Система банковских мер по обеспечению возврата выданных кредитов
Основные технические способы снижения банковского риска можно объединить в две группы:
1) Обеспечение реальных гарантий возврата кредитов за счет:
получения от клиентов надежных гарантийных обязательств;
получения от клиентов в залог имущества или иной собственности;
страхования кредитных средств.
2) Определение надежной для банка формы расчетно-платежных операций:
оплата счетов поставщиков со специального ссудного счета;
выставление за счет банковской ссуды целевого аккредитива с жесткими условиями раскрытия;
получение авансов покупателей товара на их целевые депозитные счета в банке-кредиторе.
Рассмотрим эти две группы.
Гарантийное письмо является одним из наиболее распространенных видов обеспечения обязательств заемщика. Оно представляется в учреждение банка, выдающее кредит, и в банк, обслуживающий гаранта. Форма гарантийного письма установлена «Правилами кредитования материальных запасов и затрат» Госбанка СССР от 30 октября 1987. № 1.
Гарантийные обязательства (письма), включая обязательства, выдаваемые банками, выступающими в роли гарантов, подтверждаются в банке гаранта и могут выдаваться по согласованию сторон как на всю сумму предоставленной ссуды, так и на ее часть, но обязательно на срок, который не может быть меньше предельного срока пользования кредитом.
В целях проверки надежности гаранта можно использовать как прямое обращение в его банк с просьбой о квалифицированной проверке платежеспособности (с уплатой комиссионного вознаграждения в случае необходимости), так и требование предоставления гарантом баланса, отчетных данных, справки о состоянии расчетного счета (для коммерческих банков-гарантов — корреспондентского), например за последние полгода, и других документов, позволяющих сделать вывод о реальности гарантии: материалов ревизий, проверок налоговой инспекции, аудиторских служб и т.п.
Таким образом, гарантом, в том числе банком-гарантом, может выступать только юридическое лицо, имеющее достаточные для ее реальности собственные средства (уставный фонд, резервный или страховой фонды), действующее на основе хозрасчета и самоокупаемости, и должным образом оформившее свои гарантийные обязательства. Аналогичное требование распространяется и на переводные векселя, использующиеся в качестве обеспечения выданных заемщикам кредитов.
Изложенные выше требования относятся ко всем юридическим лицам, независимо от вида собственности и организационно-правовой формы.
В последнее время российские предприятия стали прибегать к различным типам гарантий и поручительств иностранных юридических и/или физических лиц. Причем это касается не только валютного кредитования, но и рублевых ссуд.
Обычно иностранное предприятие либо выдает гарантию, либо передает в качестве залога (заклада) в форме депозита иностранную валюту на счет кредитора в России или на корреспондентский счет банка-кредитора за границей с оформлением залогового договора как неотъемлемой части кредитного договора. Правда, иногда вопрос обеспечения ссуды в виде депозита вызывает сомнение с юридической точки зрения, так как условия открытия депозита не соответствуют условиям залога (заклада). В таком случае оформляется просто залоговый договор. Недостаток простого залогового договора заключается в том, что заемщик (гарант) теряет в проценте — процент по переданным в залог валютным средствам ниже, чем процент при депозите.
Определение срока гарантии. Определению срока банковской гарантии придается чрезвычайное значение. Если ясно и однозначно установлено, когда данное гарантийное обязательство погашается, то банк аннулирует гарантию автоматически при наступлении срока. Возврата оригинала гарантии в этом случае не требуется.
Описание срока действия гарантии, например путем оговорки «действительна до подписания протокола приемки» или подобной, нельзя рассматривать как удовлетворительное, поскольку есть риск, что такой протокол будет подписан с большим опозданием или вообще не будет подписан. Вследствие этого гарантия будет оставаться в силе намного дольше первоначально предусмотренного срока. Особенно неблагоприятны такие оговорки при обязательствах, принятых на себя банками в стране покупателя, так как они часто аннулируются только тогда, когда банк получил обратно оригинал гарантии. В таких случаях рекомендуется сделать дополнение, что срок гарантии истекает «не позднее, чем...».
Залог — это способ обеспечения обязательства, при котором кредитор-залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами, за изъятиями, предусмотренными законом.
Залог возникает в силу договора или закона. Закон, предусматривающий возникновение залога, должен содержать указание на то, в силу какого обязательства и как именно имущество должно признаваться находящимся в залоге.
Предметом залога могут быть вещи, ценные бумаги, иное имущество и имущественные права. Предметом залога может быть любое имущество, которое в соответствии с законодательством РФ может быть отчуждено залогодателем.
Имущество, находящееся в общей собственности, может быть передано в залог только с согласия всех собственников.
Залог может устанавливаться в отношении требовании, которые возникнут в будущем, при условии, если стороны договорятся о размере обеспечения залогом таких требований.
В странах с развитой рыночной экономикой залоговое право построено на противопоставлении залога недвижимости (в первую очередь -земельная ипотека) и залога движимых вещей (заклад). Причем самым подробным образом регламентируется именно ипотека, как институт, имеющий наибольшее экономическое значение.
