Пути государственного вмешательства на рынке услуг культуры. Прямое и косвенное государственное финансирование услуг культуры.
Пути вмешательства: регулирование и финансирование
Предмет регулирования:
- Условия осуществления определенных видов деятельности (например, расположение, время и условия работы казино, увеселительных заведений и т.д.)
- Характеристики некоторых товаров и услуг, а также их структура (например, цензура, продукция, пропагандирующая секс и насилие, продукция национальных производителей и т.д.)
- Экономические условия осуществления культурной деятельности (цены, распределение дохода, уровень концентрации производства)
Финансирование:
Сильное: реставрация и охрана памятников истории и культуры, архивное дело, библиотечное дело, музейное дело
Среднее: Радио, ТВ, кинематограф, театральное дело, цирковое дело, изобразительное и прикладное искусство, концертное, литература
Слабое: книгоиздание, видео/аудио продукция, клубная д-ть.
Прямое финансирование:
Источники:
- Применение форм закрепления налоговых поступлений и/или иных форм доходов в качестве источников финансирования:
Минимальная доля расходов на культуру в бюджетах
Маркированные налоги - целевые, которые не могут тратиться ни на что больше (в т.ч. перекрестное финансирование - за счет прибыли от реализации др. товаров)
Целевое финансирование из неналоговых доходов –лотерей, букмекерских сделок
- Объединение ресурсов бюджетов разных уровней
- Распределение средств при участии квазигосударственных организаций (не являющиеся органами государственной исполнительной власти, но которым делегированы некоторые государственные полномочия по распределению бюджетных средств) – Советы искусств, фонды и т.д.
Формы:
Финансирование организаций культуры:
Статусное финансирование (по обязательствам)
- Сметное (по статьям) - на основе утверждения сметы его доходов и расходов
- Нормативно-целевое (по результатам) - Например, для театров - это количество зрителей, для библиотек - количество выданных книг, для радио- и телевещателей - количество часов вещания и т.п.
Дискреционные субсидии (предоставляемые по усмотрению доноров (государственных органов, квазигосударственных организаций) организациям культуры или инициативным группам для реализации конкретных культурных проектов или для возмещения определенных видов расходов)
- Блоковые (опр.виды расходов - реклама, публикации и тд)
- Долевые (выделение средств при условии, что их получатель дополнит их за счет иных источников: субсидий из бюджетов других уровней, средств меценатов и спонсоров, собственных средств и т.п)
- Возвратные (которые расцениваются как значимые с эстетической или социально-культурной точек зрения и имеют слабые перспективы достижения коммерческого успеха. Если проект оказывается прибыльным, субсидия должна быть возвращена его получателем (продюсером, издателем и т.п.) за счет полученной прибыли)
Поддержка лиц творческих профессий
- Гранты (на опред. виды деятельности и определенным профессиям)
- Государственные премии
- Пенсии : Ст.82 Закона о Гос. Пенсиях РФ Пенсия в связи с творческой работой на сцене в театрах и других театрально-зрелищных организациях и коллективах устанавливается при выслуге 15, 20, 25 или 30 лет в зависимости от ее характера.
Косвенное финансирование:
Льготы для жертвователей:
- По налогу с оборота
- По налогу на прибыль
- По налогу на доходы физлиц (Сумма пожертвований вычитается из налогооблагаемой суммы соответственно оборота, прибыли, дохода. Но, как правило, существуют ограничения на максимальный размер таких вычетов)
- По налогу на имущество (зачет взноса)
Льготы организациям культуры:
- По налогу на имущество и на землю (могут освобождаться произведения искусства, находящиеся в собственности некоммерческих организаций, а также находящиеся в частных музеях)
- По НДС (сборы от театральных спектаклей и филармонических представлений, продажи входных билетов в музеи, доходы от книгоиздания и производства кинофильмов практически во всех странах с развитой рыночной экономикой пользуются льготным режимом налогообложения на добавленную стоимость. Ставка налога уменьшается в 1,5-4раза по сравнению со ставкой для обычных товаров и услуг.) в РФ: От налога на добавленную стоимость освобождены профильные виды услуг учреждений культуры, работы по ремонту и реставрации памятников истории культуры, охраняемых государством, работы и услуги по производству, прокату (включая реализацию прав на использование) и показу кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, издание и распространение печатной продукции (за исключением эротической).
- По налогу на прибыль (некоммерческим организациям культуры в форме полного освобождения от налога или применения пониженных ставок)
- По таможенным сборам
Льготы деятелям культуры
- По налогу на доходы (В качестве вычитаемых из налога сумм засчитываются расходы на осуществление профессиональной творческой деятельности)
- По полученным грантам (полностью или в пределах некоторого среднего размера государственного гранта)
- По налогу на имущество (могут освобождаться произведения искусства, созданные живущими художниками, либо находящиеся в семейном владении свыше определенного периода времени (например, 20 лет), а также те, к которым имеется доступ публики, т.е. находящиеся в помещениях усадеб, замков, посещение которых разрешено для желающих в определенные часы)
27. Особенности финансирования кинематографа.