Определите основные причины формирования в таможенной политике Советской Республики 20-х гг. принципа промышленного протекционизма
---------------------------------------------------Агабалаев---------------------------------------------------
Таможенная политика, сформулированная В.И. Лениным («Ни о какой серьезной таможенной политике сейчас, в эпоху империализма, не может быть и речи, кроме монополии внешней торговли»1, с октября 1917 г. и вплоть до конца 80-х годов определила деятельность таможенных органов в принципиально иной системе координат, чем до революции или чем таможенные органы других стран со свободной экономикой. Отсюда вытекало и существенное изменение функций и структурной организации таможенных органов.
Во-первых, таможенные органы фактически перестали быть налоговыми, фискальными органами государства, а таможенные платежи более не рассматривались как сколь-нибудь значительный источник доходов государственного бюджета.
Во-вторых, монополия внешней торговли означала отказ государства от таможенно-тарифных механизмов регулирования внешней торговли. «Практика проведения таможенных операций подтвердила, что таможенный тариф не являлся инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности, его узость и несоответствие уровня таможенных пошлин ценам на товары, сложившиеся на внутреннем и внешнем рынках». Таможенные органы признаны были обеспечивать и охранять государственную монополию и соответственно становились одним из рычагов чисто административного воздействия на внешнеэкономические связи.
Таким образом, основными для таможенников становятся функции по осуществлению таможенного контроля и пресечению таможенных правонарушений. Практическая реализация ленинской идеи государственной монополии внешней торговли не оставила места для широкого применения таможенно-тарифной практики и сделала систему таможенного контроля чисто вспомогательным инструментом регулирования внешней торговли.
На момент Октябрьской революции таможенное дело в России регулировалось Уставом 1910 г. Как отмечалось выше, руководство и управление им осуществлялось образованным в составе Министерства финансов в 1864 г. Департаментом таможенных сборов, который к этому времени находился в довольно плачевном состоянии. Большинство таможен было закрыто, а их служащие эвакуированы. Таможенная система России практически была разрушена.
29 декабря 1917 г. было принято первое постановление СНК РСФСР «О порядке выдачи разрешения на ввоз и вывоз товаров». Им определялись подчиненность таможенных органов, их функции, порядок ввоза и вывоза товаров1. «Всем таможенным чинам и учреждениям на всех границах, — говорилось в постановлении, — под страхом уголовной ответственности предписывается не выпускать за границу и не впускать из-за границы товары без предъявления таковых разрешений». Постановление вводилось в действие с 1 (13) января 1918 г. Все принятые ранее правовые акты, регулирующие порядок ввоза и вывоза товаров, отменялись. Таким образом, именно этим постановлением была создана разрешительно-запретительная система перемещения товаров через таможенную границу Советского государства.
Следующий этап в деятельности таможен был связан с принятием Декрета СНК от 22 апреля 1918 г. о национализации внешней торговли2. В соответствии с этим Декретом практически была объявлена монополия внешней торговли государства, которая осуществлялась теперь через Народный комиссариат внешней торговли (НКБТ). Все сделки, связанные с перемещением товаров через границу, осуществлять помимо этого органа запрещалось.
В начале 1918 г. возобновил работу Департамент таможенных сборов при Наркомате финансов3. 29 мая 1918 г. СНК издал декрет «О разграничении прав центральных и местных Советских властей по собиранию пошлин и регулированию деятельности местных таможенных учреждений».
Декретом СИК, изданным 29 июня 1918 г., Департамент таможенных сборов переименовывается в Главное управление таможенного контроля, которое переходило в подчинение Наркомата торговли и промышленности. В соответствии с Декретом СНК о внешней торговле от 11 июня 1920 г. Наркомат торговли и промышленности был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли. Этим же Декретом Департамент таможенных сборов переименован в Главное управление таможенного контроля. При этом изменений в существовавшей ранее организационной структуре таможенных органов не произошло. 12 ноября 1920 г. СНК РСФСР издал декрет «О порядке приема, хранения, отпуска импортных и экспортных товаров», который послужил основой для Таможенного устава СССР 1924 г.
