Женя старушке все и рассказала. Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик
ПОДГОТОВКА К ГИА.
УЧИМСЯ РАБОТАТЬ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ И СОЧИНЕНИЕМ
Написание сжатого изложения
Задание С1 подразумевает написание выпускниками 9-го класса сжатого изложения исходного текста. Максимум баллов за это задание ученик получает, если:
1) передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы;
2) правильно применил не менее 2 разных приемов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста, или правильно применил 1 прием сжатия текста, использовав его на протяжении всего текста;
3)работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста.
Основные способы сжатия текста:
Исключение:
• предложений или их фрагментов, содержащих второстепенные факты (подробности, детали, примеры, числовые данные, отступления и т.д.);
• предложений с описаниями и рассуждениями;
• повторов;
• одного или нескольких синонимов.
Обобщение:
• обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов, фактов, примеров. (В этом случае ученик должен сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами. Например: В коробке лежали синие, красные, зеленые и жёлтые шары. = В коробке лежали разноцветные шары.)
• образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи.
Упрощение:
• разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
• замена сложноподчинённого предложения простым.
• перевод диалога или прямой речи в косвенную;
• замена фрагмента текста синонимичным выражением.
• формулирование мысли своими словами.
Рассмотрим использование различных приемов сжатия на конкретных примерах.
Сжатие повествовательного текста
Если текст – повествование, нужно уметь выделить главные события – сюжетные узлы – и понять, как они связаны между собой.
Пример 1
Подчеркните только то, без чего нельзя понять смысл рассказа.
Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела: съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что
баранки стали что-то чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно.
Веревочка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, облизывается.
– Ax, вредная собака! – закричала Женя и бросилась ее догонять. Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась.
Видит – место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись – старушка.
– Девочка, девочка, почему ты плачешь?
Женя старушке все и рассказала. Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик... (В.Катаев)
Правильно выполненное упражнение должно выглядеть примерно так:
Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок:две баранки с тминомдля папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаромдля себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает,вывески читает, ворон считает. А тем временемсзади присталанезнакомая собака да все баранкиодну за другойи съела:съела папины с тмином, потом мамины с маком, потомЖенины с сахаром. Почувствовала Женя,что баранки стали что-точересчур легкие. Обернулась, да уж поздно.Веревочка болтаетсяпустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, облизывается.
– Ах, вредная собака! – закричала Женя и бросилась ее догонять.
Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась.Видит – место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоятмаленькие домики. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись – старушка.
– Девочка, девочка, почему ты плачешь?
Женя старушке все и рассказала. Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик...