Раздел 3. тактические решения в управлении операционной (производственной) деятельностью предприятий
Тема 7. Тактическое планирование производства
Продукции и предоставления услуг
Основные черты построения процесса планирования
Планирование – это процесс составления (разработки) плана, который зависит от характера производства продукции, услуг и одновременно оказывает непосредственное воздействие на производство. Планированию на предприятии присущи следующие черты, определяющие его сущность, назначение и принципы построения:
1.Планирование – это, прежде всего, первая функция управления. Планирование относится к базовой функции менеджмента и является исходной составляющей в общем процессе управления производственной (операционной) системой. С планирования начинается как создание, так и функционирование этой системы на любом предприятии.
Функция планирования представляет собой управленческую деятельность, направленную на разработку программы действий, обеспечивающую желаемый уровень развития предприятия в долгосрочной и краткосрочной перспективе. Формами реализации функции планирования являются разработка стратегических, тактических (текущих и оперативных) планов (табл.2.1). План – это обязательство, подлежащее выполнению, и руководство к действию.
При формировании плана осуществляется поиск, разработка и отбор возможных вариантов (альтернатив) решения проблемы, выбор из них окончательного и принятие его для исполнения. Сам по себе план становится системой управленческих решений. Оценка каждой выбранной альтернативы должна представлять собой определение экономической эффективности, основанной на измерении результативности затрат для достижения необходимого эффекта (намеченных целей).
Фактическая же реализация плана (принятых для исполнения решений) осуществляется в процессе оперативной работы предприятия, связанной с определенным воздействием на объект и субъект управления. Реализация планов требует организации их выполнения. С этой целью доводятся варианты решений до исполнителей, занятых на производстве и управлении. В процессе реализации плана возникает необходимость принятия управленческих решений, вызванных отклонениями от намеченных параметров, чтобы по возможности нейтрализовать причины этих отклонений и обеспечить желаемый ход развития производственной (операционной) системы. Подведение итогов связано с проверкой эффективности принимаемых решений.
2. Планирование направлено на достижение целей предприятия. Цель управления, создание условий для достижения целей предприятия. Главной целью планирования на предприятии является выработка целей и задач управления производством, определение путей реализации планов для достижения поставленных целей. При планировании может быть использован перечень общих целей, широко признанный в мировой рыночной экономике. К этим целям относятся: экономический рост, полная занятость работников, экономическая эффективность использования ресурсов, стабильный уровень цен, экономическая свобода с высокой степенью самостоятельности и творчества, справедливое распределение доходов. Для достижения указанных целей ставятся конкретные задачи, определяются пути и средства их достижения. К задачам производственного планирования можно отнести: обеспечение целенаправленного развития предприятия в целом и всех его структурных подразделений; информационное обеспечение работников предприятия; перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития производства и др.
3. Планирование строится на определенных принципах. Принципы планирования – это основополагающие правила, на базе которых осуществляется процесс планирования, определяют характер и содержание плановой деятельности на предприятии. Правильное соблюдение принципов уменьшают возможность получения отрицательных результатов планирования. К таким принципам планирования можно отнести:
Принцип необходимости планирования. Указанный принцип означает желательное и порой обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности.Планы должны составляться всеми предприятиями, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. В каждом из таких предприятий может быть своя методика и технология выполнения плановой деятельности. В плановой деятельности должно быть заинтересовано само предприятие. С помощью планов можно устранить отрицательный эффект неопределенности и изменчивости среды деятельности предприятия, что отвечает экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях.
Принцип непрерывности планирования.Принцип выражается в том, что процесс разработки планов должен регулярно повторяться через определенные промежутки времени, а разработанные планы должны оперативно корректироваться с учетом выполнения предшествующих планов и изменения внешней и внутренней среды. На смену одному плану производства приходит без перерывов другой. Наблюдается постепенный переход от стратегических планов к тактическим, т.е. к текущим и оперативным. Непрерывность планирования позволяет сблизить фактические и плановые показатели работы предприятия, проводить постоянный контроль, анализ и корректировку планов.