В декабре 1921 г. создается Главное таможенное управление3, на которое возлагались задачи по организации и управлению таможенными учреждениями, разработка таможенной политики, соответствующих правовых актов, а также борьба с контрабандой. Декрет СНК от 31 марта 1922 г. утвердил Временное положение о местных таможенных учреждениях, округах, таможнях и таможенных постах. В таможенной системе предусматривалось четыре типа таможен: портовые, пограничные железнодорожные, пограничные, расположенные у рек, озер, на шоссейных дорогах, и внутренние. Было сформировано восемь таможенных округов: Петрозаводский, Западный, Сибирский, Туркестанский, Семипалатинский, Южный, Украинский, Закавказский. В их состав вошли 134 таможни и 149 таможенных постов5. Помимо таможенных округов были созданы два таможенных участка — Петрозаводский и Крым-
ский.
Таким образом, если в 1918-1921 гг. таможенно-тарифному регулированию отводилась весьма скромная роль, то в 1922 г. в связи с переходом к нэпу и расширением внешней торговли роль таможенных органов в государственном управлении существенно возросла. Была практически возрождена таможенная система России. Эти же годы характеризуются возвращением к тарифным методам регулирования внешней торговли. Первый послереволюционный таможенный тариф по европейской привозной торговле СНК РСФСР утвердил 14 февраля 1922 г.1 Он просуществовал около года. В конце 1922 г. была сформирована комиссия для выработки нового тарифа. В эти годы в стране царили голод и общее товарное оскудение. Поэтому было принято решение насытить внутренний рынок путем облегчения ввоза товаров, а лишь затем оказывать покровительство отечественной промышленности.
Необычность тарифа 1922 г. заключалась в том, что он состоял из двух самостоятельных частей: так называемого привозного тарифа и тарифа по отпускной торговле. Отпускной тариф, как правило, не применялся для мирного времени. По данному тарифу были запрещены к вывозу хлеб, лен, масло, пушнина и т.д. После принятия этих тарифов в промышленности начинается некоторый подъем. В стране вводится новая экономическая политика (нэп). Возникает объективная необходимость в защите отечественного производителя. К январю 1923 г. был составлен окончательный проект таможенного тарифа и передан в Таможенно-тарифный комитет (ТТК), который после некоторых исправлений передал его в Совнарком. Однако данный тариф был запутанным и сложным, возникали трудности при калькуляции. Сколь-нибудь устойчивых цт не существовало ни внутри страны, ни за границей. Сведения о себестоимости товара были недостоверны, а качество товара низким.
В 1924 г. принимается тариф, близкий к довоенному. Были восстановлены прежняя классификация товаров и деление их на группы. Это был первый тариф на метрической основе. 17 января 1924 г. принимается отпускной тариф, достаточно либеральный. По многим ставкам пошлины были снижены, снято большое количество запретов на вывоз. Тариф 1924 г. имел покровительственный характер и направленность на защиту обрабатывающей и добывающей промышленности. 14 декабря 1924 г. Президиум ЦИК СССР утвердил Таможенный устав СССР, явившийся первым кодифицированным актом по таможенному делу. В то время Главное таможенное управление занималось выработкой всех таможенных мероприятий общего характера, инструкций и разъяснений к ним. Таможенный устав предусмотрел возможность создания отделений ГТУ и в союзных республиках.
Таможенный устав включал шесть разделов, состоявших из 283 статей. Его основой стал декрет Совнаркома от 12 ноября 1920 г. «О порядке приема, хранения, отпуска импортных и экспортных товаров». С введением в действие Таможенного устава законодательно закрепилась сложившаяся к этому времени структура таможенных органов.
