Виды финансовых правоотношений

Вопросы классификации правовых отношений всегда привле­кали внимание ученых. И это не случайно. Классификация помо­гает научному осмыслению всего массива отношений, охватывае­мых той или иной отраслью права. Она обеспечивает логическую стройность научного мышления.

Прежде всего классификация финансовых правоотношений строится на общеправовых началах классификации правоотноше­ний. Вместе с тем, в финансовом праве, в силу его отраслевой спе­цифики, могут быть выделены и специфические критерии клас­сификации правоотношений.

Исходя из основных функций права, финансовые правоотно­шения классифицируются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные правоотношения обеспечивают реализацию ре­гулятивной функции права. Учитывая, что финансовое право призвано регулировать определенную группу экономических от­ношений, т.е. закреплять их, упорядочивать деятельность субъ­ектов в этих отношениях и т.д., основная масса финансово-право­вых отношений носит характер регулятивных.

Охранительные финансовые правоотношения обеспечивают реализацию охранительной функции права. В финансовом праве они выполняют вспомогательную роль по отношению к регуля­тивным, поэтому в системе финансовых правоотношений они производны от регулятивных и их удельный вес относительно неве­лик, хотя в последние годы в связи с бурным развитием налогово­го права они стали занимать более заметное место в системе фи­нансовых правоотношений.

Финансовое охранительное правоотношение возникает в связи с нарушением финансово-правовой нормы на основе санкции финансово-правовой нормы. Его надо отличать от всякого другого, в частности, административного охранительного правоотношений, возникающего иногда в связи с нарушением финансово-правовой нормы, но на основе административно-правовой санкции.

К финансовым охранительным правоотношениям относятся те, которые возникают в связи: с налоговым правонарушением, предусмотренным в гл. 16 НК РФ. Кроме того, к охранительным финансовым правоотношениям следует отнести правоотно­шения, возникающие в связи с: а) невозвратом либо несвоевре­менным возвратом бюджетных средств, полученных на возвратной основе; б) неперечислением либо несвоевременным перечислениeм процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе (ст. 290, 291 БК РФ); в) нарушением порядка ведения кассовых операций и некото­рые другие.

Соответственно, все остальные правоотношения, возникаю­щие на основе норм финансового права, являются регулятив­ными.

Регулятивные финансовые правоотношения в свою очередь подразделяются в теории права на абсолютные и относительные. Такая классификация правоотношений базируется на особеннос­тях способа индивидуализации субъектов. Относительные право­отношения (двусторонне индивидуализированные) — это те, в ко­торых управомоченному лицу противостоит не всякий, а вполне определенный субъект, который должен совершать или не совер­шать определенные действия. Основная масса финансовых право­отношений — это относительные правоотношения, что обусловле­но методом властных предписаний с опорой на позитивные обязывания, доминирующим в финансовом праве. Здесь управомочен­ному лицу противостоит совершенно определенное обязанное лицо. К таковым относятся межбюджетные правоотношения, правоотношения по уплате в бюджет и государственные внебюд­жетные фонды налогов и неналоговых платежей, отношения по формированию финансовых фондов казенного предприятия, от­ношения по бюджетному процессу и т.д. В большинстве случаев в относительных финансовых правоотношениях управомоченное лицо имеет право требования, которому корреспондирует обязан­ность конкретного субъекта.

Абсолютные финансовые правоотношения также имеют место финансовом праве. Однако их число значительно меньше в срав­нении с относительными финансовыми правоотношениями. Абсолютные правоотношения (односторонне индивидуализированные) - это такие, в которых управомоченному лицу противостоит в качестве обязанного всякий и каждый субъект. Так, к абсолютным финансовым правоотношениям можно отнести правоотношения по установлению налогов и сборов, по выпуску внутренних государственных займов.

По характеру финансово-правовых норм финансовые правоотношения подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные финансовые правоотношения возникают аа основе материальных норм финансового права, а процессуальные, соответственно, на основе процессуальных финансово-правовых норм. «В материальных финансовых правоотношениях реализу­ются права и обязанности субъектов по получению, распределе­нию и использованию определенных финансовых ресурсов... В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юри­дическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение фи­нансовых ресурсов, их распределение и использование».