Принцип полноты и качества планирования предполагает, что при принятии экономически целенаправленных решений учитываются все факторы, влияющие на эффективность и реализуемость заданий плана. Предприятию и его структурным подразделениям желательно иметь более точные ориентиры для своей деятельности. Принцип полноты ориентирует предприятие на то, чтобы планы конкретизировались и детализировались в той степени, в какой позволяют условия его деятельности. Планирование базируется на неполных исходных данных, поэтому для повышения качества планов требуется соответствующий интеллектуальный уровень работников в области планирования. Степень полноты и качества планирования может определяться применяемыми подходами к планированию: при текущем и оперативном планировании получение точных показателей, при стратегическом – можно ограничиться приближенными расчетами.
Принцип ранжирования объектов планирования по их важностидля рационального распределения имеющихся ресурсов. Например, если производимая продукция или оказываемые услуги имеют примерно одинаковый уровень конкурентоспособности, то сначала необходимо направить ресурсы на повышение конкурентоспособности продукции, имеющей наибольший объем выручки.
Принцип экономической обоснованности плана. Утверждение плана и окончательный выбор системы экономических показателей должен осуществляться после проведения экономического обоснования альтернативных вариантов.
4. Процесс планирования строится на определенных правилах и способах разработки планов.
К основным правилам процесса планирования можно отнести:
планирование осуществляется в следующей последовательности: цели конкретизируются, описываются количественно, увязываются со сроками;
в процесс планирования включаются следующие этапы: анализ ситуации на рынке; анализ позиции предприятия; собственное (непосредственное) планирование. Каждый из перечисленных этапов должен иметь самостоятельное значение с тем, чтобы по его результатам можно было бы принять экономически целенаправленные решения для регулирования выполнения последующего этапа.
На практике могут быть применены следующие способы разработки планов:
планы тактических решений могут разрабатываться: на основании предварительных расчетов по структурным подразделениям предприятия; в масштабе всего предприятия с дальнейшим составлением по каждому подразделению годовых и квартальных планов; только на квартал по предприятию и подразделениям;
планирование только основных видов продукции (услуг), затрат и ряда других поддающихся контролю переменных. В этом случае появляется возможность сделать процесс планирования контролируемым и регулируемым;
применение различных методов планирования, начиная от интуиции и кончая экономико-математическими методами. Все методы планирования тесно связаны между собой и, дополняя друг друга, представляют систему, используемую в практике планирования.
5. Планирование деятельности предприятия непосредственно связано с маркетинговой деятельностью.Маркетинг как процесс удовлетворения спроса на товары, услуги является основой принятия плановых решений. В рамках плановой работы служба маркетинга занимается исследованием рынка, продвижением и распределением товара, прогнозированием основных товарных групп и др. Маркетинг в этом случае представляет собой содержательную сторону планирования.
6. Планирование охватывает все направления деятельности предприятия в целом и его структурных подразделений.Планирование на предприятии – это планирование его деятельности (планирование производства, продаж и его обеспечение ресурсами; планирование организационного и технического развития производства; планирование затрат на производство; финансовое планирование). Планированием охватываются все направления деятельности трудовых коллективов, чтобы ориентировать их на достижение поставленных целей. Правильно составленный план отражает не только производственную, но и хозяйственную деятельность предприятия. Производственная деятельность является основным содержанием работы предприятия и его подразделений по производству продукции, услуг. Это главная операционная функция предприятия. Стержневым элементом хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений является ресурсосбережение. Местом возникновения затрат и расходованием ресурсов являются подразделения предприятия. Поэтому часто составляют сначала планы производства по подразделениям, чтобы оценить их возможности, далее – по предприятию в целом. Все частные планы должны быть тесно увязаны между собой и с общим планом предприятия таким образом, чтобы всякое изменение плановых показателей в отдельных планах переносилось или отражалось в общем плане.
7. Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития. В условиях рынка, когда действующие цены на все товары и ресурсы свободно устанавливаются производителями и потребителями, каждое предприятие самостоятельно решает, какие планы составлять и какие товары и в каких количествах им следует производить в предстоящем плановом периоде. При планировании могут приниматься любые решения, не противоречащие действующему законодательству. Хозяйственные руководители имеют возможность подготавливать, обосновывать и утверждать свои планы. К основным условиям и возможностям, предоставляемым предприятиям в области планирования, следует также отнести: самостоятельность в ценообразовании, в заключении договоров, в распределении чистой прибыли. Получив полную самостоятельность, руководители предприятия взяли на себя и ответственность за качество планов. Известно утверждение, если план плохой, то в большинстве случаев он вреден. Хорошее планирование дает возможность увязать отдельные работы, установить необходимые между ними пропорции и направить все это на достижение заранее желаемых результатов. Это, в свою очередь, способствует наиболее полной реализации такой функции управления, как планирование. Предоставленные права в области планирования свидетельствуют о принципиально новой черте в развитии экономики отдельно взятого предприятия.