Виды залога. Законом или договором может быть предусмотрено, что заложенное имущество остается у залогодателя либо передается во владение залогодержателю (заклад).
Залог товаров может осуществляться путем передачи залогодержателю товарораспорядительного документа, являющегося ценной бумагой. Заложенные ценные бумаги могут быть переданы в депозит нотариальной конторы или банка.
Законом или договором на залогодержателя может возлагаться обязанность страховать переданное в залог заложенное имущество. При наступлении страхового случая залогодержатель имеет право преимущественного удовлетворения своих требований из суммы страхового возмещения.
Залог с оставлением имущества у залогодателя. Предметом залога с оставлением заложенного имущества у залогодателя могут быть предприятия, здания, сооружения, квартиры, транспортные средства, космические объекты и т.д.
При таком залоге залогодержатель, если иное не предусмотрено договором, вправе:
проверять по документам и фактически наличие, размер, состояние и условия хранения предмета залога;
требовать от залогодателя принятия мер, необходимых для сохранения предмета залога.
Если предмет залога утрачен не по вине залогодержателя и залогодатель его не восстановил или с согласия залогодержателя не заменил другим имуществом, равным по стоимости, залогодержатель вправе потребовать досрочного исполнения обеспеченного залогом обязательства.
Залогодатель, если иное не предусмотрено договором или законом, вправе:
владеть и пользоваться предметом залога в соответствии с его назначением;
распоряжаться предметом залога путем его отчуждения с переводом на приобретателя долга по обязательству, обеспеченному залогом, либо путем сдачи в аренду.
Обязанности, залогодателя при залоге имущества с оставлением его у залогодателя:
страховать за свой счет предмет залога на полную его стоимость;
принимать меры, необходимые для сохранения предмета залога, включая капитальный и текущий ремонт;
уведомлять залогодержателя о сдаче предмета залога в аренду.
Залог предприятия, строения, здания, сооружения и иных объектов, непосредственно связанных с землей (ипотека).
Ипотекой признается залог предприятия, строения, здания, сооружения или иного объекта, непосредственно связанного с землей,, вместе с соответствующим земельным участком или правом пользования им.
Ипотека предприятия распространяется на всё его имущество, включая его основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности предприятия.
Предприятие-залогодатель обязано по требованию залогодержателя предоставлять ему годовой баланс.
При неисполнении обязательства, обеспеченного ипотекой предприятия, залогодержатель вправе принять меры по оздоровлению финансового положения предприятия, предусмотренные договором об ипотеке, включая назначение представителей в руководящие органы предприятия, ограничение права распоряжаться произведенной продукцией и иным имуществом предприятий.
При обращении взыскания на находящееся в ипотеке предприятие оно продается с аукциона как единый комплекс в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Залог товаров в обороте и переработке имеет ряд особенностей.
При таком залоге допускается изменение состава и натуральной формы предмета залога (товарных запасов, сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции и т.п.) при условии, что их общая стоимость не становится меньше указанной в договоре о залоге.
При залоге товаров в обороте и переработке реализованные залогодателем товары перестают быть предметом залога с момента их перехода в собственность приобретателя, а приобретенные залогодателем товары, предусмотренные в договоре о залоге, становятся предметом залога с момента возникновения на них у залогодателя права собственности.
При залоге товаров в обороте и переработке залогодатель сохраняет право владеть, пользоваться и распоряжаться предметом залога.
Залог с передачей заложенного имущества залогодержателю (заклад).
Закладом признается договор о залоге, по условиям которого заложенное имущество передается залогодержателю во владение.
По соглашению залогодержателя с залогодателем предмет заклада может быть оставлен у залогодателя под замком и печатью залогодержателя.
Обязанности залогодержателя при закладе:
застраховать предмет заклада на его полную стоимость за счет и в интересах залогодателя;
принимать меры, необходимые для сохранения предмета заклада;
регулярно направлять залогодателю отчет о пользовании предметом заклада, если пользование им допускается;
немедленно возвратить предмет заклада после исполнения залогодателем обеспеченного закладом обязательства.
Права залогодержателя при закладе:
залогодержатель вправе пользоваться предметом заклада в случаях, прямо предусмотренных договором о залоге;
если возникает реальная угроза утраты, недостачи или повреждения предмета заклада не по вине залогодержателя, он вправе потребовать замены предмета заклада.
Залог прав. Предметом залога могут быть принадлежащие залогодателю права владения и пользования, в том числе права арендатора и т.д. Право с определенным сроком действия может быть предметом залога только до истечения срока его действия.
Договор о залоге
В договоре о залоге должны содержаться условия, предусматривающие вид залога, существо обеспеченного залогом требования, его размер, сроки исполнения обязательства, состав и стоимость заложенного имущества, а также любые иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто согласие.
Договор о залоге должен совершаться в письменной форме.
Форма договора о залоге определяется по законодательству места его заключения. Форма договора о залоге зданий, сооружений, предприятий, земельных участков и других объектов, находящихся на территории РФ, а также подвижного состава железных дорог, гражданских воздушных, морских и речных судов, космических объектов, зарегистрированных в РФ, независимо от места заключения такого договора определяется законодательством РФ.
