Тема 6. Проверка расчетных, валютных и других счетов в банках

При проведении аудита.

Целью аудита операций по счетам в банках является про­верка правильности организации учета операций по расчетным, ва­лютным и прочим счетам в банках и формирование мнения о досто­верности бухгалтерской отчетности по статье «Денежные средства» и соответствии применяемой методики учета денежных средств на счетах в банке действующим в Российской Федерации нормативным документам.

Для достижения данной цели аудиторам следует решить следую­щие задачи:

►установить количество открытых расчетных и валютных счетов в банках;

►проверить законность совершения операций по каждому счету;

►определить обоснованность операций по поступлению и списанию средств с банковских счетов предприятия;

►проверить правильность отражения в учете расчетных операций;

► оценить состояние платежно-расчетной дисциплины.

Источниками проверки являются: Положение об учетной поли­тике предприятия, договоры банковского счета, выписки банка по ва­лютным, расчетным и специальным счетам с приложенными первичны­ми документами (платежные поручения, платежные требования-пору­чения, объявления на взнос наличными, платежное требование, платеж­ный ордер, инкассовое поручение (распоряжение), бланк денежного чека на снятие наличных денег с расчетного счета, поручение на обя­зательную продажу валюты, поручение на покупку валюты, распоря­жение резидента о переводе купленной валюты и др.), чековые книж­ки, реестры чеков, аккредитивы, кредитные договоры, журнал регистра­ции платежных поручений, учетные регистры к счету 51, 52, 55, налоговая отчетность (сведения о рублевых счетах и счетах в иностранной ва­люте), Главная книга, баланс (ф. № 1), отчет о движении денежных средств (ф. № 4).

По приказу об учетной политике аудитор должен ознакомиться:

—с рабочим планом счетов, используемых для отражения операций по счетам в банке;

—применяемой формой бухгалтерского учета и перечнем регист­ров по учету денежных средств на счетах в банке;

—документооборотом (графиком документооборота) первичных до­кументов, связанных с учетом денежных средств на счетах в банке;

—перечнем лиц, которым предоставлено право подписи денежных и расчетных документов по операциям на счетах в банке.

Аудиторская проверка операций по счетам в банке начинается со знакомства аудитора со сведениями о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте в банках, приложенными к налоговой отчетности. Он устанавливает количество и номера счетов, открытых в банках; наименования банков. Эти данные нужны для проверки наличия бан­ковских выписок по всем счетам и регистров синтетического учета по каждому счету.

Аудитор определяет юридические основы взаимоотношений орга­низации и банка, проверяет соответствие договора банковского счета (договора на банковское обслуживание) нормам ГК РФ.

При проверке операций по расчетным счетам особое внимание следует обратить на соблюдение действующего законодательства. В ходе проверки аудитором сверяются остатки на счетах по выпис­кам банка и по учетным регистрам, а также обороты и остатки по счетам в учетных регистрах и Главной книге. При наличии расхожде­ний выясняются их причины. Аудит операций, совершенных в отчетном периоде, осуществляется путем анализа выписок с приложением к ним платежных документов. Такая проверка позволяет выявить списание средств без документов или операции, отражающие перечисление средств на одни цели, в то время как приложенные к ним документы свидетельствуют об использовании их на другие цели. Одновременно банковские документы изучаются по существу. Необходимо выяс­нить: допускаются ли незаконные банковские операции; достоверность документов на получение ссуд или предоставление займов; правиль­ность и законность операций с аккредитивами, векселями и др.

Для учета банковских операций на расчетном счете используется счет 51 «Расчетные счета». При проверке поступивших на счета де­нежных средств следует установить правильность их учета и полноту зачисления. Перечисленную покупателям выручку сверяют с записями в учетных регистрах по счетам 90, 91 и 62. Выясняется также правиль­ность указания корреспонденции счетов по зачислению денежных средств на счета в банках, своевременность выделения НДС по посту­пившим суммам выручки, авансов и др. Суммы, не подтвержденные документально, должны учитываться на счете 76 субсчет 2.