8. Внутрипроизводственное (внутрихозяйственное, внутрифирменное) планирование – это корпоративное планирование.Это планирование занимает важное положение в свободной рыночной экономике, позволяет соединить в общей экономической системе взаимные интересы государства и отдельных предприятий. Планирование направлено на развитие производства материальных благ, удовлетворение потребностей людей и получение доходов. Обеспечивается равновесие между производством и потреблением продукции (услуг), величиной рыночного спроса на товары и услуги и объемом их предложения предприятиями. Приводится экономическая оценка затрат и ресурсов, с одной стороны, и конечных результатов производства, с другой. Во взаимодействии с другими экономическими науками внутрипроизводственное планирование позволяет находить ответы на главные вопросы рыночной экономики. Так, по промышленным предприятиям.
Какую продукцию следует производить на предприятии и сколько продукции выгодно произвести?
Как предприятие может приспособиться к условиям рынка и каким образом оно будет реагировать на внутренние и внешние изменения рынка?
Каковы требования к организации сбыта продукции, кто будет потреблять производимую продукцию, по каким ценам ее можно продавать?
Какую технологию производства необходимо использовать и как организовать производство?
Какие ресурсы следует использовать и как наладить их поставку?
9. Плановые решения опираются на теоретические положения и практические данные и факты.Экономическая теория и научные методы исследования (анализ и синтез, индукция и дедукция) служат фундаментом внутрипроизводственного планирования и прогнозирования развития предприятия. Они позволяют объяснить необходимость изменения объема производства, например, в зависимости от увеличения стоимости материальных ресурсов и ожидаемого снижения цен на будущую продукцию. Всякая теория проверяется практикой. В результате теория может усовершенствоваться или приходится от нее отказаться.
10. Каждый план имеет свои, определенные предприятием, границы времени. При разработке планов нет четко задаваемых свыше сроков планирования. Выбор периода планирования должен осуществляться исходя из чисто практических соображений каждого предприятия. В любом случае план должен составляться на тот период, на который могут быть получены достоверные данные по направлениям развития. В зависимости от временных границ решается степень детализации плановых расчетов. Регламентация процесса планирования во времени основывается на конкретной модели планирования, при которой устанавливается точное содержание этого процесса. Разделение планирование на долго-, средне- и краткосрочное, а также установление для каждого для них горизонта (периода) времени означает выделение отрезков времени, необходимых для составления планов и для проведения контроля за их реализацией. При составлении годового плана все другие планы как большей, так и меньшей продолжительности согласуются с годовым планом.
11. Основным объектом планирования служит взаимосвязанная система показателей. На всех предприятиях (крупных, средних, малых) должна использоваться система плановых показателей. План состоит из отдельных разделов, в каждом из которых с помощью показателей количественно измеряется та или иная деятельность предприятия. Все разделы плана включены в единую комплексную систему планирования, в которой обеспечивается сбалансированность плановых показателей. Именно эта система определяет содержание каждого раздела плана, дает количественное измерение отдельным направлениям деятельности предприятия. Планирование ведет к установлению показателей деятельности предприятия для последующего контроля. С помощью показателей имеется возможность количественно измерить полученный результат по тому или иному направлению деятельности предприятия. Требуется точно установить статус показателей, порядок их определения и учета при оценке производственно - хозяйственной деятельности предприятия. От содержания показателей и общей целевой направленности во многом зависит уровень планирования и степень их воздействия на работу предприятия. Рациональной следует считать ту систему показателей планирования, которая отвечает следующим условиям (требованиям):
имеет лучшую нормативную базу и более тесную связь с системой стимулирования работников предприятия;
является максимально простой и понятной для работников предприятия;
обеспечивает объективную оценку использования внутренних резервов производства, вклада предприятия в конечные результаты работы коллектива;
обеспечивает раздельный учет факторов зависящих и не зависящих от предприятия, влияющих на его работу, выявляет результаты работы по зависящим факторам;
согласуется с действующей на предприятии системой учета и отчетности, обеспечивая единство плановых и отчетных показателей.