В целом Таможенный устав 1924 г, предусматривал четырехзвенную структуру таможенных органов:
1) Наркомат внешней торговли (НКВТ);
2) Главное таможенное управление (ГТУ);
3) уполномоченные НКВТ при Совнаркомах союзных республик;
4) отделения ГТУ в союзных республиках;
5) районные таможенные инспекторские управления;
6) таможни и таможенные посты,
В 1925 г. были учреждены отделения ГТУ в Средней Азии, Закавказье, Белоруссии и на Украине. На территории СССР создано 11 таможенных районов. В них формировалисъ районные таможенные инспекторские управления: Северо-Западное, Карельское, Белорусское, Владивостокское, Читинское, Зайсанское, Благовещенское, Узбекское, Алма-Атинское, Туркменское, Северокавказское.
Статья 1 Устава определяла: «Управление таможенным делом на всей территории СССР принадлежит Наркомату внешней торговли, который осуществляет свои задачи как в центре, так и на местах через входящее в его состав Главное таможенное управление и иные учреждения и состоящий при НКВТ Таможенно-тарифный комитет». В союзных республиках непосредственное наблюдение за деятельностью таможенных учреждений возлагалось Уставом на уполномоченных НКВТ при Совнаркомах.
Непосредственную работу по осуществлению таможенного контроля выполняли таможни трех разрядов.
Таможни первого разряда создавались при железнодорожных станциях и в портах с большим грузооборотом, таможни второго разряда — на шоссейных дорогах и в небольших речных и озерных портах, таможни третьего разряда — па грунтовых дорогах. Таможни первого и второго разрядов осуществляли все виды таможенного оформления и контроля. Таможни третьего разряда оформляли и контролировали ввозимые в страну и вывозимые из нее грузы, если они не требовали специальной технической экспертизы.
Руководство таможенными учреждениями осуществляли управляющие. При них действовали рабочие органы — технические совещания, в состав которых входили помощники управляющих и инспектора. Непосредственное руководство таможенными учреждениями на местах осуществляли районные таможенные инспекторские управления, возглавляемые районными таможенными инспекторами.
К концу 20-х годов таможенное законодательство подвергается сильному изменению в сторону усиления контроля за перевозкой товаров и выполнением решений правительства о монополии государства на внешнюю торговлю.
Впервые в 1928 г. был принят Таможенный кодекс, а не таможенный устав. Разделение с таможенным уставом произошло по причине введения административного управления таможенной системой. В том же году был принят и Таможенный устав. Он стал своего рода внутренними правилами, имевшими отношение только к таможенным органам, т.е. для внутреннего пользования. С этого времени основным законодательным актом в сфере таможенного дела становится Таможенный кодекс, по которому и по сей день работает таможня.
В Кодексе закрепляется монополия на внешнюю торговлю за государством. Устанавливается совершенно новая система таможенных органов. Управление таможенным делом па всей территории страны поручается Народному комиссариату внешней торговли (НКВТ). Непосредственное управление происходит через входящее в его состав Главное таможенное управление (ГТУ)2. В ст. 2 Кодекса говорится, что таможенные органы осуществляют фактический контроль за выполнением постановления о государственной монополии внешней торговли, а также взимают таможенные сборы и совершают все другие таможенные операции. При Главном таможенном управлении создается несколько отделов.
Нижестоящими органами ГТУ являлись местные таможенные учреждения, отделения главного таможенного управления, таможни и посты.
По-прежнему было сохранено различие в доставке грузов морским, сухопутным, железнодорожным путем и воздушным путем.
В период с 1929 по 1932 г. все более отчетливой становится тенденция отказа от экономической модели управления, обозначился переход к административному регулированию общественных отношений. Этот процесс затронул внешнеэкономическую деятельность, в том числе и правовое регулирование таможенного дела. За этот период значительно сократился оборот международного пассажирского сообщения, резко уменьшилось число участников внешнеторговых связей.
21 января 1930 г. был принят основной нормативный акт в области таможенного обложения — Свод таможенных тарифов СССР, значительная часть которого просуществовала свыше 30 лет.