В процессе аудита осуществляется контроль операций по списа­нию денежных средств с расчетного счета и других банковских сче­тов, правильность корреспонденции счетов. Особое внимание обращается на своевременность и полноту оприходования в кассу полу­ченных из банка наличных денег, законность перечисления средств по счетам поставщиков и прочих кредиторов. Такие операции должны быть подтверждены документально (договорами, актами сдачи-при­емки выполненных работ, накладными на материальные ценности и др.). Аудитор должен уделить операциям по бесспорному (безакцептно­му) списанию банком денежных средств. Такое списание осуществля­ется лишь на основании решения суда, прямого указания закона, дого­вора клиента с банком. Согласно статье 76 НК РФ, операции по сче­там в банке могут быть приостановлены для обеспечения решения о взыскании налога или сбора. Указанное ограничение не распростра­няется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обя­занности по уплате налогов. Приостановление операций по счетам действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения. Пра­вильность корреспонденции счетов по списанию денежных средств с расчетного и других счетов проверяется по данным учетных регист­ров по счетам 51, 55. По счету 57 выясняется реальное отражение средств, направленных для зачисления на расчетный счет (путем ин­кассации, сдачи в вечернюю кассу и др.)

Аудитор должен проверить правильность оформления документов, проводит арифметическую проверку документов и проверку на закон­ность совершаемых по банковским счетам хозяйственных операций.

Для подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности нуж­но проверить соответствие ее показателей данным синтетического и аналитического учета и выпискам банка. В ходе аудита операций по счетам в банке осуществляются следующие процедуры:

►проверка соответствия произведенных операций нормативным до­кументам и законодательным актам, действующим на территории РФ;

►проверка правильности оформления выписок со счетов в банке и документов, приложенных к выпискам, подтверждающих операции;

►арифметическая проверка правильности выведения остатков на конец дня и подсчета оборотов по приходу и расходу денежных средств в выписках банка и регистрах по учету денежных средств в банке;

► проверка соответствия записей в выписках банка и регистрах бух­галтерского учета, регистрах бухгалтерского учета и Главной кни­ге, а также сальдо по Главной книге и статей баланса.

Выявленные в процессе проверки отклонения фиксируются в ра­бочих документах и определяется их количественное влияние на по­казатели отчетности.

При проверке операций по валютным счетам в банке аудитор дол­жен обратить внимание на соблюдение правового режима текущих валютных операций и валютных операций, связанных с движением капитала; осу­ществление расчетов в иностранной валюте юридическими лицами - резидентами в пределах имеющихся в их распоряжении валютных средств, которые должны иметь легальное происхождение; учет опе­раций денежных средств в валюте на счете 52 «Валютные счета».

При проведении аудита операций по валютным счетам уточняется количество валютных счетов, сверяются остатки по счетам, указанные в выписках банка и учетных регистрах, а также обороты и остатки по счетам в учетных регистрах и в Главной книге. При наличии расхожде­ний выясняются их причины. Проверяется соблюдение действующего валютного законодательства. Следует обратить внимание на полноту и своевременность зачисления валютной выручки организаций-экс­портеров, являющихся резидентами на их валютные транзитные счета в уполномоченных банках. Для этого сумма поступающей валютной выручки в течение года сравнивается со стоимостью экспорта това­ров по контрактам. Изучая контракты с иностранными партнерами по экспортным операциям, аудитор должен обратить внимание на наличие в них определенных условий:

1) валюта цены и способ определения цены;

2) валюта платежа;

3) установление курса пересчета (в случаях, когда валюта цены и ва­люта платежа не совпадают);

4) финансовые условия расчетов, т.е. форма расчетов (аккредитив, инкассо и т.д.).

Аудитором изучается использование предприятием собственной валютной выручки. Особое внимание уделяется проверке расчета и отражения на счетах бухгалтерского учета курсовых разниц по ва­лютному счету, в ходе которой осуществляется арифметический под­счет курсовых разниц. Пересчет средств на счетах в кредитных орга­низациях в рубли должен производиться на дату совершения опера­ции в иностранной валюте, а также на отчетную дату составления бух­галтерской отчетности. Изучается также использование предприятием собственных валютных средств (путем сравнения перечисленной ва­люты со стоимостью импортированных товаров); сохранность налич­ной иностранной валюты и материальных ценностей, приобретенных за валюту; соблюдение сроков исполнения иностранным партнером обязательств по контрактам, в счет которых производились авансо­вые платежи за границу в валюте; правильность расчетов с подотчет­ными лицами по командировочным расходам в иностранной валюте.

