Права потребителя при покупке товаров

В сфере защиты прав потребителей основной обязанностью продавца является предоставление покупателю товара надлежащего качества.

Статьей 4 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ N 2300-1) установлено, что надлежащим качеством товара будет являться:

соответствие его договору

пригодность для использования в целях, для которых такой товар обычно используется;

пригодность для использования в целях, для которых такой товар приобретается покупателем (покупатель в этом случае должен поставить в известность продавца о целях приобретения товара);

соответствует образцу или описанию (при продаже товара по образцу или описанию);

соответствует обязательным требованиям, предъявляемым к товару, установленным законодательством.

Для продавцов и изготовителей товара законодателем предусмотрены дополнительные требования к качеству товара:

товар должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя;

на товар в некоторых случаях необходимо установление срока службы, срока годности, гарантийного срока;

обязательно раскрытие информации как об изготовителе и продавце, так и о товаре.

Последствия продажи товара ненадлежащего качества.

Как следует из статьи 18 Закона РФ N 2300-1, потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этой же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

Данные требования предъявляются потребителем продавцу, либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные Законом РФ N 2300-1 для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Также вместо предъявления одного из этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований.

В отношении технически сложных товаров потребитель в случае обнаружения в нем недостатков, вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы, либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.

По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

- обнаружение существенного недостатка товара;

- нарушение установленных Законом РФ N 2300-1 сроков устранения недостатков товара;

- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 1997 года N 575.

Указанный перечень включает:

1. Автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним;

2. Мотоциклы, мотороллеры;

3. Снегоходы;

4. Катера, яхты, лодочные моторы;

5. Холодильники и морозильники;

6. Стиральные машины автоматические;

7. Персональные компьютеры с основными периферийными устройствами;

8. Тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы.

На основании пункта 6 статьи 18 Закона N 2300-1 продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель имеет право участвовать в проверке качества товара.

В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет.

Потребитель также вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Если в результате экспертизы товара будет установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), то потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на транспортировку и хранение товара.

Устранение недостатков товара.

Как следует из статьи 18 Закона РФ N 2300-1, если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем незамедлительно, то есть в минимальный срок, необходимый для их устранения.

Если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально.

То есть издержки потребителей, вызываемые необоснованным затягиванием сроков устранения недостатков в товаре, - минимизированы и усилена ответственность соответствующих хозяйствующих субъектов за ненадлежащее исполнение обязательств.

Что касается товаров длительного пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет. Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливается Правительством Российской Федерации от 19 января 1998 года N 55. В указанный перечень включены:

1. Автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства;

2. Мебель;

3. Электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях (электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы, электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла);

4. Электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели и другие товары);

5. Гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия.

При устранении недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался, то есть исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта.

Также недостаток товара можно устранить посредством замены комплектующего изделия или составной части основного изделия, на которые установлены гарантийные сроки. В этом случае гарантийный срок устанавливается той же продолжительности, что и на замененные комплектующее изделие или составную часть основного изделия, если иное не предусмотрено договором, и гарантийный срок исчисляется со дня выдачи потребителю этого товара по окончании ремонта.

Замена товара ненадлежащего качества.

В соответствии со статьей 21 Закона РФ N 2300-1 в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования.

Если у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.

Если для замены товара требуется более семи дней, по требованию потребителя продавец (изготовитель либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) в течение трех дней со дня предъявления требования о замене товара обязан безвозмездно предоставить потребителю во временное пользование на период замены товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив его доставку за свой счет.

Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть на товар, не бывший в употреблении.

При замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.

Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя.

В этой связи законодатель установил, что требования потребителя:

- о соразмерном уменьшении покупной цены товара;

- о возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом;

- о возврате уплаченной за товар денежной суммы;

- о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, - подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

Ответственность продавца за просрочку выполнения требований потребителя

За нарушения, предусмотренные Законом РФ N 2300-1, сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, должен уплатить потребителю неустойку (пеню), за каждый день просрочки в размере одного процента цены товара.

Цена товара определяется исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).

В случае невыполнения требований потребителя в установленные сроки, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные статьей 18 Закона РФ N 2300-1.

Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества.

При замене товара ненадлежащего качества на товар аналогичной марки (этой же модели и (или) артикула) перерасчет цены товара не производится.

