Актуальные расчеты в страховании и их роль в развитии конкуренции на страховом рынке
Основы построения страховых тарифов. Состав и структура тарифной ставки. Общие принципы расчета нетто- и брутто-ставки.
Страхово́й тари́ф (ставка) — это нормированный по отношению к страховой сумме размер сттраховых платежей (ставка, по которой заключается договор страхования). Это цена страхового риска в экономическом содержании. Страховые тарифы по обязательным видам страхования определяются в соответствующих законодательных актах а по добровольным видам страхования — устанавливаются страховщиком самостоятельно.. Принципы построения тарифов (тарифной политики) следующие: 1. Обеспечение самоокупаемости и рентабельности страховых операций. 2. Эквивалентность страховых отношений сторон.. 3. Доступность страховых тарифов для широкого круга страхователей. 4. Стабильность размеров страховых тарифов на протяжении длительного времени. 5. Расширение объёма страховой ответственности, если это позволяют действующие тарифные ставки.Страховой тариф состоит из: 1) нетто-ставки, предназначенной для образования страхового фонда страховых платежей; 2) нагрузки, необходимой для компенсирования затрат страховщика по проведению страхования.
Факторы, определяющие верхнюю и нижнюю границу страховых тарифов и их влияние на развитие конкурентной среды на страховом рынке. Конкуренция – неотъемлемая составная часть развитого страхового рынка. Реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции.
На деятельность страховой компании влияют различные факторы (элементы) внешней и внутренней среды, учет которых необходим в целях повышения эффективности ее работы. Внешняя среда: - виды страховых услуг; - страховые тарифы; - система продажи страховых полисов; - инфраструктура страховой организации - ресурсы страховой организации (финансовые, трудовые, материальные). Внутренняя среда: 1. Непосредственное окружение: - Страхователи; - Конкуренты; - Рынок труда в области страхования; - Партнеры в области страхования. 2. Макроокружение: - государственно-политическое окружение; - социально-этическое окружение; - технологическое окружение (страховые технологии); - конъюнктура мирового страхового рынка. Расчеты тарифов по рисковым видам страхования. рисковое — виды страховой деятельности иные, чем страхование жизни, не предусматривающие обязательства страховщика по выплате страховой суммы при окончании срока действия договора страхования, не связанные с накоплением страховой суммы в течение срока действия договора страхования. накопительное – условия страхования предусматривают выплату как при дожитии застрахованного до окончания срока страхования, так и в случае его смерти в течение срока действия договора. Нагрузка — часть тарифа, которая включает в себя расходы на ведение дела, расходы на создание фонда предупредительных мероприятий и прибыль страховщика от проведенной операции. В рисковом страховании при расчете страхового тарифа учитывают следующие факторы:страховая статистика Вероятность наступления страхового случая Расчет тарифных ставок по рисковым видам страхования
1. существует статистика либо какая-то другая информация по рассматриваемому виду страхования, что позволяет оценить следующие величины: q — вероятность наступления страхового случая по одному договору страхования; S — среднюю страховую сумму по одному договору страхования; Sв — среднее возмещение по одному договору страхования при наступлении страхового случая; 2. предполагается, что не будет опустошительных событий, когда одно событие влечет за собой несколько страховых случаев;3. расчет тарифов проводится при заранее известном количестве договоров n, которые предполагается заключить со страхователями. При наличии статистики по рассматриваемому виду страхования за величины q, S, Sв принимаются оценки их значений:
N — общее количество договоров, заключенных за некоторый период времени в прошлом;М — количество страховых случаев в N договорах;
§ Si — страховая сумма при заключении i-го договора; i = 1, 2,..., N;Sвk — страховое возмещение при k-м страховом случае; k = 1, 2,..., М.
3. Государственное регулирование цен организаций: рыночные и регулируемые цены
Регулирование цен осущ. на основе экон. и администр. методов. Экон. регулирование – осущ. через фин., налогову, кредитную, таможенную и бюджетную политику. 1Рыночные – складываются в процессе взаимоотношения субъектов ценообразования под влиянием конъюнктуры рынка:- свободной конкуренции – стихийно складываются под влиянием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции. - демпинговые – цены ур-нь к-ых сознательно занижен 1 или несколькими субъектами . в сравнении со сложившимся рыночным уровнем цен. используются как метод вытеснения конкуренции- монопольно высокая – цена товара, устанавливаемая хоз. субъектом, занимающим доминирующее положение.2 Регулируемые - складываются на рынке в процессе прямого гос. воздействия .:- фиксированные- цены тверндо опред. величины, устанавливаются н-р на природный газ, электро и тепло энергию.- .При прямых методах регулирования цен гос-во непосредственно воздействует на цены путем регламентации их уровня, установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену, или др. аналогичными методами. К косвенным методам регулирования цен относятся регулирование учетной ставки %, налогов, доходов, уровня мин.з/п и др. Эти методы проявляются в воздействии гос-ва не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, Оптимальным явл. гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования цен гос-ом. Органы контроля ценами: правительство РФ, фед. ограны исполнительной власти РФ, органы власти субъектов РФ. Санкции и ответственность за нарушение гос. дисциплины цен установлены док-ом "Порядок применения экон. санкций за нарушение гос. дисциплины цен" * завышение гос. регулируемых цен (тарифов) на ТРУ фиксированных цен (тарифов), предельных цен (тарифов).* завышение оптовых (отпускных) цен, зарегистрированных при декларировании в органах ценообразования; * завышение или занижение цен на продукцию, поставляемую п/п др. гос-ми;* завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам), непредоставление или предоставление покупателю в уменьшенном размере установленных скидок; * вкл. в ст-ть услуг фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, учтенном в ст-ти этих услуг, а также применение цен, согласованных на комплектную продукцию при поставке некомплектной продукции;* неперечисление в бюджет сумм, полученных за счет превышения предельного уровня рентабельности и своевременное снижение цен (тарифов, надбавок) на продукцию (товары, услуги).* применение незарегистрированных в Комитете РФ по политике Цен оптовых цен на важнейшие виды вооружения, военной технике и основные комплектующие изделия; * применение свободных оптовых (отпускных) цен, тарифов, наценок и надбавок, не согласованных с потребителями в установленном порядке.