Подтвердив размеры курсовых разниц, аудитор проверяет пра­вильность их отражения на счетах бухгалтерского учета. Выявленные отклонения фиксируются в рабочих документах.

Проверяя соблюдение действующего законодательства, аудитор контролирует полноту, правильность и своевременность расчетов предприятий-экспортеров по платежам в бюджет, представления им налоговых расчетов и деклараций, правильность определения ими на­логооблагаемой базы по таможенным пошлинам, налогу на прибыль, НДС и др. налогам.

В заключение устанавливается правильность отражения в учетных регистрах валютных операций. Обнаруженные нарушения аудитор регистрирует в рабочих документах и определяет их количественное влияние на показатели отчетности.

При проверке денежных средств и банковских операций аудитор также проверяет реальность и законность операций по счету 57 «Пе­реводы в пути». На этот счет иногда относят просроченную дебитор­скую задолженность, что ведет к искажению показателей финансовой отчетности. По счету 57 проверяется реальное отражение средств, отправленных разными путями (через отделения связи, путем инкасса­ции, в вечернюю кассу банка и т.д.) для зачисления на расчетный счет, но не зачисленных по назначению.

Кроме расчетных и валютных счетов организации могут иметь и прочие счета в банках, на которых учитываются денежные средства, подлежащие обособленному хранению. Аудиторская проверка про­водится по каждому специальному счету в банке.

Для контроля за движением денежных средств, требующих обо­собленного хранения к счету 55 «Специальные счета в банках» от­крываются следующие субсчета:

55-1 «Аккредитивы»;

55-2 «Чековые книжки»;

55-3 «Депозитные счета» и др.

Аудитор проверяет построение аналитического учета на данном счете, счете 55 «Специальные счета в банках» и возможность на его основе получить данные о наличии и движении денежных средств по видам целевого назначения. При проверке операций по субсчету 55-1 «Аккредитивы» аудитору необходимо дополнительно проверить со­блюдение правил применения аккредитивной формы расчетов: нали­чие договора, предусматривающего данную форму расчетов; соблю­дение сроков действия аккредитивов; правильность документально­го оформления закрытия аккредитива.

При проверке операций по субсчету «Специальный карточный счет» следует обратить внимание на наличие договора на открытие специ­ального карточного счета, перечень лиц-держателей корпоративной карты организации, тип выданной банковской карты; соблюдение дей­ствующего валютного законодательства при осуществлении трансгра­ничных платежей (расчеты в иностранной валюте за пределами РФ); наличие разрешения Центрального банка России на осуществление безналичных расчетов; наличие отчетов держателей корпоративной карты; правильность расчета и полноту отражения курсовых разниц.

К типичным ошибкам при проверке операций по счетам в бан­ках можно отнести:

— отсутствие приложений к платежным документам, послужившим основанием для совершения операций;

— подчистки и исправления в выписках банка;

—отсутствие на документах штампа банка о принятии документов для обработки;

—списание затрат, производимых в безналичном порядке непосред­ственно на счета затрат, минуя счета расчетов;

—перечисление авансов по бестоварным счетам, без предварительно­го оформления договора и по другим сомнительным операциям;

—наличие исправлений в платежных документах;

—нарушение порядка покупки и обратной продажи иностранной ва­люты на внутреннем валютном рынке РФ;

—неправильный пересчет курса валюты;

—тексты платежных документов, послуживших основанием для опла­ты с валютного счета, не переведены на русский язык;

—некорректная корреспонденция счетов, отражающая движение де­нежных средств;

— нарушение порядка аккредитивной формы расчетов.

Тема 7. Проверка финансовых вложений при проведении аудита.

Основная цель аудита финансовых вложений – это составить обоснованное мнение о достоверности и полноте информации о них в финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемого экономичес­кого субъекта. В ходе проверки аудитор должен установить насколь­ко полно и своевременно оформлены все необходимые документы по передаче прав на ценные бумаги и соблюдены ли требования на­логового законодательства. Можно выделить четыре основных на­правления проверки:

—аудит вложений в ценные бумаги;

—аудит вложений в уставные капиталы других организаций;

—аудит вложений в совместную деятельность;

—аудит учета вложений в займы.

