Причины автоматизации холдингов
История развития информационных систем и технологий управления предприятием. Первые заводы, первые проблемы управления большим предприятием. Индустриальная революция. Роль человеческих отношений в производственном процессе. История применения информационных технологий в управлении предприятием во второй половине ХХ века.
ОтветПоявлялись первые заводы, а вместе с ними и первые проблемы управления большим предприятием. Соответственно, росла и роль науки в области управления производством. Общепризнанными историческими событиями, которые привели к современным промышленным технологиям, явились следующие:
Индустриальная революция — период великих открытий:
- изобретение Джеймсом Ваттом в 1769 г. парового двигателя, заменившего энергию человека и животных энергией машин;
- открытие и разработка богатых месторождений каменного угля и железной руды;
- описание Адамом Смитом в 1776 г. разделения труда и специализации, являющихся средством повышения эффективности и послуживших толчком к изобретению специализированного оборудования;
- предложение в 1790 г. Эли Уитнеем использования сменных частей, позволившее при производстве стандартной продукции изменять ее по заказам клиентов без участия квалифицированных мастеров.
Научное управление — период формализации теории управления:
- выход в свет в 1911 г. книги Фредерика Тейлора «Принципы научного управления», в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления;
- изучение элементарных движений и затрачиваемого на них времени рабочих. Наиболее известны здесь труды Френка и Лилиан Гилбрет, которые изменяли рабочие операции так, чтобы устранить непродуктивные движения;
- применение Генри Ганттом диаграмм планирования работ;
- внедрение Генри Фордом сборочной линии, сокращающей время сборки автомобиля во много раз. Сборочные линии (или конвейеры) позволили выпускать большие объемы стандартной продукции — перейти к массовому производству.
Роль человеческих отношений в производственном процессе:
- Элтон Мэйо высказал мысль, что на рабочих воздействуют не только требования руководства и материальные стимулы, но и отношение коллег;
- Абрахам Маслоу, Фредерик Херцберг, Дуглас МакГрегор и другие разработали разнообразные теории мотивации и рабочих отношений.
Вторая половина XX века является периодом великих научных достижений:
- в области научного управления — разработка математических методов для решения производственных проблем. Сюда в первую очередь относятся методы линейного программирования и появление цифрового компьютера, использование математического моделирования и теории модели массового обслуживания;
- революция качества, заключающаяся в применении новых методов организации производства, нацеленных на резкое повышение качества продукции. Техническими средствами в данной области, впервые использованными японскими предприятиями, являются мелкосерийное производство, производство «точно-в-срок», а также систем «Всеобщего управления качеством»;
- информационные технологии — интегрированное компьютерное производство, гибкие производственные системы, появление «всемирной паутины» WWW и т. п.;
- тенденция к глобализации — возрастающие масштабы торговли между странами привели к появлению транснациональных компаний и усилению конкурентной борьбы между странами.
- В 50-х годах началось применение компьютеров в управлении производством. Первый компьютер дли этих целей был установлен в 1954 г. в компании General Electric. В этот период компьютеры применяются для снижения стоимости и трудоемкости работ но управлению. К ним относятся расчеты в бухгалтерии, на складах, формирование отчетности. В качестве программного обеспечения используются отдельные программы.
- В 60-е годы получают развитие методы, направленные на совершенствование систем принятия решений. К ним относятся методы линейного программирования, теории расписаний, управления проектами. Появились и первые пакеты прикладных программ для управления производством, например PICS — Production and Inventory Control System. Выполнены исследования по разработке архитектуры СУБД — систем управления базами данных и появились первые подобные системы. В целом перечисленные системы и методы применялись редко и локально.
- К середине 60-х годов в СССР была создана система экономико-математических исследований, Усилиями исследователей в академических и отраслевых институтах, вузах и на предприятиях были разработаны первые модели внутризаводского планирования.
- В 70-е годы программное обеспечение для целей управления использовалось многими предприятиями. Была разработана и воплощена концепция производственных информационных систем. Ее цель — обеспечить управленцев всех уровней необходимой информацией при решении задач управления по наиболее важным направлениям — прогнозирование спроса, снабжение, управление запасами, планирование, оперативное управление. Примером таких систем явились системы типа MRP — Material Requirements Planning (Планирование материальных потребностей). Набирающий силу процесс интеграции функций управления привел к созданию систем типа MRPI1 — IBM Manufacturing Resource Planning (Планирование производственных ресурсов).
- В 80-е голы на первый план выходит проблема создания CIM — Computer Integrated Manufacturing (Компьютерное интегрированное производство). Для систем этого класса характерны следующие признаки. Во-первых, использование для управлении производством полнофункциональных систем типа ERP — Enterprise Resource Planning (Планирование ресурсов предприятия). Во-вторых, использование и интеграция с ERP-системами систем типа CAD/CAM — Computer-aided design (Система автоматизации проектирования) /Computer-aided manufacturing (Система автоматизации производства).
