Субъекты предпринимательского права и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью
Субъекты предпринимательского права — это лица, непосредственно ведущие предпринимательскую деятельность, а также саморегулируемые организации[141], которые регулируют и контролируют предпринимательскую и профессиональную деятельность своих членов, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, действующие в лице органов власти. Указанные субъекты являются носителями прав и обязанностей в области осуществления и регулирования предпринимательской деятельности[142].
Государство, муниципальные образования непосредственно не осуществляют предпринимательскую деятельность: не производят товары, не выполняют работы (услуги) аналогично тому, как это делают индивидуальные предприниматели, коммерческие организации, а также занимающиеся предпринимательской деятельностью некоммерческие организации. Подобная деятельность производится публично-правовыми образованиями опосредованно через создаваемые ими унитарные предприятия. Вместе с тем государство, муниципальные образования, являясь собственниками принадлежащего им имущества, распоряжаются им, например, в процессе приватизации, передают в аренду, передают участки недр инвесторам на основе соглашений о разделе продукции и иным образом используют его, получая доходы от такого использования. Продажа имущества РФ и передача его в аренду возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
В литературе имеется и иная точка зрения: что государство — РФ, субъекты РФ, а также муниципальные образования, используя свое имущество, осуществляют предпринимательскую деятельность, хотя преобладающей в их деятельности является хозяйственно-организующая деятельность и регулирующее воздействие в отношении всех субъектов-предпринимателей[143].
Полагаем, что государство, равно как и муниципальные образования, непосредственно само, от своего имени, предпринимательской деятельностью не занимается, так как:
а) Конституция РФ говорит об управлении государственной собственностью (п. «д» ст. 71), муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 132), не квалифицируя эту деятельность в качестве предпринимательской. В то же время предусмотрено право физического лица (человека и гражданина) на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ);
б) в силу ГК РФ предпринимательской деятельностью занимаются физические и юридические лица (ст. 23, 48), зарегистрированные в установленном законом порядке. РФ, субъекты РФ, муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях, действуя, соответственно через органы государственной власти, органы местного самоуправления (ст. 124, 125 ГК РФ). Но, как известно, не всегда совершение даже возмездных сделок является предпринимательской деятельностью. Предпринимательской признается деятельность, обладающая целым рядом признаков (которые рассмотрены в главе 1 учебника). Во всяком случае, ГК РФ не относит публично-правовые образования к субъектам предпринимательской деятельности;
в) Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» называет в качестве хозяйствующих субъектов индивидуальных предпринимателей, коммерческие организации, а также некоммерческие организации, занимающиеся деятельностью, приносящей им доход (ст. 4 Закона о защите конкуренции). Если рассматривать деятельность публичных образований (их органов) по использованию имущества в качестве предпринимательской, это будет противоречить и ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции, запрещающей совмещение функций органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов.
Деятельность государства, органов местного самоуправления по использованию и распоряжению принадлежащим им имуществом является прежде всего формой регулирования создания и развития рыночных отношений, основанных на конкуренции (приватизация), поддержки предпринимательства (аренда государственного и муниципального имущества с применением понижающих и повышающих коэффициентов в зависимости от видов деятельности арендаторов-предпринимателей, государственные и муниципальные гарантии по обязательствам предпринимателей, предоставление предпринимателям в установленных случаях субсидий и иные виды поддержки); косвенного воздействия на ценообразование в интересах сельскохозяйственных товаропроизводителей (государственные закупки зерна по заранее объявленным ценам, обеспечивающим возмещение затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей и получение ими необходимой прибыли), в интересах покупателей в условиях дефицита (например, вследствие неурожая сельскохозяйственных культур интервенции зерна на рынок за счет государственных фондов), ресурсного обеспечения предпринимательской деятельности (например, доступ на аукционной основе к недрам, иным ресурсам, принадлежащим государству) и иного регулирующего воздействия на рынок с использованием возможностей публичных образований как собственников.
Государство, муниципальные образования реализуют свою правосубъектность через органы государственной исполнительной власти и органы местного самоуправления. При этом независимо от вида правоотношения (по осуществлению предпринимательской деятельности или регулированию таковой) субъектом правоотношения является публичное образование — РФ, субъект РФ, муниципальное образование. Мы согласны с В. С. Мартемьяновым, что «в хозяйственном праве все субъекты действуют на основе имущественного обособления. Права и обязанности государства тесно связаны с его имущественной базой: на нее ложатся соответствующие обременения по программам, актам об имущественных обязательствах»[144]. От себя отметим, что за незаконные действия государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц ответственность в форме возмещения убытков перед предпринимателями несут РФ, субъект РФ, муниципальное образование: убытки возмещаются за счет принадлежащего им на праве собственности имущества (казны), главным образом за счет средств бюджета соответствующего уровня (ст. 16, 126 ГК РФ). Местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти. Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью (ст. 130 Конституции РФ).
Основной субъект предпринимательского права — лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Обобщенным (родовым) понятием для таких лиц-организаций по ранее действовавшему (до принятия ч. 1 ГК РФ) законодательству было понятие — «предприятие» (ст. 4 Закона РФ от 25 декабря 1990 г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности»). В настоящее время термин «предприятие» используется законодателем для обозначения только таких юридических лиц, как государственные и муниципальные унитарные предприятия. В основном же его значение по ГК РФ: предприятие, это не субъект, а объект — имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132 ГК РФ).
Однако в теории коммерческие организации по-прежнему рассматриваются как предприятия[145], законодателю предлагается вернуться к сложившемуся в теории и на практике термину «предприятие» для обозначения коммерческих организаций либо закрепить в ГК РФ иной, но единый термин для обозначения всех субъектов предпринимательской деятельности, например «хозяйствующий субъект», хотя «он явно проигрывает термину «предприятие»[146].
Отметим, что Закон о защите конкуренции называет хозяйствующими субъектами не только индивидуальных предпринимателей; коммерческие организации; занимающиеся деятельностью, приносящей доходы, некоммерческие организации; но также физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами в силу членства в саморегулируемой организации (например, оценщики, арбитражные управляющие).