Ориентация бюджетирования: нисходящее бюджетирование, восходящее бюджетирование, бюджетный запрос
Нисходящее бюджетирование. Его стратегия основана на сборе оценок и опыта высшего и среднего уровня управленцев, которые дают общую оценку затрат в целом по проекту и по его составляющим. Эти расчеты далее передают на нижний уровень управленцев, которые осуществляют дальнейшее распределение заданий и подсчет затрат по единичным задачам.
Восходящее бюджетирование. При использовании этого метода единичные задачи (задания) и их графики и бюджет в целом составляют на основе структуры разбиения работ (СРР). С работниками, которые выполняют задания, проводят консультации относительно выполняемого задания, его стоимости и времени выполнения. Далее уточненные расчеты специалистов собирают и составляют усредненный бюджет, утверждаемый руководством организации или проекта.
Бюджетный запрос. В большинстве случаев используют комплексный подход, объединяющий нисходящий и восходящий методы.
Смета проекта – документ, содержащий обоснование и расчет стоимости проекта (контракта), на основе объемов работ проекта, требуемых ресурсов и цен.
В зависимости от этапа жизненного цикла проекта и целей оценки применяют различные виды и методы оценки стоимости проекта. В табл. 3.2 представлены различные виды оценок стоимости проекта с указанием цели оценок и их точности.
Контроль затрат (стоимости) проекта возникает из-за влияния факторов, обусловливающих отклонения от ранее запланированного бюджета, и направлен на управление изменениями в стоимости проекта с целью снижения отрицательных аспектов и увеличения позитивных последствий изменения стоимости проекта.
Таблица 3.2
Виды оценок стоимости проекта
Стадия ЖЦП проекта | Виды оценок стоимости проекта | Цель оценок | Погрешность, % |
Концепция проекта | Предварительная оценка жизнеспособности/реа-лизуемости проекта | Оценка жизнеспособ-ности/реализуемости проекта | 25-40 |
Обоснование инвестиций | Факторная Укрупненный расчет стоимости/предварительная смета | Сопоставление плани-руемых затрат с бюджетными ограниче-ниями, основа для формирования предвари-тельного бюджета | 20-30 |
ТЭО | Приближенная Сметно-финансовый расчет | Принятие окончательного инвестиционного решения, финансирование проекта. Проведение переговоров и тендеров, основа для формирования уточненного бюджета | 15-20 |
Тендеры, переговоры и контракты | |||
Разработка рабочей документации | Окончательная сметная документация | Основа для расчетов и управления стоимостью проекта | 3-5 |
Реализация проекта | Фактическая по уже реализованным работам | Оценка стоимости уже произведенных работ | |
Прогнозная По предстоящим работам | Оценка стоимости работ, предстоящих к реализации | 3-5 | |
Сдача в эксп-луатацию | Фактическая Прогнозная | 3-5 | |
Эксплуатация | Фактическая | 3-5 | |
Прогнозная | |||
Завершение проекта | Фактическая | Полная оценка стоимости проекта |
Контроль стоимости (затрат) проекта включает: 1.мониторинг стоимостных показателей реализации проекта с целью обнаружения отклонений от бюджета; 2. управление изменениями в бюджете обеспечения выполнения бюджета; 3.предотвращение ранее запланированных ошибочных решений; 4. информирование всех заинтересованных лиц о ходе выполнения проекта с точки зрения соблюдения бюджета.
Контроль стоимости проекта имеет две составляющие: учетную, т.е. оценку фактической стоимости выполненных работ и затраченных ресурсов; прогнозную, т.е. оценку будущей стоимости проекта.
Базовыми показателями, используемыми при контроле затрат проекта, являются следующие:
- необходимо для завершения (НДЗ): устанавливается оценка затрат, которые предстоят для завершения работы или проекта.
- расчетная стоимость (РС): наилучшая оценка общей стоимости, которую будет иметь работа или проект по завершении. Расчетная стоимость вычисляется как сумма фактических затрат на текущую дату и НДЗ.
Существуют два основных метода контроля стоимости:
*традиционный; *метод освоенного объема.
Традиционный метод контроля использует следующие понятия:
Плановые (бюджетные) затраты – BCWS. Это бюджетная стоимость работ, запланированных в соответствии с расписанием или количеством ресурса, предлагаемое для использования к текущей дате. Текущая дата – это дата, на которую имеется фактическая информация.
BCWS = BC (общий бюджет) х % по плану.
Фактические затраты – АCWS. Это стоимость фактически выполненных работ на текущую дату или количество ресурса, фактически потраченное на выполнение работ до текущей даты. Фактические затраты не зависят от плановых показателей по затратам или потреблению ресурсов.
Метод освоенного объема основан на определении отношения фактических затрат к объему работ, которые должны быть выполнены к определенной дате. При этом учитывается информация по стоимости, плановому и фактическому графику работ и дается обобщенная оценка по состоянию работ на текущий момент. Выявленные тенденции используются для прогноза будущей стоимости объема работ при завершении и определения факторов, оказывающих влияние на график выполнения работ.
При анализе освоенного объема используют три показателя для определения расхождения в графике работ и стоимости: плановые (бюджетные) затраты –BCWS;фактические затраты –АCWS;освоенный объем –BCWР(плановая стоимость фактически выполненных работ или количество ресурса, запланированное на фактически выполненный объем работ к текущей дате):
BCWР = Плановая стоимость х % использования ресурса.
Отклонение по затратам (перерасход денежных средств) представляет собой величину, полученную из разности фактической стоимости выполненных работ (АCWР)и плановой стоимости выполненных работ (BCWР). Для работы, находящейся в процессе выполнения, необходимо выполнить процентную оценку завершенности (по затратам).
Отклонение по затратам – СV = АCWР – BCWР.
Отставание от графика определяют разностью между плановой стоимостью работ по графику (BCWS) и плановой стоимостью выполненных работ (BCWР).
Вопросы для самопроверки