Коммерческие банки, как звено банковской системы страны. Реорганизация, санация, банкротство

Коммерческие банки можно классифицировать по форме собственности. В зависимости от принадлежности капитала выделяют:

- государственные банки, когда капитал коммерческого банка принадлежит государству. Различают два вида государственных банков: центральные банки и государственные коммерческие банки. Центральные банки многих стран являются государственными. Государственные коммерческие банки осуществляют кредитование хозяйства;

- акционерные банки – самая распространенная форма собственности. Собственный капитал формируется за счет продажи акций. Акционерные банки подразделяются на открытое акционерное общество, когда происходит открытая продажа акций, и закрытое акционерное общество, акции которого распределяются среди определенного круга лиц. Основным учредительным документов является устав;

- кооперативные (паевые) банки, капитал которых формируется за счет паев;

- смешанные банки, когда состоит из разных форм собственности;

- муниципальные банки;

- совместные банки, банки с участием иностранного капитала.

Среди функций коммерческих банков выделяют следующие, которые лежат в основе определения банка и определяют его сущность:

1)функция аккумуляции и мобилизации временно свободных денежных средств - банки привлекают свободные денежные средства физических и юридических лиц. В дальнейшем банки предоставляют на них кредиты и приобретают ценные бумаги;

2)функция посредничества в кредите - коммерческие банки аккумулируют денежные средства и предоставляют их предприятиям, населению, государству;

3)функция посредничества в осуществлении платежей и расчетов - банки открывают счет для клиентов и осуществляют перевод денежных средств;

4)функция создания платежных средств - банки выпускают чеки, векселя, пластиковые карточки, создают деньги в безналичной форме в виде депозитов;

5)функция организации выпуска и размещения ценных бумаг - банки реализуют ценные бумаги предприятий для перераспределения денежных средств;

консультационные услуги; информирование об увеличении кредитоспособности, применении новых форм расчетов и кредитов

Организационная структура банка определяется Уставом, в котором содержаться положения об органах управления, их полномочиях, ответственности взаимосвязи при совершении банковских операций

Коммерческие банки опираются в своей деятельности на следующие принципы:

- прибыльность хозяйствования; в основе деятельности банка лежит получение прибыли, которая определяется как разница между процентами по кредитам и процентами по вкладам;

- спекулятивный принцип – банк старается дешевле купить ресурсы и дороже продать;

- максимальное использование ресурсов - банк осуществляет дополнительные операции (факторинговые) и получает комиссионное вознаграждение;

- «риск ради прибыли» - банки проводят рисковые операции, приносящие большую прибыль;

- «все для клиента» - банк предоставляет льготные вклады, скидки, удобства в оплате;

- принцип взаимной заинтересованности – банки контролируют клиентов, чтобы сократить издержки и повысить финансовую устойчивость;

Реорганизация банка - изменение правового положения банка, в результате которого происходит одновременное создание или ликвидация одного либо нескольких кредитных учреждений.

Реорганизация банков регулируется ст. 57Гражданского кодекса РФ и ст. 23.5 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности», а также Федеральным законом «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ, если кредитная организация создана в форме акционерного общества. Таким образом, реорганизация происходит в соответствии с законодательством о юридических лицах, но с учетом специфических требований, предъявляемых к банкам.

Существует пять форм реорганизации:

§ слияние (одно или более юридических лиц ликвидируется и в итоге создается новое кредитное учреждение);

§ присоединение одной организации к другой (одна или несколько кредитных организаций ликвидируются и входят в состав другой);

§ разделение;

§ выделение организаций;

§ преобразование организации.

Для проведения реорганизации юридического лица необходимо решение его учредителей (для акционерных обществ) или участников (для обществ с ограниченной ответственностью). Юрлицо считается реорганизованным с момента внесения соответствующих изменений в государственный реестр юридических лиц. Права и обязанности организаций переходят к правопреемникам на основании подписываемого передаточного акта.

Реорганизация банков имеет ряд особенностей с учетом необходимости защиты интересов клиентов и вкладчиков.

Во-первых, кредитная организация обязана уведомить своих кредиторов в течение 30 дней с момента принятия решения о реорганизации. Информация об этом размещается на официальном сайте банка. Помимо этого, банк должен направить соответствующее письмо каждому кредитору в отдельности. Либо разместить соответствующее сообщение в двух изданиях, предназначенных для опубликования сведений о госрегистрации юрлиц, нормативных правовых актов местных органов государственной власти.

В уведомлении должны содержаться сведения о форме реорганизации, о правопреемнике, о местонахождении нового банка, а также должно быть указано издание, где будет размещаться информация о существенных фактах реорганизации.

По закону банк обязан подтверждать выполнение этого требования для того, чтобы запись о его реорганизации была внесена в реестр.

Во-вторых, кредитор банка – физическое лицо в связи с реорганизацией кредитного учреждения вправе потребовать досрочного исполнения обязательств банка, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательств и возмещения убытков. Такая же обязанность банка существует и перед юридическими лицами, но только в том случае, если это прописано в условиях договора. Своим правом кредиторы могут воспользоваться в течение 30 дней с момента получения уведомления либо официальной публикации информации о реорганизации в СМИ.

В-третьих, банк в течение всего периода реорганизации обязан раскрывать информацию о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность. В частности, необходимо публиковать сведения об изменении стоимости активов, прибыли или убытков на более чем 10%, о разовых сделках в размере более 10% от активов, о приобретении кем-либо больше 5% обыкновенных акций кредитной организации и другую важную для кредиторов и акционеров банка информацию. Эти сведения должны быть обнародованы в течение трех дней на официальном сайте, а также пяти дней в издании, указанном в уведомлении о реорганизации.

Банкротство – удостоверенная арбитражным судом в случаях, предусмотренных законом, неспособность должника исполнить перед кредиторами в полном объеме денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в связи с установленным превышением суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества.

Наблюдение — процедура банкротства, имеющая целью подгото­вить мероприятия, направленные либо на оздоровление предприятия (санацию), либо на его ликвидацию. Осуществляется под контролем кредиторов.

Наблюдение вводится с принятием арбитражным судом заявле­ния о признании должника банкротом. С этого момента деятельность предприятия ограничивается и решения могут приниматься исключительно с согласия временного управляющего. Временный управляющий — лицо, назначенное арбитражным судом для прове­дения процедуры наблюдения, как правило, из числа кандидатов, предложенных кредиторами.

Санация - Мероприятия, направленные на оздоровление банка

целью таких мероприятий является восстановление собственного капитала банка до величины, при которой будут выполняться обязательные экономические нормативы, и тем самым возврат банка к нормальной и устойчивой работе.

Методы санации:

- сокращение расходов, в том числе за счет: сокращения численности персонала; уменьшения хозяйственных расходов; отказа от нерентабельных направлений бизнеса; закрытия, продажи убыточных филиалов и представительств; уменьшения процентных расходов. Необходимо проанализировать общее сокращение расходов (в среднемесячном исчислении за последние 12 месяцев);

- источники получения дополнительных доходов (пути развития бизнеса);

- возможности и способы реализации имущества и других активов;

прочие мероприятия, среди которых могут быть, например:

- изменение внутренней структуры банка, в том числе структур управления;

- повышение надежности внутреннего контроля;

- использование специальных механизмов обеспечения возврата средств (проведение взаимозачетов, переуступка прав требований, инициирование банкротства дебиторов и т.д.);

- привлечение к управлению активами и пассивами банка сторонних организаций, имеющих соответствующие разрешения (лицензии).

Наши рекомендации