Для того чтобы сформулировать объективное мнение о досто­верности и законности операций, осуществленных на предприятии с финансовыми вложениями, аудитор должен:

1) изучить состав финансовых вложений по данным первичных доку­ментов и учетных регистров;

2) подтвердить первичную оценку системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета финансовых вложений;

3) подтвердить правильность документального оформления вложе­ний в уставные капиталы других организаций и совместную дея­тельность;

4) установить правильность отражения в учете операций с финансо­выми вложениями;

5) подтвердить достоверность начисления, поступления и отражения
в учете доходов по операциям с финансовыми вложениями;

6) оценить качество инвентаризаций финансовых вложений.

Источники информации: Положение об учетной политике организации; копии учредительных документов; документы приема-передачи вкладов в уставные капиталы других организаций; выписки из реестра акционеров; сертификаты акций; облигации; векселя и другие ценные бумаги; договоры купли-продажи ценных бумаг, договоры совместной деятельности, документы приема-передачи вкладов в совместную деятельность; свидетельства на сумму произведенных вкладов в другие организации; документы приема-передачи ценных бумаг; депозитные договоры, договоры займа; книги (реестры) регистрации ценных бумаг; учетные регистры (журналы-ордера, ведомости,
машинограммы и др.) по счетам 58, 76, 91, 55, и др.; платежные поручения и выписки банка; приходные и расходные кассовые ордера; Книга учета ценных бумаг, Главная книга; формы учетной документации по инвентаризации (ведомости результатов инвентаризации, инвентаризационные описи и т.п.); отчетность.

В начале проверки аудитор должен проанализировать данные первичных документов и учетных регистров и выяснить состав финан­совых вложений предприятия (краткосрочные и долгосрочные; госу­дарственные, муниципальные и корпоративные ценные бумаги; паи (доли, акции, облигации, депозиты, предоставленные займы и др.). Ознакомиться с организацией учета и хранения ценных бумаг. На основе анализа доходности установить экономическую целесообразность финансо­вых вложений, исследовать влияние отвлечения средств на показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Для подтверждения первичной оценки систем внутреннего конт­роля и бухгалтерского учета финансовых вложений аудитор, на осно­ве полученной информации, заполняет разработанные тесты и по ре­зультатам тестирования устанавливается оценка надежности систем и сравнивается с первоначальной оценкой, полученной на стадии плани­рования аудита. Если такая оценка окажется ниже первоначальной, то необходимо скорректировать объем и порядок проведения других аудиторских процедур. Аудитор определяет для себя объекты повы­шенного внимания при планировании контрольных процедур и уточ­няет аудиторский риск.

На основе сводного общего плана и сводной программы аудита организации осуществляется планирование аудиторской проверки финансовых вложений.

В ходе аудиторской проверки финансовых вложений используют­ся следующие аудиторские процедуры:

►проверка верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам;

►аналитические процедуры (сопоставление сальдо по счетам за различные периоды, сопоставление показателей бухгалтерской от­четности со сметными (плановыми) показателями, оценка соотно­шений между различными стаьями отчетности и сопоставление их с данными предыдущих периодов, сопоставление финансовой ин­формации и нефинансовой); ► проверка (тестирование) средств внутреннего контроля; Применяются следующие способы получения аудиторских дока­зательств:

—пересчет;

—инвентаризация;

—проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных опе­раций и составления отчетности;

—подтверждение;

—проверка документов.

На следующем этапе аудитор рассматривает хозяйственные опе­рации, в результате которых произошло изменение размера и состава финансовых вложений на предприятии (предоставление и возврат займов, осуществление вклада в уставный капитал и т.п.) Аудитор про­изводит взаимную сверку документов, которыми оформлялось дви­жение финансовых вложений: договоры, акты приемки-передачи, цен­ные бумаги, сертификаты ценных бумаг и др. Аудитору следует обра­тить внимание на соответствие документов действующему законода­тельству и на наличие всех необходимых реквизитов, а также правиль­ность произведенных арифметических расчетов, правильность фор­мирования стоимости ценных бумаг. Если в счет оплаты за приобре­тенные ценные бумаги передаются готовая продукция, основные сред­ства и др. имущество, то эти операции отражаются в учете с исполь­зованием счета 91. Аналогичная методика используется при учете вкла­дов в уставный капитал другого предприятия. При этом следует про­верить правильность отражения в учете разницы между договорной стоимостью и балансовой стоимостью переданного имущества в счет вклада в уставный капитал (простое товарищество). Эта разница спи­сывается на счет 99. Сальдо по счету 58 должно подтверждаться аналитической информацией о составе, количестве и стоимости цен­ных бумаг, указанной в книге регистрации (учета) ценных бумаг.

