Проведение ABC-анализа
Для оценки степени важности задач подходит прежде всего ABC-анализ. Практика постоянно подтверждает, что в процессе производства продукции первые 5-20% входных параметров обеспечивают достижение 75-80% результативных параметров. Остальные 80-95% входных величин дают только около 5-20% общего результата.
На многих предприятиях мы устанавливаем, например, что 20% всех клиентов дают около 80% оборота. Исходя из этого мы можем заключить, что не все клиенты одинаково важны. Поскольку время сотрудников отдела продаж слишком ценно, они не должны одинаково интенсивно заниматься всеми клиентами. Личные посещения допустимы только для А-клиентов. Контакты с С-клиен-тами должны поддерживаться только по телефону, поскольку посещение С-клиентов будет стоить слишком дорого. В ежедневной работе это означает, что в первую очередь должны выполняться не самые простые виды работ, а самые важные.
Таким образом, деятельность руководителей всех уровней должна быть исследована при помощи ABC-анализа. При этом анализе исходят из того, что затраты времени на выполнение работ не соответствуют значимости этих работ. Результат ABC-анализа четко показывает, что необходимо различать А-, В- и С-задачи.
Рис. 3. ABC-анализ задач |
А-задачи - самые важные, на их выполнение требуется примерно 5% времени. Значимость А-задач с учетом их вклада в достижение целей оценивается примерно в 75%, что показано на рис. 3.
Задачи средней важности составляют примерно 20% по затратам времени и 20% по значимости. Эта категория называется В-задачи.
С-задачи занимают примерно 75% времени и вносят вклад в получение доходов предприятия только в размере 5%. Эти задачи по возможности должны быть делегированы.
Порядок выполнения АВС-анализа.
1. Составление списка всех видов деятельности на соответствующий плановый период в один месяц.
2. Упорядочение всех задач по важности, т.е. по их стоимостной оценке для достижения установленных целей.
3. Оценка всех учтенных видов деятельности в соответствии
с АВС-шкалой.
4. Проверка личного временного графика с точки зрения соответствия важности задач и запланированного на их выполнение времени.
5. Корректировка временного графика в соответствии с установкой на А-, В- и С-задачи.
ВЫВОДЫ__________________________________________________
ABC-анализ подходит прежде всего для оценки степени важности задач В процессе производства первые 5-20% входных величин дают 75-80% результата Оставшиеся входные величины обеспечивают только около 5-20% общего результата В связи с этим мы должны сопоставить стоимостные оценки видов деятельности и время на их осуществление Личный график должен быть проверен с точки зрения соответствия запланированного времени и важности задач»
1.3.4. Определение А-, В-, С-задач
Выполняемые руководителями всех уровней задачи мы можем разделить на группы:
А-задачи.Эти задачи могут быть выполнены, как правило, только предпринимателем или одним из руководителей предприятия. Эти задачи, выполнение которых нельзя делегировать, часто очень важные и комплексные. А-задачи обычно тесно переплетаются с другими задачами. Невыполнение или слишком позднее выполнение А-задач вызывает большие проблемы. Так, переговоры с оптовыми покупателями предприниматель должен проводить самостоятельно.
В-задачи.Эти задачи важны, но их выполнение чаще можно делегировать компетентным сотрудникам. "Средних" клиентов предприниматель может посещать сам. Однако нет необходимости лично поддерживать контакты со всеми этими клиентами. У каждого предпринимателя должны быть способные сотрудники, которым он может доверить выполнение В-задач.
С-задачи.Задачи данного класса обычно представляют собой рутинные ежедневные работы, которые дают незначительный вклад в достижение целей. Эти задачи следует делегировать, чтобы иметь больше времени для выполнения самых важных задач
К С-задачам относятся прежде всего административно-управленческие работы и часть работ с корреспонденцией. Предприниматель, который не делегирует выполнение этих работ, считает себя, наверное, необыкновенно важным. Некоторые предприниматели слишком низко оценивают способности своих сотрудников.
Рабочий день мог бы быть полностью заполнен А- и В-задача-ми. Такой подход, однако, нецелесообразен. Предприниматель не должен жестко планировать более 60% своего рабочего времени; 20% времени предприниматель должен зарезервировать для решения непредвиденных вопросов. К ним относятся разговоры с посетителями, ответы на звонки и неожиданно возникающие проблемы. Оставшиеся 20% времени необходимо по возможности использовать для творческой деятельности.