Государственное регулирование фондового рынка


Фондовая политика


Сегодня прежде всего необходима активная государственная политика, направленная на восстановление отечественного рынка ценных бумаг. Произошедший кризис еще раз убедил сомневающихся в необходимости усиления государственного регулирования, особенно в вопросах обеспечения безопасности рынка ценных бумаг в переходный период, который переживает Россия. Решение данной проблемы в первую очередь должно найти отражение в концепции развития рынка ценных бумаг, законодательстве, отвечающем национальным интересам России и устанавливающем правила поведения его участников, в вопросах формирования инфраструктуры и системы ее регулирования.

Государственная экономическая политика является структурной и состоит из нескольких отдельных политик - финансовой, налоговой, инвестиционной, инновационной.

Фондовая политика, как и любая другая, включает принципы, методологию, стратегию и тактику.

Фондовая политика - это государственная политика, поэтому ее следует рассматривать в аспекте роли государства в сфере выпуска и оборота ценных инвестиционных бумаг. Эту роль можно толковать как функцию управления, функцию участия, функцию влияния, функцию регулирования. Относительно фондового рынка государство выполняет любую из этих функций, но приоритет, безусловно, остается за функцией регулирования. Регулирование обеспечивает оптимальный уровень влияния государства на фондовый рынок.

Решение глобальных задач невозможно без регулирования фондового рынка государством. Это обстоятельство дополнительно усиливается тем, что фондовому рынку присущее движение капиталов, которое обеспечивается оборотом разнообразных видов ценных бумаг и их производных, которые находятся в тесной зависимости от законодательной базы и системы правоотношений собственности. Не случайно, как свидетельствует опыт экономически развитых стран, фондовый рынок есть одним из наиболее регламентированных и «зарегулированных» в отличие, например, от товарных или валютных рынков. Тот же опыт свидетельствует о том, что на фондовом рынке постоянно сталкиваются интересы разных его участников. Итак, и в этом отношении роль государства, как регулирующего органа, очень важна. Только государство имеет средства и возможности для серьезного противодействия отрицательным проявлениям на свободном рынке ценных бумаг.

Вместе с тем не следует забывать, что фондовый рынок развивается лишь тогда, когда государство не превышает границ своего непосредственного вмешательства в процесс привлечения частных инвестиционных ресурсов и вложение их в экономику страны.

Имеется три главных обстоятельства, требующих коренного пересмотра государственной политики на рынке ценных бумаг.

Во-первых, проведение приватизации под лозунгом будущего повышения стоимости акций приватизированных предприятий предполагало осуществление уже с 1996-1997 гг. государственных мероприятий по массовому выводу новых акционерных обществ на фондовый рынок. Вместо этого преемственность государственной политики не была обеспечена, задача создания массового фондового рынка для приватизированных акционерных обществ даже не была поставлена. В итоге, десятки миллионов акционеров и многие тысячи акционерных обществ ощущают себя обманутыми государством, которое даже не попыталось завершить цели и задачи приватизации, а отсутствие возможности выхода на фондовый рынок резко ограничило привлечение инвестиций, особенно в реальный сектор экономики.

Во-вторых, фактическое создание узкого внутреннего рынка для десятка акций при сотнях «статистов» привело к тому, что фондовый рынок не имел значения для развития тысяч приватизированных АО. Рынок развивался как узко спекулятивный, нацеленный на интересы незначительного количества западных инвестиционных компаний. Эта политика потерпела очевидный крах, и ее приоритеты должны быть изменены, в том числе в интересах противодействия утечке капитала за рубеж.

В-третьих, мировая практика показывает, что даже высокоразвитые страны, где сильный фондовый рынок не балансирует валютный рынок и банковскую систему, периодически попадают в ситуацию финансового кризиса. В России же отсутствие возможности оттока средств с валютного рынка на фондовый стало одной из причин кризиса августа 1998 года. Именно поэтому нужны неотложные меры по восстановлению фондового рынка, а не только долгосрочные, отложенные на годы мероприятия.


Механизм регулирования


Для создания эффективных механизмов рынка ценных бумаг, обеспечивающих переток инвестиций в реальный сектор экономики, необходим комплекс мер нормативно-законодательного, организационного, экономического, политического, социально-психологического характера, направленный на создание динамично развивающейся устойчивой системы функционирования российского фондового рынка. Таким образом, усиление роли государства в формировании, регулировании и обеспечении безопасности отечественного рынка ценных бумаг является жизненно важной необходимостью и требует принятия руководством страны соответствующих мер.

