Налоговые правоотношения: понятие, особенности, классификация. субъекты налоговых правоотношений, их группы, краткая хар-ка
Налоговые правоотношения можно определить как урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения и взимания налогов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (НК РФ, ст. 2, п.1).
Налоговые отношения в силу налогового законодательства, а именно, статьи 2 Налогового кодекса неоднородны и проявляются в следующих формах: отношения по установлению налогов и сборов; отношения по введению налогов и сборов; отношения по взиманию налогов и сборов; отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля; отношения по обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц; отношения по привлечению к ответственности за налоговые правонарушения.
Анализируя перечисленные формы налоговых отношений можно сказать о том, что каждое из них включает в себя свою собственную особенную материальную, и процессуальную форму.
Но если материальная форма в большей степени зависит от собственно налогового законодательства, процессуальная форма их проявления в большей степени проистекает из основ администрирования.
Например, отношения по установлению налогов и сборов, с точки зрения их участников связывают лишь тех, кто функционально реализует эту компетенцию: законодателей и исполнителей.
Для налогоплательщика в данных отношениях практически с точки зрения процесса места нет.
Установление налогов и сборов по тому или иному налогу, порождает для налогоплательщика объективную обязанность, которую он субъективно реализует лишь только в том случае, если законодатель при установлении конкретного налога рассмотрел именно его в качестве налогоплательщика. Однако исполнитель - налоговый орган уже на этом этапе урегулированных законом отношений, должен информировать налогоплательщика об установленном налоге его и разъяснить ему, порядок и сроки уплаты налога.
Примерно также, лишь косвенно порождается статус налогоплательщика при определении сути отношений по введению налогов и сборов.
Фактически лишь третий и последующие виды налоговых правоотношений непосредственно порождают статус налогоплательщика, то есть субъективные налоговые права и обязанности такого участника как налогоплательщик.
Таким образом, среди тех форм отношений, которые предусмотрены Налоговым Кодексом можно, выделить те, которые лишь объективно могут породить статус налогоплательщика, и те, что непосредственно (субъективно порождают) права и обязанности налогоплательщика, то есть, придают ему специальный правовой статус.
Содержание той или иной формы налоговых отношений, представленных в Налоговом кодексе совершенно различно, как по составу, статусу участников, так и объему их прав и обязанностей, но все они по характеру являются публично-правовыми.
Налоговым правоотношениям присущи свои особенности.
Во-первых, они возникают в процессе деятельности государства по установлению, введению и взиманию налогов, а также обеспечению налогового контроля и порядка привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Во-вторых, налоговые правоотношения включают две группы отношений: общие и специальные. Первые возникают между налогоплательщиками и государством по поводу исполнения налогового обязательства и имеют денежный характер. Вторые, специальные правоотношения, возникают в процессе реализации налогового обязательства налогоплательщика перед государством между плательщиком налогов и налоговыми органами, банками, федеральным казначейством и т.д.
Налоговое правоотношение, как и любое правоотношение, обладает сложной элементной структурой. Принято выделять субъект, объект и содержание налогового правоотношения.
Фактическим содержанием налогового правоотношения являются сами действия, в которых реализуются права и обязанности.
Юридическим содержанием налоговых правоотношений являются права и обязанности их участников.
Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные законом сроки, тогда как государственные органы имеют право требовать от налогоплательщика исполнения данной публично-правовой обязанности.
Субъективное налоговое право – это охраняемая государством мера возможного поведения субъектов налогового права.
Субъективному праву всегда противостоит субъективная обязанность -требуемые законом вид и мера должного поведения. Например, налогоплательщик обязан уплачивать налоги, а налоговые органы имеют право провести проверку документов налогоплательщика, связанных с уплатой налога. В то же время налоговые органы обязаны обеспечить уплату налогов, а налогоплательщик имеет право потребовать возмещения ущерба, причиненного неправомерными действиями налоговых органов.
Реальные участники налоговых правоотношений именуются субъектами налоговых правоотношений.