При планировании используется нормативная база планирования, т.е. технико-экономические нормативы. Эти нормативы могут подразделяться на нормы, собственно нормативы, коэффициенты и нормативные соотношения. Нормативы являются показателями особого рода, измеряющие пропорции, соотношения одного показателя с другим. Эти пропорции могут быть указаны однозначно (в нормах затрат труда) или в виде предела, например, предельный уровень затрат на один рубль оказанных услуг. Нормативы устанавливаются на все затраты, которые несет предприятие в процессе производства.
12. Система планирования должна ориентироваться не столько на данные прошлого, сколько на данные будущего.План, как определяет само понятие, разрабатывается с опережением событий. Планирование часто опирается на фактические данные прошлого периода, но стремится установить и контролировать процесс развития предприятия в будущем времени. Система планирования должна быть адаптирована к внешней среде, которая становится все более динамичной и сложной. Поэтому в качестве исходных данных разработки планов все больше принимаются не анализ существующего состояния дел, а прогнозные данные, т.е. процесс планирование осуществляется больше от будущего к настоящему. Показатели рынка все больше являются исходными данными для планирования деятельности предприятия. Действенность планирования зависит от степени соответствия плана реальным условиям. Правильная оценка продвижения к конечному результату способствует обоснованному выбору не только поставленных целей, но и необходимых возможностей для достижения целей в планируемом периоде.
13. Возможность корректировки планов. Постоянные изменения во внутренней и внешней среде требуют проведения корректировки планов. Требуется составлять планы так, чтобы можно было вносить в нихизменения, предусматривать в планах величину резервов для усиления их гибкости. С одной стороны, планирование будет направлено на достижение изменений. С другой – планирование в масштабах предприятия превращается в процесс последовательной корректировки планов в связи с появлением дополнительной информации. Следует создавать на предприятии атмосферу готовности к этим изменениям. Корректировка плана проводится на уровне руководства предприятия в целом и отдельных его служб, а также на различных стадиях плановой работы (на стадиях разработки плана, его выполнения, анализа промежуточных результатов работы по плану). Необходимо избегать частой и ненужной корректировки плана. При корректировке плана целесообразно предусмотреть следующие правила:
подразделения представляют руководству предприятия ходатайство с обоснованием необходимости корректировки плана;
изменение плана подразделениям возможно, если не меняются контрольные цифры плана по предприятию в целом;
при изменении показателей работы одного подразделения уточняются плановые ориентиры работы всех других подразделений.
Порядок и сроки разработки и корректировки плана устанавливаются в нормативных документах предприятия.
14. Обязательность участия в процессе планирования и исполнения принятого плана.Принятый к исполнению план предприятия (подразделения) становится обязательным для выполнения. Допускаются некоторые корректировки планов в пределах принятых правил. Уточненный план должен быть выполнен. В случае невыполнения планового задания налагаются материальные взыскания или принимаются другие меры предупредительного характера. На предприятии должна быть предусмотрена специальная система поощрения работников за выполнение плановых показателей, должны утверждаться ответственные за достижение плановых показателей.
В процессе планирования принимают участие: руководитель предприятия; должностные лица в чьи функциональные обязанности входит осуществление деятельности по планированию; руководители подразделений предприятия.
Руководитель предприятия должен задавать ориентиры развития предприятия и степень детализации внутрифирменных целей по объектам планирования и во времени. С его стороны требуется очертить круг должностных лиц обязательно участвующих в процессе планирования и включить эту работу в их функциональные обязанности.
Работники службы планирования выступают в роли непосредственных исполнителей и консультантов для руководства предприятия, а также способствуют распространению принятой технологии плановой деятельности на все уровни управления. В обязанности этой службы входит:
наблюдение за внешней и внутренней средой предприятия и сбор исходной информации для составления планов;
разработка альтернативных и окончательных прогнозных и текущих планов;
обсуждение проектных плановых заданий с руководством предприятия;
анализ результатов выполнения планов, выявление причин и виновников их невыполнения;
разработка мер по удержанию намеченных показателей работы предприятия.
Руководители подразделений предприятия, как правило, осуществляют оперативное планирование на своем уровне управления, участвуют в обсуждении планов более высокого уровня.
Текущее, оперативное и агрегатное планирование