Если потребитель решил заменить товар ненадлежащего качества, то он имеет право обменять его на такой же товар другой марки (модели, артикула).

Цена товара, который потребитель решил заменить, может оказаться ниже цены заменяемого товара. В этом случае потребитель обязан доплатить продавцу разницу в ценах. Если цена обмениваемого товара будет выше цены товара, предоставленного взамен, то разница в ценах будет выплачена потребителю.

В случае предъявления потребителем требования о соразмерном уменьшении покупной цены товара в расчет принимается цена товара на момент предъявления потребителем требования об уценке или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении покупной цены.

При возврате товара ненадлежащего качества потребитель вправе требовать возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения.

Если товар был продан в кредит, то потребителю возвращается уплаченная за него денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата указанного товара кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита.

Право потребителя на обмен товара надлежащего качества.

Согласно статье 25 Закона РФ N 2300-1 потребитель может обменять непродовольственный товар надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Также потребитель вправе осуществить это, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или по иным причинам не может быть использован потребителем по назначению.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.

Перед тем как воспользоваться данным правом, необходимо учесть, что существует перечень товаров, которые не подлежат обмену.

В настоящее время такой перечень утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации".

Если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы (в течение трех дней со дня возврата указанного товара).

По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть предусмотрен при поступлении аналогичного товара в продажу. В этом случае продавец обязан незамедлительно известить потребителя о поступлении аналогичного товара в продажу.

Безопасность товара

Право потребителей на безопасность означает, что товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и не причинять вреда имуществу потребителя.

Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги), являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Изготовитель, продавец или исполнитель обязаны предоставить потребителю информацию об условиях безопасного использования товара (результата работы, услуги).

Правила безопасного использования изготовитель или исполнитель обязаны указать в документации, прилагаемой к товару (результату работы, услуги), на этикетке или иным доступным (известным) и понятным потребителю способом, позволяющим ему своевременно ознакомиться с данными правилами. Продавец или исполнитель обязаны довести эти правила до сведения потребителя непосредственно при покупке товара или услуги.

Согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ N 2300-1) изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы) в зависимости от характера товара (работы).

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона РФ N 2300-1 срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.

Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного времени могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.

Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона РФ N 2300-1 изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.

Срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.

Сроки годности устанавливаются на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и подобные товары (результаты работы), которые по истечении определенного времени могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде, либо которые в процессе хранения или использования теряют свои потребительские свойства, в результате чего становятся непригодными для использования по назначению.

Перечни товаров, на которые изготовитель обязан устанавливать срок годности или срок службы, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 1997 года N 720 "Об утверждении перечня товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, и перечня товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению".

На основании пункта 5 статьи 5 Закона РФ N 2300-1 по истечении установленного срока годности, продажа товаров, на которые должен быть установлен срок службы или срок годности, но не установлен, запрещается.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 Закона РФ N 2300-1.

Одним из способов обеспечения безопасности товара (работы, услуги) Законом РФ N 2300-1 предусмотрено соблюдение специальных правил изготовителя (исполнителя) и доведение их до потребителя (хранение товара, его транспортировка и утилизация).

Данные правила должны быть разработаны изготовителем (исполнителем) в том случае, если они необходимы для обеспечения безопасности товара (работы, услуги).

Изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, то есть довести эти правила до сведения потребителя.

Пункт 4 статьи 7 Закона РФ N 2300-1 устанавливает необходимость обязательного подтверждения соответствия товаров (работ, услуг), на которые установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность.

Согласно статье 18 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" подтверждение соответствия осуществляется в целях:

удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров;

содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Все вышеизложенные цели подтверждения соответствия имеют единую направленность - придать потребителям продукции, работ и услуг уверенность в соответствии их показателей соответствующим документам.

Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям.

Согласно абзацу 1 пункта 5 статьи 7 Закона РФ N 2300-1, если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан

- незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда;

- в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей).

Если причины вреда устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой товар (работу услугу) с производства.

При невыполнении изготовителем (исполнителем) этой обязанности уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей принимает меры по отзыву такого товара (работы, услуги) с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Убытки, причиненные потребителю в связи с отзывом товара (работы, услуги), подлежат возмещению изготовителем (исполнителем) в полном объеме.