Стратегия и тактика фондовой политики фиксируются в нормативно-правовых и методических документах. Законодательное регулирование фондового рынка России - это многоуровневая структура, в основу которой положены конституционные принципы. Законодательное регулирование отношений и деятельности на фондовом рынке в России осуществляется специальными законами:

. «О ценных бумагах и фондовой бирже»

. «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в России

. «О хозяйственных обществах.

С целью приведения в соответствие фондового рынка и его дальнейшее развитие Президентом РФ на протяжении нескольких лет были подготовлены указы, среди которых наиболее значащим для фондового рынка стали «О корпоратизации», «Об Инвестиционных фондах и инвестиционных компаниях», «О Государственной комиссии по ценным бумагам и фондового рынка».

Для обеспечения проведения финансовой и инвестиционной политики в России в соответствии с законами РФ и указами Президента для оперативного осуществления соответствующих мероприятий и развития фондового рынка Кабинет Министров РФ в рамках своей компетенции издает постановления и распоряжения, в том числе относительно обработки соответствующих законодательных актов о ценных бумагах, их выпуска и оборота в России. При этом большое внимание отводится государственным ценным бумагам.

Координацию деятельности государственных органов по вопросам функционирования в России рынка ценных бумаг возложен на Государственную комиссию по ценным бумагам и фондового рынка. Для этого создан Координационный совет, в состав которого входят руководители вышеназванных государственных органов.


Контрольная функция государства


Основную задачу о внедрении контрольного механизма взяла на себя Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовым рынкам. В этом можно убедиться, ознакомившись с перечнем полномочий, которыми наделена Комиссия в соответствии с действующим законодательством РФ. Ей предоставлено право:

- проводить проверки и ревизии участников фондового рынка;

- контролировать достоверность информации, которая подается эмитентами и лицами, которые осуществляют профессиональную деятельность на фондовом рынке, и ее соответствие установленным стандартам;

- контролировать вместе с другими исполнительными органами полиграфическую базу, которая выпускает ценные бумаги;

- изымать на время проведения проверок документы, которые подтверждают факты нарушения законодательных актов о ценных бумагах;

- диктовать эмитентам и лицам, которые осуществляют профессиональную деятельность на фондовом рынке, фондовых биржах обязанности для выполнения распоряжения по устранения нарушений законодательства о ценных бумагах и требовать предоставления необходимых документов в соответствии с действующим законодательством;

- в случае нарушения законодательства по ценным бумагам и нормативным актам выставлять предупреждение, приостанавливать на срок до одного года размещение и оборот ценных бумаг того ли другого эмитента, а также аннулировать их;

- в случае нарушения фондовой биржей законодательства по ценным бумагам, устава и правилах фондовой биржи прекращать торговлю на фондовой бирже для устранения таких нарушений;

- в случае выявления признаков правонарушение в виде выпуска в обращение или размещение ценных незарегистрированных бумаг или деятельности без лицензии, прекращать все операции по банковским счетам.

- накладывать административные взыскания и штрафы, применять другие санкции за нарушение действующего законодательства к юридическим лицам и их сотрудников вплоть до аннулирования разрешений на осуществление профессиональной деятельности на фондовом рынке;

- с целью защиты интересов инвесторов и граждан ставить вопрос об увольнении с должностей руководителей фондовых бирж, депозитариев и других учреждений инфраструктуры фондового рынка в случае несоблюдения ними действующего законодательства РФ;

- направлять материалы в органы Антимонопольного комитета России в случае выявления нарушений антимонопольного законодательства;

- направлять материалы о фактах правонарушений, по которым предусмотрены административная и уголовная ответственность, в правоохранительные органы.

Механизм контроля отличается от надзора. Он включает такие мероприятия:

а) проведение плановых и внеплановых проверок деятельности участников фондового рынка;

б) выяснение всех обстоятельств нарушения законодательства на основании анализа разнообразной информации, необходимой для детального расследования случая;

в) создание системы внутреннего контроля с помощью внедрения в деятельность профессиональных участников фондового рынка.

Все разновидности и формы государственного контроля взаимосвязаны.


Наши рекомендации