связана с замедлением темпов роста продаж, увеличиваются затраты на рекламу, растет количество льготных сделок с потребителями. Увеличиваются затраты на НИОКР. Более слабые конкуренты покидают рынок, закрепляются на рынке сильные предприятия, способные преодолеть трудности сбыта продукции
4) Фаза насыщения и падения. Это период, когда некоторые группы покупателей перестают покупать товар, перемещаются к другим модифицированным товарам, сбыт продукции снижается, предприятие переходит на новую ассортиментную группу.
Таким образом, анализ жизненного цикла товара показывает, что объем продаж по фазам неодинаков. В фазах внедрения, роста и созревания объем продаж увеличивается, в фазе насыщения и спада объем продаж снижается.
Планирование издержек (бюджетирование)
Предприятие в процессе производственной деятельности затрачивает различные ресурсы.
Затраты в планировании принято делить на единовременные и текущие.
Единовременные затраты осуществляются в форме инвестиций или капитальных вложений на различные инновационные мероприятия, связанные с расширением производства, заменой выбывших основных фондов, реконструкции.
Текущие затраты связаны с производством и реализацией продукции, принимают форму издержек. На основании рассчитанных плановых издержек по статьям затрат производится калькуляция с/с единицы продукции.
При планировании с/с продукции применяют следующие методы:
1) Сметный метод. Предполагает обоснование каждой статьи затрат с учетом принятой методики. Данный метод затрат может быть назван как бюджетирование, лимитирование.
2) Нормативный метод. Уровень затрат на производство и реализацию продукции, работ и услуг рассчитывается на основе норматива по данной статье затрат на единицу продукции прошлого года. Полученный норматив по статье затрат умножаем на плановый объем продукции.
Пример, норматив з/п на 1000 шт. яиц за отчетный год на предприятии составил 112 руб. Данный норматив 112 руб. * плановый объем яйца по предприятию
Структура плановой калькуляции зависит от отраслевых особенностей.
Методы планирования цены и прогнозирования продаж
Цена является также одним из важных факторов, определяющих объем продаж и выручку от реализации продукции.
Цена на товар в условиях рынка складывается под воздействием спроса и предложения, что способствует установлению свободных рыночных цен. Однако, не исключено участие государства в установлении цены на определенные виды товаров, услуг.
При планировании цены могут применяться следующие методы (подходы):
Ø На основе издержек. Наиболее простым и распространенным методом в отечественной практике ценообразования считается метод на основе издержек производства и включенной в цену нормы прибыли.
Ø С ориентацией на уровень цен конкурентов. В основе его также лежат издержки, которые сопоставляются с ценой конкурентов. В это случае для роста эффективности производства (прибыли) необходимо находить внутренние резервы снижения собственных издержек
Ø С ориентацией на спрос. Этот метод связан с эластичным и неэластичным спросом на данный вид.
Ø С использованием параметрических методов. В его основе лежит зависимость цены от различных параметров изделия, важнейшее место среди которых занимает показатель – качество товара. Цена базовой модели рассчитывается на основе издержек, а цена на изделие параметрического ряда рассчитывается с помощью коэффициентов, отражающих ее качество от базовой.
Прогнозирование величины продаж – последний этап планирования емкости рынка.
Прогнозирование продаж можно проводить следующими методами:
1) Методы экспертных оценок (на основе мнений квалифицированных специалистов). Зависит от квалификации специалиста, степени его осведомленности об особенностях рынка данного товара, опыта работы
2) Экономико-статические методы
- Метод регрессионного и корреляционного анализапредполагает отыскание зависимости между различными показателями и факторами, например, зависимость между доходом и потреблением продукта
- Метод скользящей средней. Величина продаж прогнозируется с помощью усреднения величины продаж за анализируемый период
- Метод взвешенной скользящей среднейприменяется, когда требуется проанализировать не только текущий период, но и предыдущие. В качестве весов берутся коэффициенты, полученные в соответствии с предыдущим прогнозом.
- Метод экспоненциального сглаживания. Представляет учет отклонения прогнозного значения от настоящего показателя.
- Метод следящего сигнала.Заключается в нахождении коэффициента равного отношению сумм отклонений от прогнозных значений. Нормальные значения данного коэффициента - от 3 до 7.
Для определения объема продаж может быть использована формула:
Оп = Ер / Нр / Д/100
Ер – емкость рынка
Нр – среднегодовой рост емкости рынка за предыдущий период
Д – планируемая доля рынка продукции в прогнозируемом периоде в %