Права и обязанности сторон договора о залоге определяются по законодательству страны, где учреждена, имеет место жительства или основное место деятельности сторона, являющаяся залогодателем, если иное не установлено соглашением сторон.
Договор о залоге строений, гражданских воздушных, морских и речных судов, подвижного состава железных дорог и космических объектов должен быть нотариально удостоверен. Значение нотариального удостоверения сделок о залоге строения заключается прежде всего в подтверждении права собственности лица, закладывающего строение, а также в наложении «ареста» на закладываемое имущество, т.е. удостоверении «старшинства» данного залогового акта в случае возможного перезалога данного имущества.
Обязательные реквизиты договора о залоге. В договоре о залоге и в залоговом акте указываются: наименование и место нахождения должника и кредитора, описание заложенного имущества, оценка и местонахождение его, существо и размер обеспечиваемого залогом требования, срок исполнения; помимо этого, могут быть включены другие, не воспрещенные законом условия.
Суть залогового права заключается в том, что в случае невыполнения должником своего обязательства (например, при непогашении полученного кредита в срок) кредитор (в нашем случае — банк) может получить удовлетворение своего требования из стоимости имущества должника, заложенного в обеспечение данного требования, причем преимущественно перед другими кредиторами.
Определение формы расчетно-платежных операции.
Анализ сложившейся практики кредитования свидетельствует о необходимости обязательного сохранения принципа строго целевого характера ссуды при ее выдаче. Она должна предоставляться либо в виде оплаты платежных документов со ссудного счета, либо путем выставления за счет кредита целевого банковского аккредитива на банк поставщика.
Нежелательно допускать прямое перечисление средств банка на расчетный счет клиента или использование средств банка для предоплаты, авансовых платежей, оплаты услуг и т.п.
Таким образом, в этих сделках в основном должна применяться принципиальная схема: оплата кредитными ресурсами против товара.
Следует избегать выставления за счет ссуды банка крупных сумм в виде аккредитива на небольшие коммерческие банки, так как некоторые из них нередко идут на операции, прямо нарушающие действующие правила расчетов и кредитования, нанося тем самым вред своим партнерам.
Одним из надежных способов обеспечения реальности возврата выданных банком кредитов на высокорентабельные коммерческие операции является такая форма расчетов, при которой покупатели оплачивают товар авансом или полной предоплатой, либо перечисляют средства в виде целевого депозита на специально открываемые на их имя счета в банке, выдающем кредит основному покупателю.
В тех случаях, когда кредит выдается заемщику, имеющему расчетный счет в другом банке, в кредитном договоре следует предусмотреть (как одно из условий выдачи кредита ) размещение вышеуказанных средств именно в банке-кредиторе. Это одновременно является и гарантией погашения ссуды, и кредитным ресурсом банка на время их хранения.
8. Финансовое планирование на предприятии[7]
Структура и основные цели бизнес-плана. Методы его разработки
Бизнес-план является основным средством менеджмента. В нем определяются цели деятельности предприятия и пути их достижения. Основными целями разработки бизнес-плана являются:
o приватизация объектов государственной и муниципальной собственности;
o осуществление инвестиционных проектов;
o реализация отдельных коммерческих операций;
o эмиссия ценных бумаг;
o определение перспектив развития фирмы;
o проведение реорганизационных мероприятий, применяемых для несостоятельных предприятий (банкротов);
o финансовое оздоровление и выход из временного экономического кризиса.
Бизнес-план — это категория рыночного хозяйствования, он является проверенным инструментом повышения доходности предприятий в условиях конкуренции и свободного предпринимательства. Хорошо составленный, научно обоснованный бизнес-план необходим многим участникам коммерческого дела: учредителям-собственникам, партнерам и смежникам, инвесторам, банкам, административным органам и другим структурам.
Всем участникам бизнес-план дает необходимую информацию для анализа и оценки предпринимательства с точки зрения его разумности, реалистичности, перспективности и результативности.
Бизнес-план текущей деятельности (или создания новой формы) состоит из трех частей:
1. Описание бизнеса (разделы маркетинга и производства).
2. Финансовая информация (баланс, финансовый план, стратегия инвестиций, товарно-материальное обеспечение кредитов, страхование и расчеты рентабельности).
3. Сопроводительные документы (организационный и юридический планы, учредительные документы, копии контрактов, лицензий и т.п.).
На рис. 8.1 дана схема бизнес-плана предприятия, а в табл. 8.1 — примерная структура и перечень задач анализа и оценки бизнеса. Бизнес-план является технико-экономическим обоснованием коммерческого дела. Главным инструментом его разработки является сметное планирование. Смета — это форма планового расчета, которая определяет подробную программу действий предприятия на предстоящий период.
