Антикризисная система ас: ускоренное развитие предприятия, муниципального образования, региона
Создана и реализована в разных регионах РФ система социально-экономических стимулов, позволяющая в короткие сроки обеспечить существенный рост как доходов предприятия. Так и базовых показателей развития муниципального образования (региона). Достижение высоких экономических результатов закрепляется в виде создания комфортной среды проживания работников, членов их семей и (в целом) проживающих в регионе граждан: обеспечения их жильем, работой, инженерной и транспортно-дорожной инфраструктурой, услугами здравоохранения и образования, досуговыми мероприятиями.
Система основана на совмещении интересов всех участников экономической жизни региона: администрации, предпринимательских структур и населения. Достигается это путем создания (в муниципальном округе или субъекте РФ) коммерческой структуры с условным названием «Кластер». Учредителями «Кластера» являются: потенциальные инвесторы; власть (представленная муниципальным либо государственным бюджетным учреждением); население (в лице союза потребительских кооперативов, создаваемых с участием действующих и создаваемых предприятий). Это позволяет объединить административный ресурс и бюджетные средства с финансовыми возможностями инвесторов, и задействовать человеческий капитал, используя потенциал кооперации в качестве партнера.
Для муниципалитета или субъекта РФ участие, в качестве соучредителя, в коммерческой структуре «Кластер»создает источник внебюджетных доходов, подконтрольный Администрации(долю от прибыли, получаемой «Кластером»).
Запуск системы АС не требует дополнительного финансирования со стороны органов власти, за исключением незначительных затрат, связанных с уплатой госпошлины и расходов на документацию по Инвестиционному плану развития (создание «желаемого будущего»). Подобные суммы могут быть предусмотрены в укрупненных статьях бюджета и расходоваться в соответствии с имеющимся целевым назначением.
Применение элементов данной системы в таких различных регионах, как Дагестан и Белгородская область, позволили за первые же пять лет достичь производственного роста по ряду натуральных показателей в 10 и более раз.При этом резко, на порядок, возросли инвестиции в основной капитал: даже элементы системы АС делают территорию привлекательной для финансирования проектов.
С 2016 года начинается осуществление мероприятий, составляющих основу системы АС, во многих субъектах РФ, включая Санкт-Петербург. Первым этапом реализации программы АС является учреждение коммерческой структуры, объединяющей интересы бизнеса, населения и власти (условное название «Кластер»), и формирование, с участием такой структуры, Инвестиционного плана развития территории.
Необходимым компонентом такого плана является энергосбережение, в том числе модернизация котельных и, при необходимости, переход на альтернативные виды топлива. Регион в системе АС становится соинвестором при осуществлении мега-проектов, эффект от которых приносит бюджетные и внебюджетные доходы, а также прибыль бизнесу и социальные блага жителям. Это означает, что любая экономия, в том числе от энергосбережения и применения иных научно-технических инноваций, становится доходом «Кластера».
Система АС основана на действующем законодательстве, в том числе налоговом, но позволяет по-новому объединить усилия населения, власти и бизнеса на территории субъекта РФ. Требуется принять решение о комплексном внедрении системы АС, после чего у предприятия, муниципального района и/или региона появляются стимулы к экономии энергоресурсов и применению опережающих технологий во всех сферах производства (включая сельскохозяйственное). Решение многих социальных вопросов берет на себя создаваемое, в рамках системы АС, кооперативное сообщество жителей региона (соучредитель «Кластера»: союз потребительских кооперативов, пайщиками которого являются работники и население в целом).
Главным в системе АС является не вопрос «где взять деньги», а создание условий для их привлечения. Изменение инвестиционного климата быстро приводит к притоку капитала в рентабельные сферы хозяйства, и вызывает рост показателей там, где раньше наблюдался спад.
Регион осуществляет единый инвестиционный план развития, финансирование которого производится за счет кредитных, бюджетных, инвестиционных источников,а возвратность наступает в результате комплексной реализации проекта в целом.
Любое предприятие на территории, где реализуется система АС, может быть включено в общую программу развития и, при соблюдении определенных условий, получить существенную поддержку. Методология и алгоритмы действий для реализации подобных проектов включены в систему АС в качестве составного элемента.
Руководителю предприятия, главе администрации муниципального округа или субъекта РФ требуется принять решение о целесообразности применения системы АС в рамках предприятия, на территории района (региона), и лично ознакомиться с более подробной документацией. Известны, реализованы и могут быть предоставлены пошаговые алгоритмы, в соответствии с которыми в течение четырех – шести месяцев на производственном комплексе и в регионе могут быть созданы организационно-финансовые условия для привлечения крупных инвестиций, в первую очередь в комплексный план развития территории. Помимо этого, существует схема введения пустующих земель в хозяйственный оборот, что позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы в стартовый период.
Сопровождение проекта осуществляется уполномоченными руководителем предприятия либо Администрацией района, региона лицами, с участием специалистов Центра регионального развития РАНХиГС.