К материальным финансовым правоотношениям относятся правоотношения, содержанием которых являются: обязанность налогоплательщика уплачивать налог, а право налогового орга­на — требовать его уплаты; право предприятия обращаться к фи­нансовому органу за получением бюджетного кредита и обязан­ность финансового органа рассмотреть обращение и принять по нему решение и т.д. К процессуальным финансовым правоотно­шениям относятся правоотношения: по бюджетному процессу; возникающие в ходе производства по делам о налоговых наруше­ниях; возникающие в процессе предоставления налоговых отсро­чек и т.д.

Процессуальные финансовые правоотношения вторичны по отношению к материальным, служат гарантией реализации пос­ледних.

Финансовые правоотношения дифференцируются и по видам финансово-правовых институтов. Такая классификация акту­альна всегда, ибо позволяет в горизонтальном срезе охватить все виды отношений, составляющих предмет финансового права.

По этому критерию финансовые правоотношения подразделя­ются на отношения: а) по государственному (муниципальному) финансовому контролю; б) бюджетные; в) по финансам государст­венных и муниципальных унитарных предприятий; г) налого­вые; д) по неналоговым доходам; е) по государственному внутрен­нему долгу; ж) по сметно-бюджетному финансированию; з) по го­сударственному внебюджетному финансированию; и) по государ­ственному страхованию; к) по денежному обращению и расчетам; л) по валютному регулированию.

Финансовые правоотношения могут быть также подразделе­ны на имущественные и неимущественные на основании особенностей их объекта. Объектом имущественных финансовых правоотношений является денежная субстанция — налог, трансферт и т. д. Объектом неимущественных финансовых правоотношений таковая не является. В качестве объекта здесь выделяются: проект бюджета, бюджет как закон и плановый акт, деятельность по осуществлению финансового контроля и т.д.

К имущественным финансовым правоотношениям относятся отношения по: уплате налогов и сборов в бюджет и государствен­ные и муниципальные внебюджетные фонды; бюджетному и вне­бюджетному финансированию; уплате неналоговых платежей и др. К неимущественным финансовым правоотношениям отно­сятся отношения по: бюджетному процессу; государственному финансовому контролю; установлению налогов и предоставлению налоговых льгот и т.д.

Финансовые правоотношения могут быть классифицированы и по структуре их юридического содержания. По этому критерию они подразделяются на простые и сложные. Простые финансо­вые правоотношения характеризуются тем, что их содержание состоит из одного права и одной обязанности. В сложных финан­совых правоотношениях содержание состоит из нескольких взаи­мосвязанных субъективных прав и обязанностей.

Простые финансовые правоотношения в чистом виде, т.е. не как элемент сложного финансового правоотношения, встречают­ся в финансовом праве, как и в других отраслях права, сравни­тельно редко. Например, простым финансовым правоотношением является правоотношение по установлению налогов. Здесь праву государства в лице представительного органа власти на установ­ление налога корреспондирует обязанность не препятствовать его осуществлению.

Сложные финансовые правоотношения преобладают в финан­совом праве. Среди них: межбюджетные правоотношения, правоотношения по бюджетному (внебюджетному) процессу, налоговые правоотношения.

В каждом структурно сложном финансовом правоотношении может быть выделено основное финансовое правоотношение производные.

Основное финансовое правоотношение создает конструкцию, на которой базируются все остальные, производные финансовые правоотношения. В рамках основного финансового правоотношения в системе сложного прежде всего осуществляется непосредственное движение денежных средств, т.е. собирание, распределение и использование государством и муниципальными образованиями. К ним относятся: в налоговом правоотношении правоотношение по уплате налогов в бюджет и государственные внебюджетные фонды; в межбюджетном правоотношении — правоотно­шение по выделению трансфертов, дотаций и т.д.

В налоговом правоотношении в качестве производного может быть названо правоотношение по предоставлению налоговой отсрочки (рассрочки), правоотношение по осуществлению камеральной налоговой проверки и т.д. Ведь весь смысл налогового контро­ля заключается в том, чтобы обеспечить реализацию налоговой обязанности в определенный срок и в причитающихся суммах.

Что касается сложного процессуального правоотношения, то здесь основным правоотношением может считаться то, на кото­ром строится вся структура (или часть) финансового процесса. Например, в бюджетно-процессуальном правоотношении в каче­стве основных могут быть выделены несколько правоотношений на различных стадиях бюджетного процесса, которые дают «за­вязку» всем остальным правоотношениям, возникающим на этих стадиях. Например, на стадии рассмотрения проекта бюджета в качестве основного может рассматриваться правоотношение между Правительством РФ и Государственной Думой по поводу передачи проекта бюджета на рассмотрение в Думу.

