Сбалансированность бюджета и методы ее достижения
Очень важным моментом в бюджетном процессе является сбалансированность бюджета.
Сбалансированность бюджета – это соотношение между доходной и расходной его частями, разница между которыми определяется как сальдо баланса бюджета.
Сбалансированность бюджета является одним из основных принципов составления бюджета и построения бюджетной системы любого государства. Она может быть достигнута разными методами.
Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета – разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Сбалансированность бюджета достигается как при составлении, так и исполнении бюджетов. При его составлении применяются следующие основные методы достижения сбалансированности бюджетов всех уровней:
- лимитирование планируемых расходов бюджета на основе установления получателям бюджетных средств заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг;
- предельных объемов финансирования, нормативов финансовых затрат;
- создание эффективного механизма разграничения расходных полномочий между органами государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления и наделения этих органов адекватными доходными источниками;
- изыскание резервов роста доходов, поступающих в бюджеты всех уровней; совершенствование механизма предоставления финансовой помощи из бюджетов других уровней;
- использование эффективных форм бюджетных заимствований.
При формировании бюджета он должен быть сбалансирован не только в сумме годовых назначений по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита, но и при их поквартальном распределении. В этом случае органы, составляющие бюджет; используют оборотную кассовую наличность, свободные остатки бюджетных средств, образовавшиеся на начало текущего финансового года.
Содержание государственных и муниципальных заимствований и кредитов, последствия их использования
Государственные заимствования выступают важным элементом общегосударственных финансов.
Использование государственных заимствований должно основываться на глубоком понимании их сущности, четком определении их целей, знании способов их применения, учете исторического опыта. В результате государственных заимствований формируется государственный долг.
Государственный кредит является одним из элементов, составляющих финансовую систему государства. Он представляет собой особую форму кредита, при которой государство или местные органы (муниципальные) выступают в роли заемщика или кредитора, а кредит приобретает вид государственного займа и реализуется через определенный банк.
Под заимствованиями (займами) понимают передачу экономическому субъекту денежных средств, которые тот обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа.
Государственные заимствования – это займы государственных органов различных уровней у других секторов народного хозяйства. Сюда также включают заимствования одного государственного органа у другого.
Классификация займов:
1. В зависимости от субъекта, реализующего право эмиссии долговых обязательств: Государственные займы РФ, Государственные займы субъектов РФ (региональные), Муниципальные (местные)
2. По признаку держателей государственных и муниципальных ценных бумаг: Универсальные (юридические и физические лица), Специальные
3. В зависимости от источника заимствования.
4. В зависимости от места реализации займа: на национальном рынке, на внешнем рынке
5. В зависимости от валюты займа: внешние, внутренние
6. В зависимости от формы выплаты доходов: процентные, беспроцентные (целевые), дисконтные, процентно-выигрышные, выигрышные (спекулятивный характер)
7. В зависимости от сроков погашения: краткосрочные (до 1 года) - векселя, среднесрочные (до 5 лет) - облигации, долгосрочные (свыше 5 лет, но не более 30)
8. В зависимости от метода проведения: добровольные, принудительные
9. По отношению к вторичному рынку и характеру обращения на рынке: рыночные, нерыночные
10. По методу погашения: равными долями в течение всего периода заимствования, снижающимися долями, увеличивающимися долями, одноразовое погашение в конце срока
11. По характеру дифференциации процентной ставки: фиксированная, плавающая, повышающаяся, понижающаяся
Исходя из вышеизложенного, государственные и муниципальные займы (заимствования) можно определить как отношения по поводу перераспределения временно-свободных денежных средств юридических и физических лиц, правительств иностранных государств в виде государственных займов и кредитов в результате которых в распоряжении органов государственной власти либо органов местного самоуправления формируются дополнительные финансовые ресурсы