Таможенные платежи и их виды
Платежи, взимаемые таможенными органами, относятся в бюджет в качестве налоговых и неналоговых поступлений. Правовую основу таможенных платежей составляют ТК ТС (раздел 2), Налоговый кодекс РФ, закон N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Таможенные платежи (ТП) – собственность доходов федерального бюджета. Они на постоянной основе закреплены за ним на постоянной основе и в полном объеме. ТП взимаются лишь в случае перемещения товаров через таможенную границу ТС (Таможенного Союза). В большинстве случаев служат условием такого перемещения. В этом признаке выражен трансграничный характер таможенных платежей. Правом взимания ТП наделены таможенные органы. Исключение составляют случаи перемещения в МПО (международных почтовых отправлениях), когда субъект уплачивает причитающиеся суммы организации почтовой связи, которая впоследствии переводит их на счета таможенного органа. Уплата ТП обеспечивается принудительной силой государства. За неуплату, отклонение от уплаты виновное лицо привлекается к уголовной, административной, финансово-правовой ответственности.
Таким образом, таможенные платежи – это обязательные платежи, являющиеся налоговыми и неналоговыми доходами федерального бюджета, взимаемые таможенными органами и уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу.
В соответствии с ТК ТС (статья 70) к таможенным платежам относятся:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
5) таможенные сборы. К ним относятся:
- таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товаров (далее - таможенные сборы за таможенные операции);
- таможенные сборы за таможенное сопровождение;
- таможенные сборы за хранение.
По способу взимания различают следующие пошлины:
• адвалорные, определяемые в процентах от цены товара;
• специфические, исчисляемые с объема, штуки или веса:
• комбинированные, включающие два предыдущих способа установления величины пошлины;
• сезонные, которые взимаются в определенное время года, например, во время уборки урожая.
По экономическому содержанию таможенные пошлины делятся на:
• фискальные, призванные увеличить доходы государственного бюджета;
• протекционистские, которые используются в целях защиты некоторых отраслей национальной промышленности от притока иностранных товаров;
• преференциальные ввозные пошлины для некоторых товаров из определенных стран;
• льготные пошлины, вводимые для отдельных стран с целью поощрения импорта каких-либо товаров;
• уравнительные, т. е. дополняющие основные ввозные пошлины с целью выравнивания цен импортных товаров с ценами на товары национального производства;
• компенсационные, которые используются в том случае, если на импортируемые товары давались государственные субсидии при их производстве или экспорте страной-экспортером;
• антидемпинговые, которые применяются для противодействия импорту из тех стран, чье правительство предоставляло своим предпринимателям экспортные премии-Таможенные тарифы промышленно развитых государств содержат также колонку преференциальных (льготных) пошлин, которыми облагается импорт товаров из развивающихся стран.
В соответствии с пунктом 2 ст. 70 ТК ТС специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины. Также, специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины представляют отдельный предмет регулирования Федерального закона РФ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" и относятся к особым видам пошлин. Преференциальные пошлины развитых стран для товаров развивающихся государств входят в образованную в рамках ООН (ЮНКТАД) Общую систему преференции.
Согласно п. 2 и 3 ст. 80 ТК ТС, таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случаях:
- при помещении товаров под таможенные процедуры, не предусматривающие такую уплату;
- при ввозе товаров, за исключением товаров для личного пользования, в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 (двумстам) евро;
- при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств - членов таможенного союза;
- помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;
- уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;
- если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную 2 (двум) евро;
- помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства;
- обращения товаров в собственность государства-члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства-члена таможенного союза;
- обращения взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров, в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза.
Обязанность об уплате ТП возникает в момент пересечения товаром границы ТС или с момента выдачи таможенными органами разрешения на убытие товаров, или в случае выпуска товаров до подачи таможенной декларации, то с момента такого выпуска.