Тема 2.1. Анализ эффективности и принятие решений по инновациям
Лекция №7
Цель – изучить основы оценки эффективность инновационной деятельности.
Задачи:
· изучить факторы анализа эффективности инновационной деятельности;
· рассмотреть методы сравнения инновационных проектов.
Вопросы:
1. Эффективность инвестиций в инновационную деятельность.
2. Научно-технологический, коммерческий, финансово-экономический, социальный, экологический анализ.
3.Неопределенность и риски в инновационной деятельности.
4. Сравнение инновационных проектов по эффективности.
В основе любой инновационной деятельности лежит инновационный проект.
Инновацио́нный прое́кт — проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности.
Итогом разработки инновационного проекта служит документ, включающий в себя подробное описание инновационного продукта, обоснование его жизнеспособности, необходимость, возможность и формы привлечения инвестиций, сведения о сроках исполнения, исполнителях и учитывающий организационно-правовые моменты его продвижения.
Каждый инновационный проект должен содержать следующие основные разделы:
сущность инновационного проекта, обоснование его деловой привлекательности в резюмирующей форме;
предприятие, реализующее инновационный проект, полные сведения о его деятельности, юридическом статусе, возможностях;
продукт, его характеристику;
анализ рынков сбыта продукции, конкуренции;
описание стратегии маркетинга инновационного продукта;
описание организация производственного процесса;
описание организация управления;
описание рисков и способов их страхования;
описание стратегии финансирования.
Разработка инновационного проекта включает в себя три основные стадии.
Первая стадия - предынвестиционная. Данный этап предусматривает поиск, разработку замысла, концепции проекта, оценку его осуществимости и обоснование жизнеспособности инновационной идеи; проведение предпроектных исследований (научных, маркетинговых), разработку технико-экономического обоснования, анализ эффективности инновационной деятельности.
Поиск идеи для инновационного проекта может производиться: - на основе последних научных разработок и исследований, - анализа потребительского спроса (маркетинговых исследований, опросов потребителей). Каждая инновационная идея должна быть рассмотрена с позиции ее перспективности и жизнеспособности. Жизнеспособность идеи зависит от множества факторов:
- уникальность проекта, наличие конкурентов и похожих проектов;
- наличие научных разработок и исследований по данному проекту;
- наличие очевидной пользы (выгоды) для потребителя, заложенной в инновационном продукте;
- наличие потребности в продукте, портрет потребителя, объем рынка;
- соотношение затрат на реализацию проекта и коммерческого эффекта;
- наличие исходного капитала или возможности приобретения займа/кредита;
- масштабность проекта, сроки исполнения и окупаемости, необходимость дополнительных вложений;
- маркетинговая стратегия, варианты позиционирования продукта;
- уровень профессионализма и личной заинтересованности исполнителей проекта;
- юридическая защищенность проекта
- соответствие законодательству, необходимость получения сертификатов, лицензий, наличие патентов, авторских прав, возможность получения поддержки со стороны государства (субсидий, льгот).
Логическим завершением первой фазы является принятие решения о целесообразности исполнения инновационного проекта и инвестирования.
После этого начинается разработка документации и подготовка к реализации.
Вторая стадия - инвестиционная. На этой стадии происходит вложение денег и материальное воплощение проекта, его реализация. Проведение торгов, заключение договоров, разработка планов и графиков работ, производство работ, мониторинг и контроль, пуск.
Третья стадия – эксплуатационная. Предполагает она уже непосредственное осуществление инновационной деятельности в соответствии с проектом. Здесь происходит и мониторинг показателей, разрешение конфликтов и корректировка проекта.
Как правило выведение на рынок инновационных продуктов, требует инвестирования и необходимо обосновать целесообразность вложения денег и возможность получения прибыли от инновации. Важная задача исследовательской части проекта - доказать, что идея не только является инновационной, но и будет принята рынком.
В основе оценки эффективности инновационного проекта лежит оценка эффективности инвестиций в инновационную деятельность.
Реализации любого инновационного проекта, то есть процесса по созданию и выведению на рынок инновационного продукта (особенно в условиях рыночного хозяйствования) должно предшествовать решение двух взаимосвязанных методических задач:
1) оценка выгодности каждого из возможных вариантов осуществления проекта;
2) сравнение вариантов и выбор наилучшего из них.
Для определения эффективности инновационной деятельности и принятия решения по выбору проекта, инвестированию необходимо провести рассмотрение и анализ: экологический, финансово-экономический, коммерческий, социальный, научно-технический.
Коммерческий анализ.
Поскольку именно рынок определяет успех или неудачу инновационных проектов их коммерческий анализ должен быть первоочередным и максимально детальным.
Основные направления коммерческого анализа это оценка рыночной перспективы и вопросов снабжения необходимыми ресурсами, сможет ли спрос на продукцию обеспечить ее реализацию по достаточно высокой цене? Во многом это зависит от:
- наличие очевидной пользы (выгоды) для потребителя, заложенной в инновационном продукте;
- наличие потребности в продукте, портрет потребителя;
- уникальность проекта, наличие конкурентов и похожих проектов;
- на какой рынок ориентирован выпуск инновационной продукции (местный, региональный, национальный, внешний), достаточна ли емкость этого рынка, т.е. сможет ли спрос на продукцию обеспечить ее реализацию по достаточно высокой цене, объем рынка;
- организации снабжения проекта необходимыми ресурсами, определения рыночных каналов снабжения проекта ресурсами, их возможности поставить ресурсы в необходимые сроки, необходимости создания новых каналов снабжения проекта и т.п.