На основе этого правоотношения, как основного, строятся про­изводные правоотношения по рассмотрению проекта бюджета в Государственной Думе в первом чтении и, в частности, правоотно­шение между Государственной Думой и Правительством РФ в связи с неудовлетворительной подготовкой проекта бюджета (воз­врат проекта бюджета в Правительство РФ на доработку, направ­ление в согласительную комиссию и др.).

В последние годы в финансовом праве стало появляться все больше правоотношений договорного типа. Например, заключа­ется договор при предоставлении налогового кредита, инвестиционного налогового кредита, при предоставлении бюджетного кредита и т.д. Однако договорная форма финансовых правоотноше­ний не меняет юридически неравного положения сторон таких правоотношений. Правительство РФ, предоставляя бюджетные кредиты, а также налоговый орган, предоставляя налоговый кредит, реализуют свою компетенцию, а предприятия, получают эти кредиты, реализуют правоспособность иного рода. Как результат этого Правительство РФ, налоговый орган и т.д. всегда принимают управленческое решение о предоставлении соответствующему субъекту бюджетного или налогового кредита. Договор — это лишь своего рода разъяснение к такому решению. Здесь финансовый орган лишь несколько конкретизируют обязанность Организации в пределах того, что предусмотрено в законе. Отсю­да, договор в вышеназванных отношениях является лишь формой реализации властных полномочий финансового органа. Соответст­венно, договорные отношения в финансовом праве также являют­ся отношениями вертикальными.

Горизонтальные финансовые правоотношения — явление до­статочно редкое. Это, например, отношения между финансовым органом и налогоплательщиком по согласованию досрочного пре­кращения действия договора о налоговом кредите или инвестици­онном налоговом кредите (п. 7 ст. 68 НК РФ).

Разграничение финансовых правоотношений возможно и по форме их проявления — на двусторонние и многосторонние.

Двусторонние финансовые правоотношения реализуются на основании волеизъявления двух сторон финансового правоотно­шения. В многосторонних финансовых правоотношениях участ­вуют более двух сторон, каждая из которых выражает индивиду­альную волю. Большинство финансовых правоотношений — дву­сторонние. К ним относятся правоотношения по: финансовому контролю, предоставлению финансовых отсрочек, рассрочек, ос­вобождений (по налогам, госпошлине и проч.); установлению на­логов и сборов; рассмотрению проекта бюджета и т.д. Однако в финансовом праве имеют место и многосторонние правоотноше­ния. Так, трехсторонними финансовыми правоотношениями яв­ляются правоотношения по бюджетному финансированию. Одной стороной этого правоотношения выступает Федеральное казна­чейство (на уровне федерального бюджета), которое выделяет бюджетные ассигнования, а другой стороной является главный Распорядитель бюджетных средств (министерство, ведомство и т.д.), которому выделяются бюджетные средства, а третьей сторо­ной является банк, через который непосредственно финансирует­ся распорядитель бюджетных средств в рамках выделенных ему ассигнований из бюджета. Здесь воля каждой стороны правоотношения абсолютно индивидуальна, направлена на действия, отличающиеся от действий другой из сторон правоотношения.

Отмечая существование в финансовом праве многосторонних Финансовых правоотношений, важно различать такие понятия, как стороны, финансового правоотношения и субъекты финансового правоотношения. Любая сторона финансового правоотношения Может быть представлена несколькими субъектами. В финансовом праве возможны ситуации, когда в двустороннем финансовом - правоотношении на одной стороне может быть несколько субъектов. Однако отличительной чертой многосторонних финансовых правоотношений от двусторонних с множеством субъектов является то, что в многостороннем правоотношении каждый субъект выражает индивидуальную волю, а в двустороннем правоотношении со множеством субъектов эти субъекты на одной стороне выражают единую волю. К двусторонним финансовым правоотношениям со множеством субъектов сегодня могут быть отнесены правоотношения с участием солидарных должников. Так, в соответствии с п. 7 ст. 50 НК РФ при реорганизации пред­приятия допускается несколько преемников в качестве должни­ков по налоговому обязательству.

24. Приведите примеры двусторонних и многосторонних фи­нансовых правоотношений.

Наши рекомендации