Аудитору следует подтвердить соответствие метода оценки себе­стоимости ценных бумаг, применяемого при их списании (выбытии), методу, зафиксированному в учетной политике предприятия. Для это­го изучаются аналитические данные к счету 58, отражающие количе­ство и себестоимость приобретенных и реализованных (выбывших) ценных бумаг. Необходимо проверить правильность отражения в учете фактической себестоимости ценных бумаг и финансовых результатов при их реализации.

Аудитору следует установить правильность формирования, исполь­зования и учета резервов под обесценение ценных бумаг, отражаемых на счете 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги».

Особое внимание должно быть уделено проверке предоставле­ния предприятием займов другим юридическим лицам. Проверяя пра­вильность отражения в учете Доходов по операциям с финансовыми вложениями, аудитор должен обратить внимание на полноту и своев­ременность выполнения учетных записей. При отражении доходов в учете должен применяться принцип «начисления».

Аудитор должен оценить качество проведенных на предприятии инвентаризаций финансовых вложений. Аудитору целесообразно са­мостоятельно провести такую инвентаризацию по отдельным эмитен­там. Если результаты инвентаризаций, проведенных аудитором и со­трудниками предприятия, совпадают, то можно сделать вывод о каче­ственной инвентаризации финансовых вложений.

Особое внимание аудитор должен уделить нетипичным операци­ям. К данным операциям относятся операции, предусматривающие не­типичные условия (нестандартные цены, порядок расчетов и т.п.); опе­рации, осуществленные без видимой логической причины; операции, со­держание которых отличается от формы; операции, обработанные необычным образом; другие операции, которые отличаются от обыч­но проводимых организацией операций с ценными бумагами.

Обнаруженные в ходе проверки ошибки и нарушения фиксируют­ся в рабочей документации аудитора и определяется их количествен­ное влияние на показатели отчетности.

Наиболее типичными ошибками, которые выявляются в ходе про­верки операций с финансовыми вложениями, являются следующие:

—отсутствие документов, подтверждающих фактические финансо­вые вложения;

—оформление документов с нарушением установленных требова­ний;

—фиктивные документы и операции;

—исправления записей в документах без необходимых оснований;

—некорректная корреспонденция счетов при отражении финансо­вых вложений в учете;

— отсутствие подлинников или заверенных в соответствии с законо­дательством документов;

—несвоевременное отражение доходов по операциям с ценными бумагами;

—неправильное исчисление фактической себестоимости ценных бу­маг;

—несоблюдение тождественности данных регистров бухгалтерско­го учета и показателей отчетности;

—отсутствие инвентаризации или проведение ее с нарушениями дей­ствующего законодательства;

—неправильное исчисление налога на доходы;

—неисполнение требований законодательных и нормативных доку­ментов;

—несовпадение данных синтетического и аналитического учета фи­нансовых вложений.

Тема 8. Проверка выпуски, отгрузки и продажи продукции

при проведении аудита.

Цикл выпуска и продажи готовой продукции является основным разделом деятельности промышленного предприятия. В этом цикле формируются значимые для пользователей бухгалтерской отчетнос­ти показатели, такие как выручка от продажи, себестоимость продан­ной продукции и прибыль (убыток) от продажи, отражающие эффек­тивность основной деятельности организации. Операции по продаже готовой продукции являются объектом налогообложения и соответ­ственно основным участком контроля, осуществляемым налоговыми органами и аудиторскими фирмами.

Цель аудита выпуска готовой продукции и ее реализации — контроль за правильностью, полнотой, своевременностью бухгалтерс­кого учета выпуска и движения готовой продукции, ее оценки и исчис­ления выручки от реализации продукции, а также управленческих и коммерческих расходов и прибыли (убытка) от продажи.

