Тема 14. Антикризисный менеджмент персонала
1. Управление персоналом в кризисной ситуации.
2. Принципы антикризисного управления персоналом.
3. Кадровая политика.
4. Формирование инновационного стиля управления менеджера
Преодоление кризисной ситуации подразумевает под собой объединение всех организационных структур, их комплексную работу и взаимодействие. Без этого невозможно добиться положительного результата. Немаловажную роль здесь играет персонал, от работы которого во многом зависит качество реализации выбранной антикризисной стратегии. Управление персоналом имеет важное значение для любой социально-экономической системы и не только в кризисной ситуации. Без грамотного подбора персонала и его распределение невозможно добиться поставленной цели. Особенно остро вопрос встает в период кризиса.
До недавнего времени понятие «управление персоналом» занимало второстепенное значение и подвергалось поверхностному рассмотрению. Однако с резким толчком развития менеджмента вопрос об управлении персоналом и особенно в антикризисной ситуации, вышел на новый уровень. Сегодня многие специалисты называют персонал и трудовые ресурсы одним из определяющих факторов развития социально-экономической системы.
Но для эффективной работы людей нужен эффективный руководитель. Понятие «руководитель» имеет несколько уровней:
1) руководитель организации (собственник или директор);
2) заместители главного руководителя, исполняющие в его отсутствие функции непосредственного руководства;
3) руководители отделов, служб, цехов и т.д.
4) заместители вышеназванных руководителей.
Управление персоналом – это комплексная организация управленческими структурами, включающая в себя, помимо вопросов производственного характера, следующие основные части:
1) подбор необходимых кадров и их распределение;
2) выделение карьерных линий и направлений;
3) обучение персонала, повышение квалификации;
4) создание благоприятных условий работы и оплаты труда;
5) возможность креативного подхода и инновационных предложений.
В основе формирования различных программ и стратегий по управлению персоналом лежат принципы – теоретические правила и нормы, на основе которых создается и определяется дальнейшая деятельность персонала. Принципы содержат в себе экономические и социальные законы, основы менеджмента и управления, т.е. являются совокупность всех научных знаний для создания эффективного регулирования деятельности персонала в социально-экономической системе.
Общие принципы охватывают весь персонал организации в целом и являются основополагающими для формирования управленческой политики.
1. Принцип системности – предполагает рассмотрение всех сотрудников и категорий работников как единой динамической системы.
2. Принцип правовой и социальной защиты – предусматривает неукоснительное соблюдение государственного законодательства и правовых актов.
3. Принцип равных возможностей – создание одинаковых условий для различных социальных, национальных и половых групп.
4. Принцип командности – для успешного осуществления деятельности и реализации новых проектов практикуется создание команд (групп специалистов, объединенных общей идеей и взаимодействующих внутри себя для достижения цели).
5. Принцип индивидуального подхода к каждому сотруднику лежит в основе организации успешной деятельности.
Кадровая политика – это совокупность целей, идей, принципов, потребностей и задач, определяющих структуру управления персоналом в процессе всего существования социально-экономической системы.
Состав кадровой политики:
1) Выделение общих принципов кадровой политики, разработка задач и целей;
2) Кадрово-организационная политика – формирование структуры персонала, создание трудовых резервов;
3) Финансовая политика – формирование системы оплаты труда, распределения средств, создание материально-денежных стимулов для эффективной деятельности сотрудников;
4) Информационная политика – организация контроля за деятельность персонала, изменением в его развитии;
5) Политика развития кадров – разработка системы развития и адаптации сотрудников, организация карьерных линий, формирование команд, программы по повышению квалификации сотрудников;
6) Подведение итогов – анализ проведенной работы и текущей деятельности сотрудников, выявление трудностей и оценка потенциала персонала.
В настоящее время в антикризисном менеджменте социально-экономической системы видное место занимает инновация.
Инновация – это качественно нового усовершенствование, призванное повысить конкурентоспособность и рентабельность организации. Как правило, внедрение инновационных структур, в том числе и управленческих, является довольно проблематичным процессом.
Сегодня появилось новое понятие – «инновационный менеджер», т.е. человек, осуществляющий инновационную политику и ее эффективную использование.