Технология разработки и обеспечения реализации

КУЛЬТУРНЫХ ПРОГРАММ 1

Технология разработки культурных программ долж­на давать ответ на ряд вопросов.

1. Кому и зачем нужна конкретная программа?

2. Какая необходима программа (по объему и содер­жанию)?

3. Кто будет разработчиком программы?

4. Как будет разрабатываться программа?

5. Кто будет реализатором программы?

6. Каким образом будет организована реализация про­граммы?

С технологической точки зрения особый интерес — своей масштабностью, трудоемкостью разработки — пред­ставляют региональные перспективные программы под­держки и развития сферы культуры. Поэтому дальней­шее изложение ориентировано на разработку программ именно этого типа.

1. Кому и зачем нужна программа? В принципе, за­казчиком разработки культурной программы могут быть самые различные социальные субъекты (органы власти, общественные организации и т. п.). Однако чаще всего

МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

необходимость в разработке программы возникает у мест­ных органов государственного управления, нуждающихся в определении приоритетов развития культурной деятель­ности в регионе на определенную перспективу. Разработка программы может быть обусловлена также необходимо­стью координации и интеграции сил и средств различных субъектов для решения какой-то общей комплексной за­дачи (например, культурная программа Игр Доброй воли или Олимпийских игр). Кроме того, культурная програм­ма является важнейшим условием и предпосылкой при­влечения средств из различных источников, дает конк­ретный материал для организации рекламной деятельно­сти, PR и т. д.

В любом случае заказчик программы должен четко и ясно отдавать себе отчет в том, какого рода программный документ и для чего он намерен получить, и принять по этому поводу решение. Отсутствие воли, неясность наме­рений очень часто обессмысливают разработку.

2. Какая программа необходима? Выше уже, факти­чески, были рассмотрены два крайних варианта куль­турной программы. Один — в «американском» духе — «мягкий» вариант (реализованный также в описанном петербургском опыте) сводит программу к совокупности поступивших заявок и проектов. Эти заявки могут «рас-кассироваться» по определенным блокам (направлениям), различение которых носит скорее технически-вспомога­тельный, чем принципиальный характер.

Другой — «жесткий» — в духе описанного «постсовет­ского» опыта Ленинградской области предполагает трудо­емкое исследование, конкретизацию приоритетов в распи­санные по конкретным срокам виды работ на перспективу.

Следует только помнить, что в любом варианте мате­риалы как «большой» программы (в «жестком» вариан­те), так и конкретные проекты в рамках схемы приорите­тов (в «мягком» варианте) должны иметь не только полное рабочее исполнение, включающее подробно прописанные проблему, идею, цели, задачи, содержание, обоснование обеспечения, схему контроля реализации и т. п. Необхо­димо также иметь аннотацию программных документов, их краткий вариант для использования в качестве разда­точного, рекламного материала, используемого в PR-акци­ях продвижения программы.

ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

3. Кто будет разрабатывать программу? Разработ­кой программы могут заниматься непосредственно сами работники аппарата управления соответствующего госу­дарственного органа. И вроде бы, кто лучше них владеет материалом, знает проблемы и т. д.? Опыт, однако, пока­зывает, что у такого пути имеются существенные недо­статки. Во-первых, разработка перспективной програм­мы требует серьезного отвлечения от текущих дел, что зачастую не идет на пользу ни текущим делам, ни разра­ботке. И, во-вторых, чиновник, остающийся в кругу хо­рошо ему знакомых текущих проблем, с большим трудом может выйти за их горизонт, что принципиально необхо­димо при такой разработке.

Поэтому в высшей степени целесообразно привлекать для такой разработки независимых специалистов, хоро­шо ориентирующихся в современных культурных про­цессах, их динамике, местных особенностях и традици­ях. Опыт показывает, что небесполезным оказывается привлечение специалистов из гуманитарных вузов, науч­ных центров. Однако полностью перепоручать разработку сторонним специалистам не следует — разработка может оказаться излишне абстрактной и утопичной, вариантом безответственного прожектерства, игрой ума, представ­ляющей, в лучшем случае, теоретический интерес — не более. Поэтому в группу разработчиков обязательно дол­жны войти также местные работники культуры — как наиболее опытные и компетентные из них, так и моло­дые, инициативные и перспективные специалисты. Су­щественно облегчит разработку полноценной программы, а главное — последующую реализацию, привлечение к ее разработке представителей местной законодательной и ис­полнительной власти (депутатов — членов комиссии по культуре, ведущих чиновников соответствующих служб), а также представителей общественности (творческих сою­зов, общественных организаций), ведущих журналистов, интересующихся проблемами местной истории, традиций и культурной жизни.

Организационно привлечение всего этого круга лиц может быть оформлено в виде комиссии по разработке программы, создания временного трудового коллектива и т. д. С активными участниками разработки могут быть заключены конкретные договоры подряда, трудовые со-

Наши рекомендации