Основные цели составления смет заключаются
o увязке текущих и перспективных планов;
o в координации действий различных подразделений предприятия;
o в детализации общих целей производства и доведении их до руководителей различных центров ответственности;
o в управлении и контроле за производством;
o в стимулировании эффективной работы руководителей и персонала предприятия;
o в определении будущих параметров хозяйственной деятельности;
o в периодическом сравнении текущих результатов деятельности с планом, выявлении отклонений и причин неудовлетворительной работы.
При составлении смет используются различные методы:
o нормативный;
o расчетно-аналитический;
o балансовый;
o оптимизации;
o моделирования.
Сущностью нормативного метода составления сметы, является расчет объемов затрат и потребности в ресурсах путем умножения норм расхода ресурсов на планируемый объем экономического показателя (реализация, выпуск продукции, объем услуг и т.п.).
Рис. 8.1. Общая структура, блок-схема бизнес-плана предприятия
Сущностью расчетно-аналитического метода составления сметы является расчет объемов затрат и потребности в ресурсах путем умножения средних затрат на индекс их изменения в плановом периоде.
Сущностью балансового метода составления сметы является увязка объемов затрат и источников расширения ресурсов (доходов).
Сущностью метода оптимизации при составлении смет является многовариантность. Из нескольких смет выбирается наилучшая с точки зрения минимума затрат или максимума получаемого эффекта (результата).
Сущностью метода моделирования смет является факторный анализ функциональных связей между различными элементами процесса производства. Например, моделируется зависимость прибыли от уровня затрат и объемов реализации продукции (выручки).
При разработке бизнес-плана составляются следующие сметы:
o смета продаж (реализации продукции);
o смета производства;
o смета прямых материальных затрат (расхода основных материалов);
o смета расходов на оплату труда производственного персонала (прямых трудовых затрат);
o смета накладных (косвенных) общепроизводственных расходов;
o смета себестоимости реализованной продукции;
o смета текущих периодических общехозяйственных расходов;
o смета прибылей и убытков;
o смета капитальных затрат;
o смета движения денежных средств;
o смета статей актива и пассива и др.
Сметное планирование включает два этапа:
планирование - определение будущих целей;
мониторинг (сопровождение) - анализ текущей хозяйственной деятельности, т.е. того как в течение планового периода производится выполнение запланированных решений.
Сметы составляются на год в целом с поквартальной (или помесячной) разбивкой. Работа выполняется обычно под руководством финансового директора бригадой менеджеров, в которую включаются представители бухгалтерии и других департаментов (отделов) предприятия.
Различают два подхода к расчетам смет:
1. Разработка сметы с «нуля». Применяется в случаях, когда проектируется новое предприятие или когда предприятие меняет профиль работы;
2. Планирование от достигнутого. Применяется в случаях, когда профиль работы предприятия не изменяется. Сметы подразделяются на два вида:
сметы по основной деятельности предприятия;
сметы по неосновным видам деятельности предприятия.
Таблица 8.1
Примерный перечень разделов бизнес-плана, задач экономического анализа и оценки бизнеса
№ п/п | Название раздела | Содержание раздела | Задача анализа и оценки |
Титульный лист | Название и адрес фирмы. Имена и адреса учредителей. Суть предлагаемого проекта, Стоимость проекта. Ссылка на секретность. | ||
I | Резюме (вводная часть) | Основные положения предполагаемого проекта. Цель предлагаемого производства. Новизна предлагаемой продукции. Сведения об объеме продаж, выручке, затратах, прибыли. срок возврата кредитов. | Анализ и оценка объема продаж. Анализ затрат. Оценка риска. Оценка прибыли. |
II | Товар (услуга) | Описание продукта (услуги): потребительские свойства товара, отличие от товаров конкурентов, степень защитности патентами, прогноз цены и затрат на производство, организацию сервиса. | Оценка потребительских свойств товара. Анализ товаров конкурентов. Анализ цен и затрат на производство продукции. |
III | Рынок сбыта | Положение дел в отрасли. Потенциальные потребители. Рыночная конъюнктура. | Оценка положения дел в отрасли. Анализ темпов прироста по отрасли. Анализ потенциальных потребителей. Анализ рыночной конъюнктуры. |
IV | Конкуренция | Потенциальные конкуренты: оценка объема их продаж, доходов. перспектив внедрения моделей, основных характеристик, уровня качества и дизайна их продукции, политики цен конкурентов. | Сравнительный анализ (отдельных групп показателей деятельности конкурентов). Анализ цели, стратегии конкурентов. Анализ сильных и слабых сторон деятельности конкурентов. |
V | План маркетинга | Цены. Каналы сбыта. Реклама. Прогноз новой продукции. Ценообразование. Ценовые показатели. | Анализ состояния рынка. Анализ изменения цен. Анализ внешних и внутренних факторов. Анализ эффективности рекламы. Анализ сильных и слабых сторон фирмы. Анализ производственных возможностей фирмы. |
VI | План производства | Производственный процесс (его описание). Перечень базовых операций по обработке и сборке. Поставка сырья, материалов, комплектующих изделий с полным перечнем условий (по цене, количеству, качеству). Оборудование, здания, сооружения. Трудовые ресурсы. Затраты на производство продукции. | |
VII | Оценка риска и страхование | Слабые стороны предприятия. Вероятность появления новых технологий. Альтернативные стратегии. Меры профилактики рисков. Программа страхования и внешнего страхования от рисков. | Анализ риска по источникам и причинам. Анализ риска статистическим, экспертным и комбинированным методами. Анализ выбора инвестиционных решений. |
VIII | Финансовый план | Прогноз объемов реализации. Баланс денежных расходов поступлений. Таблица доходов и затрат. Сводный баланс активов и пассивов предприятий. График достижения безубыточности. | Финансовый анализ деятельности предприятий. Анализ баланса денежных расходов и поступлений. Анализ безубыточности. Анализ доходов и затрат. Выявление внутрихозяйственных резервов для укрепления финансового положения. |
IX | Стратегия финансирования | Определение величины и источников получения средств. Обоснование полного возврата средств и получения доходов. | Анализ средств по источникам. Анализ платежеспособности предприятия. Анализ сроков окупаемости вложений. |
Сметы предприятия
Смета продаж. Эта смета обычно составляется в первую очередь. Оценка выручки в денежном выражении служит основой, на которой базируются все другие сметы. Объем продаж оказывает существенное влияние на факторы, связанные с формированием текущей прибыли.