Качество товара

Поставка товаров ненадлежащего качества, некомплектных товаров.

Заключая договор поставки, стороны соглашения обычно предусматривают в договоре условие о качестве товара и его комплектности, то есть заранее договариваются, каким требованиям должен соответствовать поставленный товар. Вместе с тем практика показывает, что нарушения качества поставленного товара или поставка некомплектных товаров поставщиком встречается довольно часто. Как в этом случае следует поступить покупателю? Ответ на этот вопрос содержится в нормах гражданского законодательства.

Напомним, что в общих нормах гражданско-правовых отношений купли-продажи имущества качеству товаров посвящена статья 469 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Как следует из пункта 1 указанной статьи, продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. Причем пунктом 4 статьи 469 ГК РФ определено, что если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству товара, то продавец обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям. Помимо этого стороны могут в договоре поставки предусмотреть и повышенные требования к качеству товара.

Отметим, что в настоящий момент качество товаров подтверждается, в основном, сертификатом соответствия, под которым согласно статье 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) понимается документ, удостоверяющий соответствие товара требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Обращаем ваше внимание, что пока технические регламенты разработаны не на все виды продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации (именно она является сегодня объектом обязательной сертификации), поэтому отношения по обязательному подтверждению соответствия качества товаров регулируются переходными положениями статьи 46 Закона N 184-ФЗ. Как следует из пункта 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ, требования к качеству товаров, ранее установленные нормативными документами федеральных органов исполнительной власти (в том числе государственными стандартами), подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Итак, качество товаров, передаваемых поставщиком покупателю, должно соответствовать требованиям государственных стандартов, технических условий и иным требованиям, установленным в договоре. Причем как вытекает из пункта 2 статьи 456 ГК РФ, вместе с товаром продавец обязан передать покупателю все документы, относящиеся к нему, предусмотренные законом, иными нормативными актами или договором (сертификат качества, технический паспорт, инструкцию по эксплуатации и так далее).

Следует иметь в виду что отсутствие в договоре поставки условий о качестве товара, приведет к обязанности продавца передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется (пункт 2 статьи 469 ГК РФ). Если же в договоре указана конкретная цель использования товара, или покупатель поставил в известность об этом продавца в процессе его заключения, то у продавца возникает обязанность по поставке товара, пригодного для использования именно в соответствии с этими целями.

Покупатель, получивший товары от поставщика, в соответствии с пунктом 1 статьи 513 ГК РФ обязан проверить количество и качество поставленных товаров. Причем сделать это необходимо в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно уведомить поставщика.

Как следует из пункта 1 статьи 474 ГК РФ, проверка качества товара может быть предусмотрена законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или самим договором.

Если порядок проверки установлен законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов, то порядок проверки качества товаров, закрепленный в договоре, должен соответствовать этим требованиям.

Обратите внимание!

Если договором стороны закрепили положение о том, что проверка товаров по качеству осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденной Постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 года N П-7, то покупатель вправе при приемке товара руководствоваться положениями указанного документа. В противном случае применение данной Инструкции не является обязательным, на это указано в пункте 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 октября 1997 года N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки".

Если же стороны вообще не закрепили в договоре порядок приемки товаров по качеству, то срок, в течение которого покупатель вправе предъявить свои претензии поставщику определяется в соответствии со статьей 477 ГК РФ.

Из указанной статьи следует, что срок предъявления претензий покупателем зависит от того, установлен ли на товар гарантийный срок, срок годности или нет.

Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, то требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены, если недостатки товара были обнаружены покупателем в разумный срок, не превышающий двух лет со дня передачи товара. Более длительный срок возможен, только если он установлен законом или закреплен самим договором (пункт 2 статьи 477 ГК РФ).

Если на товар, передаваемый по договору поставки, установлен гарантийный срок или срок годности, то покупатель вправе предъявить требования к недостаткам товара в течение гарантийного срока или срока годности, на это указано в пунктах 3 и 4 статьи 477 ГК РФ.

Последствия передачи товаров ненадлежащего качества по договору купли-продажи урегулированы статьей 475 ГК РФ, в соответствии с которой при устранимых недостатках товаров покупатель может потребовать от продавца:

соразмерного уменьшения покупной цены;

безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;

возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

Если же имеет место существенное нарушение требований качества товара, то покупатель вправе по своему выбору:

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;

потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

В отношении договора поставки общие нормы о последствиях передачи товара ненадлежащего качества применяются с одной существенной поправкой, закрепленной в статье 518 ГК РФ.

