Значение информационных технологий в деятельности налоговых органов.
Современная система налогового администрирования должна одновременно обеспечить:
- повышение уровня собираемости налогов и сборов в целях полного и своевременного финансирования расходов бюджетов всех уровней;
- сокращение издержек налогоплательщиков и создание для них максимально удобных условий при исполнении обязанностей по уплате налогов и сборов;
- соблюдение принципа справедливости для всех экономических агентов, имея в виду обеспечение равных условий налогообложения предприятий, работающих в одной сфере хозяйственной деятельности;
- снижение затрат государства на осуществление мероприятий налогового контроля.
Значительное ускорение экономического развития во второй половине 20-го века было связано со многими причинами, главными из которых стали научно-техническая революция и её современный этап – революция информационная. Основой процессов, происходящих в экономике, стал новый тип технологического и хозяйственного уклада в наиболее развитых странах, в котором главным дефицитным ресурсом стали информация и технологии, включающие телекоммуникации, программное обеспечение и Интернет. Информация является ресурсом, который легче других ресурсов преодолевает все границы и преграды, становясь проводником глобализационных процессов.
Налоговая система любого государства может быть эффективной лишь только в том случае, если она располагает всеобъемлющей информацией о налогоплательщиках, необходимой для исчисления и своевременной уплаты налогов, при этом выстроив рациональную систему контроля за полнотой постановки юридических и физических лиц на налоговый учёт. Современная система налогообложения основывается на контроле за информационными потоками, касающимися налогоплательщиков, их деятельности, имущества.
Налоговый процесс представляет собой с этой точки зрения последовательное и непрерывное представление информации, получаемой налоговыми органами как непосредственно от налогоплательщиков, так и из внешних источников. Все информационные потоки можно разделить на три группы. В первую входит информация о налогоплательщиках, источниками которой являются система налоговой регистрации налогоплательщиков юридических и физических лиц, социального, миграционного учёта. Ко второй группе относятся источники информации, полученные от органов, регистрирующих движимое и недвижимое имущество, операции с ценными бумагами, банковские и инвестиционные счета, права на патенты и изобретения и т.д. Третью группу образуют информационные потоки о движении наличных и безналичных денежных средств, проходящих через банковские и иные финансовые учреждения.
В настоящее время налоговые органы России в основном обладают высокой технической оснащённостью, активно используют передовые технологии автоматизированного учёта и обработки данных. Одной из задач, реализуемых налоговой службой в последние годы, стало создание мощного информационно-аналитического аппарата, способного обрабатывать различные виды информации с минимальным привлечением налогоплательщиков к проведению налоговых процедур. Дальнейшее внедрение новых методов обработки документированных сведений, в том числе автоматизированных схем проверочных мероприятий не только способствовало бы росту эффективности контрольных функций, но и снижению бюрократической и коррупционной составляющей контроля.
По мнению некоторых экономистов давно назрела необходимость перехода на системный налоговый контроль, при котором основной упор будет перенесён на аналитическую работу с информацией, находящейся в распоряжении налоговых органов. По итогам этой работы формулируются дополнительные запросы к «проблемным налогоплательщикам». Специальные проверки остаются на долю лиц, «не сотрудничающих» по результатам этих запросов с налоговыми органами. Вместе с тем, применение аналитических методов налогового контроля возможно только при наличии большого количества информации, полученной из различных источников и накапливаемой в информационных хранилищах. На базе этих информационных массивов, например, на региональном уровне, станет возможным выявление нарушений налогового законодательства путём перекрёстной обработки различных данных – как внутренней информации налоговых органов, так и полученной из внешних источников. Это позволит также более эффективно осуществлять планирование контрольной работы налоговых органов в конкретной налоговой инспекции.