Источниками информациидля проверки операций, отражающих выпуск готовой продукции и ее реализацию, являются: Положение об учетной политике организации, акты сдачи готовой продукции на склад, карточки складского учета готовой продукции, прейскурант цен, дого­воры на поставку продукции, счета-фактуры, книга продаж, накладные на передачу готовой продукции в места хранения (ф. № MX-18), приказ-накладная, товарные накладные (ф. № ТОРГ-12), доверенности покупа­телей, ведомости учета остатков ТМЦ в местах хранения (ф. № MX-19), ведомости выпуска готовой продукции, ведомости отгрузки и реали­зации готовой продукции, журнал-ордер № 11; ведомость № 16; коли­чественно-суммовые карточки, оборотные ведомости, выписки с рас­четных счетов в банках с приложенными первичными документами, кассовые документы о поступлении выручки, учетные регистры (жур­налы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 20, 40, 43, 45, 46, 50, 51, 62, 90 и др., Главная книга, бухгалтерская отчетность и др.

В процессе аудита решается комплекс взаимосвязанных задач:

►анализируется учетная политика предприятия в части, регулирую­щей порядок организации учета выпуска и продажи готовой про­дукции согласно действующему законодательству и отраслевым особенностям;

►подтверждается первоначальная оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

►. контролируется договорная дисциплина в соответствии с законо­дательством;

►проверяется правильность документального оформления опера­ций по выпуску и продаже продукции;

►изучается порядок учета и списания затрат на производство и продажу готовой продукции;

►проверяется правильность расчетов и списания сумм отклонений фактической себестоимости от плановой;

►оценивается полнота, своевременность и достоверность оприхо­дования готовой продукции на склад, отпуска и продажи ее поку­пателям;

►анализируется правильность и законность организации аналити­ческого и синтетического учета операций, связанных с движением готовой продукции;

► контролируется соблюдение налогового законодательства в час­ти налогообложения операций по продаже готовой продукции. При подготовке программы аудита оценивается система внутренне­го контроля экономического субъекта с точки зрения надежности, ка­чества и степени доверия с использованием процедуры тестирования.

Результаты тестирования организации бухгалтерского учета цик­ла выпуска и продажи готовой продукции организации определяют критерии формирования плана и программы проверки.

В ходе аудиторской проверки аудитор применяет различные ме­тоды получения аудиторских доказательств.

На начальной стадии проверки цикла выпуска и продажи готовой продукции аудитору следует ознакомиться с учетной политикой орга­низации. Необходимо произвести анализ следующих элементов учет­ной политики: методы определения даты реализации продукции для целей налогообложения (счет 90); методы списания общепроизводствен­ных расходов (счет 25) и общехозяйственных расходов (счет 26); мето­ды учета затрат на производство и калькулирования фактической себестоимости продукции (счет 20); способы учета выпуска готовой продукции с использованием и без использования (счет 40); методы оценки готовой продукции (счет 43) и товаров отгруженных (счет 45) для целей аналитического учета; метод распределения по видам вы­пускаемой продукции расходов на продажу (счет 44). Элементы учет­ной политики могут контролироваться и группироваться в рабочем документе аудитора.

Для проверки объема производства продукции и полноты ее оприходования используются данные первичных документов и производственных отчетов, регистров аналитического и синтетического учета. При этом показатели фактического выхода и сдачи на склад готовой продукции (по фактической себестоимости), учтенные по де­бету счета 43 «Готовая продукция», сравнивают с оборотами по креди­ту счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные произ­водства». При возникновении серьезных сомнений в полном оприходо­вании выпускаемой продукции, аудиторы могут, исходя из данных о фактическом расходе материалов и нормативов затрат на единицу про­дукции, составить альтернативный баланс выхода готовой продукции. Если аудитор выявляет случаи производства и вывоза неучтенной готовой продукции с проверяемого предприятия, он должен определить материальный ущерб в размере реализованной неучтенной продукции.

Фактическое движение готовой продукции анализируется по дан­ным производственных отчетов, отчетов о движении материальных ценностей на складах, накладных на отпуск или передачу готовой про­дукции.