Смета продаж обычно включает в себя информацию 1) о предполагаемых объемах реализации по каждому товару и 2) ожидаемую цену единицы каждого товара. Эти данные обычно классифицируются по регионам и/или по существующим представительствам предприятия.
При оценке предполагаемого объема продаж в натуральном выражении отправным пунктом обычно служит прошлогодний объем продаж. Эта величина изменяется в текущем году с учетом факторов, непосредственно влияющих на реализацию, например, величины товаров, заказанных, но не отгруженных, планируемой рекламной компании, экономической конъюнктуры в отрасли и в экономике в целом, производственных мощностей, ценовой политики и результатов рыночных исследовании. Для оценки воздействия этих факторов на прошлогодний объем продаж может использоваться статистический анализ. Такой анализ позволяет установить математическую зависимость между продажами предшествующего периода и факторами, определяющими будущие объемы продаж.
Получив предполагаемый объем продаж в натуральном выражении, можно затем прогнозировать выручку путем умножения предполагаемого объема продаж на ожидаемую цену единицы товара. Сравнения фактических продаж со сметными по видам продукции, регионам и/или представительствам предприятия будут показывать разницу между этими двумя величинами. Управленческий персонал при этом сможет исследовать причины существенных отклонений и принять меры по улучшению положения. Можно проиллюстрировать смету продаж следующим образом (табл. 8.2).
Таблица 8.2
Смета продаж на год
Товар и регион | Объем продаж в натуральном выражении, единицы продукции | Цена единицы продукции, ден. ед. | Всего продажи, ден. ед. |
Товар X: | |||
Регион А | 9.90 | ||
Регион Б | 9.90 | ||
Регион В | 9.90 | ||
Товар Y: | |||
Регион А | 16,50 | ||
Регион Б | 16,50 | ||
Регион В | 16,50 | ||
Всего выручка от реализации |
Смета производства. Объем производства, соответствующий сметному объему продаж и необходимой величине материальных запасов, определяется в смете производства. Сметный объем производства в натуральном выражении складывается из ожидаемого объема продаж плюс необходимая величина материальных запасов на конец года минус материальные запасы на начало года. Смета производства выглядит следующим образом (табл. 8.3).
Таблица 8.3
Смета производства на год
Единицы продукции | ||
Продукт Х | Продукт Y | |
Объем продаж | ||
Плюс необходимое количество запасов на конец года | ||
Итого | 340 000 | |
Минус величина запасов на начало года | ||
Итого объем производства |
Объемы производства должны быть тщательно сверены со сметой продаж с тем, чтобы гарантировать сбалансированность производства и продаж в течение периода. Лучше всего, если все производственные мощности задействованы, а величина материальных запасов оптимальна.
Смета прямых материальных затрат. Данные об объемах производства, содержащиеся в смете производства, вместе с данными о прямых материальных затратах составляют смету прямых материальных затрат. Количество необходимых для производственного процесса основных материалов определяется как 1) ожидаемая величина необходимых в производстве материалов плюс 2) желательная величина запасов на конец года минус 3) запасы материалов на начало года. Необходимое количество основных материалов затем умножается на ожидаемую цену единицы материала, с тем чтобы определить общую сумму прямых материальных затрат.
Рассмотрим смету материальных затрат, в которой материалы А и В используются для производства товара X, а материалы А, Б и В используются для производства товара Y (табл. 8.4).
Таблица 8.4
Смета прямых материальных затрат (нат. ед.)
Основные материалы | |||
А | Б | В | |
Количество, необходимое для производства: | |||
товара Х | 390 000 | ||
товара Y | |||
Плюс необходимое количество запасов на конец периода | |||
Итого: | |||
Минус величина запасов на начало периода | |||
Итого количество материалов для закупки | |||
Цена единицы материала, ден. ед. | 0,60 | 1,70 | 1,00 |
Итого прямые материальные затраты, ден. ед. | 820 000 | ||
Всего прямые материальные затраты, ден. ед. |
Своевременность поставок материалов зависит от четкости взаимодействия между отделом снабжения и производственным отделом и позволяет удерживать величину материальных запасов в разумных пределах.
Смета затрат на оплату труда. Производственные нужды, определяемые в смете производства, представляют собой исходный пункт для составления сметы расходов на оплату труда. Чтобы оценить общие расходы по зарплате, необходимо количество отработанных в производстве часов умножить на средний уровень почасовой оплаты труда. Предположим, что продукты Х и Y производятся как в подразделении 1, так и в подразделении 2. Смету расходов по оплате труда можно проиллюстрировать следующим образом (табл. 8.5).
Таблица 8.5
Смета расходов по оплате труда на год
Подразделение 1 | Подразделение 2 | |
Количество рабочих часов, необходимых для производства: товарах Х | ||
товара Y | ||
Итого: | ||
Уровень почасовой оплаты, ден. ед. | ||
Итого расходы по оплате труда, ден. ед. | ||
Всего расходов на оплату труда, ден. ед. |
Величина прямых затрат труда должна быть тщательно скоординирована с имеющимися в наличии трудовыми ресурсами с тем, чтобы обеспечить достаточное использование труда в производстве. Эффективная организация производственного процесса позволяет минимизировать простои и устранить нехватку трудовых ресурсов.
Смета накладных расходов. Ожидаемая величина накладных расходов отражается в смете накладных расходов, которая обычно включает величину накладных расходов по каждой их статье и используется как часть основной сметы. Смета накладных расходов может быть представлена следующим образом.
Смета накладных расходов на год
(ден. ед.)
Зарплата вспомогательного персонала | |
Зарплата управленческого персонала | |
Энергия и освещение | |
Амортизация основных фондов | |
Вспомогательные материалы | |
Текущий ремонт | |
Страхование и налог на имущество | |
Итого накладные расходы |
Для того чтобы показать накладные расходы по каждому подразделению, часто составляются дополнительные сметы. Такие сметы позволяют руководителям подразделений сконцентрировать внимание на контроле тех издержек, за которые они несут непосредственную ответственность. Дополнительные сметы также помогают менеджеру по производству оценивать деятельность каждого подразделения.
Смета себестоимости реализованной продукции. Эта смета составляется на основе ожидаемых величин товарных запасов, а также сводных данных но натуральным и стоимостным оценкам, взятым из смет 1) прямых материальных затрат, 2) затрат по оплате труда и 3) накладных расходов. Смета себестоимости реализованной продукции выглядит следующим образом.
Смета себестоимости реализованной продукции на год
(ден. ед.)
1. Запасы готовой продукции на начало периода | |||
2. Незавершенное производство на начало периода | |||
3. Прямые материальные затраты: запасы основных материалов на начало периода | |||
закупки основных материалов | |||
стоимость имеющихся в наличии основных материалов | |||
минус запасы основных материалов на конец периода | |||
стоимость основных материалов, израсходованных в производстве | |||
4. Прямые расходы на оплату труда основного персонала | |||
5. Общепроизводственные расходы | |||
6. Итого производственные расходы (стр. 3+4+5) | |||
7. Незавершенное производство за весь период (стр. 2+6) | |||
8. Минус незавершенное производство на конец периода | |||
9. Себестоимость произведенной продукции (стр. 7-8) | |||
10. Себестоимость продукции, готовой к реализации (стр. 1 + 9) | |||
11. Минус запасы готовой продукции на конец периода | |||
12. Себестоимость реализованной продукции (стр. 10-11) |
Смета текущих (периодических) расходов. Смета текущих (периодических) расходов отражает ожидаемые расходы по реализации, а также общие и административные расходы. Являясь частью основной сметы, смета текущих расходов классифицирует расходы по отдельным их видам, таким, как зарплата агентам по сбыту, арендная плата, расходы на страхование и рекламу. Приведем пример сметы текущих расходов.
Смета текущих расходов на год
(ден. ед.)
Расходы по реализации товара | |
Зарплата агентам по сбыту | |
Реклама | |
Дорожные расходы | |
Телефонная связь (в части, связанной со сбытом) | 95 000 |
Прочие расходы по реализации | 25 000 |
Общие и административные расходы | 695 000 |
Зарплата административного персонала | 360 000 |
Зарплата прочих служащих | 105 000 |
Энергия и освещение | 75 000 |
Арендная плата | |
Амортизация офисного оборудования | 27 000 |
Телефонная связь | |
Страхование | 17 500 |
Расходы на канцтовары | |
Прочие общие расходы | |
Всего текущие расходы |
Часто составляются дополнительные детализированные сметы по основным статьям текущих расходов для каждого подразделения предприятия. Например, рекламные расходы должны быть классифицированы в зависимости от каналов, по которым осуществляется реклама (реклама в прессе, на телевидении, рассылка по почте), от количества (числа газетных колонок, количество каталогов, эфирное время), от затрат на единицу, частоты пользования и т.д. Составление реалистичной сметы требует внимания к деталям, а эффективный контроль достигается путем делегирования ответственности на уровень отдельных подразделений.
