О чём рассказала карта (5ч)

Как появились географические карты. Россия на карте мира. Сколько городов в России. Карта на один день. Спутник туриста.

Пр. часть. Составление карты местности. Что значит быть туристом?

Горы и равнины (4ч)

Как на Земле образуются горы. Чем знамениты Уральские горы. Про магнит и компас. Живые компасы. В лесу. Пр. часть. Экскурсия в лес. Ориентация на местности.

Из чего всё на свете (4ч)

Из чего состоят вещества. Почему высыхают лужи. Чудеса королевства вечного мрака. Гимн воде. Главный металл. Пр. часть. Проведение опытов «Чудеса королевства вечного мрака».

Свойства воды (3ч)

Почему лед не тонет. Вода плохо проводит тепло. Откуда в морях появляются айсберги.

Пр. часть. Вода – источник жизни (проведение опытов).

Чудесные превращения воды в природе (10ч)

Чудесные превращения водяных капель. Отчего у каждого облака своя форма. Дождевое облако.

Где и как рождается снег. Почему снежинки шестиугольные. Как возникают туманы. Откуда

берется роса на траве. Как рождается иней. Откуда взялся град в летний день.

Пр. часть. Просмотр презентации «Удивительное о снежинках». Конкурс на лучшую снежинку.

Воздух и его свойства (5ч)

Воздух, которым мы дышим. Колокол, который никогда не звонил. Можно ли нарисовать Невидимку. А воздух совсем ничего не весит? А давит ли воздух? Пр. часть. Опыты с воздухом.

Движение воздуха (5ч)

Почему дует ветер. Откуда дует ветер. Какая от ветра польза. Какие злые ветры летают над Землей. Какая будет погода.

Пр. часть. Игра «Юные метеорологи».

Кладовые Земли (4ч)

Какие богатства прячутся под землей. Откуда взялся уголь. Каменный уголь – очень полезное ископаемое. Как образовалась нефть. Пр. часть. Исследование земли.

Лес и его обитатели (6ч)

Что такое лес? Чудесный гастроном. Какую пользу приносит почве крот. Кто в лесу живет на дереве, а кто под деревом. Цепочки в лесу. Какое звено в лесных цепочках главное. Пр. часть. Экскурсия в весенний лес. Составление кроссворда «Загадки леса». Викторина «Зелёный мир вокруг нас».

Для кого водоём – дом родной (4ч)



Кто в реке без головы живет. Над водой и под водой. Почему без дафний река жить не может. Кто живёт в капле речной воды.

Пр. часть. Просмотр фильма «Речные обитатели». Игра-конкурс «Золотая рыбка».

Болото и его обитатели (4ч)

Откуда берутся болота. Росянка – комариная смерть. Кто ревет и хохочет на болоте. Приносят ли пользу болота. Пр. часть. Просмотр презентации «Болота и его обитатели».

Луг, поле и его обитатели (4ч)

Почему на полях после гороха другим растениям хорошо живётся? Почему пырей называют «огнём полей?» Какие грызуны живут на поле? Какие птицы охраняют наш урожай на полях? Пр. часть. Конкурс на лучший рисунок «Обитатели лугов и полей».

Человек и природа (2ч)

Почему говорят: « Лес – наше богатство». Пр. часть. Составление гербария «Богатство леса».

По заповедным местам России (3ч)

Заповедники России. Золотое кольцо России. Санкт – Петербург и его памятные места.

Пр. часть. Заочная экскурсия в Санкт – Петербург.

Итоговое занятие (1ч)

Викторина «Знатоки природы».

Планируемые результаты изучения курса «Природа и мы»

Учащиеся научатся понимать:

• характеризовать глобус, карту и план и их условные обозначения;

• находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;

• определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;

• ориентироваться на местности при помощи компаса;

• проводить групповые наблюдения во время экскурсии «формы земной поверхности и водоемы»;

• различать полезные ископаемые;

• определить характер взаимоотношений человека и природы, находит примеры влияния человека на природу;

• находить на карте города «Золотого кольца» и Санкт –Петербург;

• понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные пространства.

Получат возможность научиться:

• соблюдать правила безопасности во время уроков-экскурсий, рассмотрения

объектов природы;

• вести наблюдения в природе и устно и письменно формулировать выводы;

• в пределах программы объяснять взаимосвязи в природе, природы и человека;

• пропагандировать знания о природе, об отношении к ней человека;

• лично вместе со взрослыми участвовать в практической работе по охране природы;

• устанавливать зависимость между поведением людей в природе и последствиями этого; оценивать воздействие человека на природу;

• соблюдать правила охраны и укрепления здоровья.

Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для того, чтобы:

• постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках, Интернете;

• выполнять правила поведения в природе;

• рассказывать о родном крае, родной стране.

Календарно - тематическое планирование

№ уроков Наименование разделов и тем Характеристика видов деятельности ученика Плановые сроки прохождения Скорректированные сроки прохождения
  Изображение Земли на глобусе (4ч) Характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли. Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков. Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии. Сравнивать и различать день и ночь, времена года. Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года. Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности)    
Инструктаж по охране труда. О чем рассказывает глобус 1неделя  
Тайны пяти океанов  
Тайны шести материков 2неделя  
Полярные области земли  
  О чём рассказала карта (5ч)    
Как появились географические карты 3неделя  
Россия на карте мира  
Сколько городов в России 4неделя  
Карта на один день  
Спутник туриста 5неделя  
  Горы и равнины (4ч)    
Как на Земле образуются горы    
Чем знамениты Уральские горы 6неделя  
Про магнит и компас. Живые компасы  
В лесу 7неделя  
  Из чего всё на свете (4ч) Приводить примеры веществ. Различать и характеризовать твердые тела, жидкости и газы. Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого. Характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема). Характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения    
Из чего состоят вещества    
Почему высыхают лужи 8неделя  
Чудеса королевства вечного мрака  
Гимн воде 9неделя  
  Свойства воды (3ч) Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. Измерять температуру воды с помощью термометра. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды, круговорота воды в природе. Определять направления течения рек по карте и глобусу. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные сведения    
Почему лед не тонет 9неделя  
Вода плохо проводит тепло 10неделя  
Откуда в морях появляются айсберги  
  Чудесные превращения воды в природе (10ч)    
Чудесные превращения водяных капель 11неделя  
Отчего у каждого облака своя форма  
Дождевое облако 12неделя  
Где и как рождается снег  
Почему снежинки шестиугольные 13неделя  
Как возникают туманы  
Откуда берется роса на траве 14неделя  
Как рождается иней  
Как отличить изморозь от инея 15неделя  
Откуда взялся град в летний день  
  Воздух и её свойства (5ч) Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Приводить примеры веществ, описывать их. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха. Характеризовать свойства воздуха    
Воздух, которым мы дышим 16неделя  
Колокол, который никогда не звонил  
Можно ли нарисовать Невидимку 17неделя  
Инструктаж по охране труда. А воздух совсем ничего не весит?  
А давит ли воздух? 18неделя  
  Движение воздуха (5ч)  
Почему дует ветер    
Откуда дует ветер 19неделя  
Какая от ветра польза  
  Какие злые ветры летают над Землей 20неделя  
Какая будет погода  
  Кладовые Земли (4ч) Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности). Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности)    
Кладовые Земли. Какие богатства прячутся под землей 21неделя  
Откуда взялся уголь  
Каменный уголь – очень полезное ископаемое 22неделя  
Как образовалась нефть  
  Лес и его обитатели (6ч) Характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема). Характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности). Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.      
Лес и его обитатели.Что такое лес 23неделя  
Чудесный гастроном  
Какую пользу приносит почве крот 24неделя
    Кто в лесу живет на дереве, а кто под деревом  
Цепочки в лесу 25неделя  
  Какое звено в лесных цепочках самое главное  
  Для кого водоём – дом родной (4ч)    
Для кого водоём – дом родной. Кто в реке без головы живет 26неделя  
Над водой и под водой  
Почему без дафний река жить не может 27неделя  
Кто живет в капле речной воды  
  Болото и его обитатели (4ч)    
Откуда берутся болота 28неделя  
Росянка – комариная смерть  
Кто ревет и хохочет на болоте 29неделя  
Приносят ли пользу болота  
  Луг, поле и его обитатели (4ч)    
Почему на поле после гороха другим растениям хорошо живется 30неделя  
Почему пырей называют огнем полей  
Какие грызуны живут на поле 31неделя  
Какие птицы охраняют наш урожай на полях  
  Человек и природа (2ч)    
Человек и природа.Почему говорят: «Лес – наше богатство» 32неделя  
Почему говорят: «Лес – наше богатство»
  По заповедным местам России (3ч) Участвовать в практической работе с картой (показывать места исторических событий)    
Заповедники России. 33неделя  
Золотое кольцо России  
Санкт – Петербург и его памятные места 34неделя  
  Итоговое занятие (1ч)    
Викторина «Знатоки природы»    

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания школьного

методического объединения

учителей от _____________ № ____

_____________ С.Б.Чичаева

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_______Е.И. Сергиенко

«_____» _____________ 2015г.

Наши рекомендации