Следует различать понятия субъект налогового правоотношения и субъект налогового права.
Субъект налогового права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. носитель субъективных прав и обязанностей. Именно благодаря наличию у данного лица субъективных прав и обязанностей лицо потенциально способно быть участником налоговых правоотношений. В целом понятия субъект налогового права и субъект налогового правоотношения соотносятся как общее и частное.
Можно выделить группы субъектов налогового права:
1. государственные органы, выступающие, как правило, правомочной стороной налогового правоотношения и наделенные в той или иной степени компетенцией в сфере налогообложения, – Министерство по налогам и сборам Российской Федерации в лице государственных налоговых инспекций, таможенные и финансовые органы, органы казначейства, органы налоговой полиции и т.д.;
2. налогоплательщики (плательщики сборов) – физические лица, юридические лица, другие категории плательщиков (филиалы и представительства юридических лиц), на которых законом возложена обязанность уплачивать налоги;
3. налоговые агенты – лица, на которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика (плательщика сборов) и перечислению в соответствую щий бюджет и (или) внебюджетный фонд налогов и (или) сборов;
4. сборщики налогов и (или) сборов, т.е. лица, в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, осуществляющие прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисления их в бюджет (см. НК РФ, ст. 25, п. 2). Объект налогового правоотношения – это сам налог как обязательный взнос в бюджет, поскольку по своей сути и природе он выступает тем материальным благом, предоставлением и использованием которого удовлетворяются интересы правомочной стороны налогового правоотношения – государства.
Налогоплательщик, является лицом со специальным статусом[1] - «лицо, обязанное уплачивать законно установленные налоги: индивидуально, безвозмездно и безвозвратно» – появляется лишь с того момента, когда законом налоги (сборы) уже установлены и введены.
Поэтому сам налогоплательщик с точки зрения участника налоговых правоотношений проявляется лишь в рамках таких форм как: отношения по взиманию налогов и сборов; отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля; отношения по обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц; отношения по привлечению к ответственности за налоговые правонарушения.
Следовательно, налоговые правоотношения – это не только отношения между налогоплательщиком и государством, но и отношения между субъектами государственной власти по реализации государственной функции в сфере налогообложения.
Следует отметить, что в состав участников налоговых правоотношений налоговым законодательством включены и все участники, у которых в результате появления налоговой нормы возникают права и обязанности, публично-правового характера. участниками налоговых отношений можно признать законодателей; органы судебной власти; органы власти функционально реализующих те или иные полномочия по установлению налогов. определению налоговой ставки; субъектов, оказывающих услуги в сфере финансов – аудиторы, контролеры и т.п.
Публично правовые отношения характеризуются властным подчинением одного участника другому, субординацией сторон, особым методом правового воздействия на участника - императивом.
Общее содержание налогового отношения характеризуется правами и обязанностями сторон, регулируемыми нормами законодательства о налогах и сборах.
Следовательно, субъект налогового отношения и налогоплательщик это разные по объему прав, обязанностей и ответственности участники налоговых отношений.
Налогоплательщик - это лицо, в силу ст.57 Конституции Российской Федерации обладает общим правовым статусом, а его специальный статус «зависит от конкретного налога (сбора)»,[2] этот статус может иметь место или, наоборот, может исключить его из перечня налогоплательщиков.
Государство в лице его представителя «органа» государственной власти участником налогового правоотношения выступает всегда.
Законодательство о налогах и сборах, налоговые нормы, производят конкретизацию функций (полномочий) представителей государственной администрации выступающих в качестве участников налоговых правоотношений на том или ином этапе его развития. Так, например именно из отношений по установлению и введению налогов и сборов, проистекает властная функция налогового органа, и пределы осуществления государственно-властной деятельности.
Поэтому если рассматривать общий правовой статус субъектов налоговых отношений, то именно законодательство о налогах и сборах исключает одних из их состава участников, и всегда конкретизирует правосубъектность других участников.
Билет 30