Самооценка и ее роль в развитии и совершенствовании менеджмента качества
С принятием в 1987 г. международных стандартов ИСО серии 9000 введены в действие единые для всех организаций международно признанные правила менеджмента качества. По мере все более масштабного внедрения систем качества начинается период переоценки ценностей и совершенствования методологии менеджмента качества.
Одним из направлений является такое совершенствование менеджмента качества, как самооценка. Одной из ее форм является сертификация — внешняя оценка системы менеджмента качества третьей стороной. Ее проведение вызвано заботой об имидже фирмы, стремлением «хорошо выглядеть» в глазах клиентов и общества.
Проведение внутренней оценки обусловлено стремлением улучшить управляемость и эффективность всей организации, а также стремлением найти и устранить недостатки до того, как их обнаружат клиенты, конкуренты или аудиторы органа по сертификации.
Главные содержательные аспекты самооценки:
• развитие персонала (обучение, мотивация развития потенциала, коммуникация, делегирование полномочий);
• учет интересов всех заинтересованных сторон — потребителей, персонала, поставщиков и субподрядчиков, собственников, инвесторов, всего общества в целом и даже конкурентов;
• управление процессами.
На рис. 1.16 представлена структура показателей самооценки организации (на примере Российского морского регистра судоходства РМРС), которая учитывает модели самооценки и процессного подхода. Методологической базой такой самооценки является модель Премии Правительства Российской Федерации в области качества в сочетании с элементами самооценки и с требованиями МС ИСО серии 9000:2000.
Аудит, как инструмент самооценивания, может быть внутренним и внешним. Внутренний аудит, или аудит первой стороной, проводи гея сотрудниками предприятия или от его имени. Аудит осуществляют сотрудники, не несущие прямой или косвенной ответственности за работу проверяемых подразделений.
Внешний аудит проводится внешними по отношению к предприятию организациями — заказчиком продукции или, например, органом сертификации. Когда аудит осуществляется заказчиком продукции, он называется аудитом второй стороной.
Практикуются следующие формы аудита второй стороной:
• полный аудит на соответствие определенному стандарту;
• частичный аудит, касающийся какого-либо аспекта деятельности предприятия;
• вспомогательный аудит, проводимый заказчиком при наличии нескольких претендентов на заключение контракта;
• аудит соблюдения требований контракта.
Внешний аудит, проводимый независимой от предприятия и заказчика организацией, называется аудитом третьей стороной. Данный вид аудита используется при сертификации.
Из рассмотренных видов аудита качества наибольшую степень подтверждения обеспечивает аудит третьей стороной, что обусловливается его масштабностью, глубиной и более высокой квалификацией проводящих его специалистов.
Процессы технадзора |
Процессы сертификации |
Процессы классификации, разработки правил и экспертизы |
Процессы системы менеджмента |
Процессы подготовки персонала |
Входные данные • Политика и стратегия. • Планирование и управление. Персонал. Процессы • сертификации • Ресурсы. • Основные фонды. • Информация (фонд ПТД, количество компьютеров). • Финансы. • Структура поднадзорного флота и других объектов |
Выходные данные | |
По процессам | По результатам деятельности |
Численность флота, улучшение качества, риски собственников и другие | Удовлетворенность персонала |
Численность флота, улучшение качества, несоответствия, задержание PSC (портовыми властями государства), доходы и т. д. | Удовлетворенность персонала |
Количество и структура сертифицированных объектов, несоответствия, затрач ы, уровень доходов, улучшение качества, риски собственников и др. | Удовлетворенность персонала. Финансовые результаты |
Реализация политики и стратегии, выполнение запланированных мероприятий, количество выявленных и устраненных несоответствий и претензий и др. | П роизводительность труда. Эффективность |
Качество, количество, время, затраты и др. | Результативность |
Рис. 1.16. Структура самооценки Российского морского регистра судоходства
Участниками аудита системы качества, согласно ИСО 10011-1, являются: заказчик, аудитируемая организация или аудитируемое подразделение, аудитор и главный аудитор. Главный аудитор (руководитель аудита) несет полную ответственность за все этапы аудита. Он должен быть компетентным и опытным в области общего руководства качеством, а также должен быть наделен полномочиями принимать окончательные решения в спорных ситуациях, возникающих в ходе аудита.