Как определено пунктом 1 указанной статьи, покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 ГК РФ, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.

Иначе говоря, пункт 1 статьи 518 ГК РФ предоставляет поставщику право на замену некачественных товаров в случае получения уведомления покупателя о недостатках поставленного товара. Причем произвести указанную замену поставщик должен без промедления и без согласия покупателя на замену.

Если же поставщик не использует это право, то покупатель вправе использовать общие нормы, установленные статьей 475 ГК РФ.

Такого же мнения придерживаются и суды, о чем свидетельствует, например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 3 сентября 2007 года по делу N А17-2739/2-2006, в котором суд указал, что в случае существенного нарушения требований к качеству товара покупатель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать от продавца возврата уплаченной за товар денежной суммы.

Аналогичное решение закреплено и в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 февраля 2008 года N А78-2462/07-Ф02-226/08 по делу N А78-2462/07, из которого вытекает, что при отсутствии действий ответчика по замене некачественного товара, покупатель вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 ГК РФ.

Особый порядок предусмотрен и в отношении договоров поставки, заключаемых с покупателями, осуществляющими розничную продажу товаров, полученных по договорам поставки. Как следует из пункта 2 статьи 518 ГК РФ, покупатель (получатель), осуществляющий продажу поставленных ему товаров в розницу, вправе требовать замены в разумный срок товара ненадлежащего качества, возвращенного потребителем, если иное не предусмотрено договором поставки.

Как следует из пункта 3 статьи 492 ГК РФ, к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным ГК РФ, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.

Обращаем ваше внимание, что сроки, в течение которых розничный продавец обязан заменить товар ненадлежащего качества, определены статьей 21 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1). Как следует из пункта 1 указанной статьи, в случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец обязан заменить такой товар в течение семи дней со дня предъявления требования потребителем. Если имеется необходимость дополнительной проверки качества такого товара продавцом, то срок увеличивается до двадцати дней со дня предъявления указанного требования. Если у розничного продавца в момент предъявления требования потребителем отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.

Поэтому при заключении договора поставки между поставщиком и розничным продавцом положения, касающиеся сроков замены некачественного товара поставщиком, должны быть определены с учетом сроков, установленных Законом N 2300-1.

Специальный порядок по договору поставки предусмотрен и в отношении урегулирования последствий поставки некомплектных товаров.

В соответствии с общими нормами о комплекте товаров, закрепленными в пункте 1 статьи 479 ГК РФ обязательство продавца по передаче комплекта товаров покупателю считается исполненным с момента передачи всех товаров, включенных в комплект.

При этом диспозитивной нормой пункта 2 указанной статьи определено, что продавец обязан передать покупателю все товары, входящие в комплект одновременно, если иное не закреплено договором поставки или не вытекает из существа обязательства.

Статьей 519 ГК РФ установлено, что покупатель (получатель), которому поставлены товары с нарушением условий договора поставки, требований закона, иных правовых актов либо обычно предъявляемых требований к комплектности, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 480 ГК РФ, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о некомплектности поставленных товаров, без промедления доукомплектует товары либо заменит их комплектными товарами.

Иначе говоря, пункт 1 статьи 519 ГК РФ дает право поставщику на незамедлительную доукомплектовку некомплектных товаров, либо их замену.

Если поставщик, получивший уведомление покупателя, не произвел указанных действий, то покупатель вправе по своему выбору потребовать либо соразмерного уменьшения цены, либо доукомплектования товара в разумный срок.

Если поставщик в разумный срок не произвел доукомплектование, то покупатель вправе потребовать замены некомплектного товара на комплектный или вообще отказаться от договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Обращаем ваше внимание, что в соответствие со статьей 520 ГК РФ в случае невыполнения требований об устранении недостатков товаров или о доукомплектовании в установленные сроки, покупатель вправе приобрести недопоставленные товары у других лиц и потребовать от поставщика возмещения всех разумных расходов на их приобретение.

Розничная продажа товаров ненадлежащего качества.

Каждый покупатель имеет право на качество товара, то есть продавец должен передать вам качественный товар, а исполнитель качественно выполнить работу (оказать услугу).