Смета прибылей и убытков. Смета прибылей и убытков составляется на основе данных, содержащихся в сметах продаж, себестоимости реализованной продукции и текущих расходов. При этом добавляется информация о прочих прибылях, прочих расходах и величине налога на прибыль. Смета прибылей и убытков может быть представлена следующим образом.
Смета прибылей и убытков на год
(ден. ед.)
Выручка от реализации | 9 847 200 | |
Себестоимость реализованной продукции | 6 600 680 | |
Валовая прибыль | 3 246 520 | |
Текущие расходы: | 1 885 000 | |
расходы по реализации | 1 190 000 | |
общие расходы | 695 000 | |
Прибыль от основной деятельности | 1 361 510 | |
Прочие доходы: доходы от процентов | 98 000 | |
Прочие расходы: расходы по выплате процентов | 90 000 | |
Итого результат от прочей деятельности | ||
Прибыль до уплаты налога | 1369 520 | |
Налог на прибыль | 610 000 | |
Чистая прибыль | 759 520 |
Смета прибылей и убытков содержит в сжатой форме прогноз всех прибыльных операций предприятия и тем самым позволяет менеджерам проследить влияние индивидуальных смет на годовую смету прибылей. Если сметная чистая прибыль необычно мала по сравнению с объемом продаж пли собственным капиталом, необходимы дополнительный анализ всех составляющих сметы и ее пересмотр.
Смета капитальных затрат. Смета капитальных затрат обобщает перспективы по приобретению основных фондов. Существенные капитальные затраты могут возникнуть в результате выбытия, физического и морального износа оборудования и других внеоборотных активов. Кроме того, может планироваться увеличение производственных мощностей в связи с ростом спроса на продукцию предприятия или введением новых производственных линий. Многие внеоборотные активы характеризуются относительно долгим сроком службы, поэтому капитальные затраты существенно меняются год от года. В этой связи на практике обычно составляется смета капитальных затрат на несколько лет вперед. Ниже приведена смета капитальных затрат на 5 лет (табл. 8.6).
Таблица 8.6
Смета капитальных затрат
На пять лет — до окончания 5-го года
(ден. ед.)
Статья расходов | Годы | ||||
1-й | 2-й | 3-й | 4-й | 5-й | |
Оборудование: | |||||
Подразделение 1 | 360 000 | ||||
Подразделение 2 | |||||
Офисное оборудование | 90 000 |
Различные варианты финансирования, рассматриваемые в смете капитальных затрат, должны приниматься в расчет при составлении текущих смет. Например, ожидаемая величина амортизации нового оборудования, приобретенного в текущем году, должна учитываться при составлении сметы накладных расходов и текущих затрат. Кроме того, способ финансирования капитальных затрат отразится на смете денежных расходов.
Смета движения денежных средств (денежных потоков). Смета движения денежных средств (денежных потоков) включает ожидаемый приход и расход денежных средств в течение дня, недели, месяца или более длительного периода. Приход классифицируется по источнику поступления средств, а расход — по направлениям использования. Ожидаемое сальдо денежных средств на конец периода затем сравнивается с минимальной суммой денежных средств, которая, должна постоянно поддерживаться (размеры минимальной суммы определяются менеджерами предприятия); разность представляет собой либо неизрасходованный излишек, либо недостаток денежных средств.
Минимальная денежная сумма представляет собой своего рода буфер, который позволяет спасти положение при ошибках в управлении движением наличных средств и в случае непредвиденных обстоятельств. Эта минимальная сумма денежных средств не является фиксированной. Как правило, она будет несколько больше в течение периодов высокой деловой активности, чем во время спада. Кроме того, для повышения эффективности управления денежными средствами значительная часть указанной суммы может находиться на депозитных счетах.
Взаимосвязь сметы денежных средств с другими сметами может быть продемонстрирована на следующем примере. Данные по смете продаж, различным сметам производственных и текущих расходов, а также по смете капитальных затрат отражаются на смете денежных средств. Во внимание также должны быть приняты выплаты дивидендов, планы финансирования за счет собственных средств или долгосрочных кредитов, а также другие проекты, требующие денежных расходов (табл. 8.7).
Таблица 8.7
Смета денежных средств
На 3 месяца — до 31 марта
(ден. ед.)
Январь | Февраль | Март | |
Денежные поступления: | |||
продажи за наличные | |||
поступления по счетам к оплате | |||
другие источники (выпуск ценных бумаг, доходы от процентов и т.д.) | 27 000 | ||
Денежные расходы | |||
производственные расходы | 541 200 | 557 000 | 536 000 |
текущие расходы | |||
капитальные затраты | 144 000 | 80 000 | |
прочие расходы (выплаты налога на прибыль и т.д.) | 47 000 | 20 000 | 160 000 |
Рост (уменьшение) наличных денежных средств | 128 600 | 25 600 | (-202 800) |
Денежные средства на начало месяца | 280 000 | 408 600 | 434 200 |
Денежные средства на конец месяца | 408 600 | 434 200 | 231 400 |
Минимальная сумма денежных средств | 300 000 | 300 000 | 300 000 |
Излишек (недостаток) | (-68600) |
Смета по статьям баланса. Плановый баланс в форме, рекомендуемой международными стандартами, проиллюстрируем на примере условного предприятия.
