Глава 7. Определение категории качества обслуживания долга
7.1. Внутрибанковской методикой установлены также другие существенные факторы, принимаемые во внимание при классификации ссуд, выданным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, указанные ниже.
Внутрибанковской методикой установлены критерии оценки качества обслуживания заемщиком основного долга, которые включают в себя непосредственно качество обслуживания долга, наличие реструктуризации ссуд, а также кредитную историю заемщика.
В зависимости от качества обслуживания заемщиком долга ссуды относятся в одну из трех категорий: хорошее, среднее, плохое обслуживание долга.
7.1.1. Обслуживание долга по ссуде может быть признано хорошим, если:
- платежи по основному долгу и процентам осуществляются своевременно и в полном объеме
- при наличии реструктуризации, если на то есть причины связанные с развитием бизнеса;
- имеется единичный случай просроченных платежей по основному долгу и (или) процентам в течение последних 180 календарных дней, в том числе:
по ссудам, предоставленным юридическим лицам, - до пяти календарных дней включительно.
7.1.2 Обслуживание долга по ссуде не может быть признано хорошим, если:
- платежи по основному долгу и (или) по процентам осуществляются за счет денежных средств и (или) иного имущества, предоставленных заемщику Банком прямо либо косвенно (через третьих лиц), либо Банк, прямо или косвенно (через третьих лиц) принял на себя риски (опасность) понесения потерь в связи с предоставлением заемщику денежных средств и (или) иного имущества, кроме случаев, когда ссуда предоставлена Банком в целях погашения долга по ранее предоставленной ссуде заемщику, финансовое положение которого на протяжении последнего завершенного и текущего года может быть оценено как хорошее в соответствии с главой 5 и 6 настоящего Положения;
- ссуда реструктурирована, то есть на основании соглашений с заемщиком изменены существенные условия первоначального договора по ссуде в сторону, более благоприятную для заемщика, в том числе если указанные соглашения предусматривают увеличение сроков возврата основного долга, снижение процентной ставки, за исключением изменения процентной ставки, осуществляемого в соответствии с условиями договора, увеличение суммы основного долга, изменение графика уплаты процентов по ссуде, изменение порядка расчета процентной ставки, кроме случаев, когда платежи по реструктурированной ссуде осуществляются своевременно и в полном объеме, а финансовое положение заемщика на протяжении последнего завершенного и текущего года может быть оценено не хуже, чем среднее в соответствии с главой 5 и 6 настоящего Положения;
- имеется случай просроченных платежей по основному долгу и (или) по процентам в течение последних 180 календарных дней, в том числе:
по ссудам, предоставленным юридическим лицам, - от шести до 30 календарных дней включительно,
по ссудам, предоставленным физическим лицам, - от 31 до 60 календарных дней включительно;
- ссуда прямо либо косвенно (через третьих лиц) предоставлена заемщику Банком в целях погашения долга по ранее предоставленной ссуде либо Банк, прямо или косвенно (через третьих лиц) принял на себя риски (опасность) понесения потерь в связи с предоставлением заемщику денежных средств в указанных целях, при условии отсутствия просроченных платежей по новой ссуде, а также при условии, что по ранее предоставленной ссуде обслуживание долга признавалось хорошим, а финансовое положение заемщика не может быть оценено как хорошее в соответствии с главой 5 и 6 настоящего Положения.
7.1.3. Обслуживание долга признается плохим, если:
- имеются просроченные платежи по основному долгу и (или) по процентам в течение последних 180 календарных дней:
по ссудам, предоставленным юридическим лицам, - свыше 30 календарных дней;
- ссуда реструктурирована, и по ней имеются просроченные платежи по основному долгу и (или) по процентам, а финансовое положение заемщика оценивается как плохое в соответствии с пунктом 3.3 настоящего Положения;
- ссуда предоставлена заемщику Банком прямо либо косвенно (через третьих лиц) в целях погашения долга по ранее предоставленной ссуде, либо Банк прямо или косвенно (через третьих лиц) принял на себя риски (опасность) понесения потерь в связи с предоставлением денежных средств заемщику, чье финансовое положение не может быть оценено лучше, чем среднее, в соответствии с главой 3 и 4 настоящего Положения при условии, что ранее предоставленная ссуда была отнесена по качеству обслуживания долга к категории ссуд со средним обслуживанием долга по основаниям, изложенным в подпункте 7.1.2 настоящего Положения для указанных ссуд либо при наличии просроченных платежей по новой ссуде;
- качество обслуживания долга не может быть признано хорошим или средним в соответствии с подпунктами 7.1.1 и 7.1.2 настоящего Положения или качество обслуживания долга не оценивается в соответствии с подпунктом 7.1 настоящего Положения.
7.2.Следует отметить, что Банк принимает во внимание количество реструктуризаций у одного заемщика, выраженное в коэффициентном значении (чем больше значение коэффициента, тем выше значение резерва на возможные потери по ссудам):
К = р/с
где: К – усредненное значение реструктуризации долга;
р – количество реструктуризаций;
с – количество ссуд.