Схема взаимодействия участников аудита системы качества показана на рис. 1.17.
Адаптируемый персонал |
Руководитель службы качества |
Аудиторы |
Главный аудитор |
Руководитель аудитируемого подразделения |
Рис. 1.17. Схема взаимодействия участников аудита системы качества
При формировании методического обеспечения деятельности аудиторов могут быть использованы подходящие, но разработанные за пределами предприятия правила и методические процедуры.
Процесс проведения внутреннего аудита описан в шести документах системы качества:
• СТП СК 9001.24-2000 «Внутренний аудит СК. Организация проведения»;
• МО СК 9001.01-98 «Методика проведения внутреннего аудита»;
• ИК СК 9001.01-98 «Порядок проведения аудита на основе использования опросного листа»;
• ИК СК 9001.08-98 «Эксперт-аудитор СК»;
• ИК СК 9001.09-98 «Главный эксперт-аудитор СК»;
• ИК СК 9001.10-99 «Аттестация внутренних экспертов-аудиторов».
Годовой план текущих аудитов системы качества разрабатывается службой качества и утверждается руководителем предприятия. Планирование конкретных аудитов может осуществляться по следующим вариантам:
• вертикальный аудит», т. е. аудит запланированных мероприятий но всем элементам системы качества, выполняемых в конкретном подразделении предприятия (например, в отделе главного технолога);
• «горизонтальный аудит», т. е. аудит запланированных мероприятий по определенному элементу системы качества (например, ответственность руководства) в различных подразделениях предприятия. Достоинством этого варианта является возможность оценить взаимодействие различных подразделений при функционировании любого элемента системы качества.
Выбор варианта связан с организационными соображениями, взятыми за основу при планировании. Так, на этапе разработки системы качества и доведения се до требований определенного стандарта ИСО целесообразно использование первого варианта, в дальнейшем — второго.
Представим описание четырех методов оценивания в четырех областях: функционирование TQM, оценивание кадровой политики, использование и приложения инструментов и методик, а также организация и менеджмент процесса проектирования и разработки новых изделий. Эти методы можно использовать для поддержки массива данных, требуемых моделью европейского фонда управления качеством (EFQM) и американской премией за качество М. Болдриджа (MBNQA).
Большинство признанных методов самооценивания и инструментов аудит нацелены на анализ деятельности организации и ее результатов и сравнение их с заранее заданной моделью, служащей некой точкой отсчета или эталоном системы. Таким способом можно оценить прогресс в удовлетворении требований к совершенству бизнеса. Подобная оценка фокусируется на выявлении требуемых усилий и имеющихся возможностей улучшения в отношении некоторого набора заданных критериев. Кроме общепризнанных моделей, существуют другие инструменты оценки элементов TQM и различных аспектов деятельности организации.
Они включают:
• аудит как инструмент поддержки TQM;
• аудит как инструмент самооценивания кадровой политики в среде TQM;
• метод оценивания эффективности инструментов и технических приемов в управлении качеством, а также метод оценивания, относящийся к организации и менеджменту разработки новых изделий.
Эти инструменты дополняют методы самооценивания на соответствие модели EFQM. Покажем, как применяются эти инструменты.
Аудит как инструмент поддержки всеобъемлющего управления качеством (TQM)
Назначение данного инструмента — выявить факторы, влияющие на функционирование TQM; выявить конкретные предопределенные факторы, которые, считается, могут оказать пагубное воздействие на TQM. Компании часто с неохотой берутся за борьбу с такими недостатками, поскольку их устранение требует действий, имеющих Дсыекоидущие последствия. Упомянутые факторы исследуются в рамках пяти категорий: внутренняя/внешняя среда; стиль управления; кадровая политика; организационная структура и процесс перемен (табл. 1.10).
Таблица 1.10