Фольмутх. й
Ф75 Инструменты контроллинга от А до Я: Пер. с нем./Под ред. и с предисл. М. Л. Лукашевича и Е. Н. Тихоненковой. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 288 с: ил. ISBN 5-279-01737-Х
Контроллинг как целостная концепция управления финансово-экономическими процессами и результатами деятельности предприятия находят все более широкое распространение в практике российских предприятий.
В этой книге (перевод со 2-го немецкого издания) описаны основные инструменты оперативного и стратегического контроллинга, используемые для анализа, планирования и контроля функциональных сфер деятельности предприятия: маркетинга и сбыта, снабжения, производства, логистики, финансов и инвестиций, персонала, стратегического развития.
Для руководителей всех уровней, специалистов планово-экономических и финансовых служб предприятий и организаций; преподавателей и студентов экономических вузов.
„ 0607000000-146 УДК6580127
Х 010(01 )-2001 78"97 ББК 65.290-2(4Гвм)
ISBN 3-8092-1080-3 (ФРП ® WRSVerlagWirtschaft,RechtundSteuern
ои Jlvn' GmbH&Co.Fachveriag, 1992,1994
юти с о-7п ЛИ-7О-7 \у /!-. i © М. Л. Лукашевич и Е. Н. Тихоненкова,
ISBN 5-279-01737-Х (Россия)предисловие к русскому изданию. 1998
• новое содержание таких традиционных функций управления,
как планирование, контроль, информационное обеспечение, составляющих ядро контроллинга как концепции управления;
• новое психологическое содержание роли планово-экономических служб (служб контроллинга ) на предприятии.
Именно в рамках такой трактовки следует понимать выделение в книге двух больших разделов, посвященных инструментам оперативного и стратегического контроллинга.
Концепция контроллинга дает ориентацию на будущее, что находит отражение в выполнении контроллингом функций координации и интеграции в системе стратегического и оперативного планирования на предприятии.
Занимаясь стратегическим контроллингом, нужно научиться отвечать на вопрос: "Что необходимо сделать, чтобы обеспечить долговременное существование предприятия на рынке?" Оперативный контроллинг может дать ответ только на вопрос о том, насколько выгодны принятые стратегические решения и как обеспечить краткосрочный успех предприятия в виде получения прибыли. Взаимодействие в решении этих задач достигается, если правильно реализовывать стратегические факторы, или потенциалы успеха (привлекательность и рост рынка, кадровый, научный и производственный потенциалы и т.п.), на создание и формирование которых, в свою очередь, существенно влияет оперативная ситуация.
Несмотря на то, что в книге X. Фольмута "Контроллинг от А до Я" нет целостного представления концепции контроллинга, читатель имеет возможность познакомиться с основными методами и инструментами решения оперативных и стратегических задач, стоящих перед предприятием. Если наложить инструменты контроллинга, описываемые в книге, на "сетку" функций, выполняемых предприятием в процессе его работы, то можно заметить, что одни и те же инструменты (например, ABC-анализ) используются при выполнении различных функций. Вместе с тем контроллинг охватывает все функции предприятия: НИОКР, снабжение, маркетинг и сбыт, производство, учет. Некоторые из инструментов контроллинга, например функционально-стоимостной анализ и инвестиционные расчеты, хорошо знакомы нашим читателям-практикам. Другие, например ABC- и XYZ-анализ, расчеты сумм покрытия, пока еще не нашли широкого применения на российских предприятиях.
Описание отдельных инструментов контроллинга сопровождается изложением методики их применения для решения тех или иных
задач и подготовки управленческих решений контроллерами. Каждая глава книги содержит также выводы для менеджеров предприятия, которым предстоит принимать управленческие решения на основе рекомендаций и расчетов контроллеров. Такое рассмотрение контроллинга в разрезе объектов (функции и инструменты контроллинга), субъектов, их применяющих (контроллеры), и субъектов, принимающих решения по целям и результатам применения инструментов (менеджеры), позволит читателю охватить проблематику экономического управления, понять и воспринять роль контроллера на предприятии как экономического советника менеджера. Понимание этого позволит организовать активное взаимодействие руководителей и специалистов-контроллеров, готовых к выполнению новых функций и владеющих методами и инструментами контроллинга.
В сложных условиях реформирования экономики требуется соответствующая подготовка руководителей и специалистов планово-экономических подразделений, которая позволит не только решать новые задачи, но и выполнять новые функции, поскольку служба контроллинга - это обслуживающая служба. Она выполняет сервисную функцию для менеджмента. Если руководитель несет ответственность за результат производственно-хозяйственной деятельности, то контроллер - за "прозрачность" этого результата, т.е. за методическую обоснованность принятия решений, их своевременность и согласованность между всеми функциональными подразделениями.