Проверяя правильность учета отгруженной продукции, аудитор должен убедиться в наличии договоров на поставку продукции и правильности их оформления, наличии документов на отгрузку про­дукции, правильности установления отпускных цен, полноте регистра­ции выписанных счетов-фактур, соблюдении сроков оплаты покупате­лями за поставленную продукцию. Поскольку операции по реализа­ции продукции носят систематический характер и являются типичными, они могут контролироваться выборочно. В выборку следует вклю­чать операции из разных отчетных периодов, по различным покупате­лям и разнообразной продукции (работам, услугам).

В процессе проверки выясняется также наличие договоров по­ставки, в которых предусмотрен отличный от общеустановленного порядок перехода права собственности на поставляемую продукцию от продавца к покупателю - не в момент отгрузки, а в момент оплаты. Продукция, отгруженная по таким договорам до момента ее оплаты, должна учитываться на счете 45 «Товары отгруженные».

Отгрузка готовой продукции по фактической себестоимости оп­ределяется как алгебраическая сумма отгрузки по учетным ценам и отклонений. Сумма отклонений рассчитывается исходя из уровня сред­него процента отклонений, который определяется как отношение сум­мы отклонения фактической себестоимости от учетной цены к сумме остатка готовой продукции на начало периода и ее выпуска за пери­од по учетной цене. Перерасход отражается на счетах 43 «Готовая продукция» (40 «Выпуск продукции») и 90-2 «Себестоимость про­даж» обычной записью, а экономия — сторнировочной.

Так как бухгалтерский учет выручки от реализации осуществляет­ся по методу начисления или «по отгрузке», то аудиторы должны проконтролировать полноту отражения операций по реализации (от­грузке) продукции по кредиту счета 90-1 независимо от ее оплаты.

Аудиторам также следует удостовериться (по данным учетных регистров по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетные счета». 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 90 «Продажи») в правильности отра­жения в учете выручки от реализации продукции «по отгрузке в со­ответствии с требованиями нормативных документов, а также опреде­ления выручки для целей налогообложения в соответствии с принятой учетной политикой.

Аналогичному контролю подвергаются и расходы на продажу, которые связаны со сбытом продукции. Они учитываются на счете 44 «Расходы на продажу». Распределение таких расходов должно про­изводиться пропорционально стоимости реализованной (отгружен­ной) продукции по фактической себестоимости или учетным ценам, кроме расходов на тару и транспортировку, которые списываются прямым путем.

Результаты проверки оформляются в форме рабочих документов аудита организации аналитического и синтетического учета выпуска и реализации готовой продукции.

Как свидетельствует аудиторская практика, типичными ошибка­ми, которые выявляются в ходе проверки выпуска готовой продукции и ее реализации, являются следующие:

—включение в состав готовой продукции части незавершенного про­изводства;

—применение различных методов оценки продукции в квартальных отчетах;

—ведение бухгалтерского учета реализации продукции «по опла­те»;

—отражение в качестве выручки только фактически поступивших сумм;

—невключение в выручку процентов по коммерческому кредиту;

—неправильное формирование выручки по бартерным (товарооб­менным) сделкам;

—невключение в выручку суммовых разниц;

—несвоевременное отражение в учете отгруженной и реализован­ной продукции;

—неправильный расчет и отражение в учете отклонений фактической производственной себестоимости готовой продукции от стоимос­ти ее по учетным ценам (при учете готовой продукции по учетным ценам);

—неправильное исчисление фактической себестоимости реализован­ной продукции;

—несоблюдение установленного учетной политикой метода опреде­ления выручки для целей налогообложения;

— отражение в учете как собственной готовой продукции, вырабо­танной из давальческого сырья;

—неправильное отражение в учете выпущенной продукции;

—отсутствие налаженного аналитического учета готовой продукции по местам хранения и отдельным видам готовой продукции;

—отсутствие инвентаризаций готовой продукци или проведение ее и оформление ее результатов с нарушениями;

—неправильное отражение в учете морально устаревшей, испорчен­ной при хранении продукции;

—неверное отражение в финансовом учете различных ТМЦ как го­товой продукции;

—некорректная корреспонденция счетов;

—наличие сальдо на сч. 90 «Продажи» на конец отчетного месяца;

—отражение в бухгалтерском учете товарообменных операций, ми­нуя сч.90 «Продажи»;

—несоответствие данных аналитического и синтетического учета готовой продукции.

Наши рекомендации