Сметный баланс на 31 декабря
(ден. ед.)
Активы | |||
Оборотные активы: денежные средства | 360 000 | ||
счета к получению | 214 000 | ||
легкореализуемые ценные бумаги | 650 000 | ||
запасы: готовая продукция | 1195 000 | ||
незавершенное производство | 220 000 | ||
материалы | 236 000 | 1 651 000 | |
расходы будущих периодов | |||
Итого оборотные активы | 2 912 500 | ||
Внеоборотные активы: | Себестоимость | Накопленная амортизация | Балансовая стоимость | |
земля | 275 000 | 275 000 | ||
здания | 3 100 000 | 1 950 000 | 1 150 000 | |
оборудование | 950 000 | 380 000 | 570 000 | |
офисное оборудование | 105 000 | |||
Итого внеоборотные активы | 2 405 000 | 2 100 000 | ||
Итого активы | 5 012 500 |
Пассивы | |||
Текущие обязательства: счета к оплате | 580 000 | ||
начисленные обязательства | 175 000 | ||
Итого текущие обязательства | |||
Долгосрочные обязательства закладная | 900 000 | ||
Итого обязательства | |||
Собственный капитал: простые акции | |||
нераспределенная прибыль | |||
Итого собственный капитал | |||
Итого обязательства и собственный капитал |
Методика расчета основных финансовых показателей бизнес-плана
Система финансов - это кругооборот денежных средств предприятия в процессе осуществления производственной (операционной) и сбытовой деятельности, кредитно-финансовых отношений. Фонды денежных средств, создаваемые и используемые предприятием, представляют финансовые ресурсы предприятия.
В свою очередь, финансово-кредитная (финансово-инвестиционная) деятельность предприятия связана с вопросами прогноза продажи и покупки ценных бумаг, выпуском акций и облигаций, операций с недвижимостью, получением и погашением займов, прочей деятельностью, связанной с операциями на фондовом рынке и в банковской сфере.
Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением его средств и структурой источников их формирования, обеспеченностью оборотными средствами, величиной их иммобилизации, оборачиваемостью оборотных средств, платежеспособностью.
Хорошее финансовое состояние - это устойчивая платежеспособность, постоянное наличие достаточных сумм денежных средств на счетах, эффективное использование оборотных средств, правильная организация расчетов, рентабельность производства.
Затруднительное, плохое финансовое состояние - это постоянное или периодическое наличие просроченной задолженности перед банком, поставщиком, а иногда и перед собственными рабочими и служащими. Ухудшение положения предприятия в большинстве случаев обусловлено неправильной организацией работы, нарушениями расчетно-платежной дисциплины, непродуманным выбором. Имеются два наиболее распространенных подхода к планированию финансов: стратегическое планирование и система долгосрочного планирования..
В системе долгосрочного планирования предполагается, что будущее может быть предсказано путем экстраполяции ретроспективы на перспективу. Высшее руководство, на базе изучения прошлого развития, ставит завышенные цели, которые, как правило, не достигаются.
В системе стратегического планирования не считается, что будущее можно изучить только методом экстраполяции. В этой системе сначала осуществляют анализ перспектив развития предприятия, определяют тенденции, которые способны изменить существующие направления развития, поэтому результаты такого планирования не выходят за пределы обозримости. Вторым шагом является анализ позиций предприятия и его конкурентоспособности. Определяются возможности увеличения доли предприятия в различных зонах стратегического хозяйствования.
Заключительный этап - выбор стратегии: сравнение перспектив развития в разных сферах деятельности, определение приоритетов и распределение ресурсов между зонами стратегического хозяйствования.
Основными задачами планирования финансов на предприятии являются:
обеспечение производственной и инвестиционной деятельности необходимыми финансовыми ресурсами;
установление рациональных финансовых отношений с хозяйствующими субъектами, банками, бюджетом, страховыми компаниями и т.д.;
выявление путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;
выявление и мобилизация резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;
осуществление контроля за образованием и расходованием платежных средств.
В системе бизнес-планов финансовый план вбирает в себя результаты расчетов планов производства и маркетинга. Финансовый план состоит из пяти основных расчетов (смет):
o смета объема реализации продукции;
o баланс денежных поступлений и расходов;
o план прибылей и убытков (смета доходов и затрат);
o плановый бухгалтерский баланс;
o расчет безубыточности продажи товаров.
Помимо финансового плана в финансовую часть бизнес-плана входят расчеты по обоснованию стратегии инвестиций, товарно-материального обеспечения кредитов, расчеты рентабельности, оценка финансовых рисков и страхование.
Ниже мы перечислим важнейшие расчеты, производимые при разработке бизнес-плана.