Бюджетное устройство и бюджетный процесс в РФ. Методы бюджетного регулирования
Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения гос-ва на федеральном, региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями, а также населением по поводу формирования и исп. централизованного фонда денежных ресурсов.
Бюджет является формой образования и расходования денежных ср-в для обеспечения функций органов государственной власти.
Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему гос-ва. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы называют бюджетным устройством.
Основы бюджетного устройства опред. формой гос. устройства страны, действующими в ней законодательными актами, ролью бюджета в общественно воспроизводстве и социальных процессах. От формы гос. и административного устройства зависит также построение бюджетной системы.
По степени разделения власти между центром и административно-территориальными образованиями все гос-ва подразделяются на:
- унитарные;
- федеративные;
- конфедеративные.
Унитарное (единое) гос-во – это форма гос. устройства, при кот. административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная сист. унитарного гос-ва состоит из 2 звеньев – гос. и местного бюджетов.
Федеративное (объединенное) гос-во – это форма гос. устройства, при кот. гос. образования или административно-территориальные образования, входящие в гос-во, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных м/у ними и центром компетенций. Бюджетная сист. федеративных государств 3звенная и состоит из федеративного бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.
Конфедеративное (союзное) гос-во – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого гос-ва формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации существуют свои бюджетные и налоговые системы.
Бюджетная сист. России состоит из 3 звеньев:
- федерального бюджета РФ;
- бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, называемых бюджетами субъектов Федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся: республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;
- местных бюджетов (городские, районные, поселковые, сельские).
Сегодня бюджетная сист. России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета, 56 краевых и областных бюджетов, включая 1 автономную область, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов.
Федеральный бюджет служит основным финансовым планом гос-ва, утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и исп. для целей гос. регулирования экономического развития страны и реализ. социальной политики. Кроме того за счет ср-в федерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание органов гос. управления, обеспечение потребностей обороны страны, финансовая помощь субъектам Федерации, обслуживание госдолга, пополнение государственных запасов.