- В 90-е годы получают развитие системы принятия решений, экспертные системы и системы искусственного интеллекта.
- Работы в области совершенствования методов управления и автоматизации проводились и в России (прежде, в СССР). На этом пути был выполнен ряд значительных работ, в том числе фундаментальных.
- С середины 70-х до конца 80-х годов развитие АСУП в технологическом плане шло по пути перевода информационного обеспечения из файловых систем в среду различных систем управления базами данных (СУБД), комплексирования технических средств и наращивания их мощности, расширения состава решаемых задач.
- Новый этап был связан с появлением ПЭВМ. Главной его особенностью стало приближение вычислений непосредственно к рабочему месту управленца. Новые графические средства и математическое обеспечение позволили сделать качественный скачок в создании дружественного пользовательского интерфейса.
В 90-е годы получил развитие процесс внедрения комплексных решений на основе локальных сетей, мощных СУБД, новых технологий проектирования и разработки.
Организационные формы корпоративной модели бизнеса. Понятие корпорации и холдинга. Причины и потребности автоматизации подобных структур. Понятие корпоративной информационной системы.
Ответ
Корпора́ция (от новолат. corporatio — объединение) — юридическое лицо, которое, будучи объединением физических лиц, при этом независимо от них (то есть самоуправляемо). В широком смысле под корпорацией можно понимать всякое объединение с экономическими целями деятельности.
Юридическое отделение корпорации от её участников даёт ей преимущества, недоступные другим формам объединений, например обществам с ограниченной ответственностью. Конкретный правовой статус и правоспособность корпорации определяется местом её создания.
Учредители и/или предприниматели часто создают предприятия в форме акционерных обществ и, поскольку в настоящее время эта форма предприятий преобладает, термин «корпорация» применяется как синоним термину «акционерное общество».
Хотя корпоративные права варьируется в разных юрисдикциях, есть четыре признака корпорации:[1]
· Юридическое лицо
· Ограниченная ответственность
· Свободная продажа акций
· Централизованное управление советом директоров
· Хо́лдинг (от англ. holding «владение») — совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний.
· Помимо простых холдингов, представляющих собой одно материнское общество и одно либо несколько контролируемых им дочерних обществ (о которых говорят, что они по отношению друг к другу являются «сестринскими» компаниями), существуют и более сложные холдинговые структуры, в которых дочерние общества сами выступают в качестве материнских компаний по отношению к другим («внучатым») компаниям. При этом материнская компания, стоящая во главе всей структуры холдинга, именуется холдинговой компанией.
· Контроль материнской компании за своими дочерними обществами осуществляется как посредством доминирующего участия в их уставном капитале, так и посредством определения их хозяйственной деятельности (например, выполняя функции их единоличного исполнительного органа), так и иным предусмотренным законодательством образом.
Причины автоматизации холдингов
Разумеется, холдинги нуждаются в автоматизации своей деятельности. Большинство предпочитают внедрять на своих предприятиях мощные системы класса ERP, такие как SAP Business Suite, Microsoft Dynamics AX и т. п. Из множества причин, которые побуждают холдинги к автоматизации, можно выделить три основные.
1. Автоматизация и повышение эффективности бизнес-процессов
Бизнес-процессы холдинговых структур, как правило, достаточно сложны и построены с учетом многогранных взаимодействий компаний холдинга не только с внешним миром, но и внутри себя. Поэтому возникает много участков, где требуется автоматизация рутинной деятельности сотрудников, построение интерфейсов передачи данных между различными системами и т. д. В ходе автоматизации, кроме того, часто удается локализовать «узкие места» бизнеса, которые снижают эффективность деятельности. Часть из них можно устранить с помощью автоматизации, часть — посредством реинжиниринга бизнес-процессов и усовершенствования внутренних регламентов работы.
2. Соответствие корпоративным стандартам
Если холдинг состоит из множества компаний, которые нередко исторически развивались обособленно друг от друга, в них весьма трудно вести учет (особенно управленческий) по единым стандартам, а также обмениваться данными по стандартизированным протоколам. В случае, когда управляющая (материнская) компания считает необходимой стандартизацию бизнес-процессов, положений учетной политики, построения отчетности, единых интерфейсов передачи данных и т.п., учет хозяйственной деятельности, планироваие ресурсов предприятия и построение отчетности в единой системе автоматизации является хорошим решением.
3. Повышение капитализации
Крупные компании, многие из которых являются холдингами, стремятся улучшить свои основные финансовые показатели. Часто это связано с выходом на международный рынок, либо с эмиссией акций холдинга для привлечения инвестиций. Один из способов повышения инвестиционной привлекательности — увеличение капитализации компании, которое достигается закупкой дорогостоящих основных фондов. Нематериальные активы, например системы автоматизации, в этом случае являются весьма выгодным вложением, так как помимо увеличения стоимости активов дают ощутимый положительный результат от использования.