Хотя концепция данной книги не направлена на раскрытие всех аспектов разработки и внедрения системы контроллинга на предприятии, она закладывает общие принципы реализации этого процесса, который должен осуществляться на основе единой стратегической концепции развития предприятия и единой системы оперативного внутрифирменного учета затрат и результатов.
Основным элементом при построении этой системы является разработка информационно-методической базы, включающей регулярную отчетность и анализ необходимой для эффективного управления информации. В этой связи задача контроллера обобщить информацию и предложить менеджерам ответы на такие вопросы:
• какова стоимостная оценка происходящих на предприятии
процессов?
• каковы объемы продаж, обеспечивающие получение прибыли?
• какие факторы являются решающими для формирования
системы принятия решений по экономическим критериям?
• какова структура показателей, характеризующих эффективность деятельности предприятия (показатели ликвидности, рентабельности оборота, рентабельности основного капитала и т.п.)?
• какова структура внутренних экономических показателей,
позволяющих распределить права и ответственность между раз
личными бизнес-единицами предприятия (центрами прибыли)?
• каковы критерии выбора наиболее выгодных заказов при
изменениях рыночной конъюнктуры, т.е. в условиях недогруз
ки производственных мощностей или при наличии узких мест
в производстве?
Эти и другие аналогичные вопросы по учету, анализу, планированию, оценке и контролю на предприятиях интерпретируются в рамках оперативного и стратегического контроллинга на базе методов и подходов, не получивших до сих пор достаточно широкого распространения на российских предприятиях, что обусловливает актуальность их пропаганды в самых широких кругах экономистов и руководителей. Кроме того, студенты и преподаватели вузов могут использовать книгу X. Фольмута в качестве учебного пособия по курсам "Контроллинг", "Управленческий учет", "Стратегическое планирование".
М.Л. Лукашевич, Е.Н. Тихоненкова
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ НЕМЕЦКОМУ ИЗДАНИЮ
Я очень рад положительному отклику на мою книгу. Многие предприниматели и менеджеры узнали, что они должны использовать на предприятиях новые инструменты, чтобы успешно работать в будущем. Многочисленные примеры разъясняют, где использование 25 оперативных и стратегических инструментов может быть эффективным и имеет смысл, чтобы в дальнейшем идти правильным курсом.
Изменения в содержании не являются необходимыми. Успешная и положительно принятая концепция первого издания в связи с этим принимается неизменной.
Хильмар Й. Фольмут Фульда, 1994г.
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ НЕМЕЦКОМУ ИЗДАНИЮ
Каждый предприниматель должен сегодня интенсивнее анализировать работу инструментов планирования, контроля и управления. Поэтому создание и расширение хорошо функционирующей информационной системы являются основными предпосылками эффективной деятельности предприятия.
Для того чтобы предприятие сделать более управляемым, необходимо использовать соответствующие методы анализа и дополнительные инструменты. При помощи инструментов контроллинга предприниматели могут лучше владеть ситуацией на своих предприятиях.
Перед предпринимателями встают все более сложные проблемы. Ожидается значительное усиление конкуренции в качестве реакции на создание внутреннего европейского рынка. Поэтому на предприятиях и должны применяться дополнительные инструменты, которые позволят руководству и менеджерам вести успешно свои дела в будущем. Производственные результаты и затраты должны быть более "обозримыми", т. е. должны контролироваться и планироваться лучше, чем прежде.
Ориентированные на рынок руководители предприятия требуют от сотрудников повышенной гибкости и более активного участия в делах. Мотивация сотрудников покажет, кто выдвинется на передний план в ходе конкурентной борьбы.
Мы различаем оперативные и стратегические инструменты, необходимые для эффективного управления предприятием Эти инструменты позволяют руководителям предприятия лучше понять взаимосвязи и взаимозависимости элементов производственного процесса на предприятии. Благодаря более быстро получаемой, точной и содержательной информации можно принимать лучшие решения, чтобы гарантировать долгосрочное существование предприятия.
В этой книге рассмотрены важные оперативные и стратегические инструменты, которые следует использовать на предприятии, чтобы повысить его конкурентоспособность. Благодаря внедрению инструментов контроллинга предприятие становится более управляемым, предприниматели быстрее узнают, какие возникают проблемы на предприятии и в его подразделениях.
Данная книга ориентирована на практическое применение, поэтому мы отказались от теоретических обоснований действия тех или иных инструментов контроллинга. Для лучшего усвоения материала в книге приведены многочисленные цифровые примеры, таблицы и графики.
Хильмар Й. Фольмут Франкфурт-на-Майне, 1992 г.