Располагая достоверной и полной информацией о налогоплательщиках, получаемой из внутренних и внешних источников на основе применения современных технологий можно с большей вероятностью определить характер и временной период совершения налогового правонарушения. Одним из показателей, характеризующих эффективность налогового администрирования, является сокращение времени от совершения налогового правонарушения до его выявления в результате мероприятий налогового контроля. Этот показатель можно выразить следующей формулой:
а)
б)
в)
где, время выявленного налогового правонарушения
время совершения налогового правонарушения
период времени между выявлением и совершением налогового правонарушения
количество выявленных фактов налоговых правоотношений
K - показатель эффективности налогового администрирования.
В экономически развитых государствах процесс налогообложения, как правило, стабилизировался. Это означает, что вопросы на макроуровне в основном решены: определён и проверен практикой состав налоговой системы, оптимизирована налоговая нагрузка. В то же время на микроуровне продолжаются организационные преобразования по повышению эффективности налоговых органов и налоговой системы в целом преимущественно за счёт внедрения информационных технологий. То есть, стабильность процессов налогового администрирования на макроуровне позволила вместо директивных указаний на макроуровне перейти к самостоятельному принятию решений налогового администрирования на микроуровне. В государствах с экономикой переходного периода наблюдается обратная картина: макроуровень не стабилен и отличается высокодинамичными изменениями в налоговом администрировании,
Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации в 2004 году на среднесрочную перспективу. Выполнение концепции позволило в системе Федеральной налоговой службы, определив приоритетность информационных технологий в налоговой сфере, повысить эффективность налогового администрирования; упростить исполнение налоговых обязанностей; сократить размеры потерь бюджетов всех уровней, связанных с уклонением налогоплательщиков от выполнения ими налоговых обязанностей; улучшить обслуживание налогоплательщиков на основе создания комплексной системы учёта налогоплательщиков и мониторинга их деятельности, системы информационно-аналитического обеспечения налоговых проверок, формирования и представления налоговых деклараций в электронном виде.
Россия отнесена к 38 юрисдикциям, которые в достаточной степени внедрили налоговые стандарты, принятые на международном уровне, в основу которых положены информационные технологии. Вместе с тем, в 30 из 34 стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития определены стратегические цели налоговых органов в части внедрения электронных сервисов, включая системы электронного декларирования. Содержание этих целей предусматривает:
- дифференцированный подход к разным категориям налогоплательщиков на базе применения разных технологий;
- налогоплательщики рассматриваются скорее как клиенты и потребители услуг;
- важное значение придаётся работе с представителями налогоплательщиков (налоговые консультанты, отраслевые ассоциации и др.);
- предусмотрены социальные критерии и стандарты обслуживания;
- постоянный анализ возникающих проблем и регулярный мониторинг уровня удовлетворения потребностей налогоплательщиков в обслуживании;
- публикации результатов выполнения стратегии и общественный контроль.
Нельзя не заметить, что «тридцатка» стран преодолела рубежи, заложенные в среднесрочной российской концепции. В настоящее время в России созданы, в основном, предпосылки для качественного изменения характера взаимоотношений субъектов налогового администрирования с налогоплательщиками. Это, в первую очередь связано с тем, что среди основных прав налогоплательщиков выделяется право на информацию ( полное и своевременное информирование их со стороны государственных органов о всех обязанностях, возлагаемых на них в связи с уплатой налогов – на бесплатной основе и в доступной форме ); право на соблюдение налоговой тайны в отношении всей предоставляемой ими в налоговые органы отчётности и информации частного характера; право на возмещение убытков, причинённых им в результате незаконных или неправомерных действий налоговых органов и их должностных лиц. Федеральной налоговой службой России принимаются меры по созданию системы сервисного обслуживания налогоплательщиков. В основу этой системы положены: высокий уровень информированности налогоплательщиков о действующем налоговом законодательстве, проводимой в стране налоговой политике, её влиянии на социально – экономическое положение и уровень информированности налоговых органов о налогоплательщиках с цель принятия адекватных мер.