Качество товара (работы, услуги) согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ N 2300-1) должно:

- соответствовать договору (если в договоре есть условия о качестве);

- быть пригодным для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется (если в договоре нет условия о качестве);

- быть пригодным для использования в конкретных целях (если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен в известность об этих целях);

- соответствовать требованиям стандарта (если они предусмотрены стандартом).

Потребитель имеет право на проверку качества, комплектности, веса, приобретаемого товара (работы, услуги), на проведение в своем присутствии проверки свойств или демонстрации правильного и безопасного использования товара, если это не исключено ввиду характера товара.

Законом РФ N 2300-1 установлено, что продавец (исполнитель) должен в полной мере обладать сведениями о свойствах продаваемых им товаров.

Также продавец (исполнитель) обязан продемонстрировать работоспособность товара, а по требованию потребителя предоставить ему документы, подтверждающие качество и безопасность товара (результата работы, услуги), его комплектность.

Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.

Не пригодным для обычного использования считается товар, у которого отсутствуют определенные качества, и это препятствует его фактическому использованию, ведет к отрицательному результату либо увеличивает расходы или издержки потребителя. Необходимо также отметить, что если товар пригоден не для всех целей, для которых он обычно используется, а только для некоторых из них, то продавец должен предупредить об этом покупателя.

При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

Если предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

При продаже товара по образцу и (или) по описанию товар признается качественным, если согласно статье 4 Закона РФ N 2300-1 товар, переданный потребителю, соответствует образцу и (или) описанию. В случае продажи товара по образцу или по описанию, продавец несет ответственность за соответствие реально предоставляемого потребителю товара образцу или описанию.

Как следует из статьи 497 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцам или договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.

При оказании услуг исполнитель, как и продавец, обязан до заключения договора предоставить потребителю необходимую достоверную информацию об оказываемых услугах (выполняемых работах) и обеспечить возможность их правильного выбора.

Данная информация должна быть размещена в помещении, где производится прием заказов, в удобном для обозрения месте и в обязательном порядке содержать следующие сведения:

- перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их оказания;

- наименования стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать оказываемые услуги (выполняемые работы);

- данные об обязательном подтверждении соответствия оказываемых услуг (выполняемых работ) установленным требованиям, в случае если такие услуги (работы) подлежат обязательному подтверждению соответствия (номер и срок действия документа, подтверждающего соответствие, орган, его выдавший);

- цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также цены на используемые при этом запасные части и материалы и сведения о порядке и форме оплаты;

- данные о гарантийных сроках, если они установлены;

- данные о сроках выполнения заказов;

- указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), и информацию о нем, если это имеет значение исходя из характера услуги (работы).

Информация об обязательном подтверждении соответствия оказываемых услуг (выполняемых работ) обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, предоставляется также в виде маркировки в установленном порядке знаком соответствия.

Исполнитель обязан также предоставить потребителю для ознакомления:

- правила об оказании услуг;

- адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, если такое подразделение имеется;

- образцы договоров, заказов-нарядов, приемо-сдаточных актов, квитанций, талонов и других документов, удостоверяющих прием заказа исполнителем, оформление договора и оплату услуг (работ) потребителем;

- перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ), в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Исполнитель обязан сообщать потребителю по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей услуге (выполняемой работе) сведения.

Исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю информацию о своей организации и об оказываемых услугах (выполняемых работах) в наглядной и доступной форме также в случаях, когда обслуживание осуществляется вне постоянного места нахождения организации (во временных помещениях, выездными бригадами и тому подобное).

Информация должна доводиться до потребителя на русском языке и дополнительно, по усмотрению исполнителя, - на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Исполнитель обязан соблюдать установленный (объявленный) режим работы, который для государственных и муниципальных организаций устанавливается соответственно органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Режим работы организаций иной организационно-правовой формы, а также индивидуальных предпринимателей устанавливается ими самостоятельно.

Исполнитель и продавец обязаны иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию.

Если продавцом (изготовителем) продан товар ненадлежащего качества, а именно: товар, не соответствующий требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, либо оказаны услуги населению ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил, то в соответствии со статьей 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях он привлекается к административной ответственности.

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, -от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией товаров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией товаров или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией товаров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией товаров или без таковой.

Наши рекомендации