Порядок создания банков и прекращение их деятельности
Банк может быть образован в форме акционерного общества или унитарного предприятия. Учредителями банка выступают юридические лица (за исключением общественных организаций, преследующих политические цели) и физические. Юридические лица должны быть зарегистрированы в установленном законодательством порядке, иметь устойчивое финансовое положение, в частности, не иметь убытков и неплатежей в бюджет.
Коммерческие банки Республики Беларусь имеют право осуществлять банковскую деятельность с момента своей регистрации в Национальном банке. Но к этому моменту их уставный фонд должен быть в полном объеме сформирован, причем из собственных средств учредителей. Для контроля за законностью происхождения средств, вносимых в уставный фонд, предусмотрено их декларирование. Каждый участник имеет право владеть не более чем 35 % уставного фонда, исключением являются банки, создаваемые с участием государства.
Минимальный размер уставного фонда устанавливается обычно центральным банком. Требования к минимальному размеру уставного фонда различаются:
· для банка, создаваемого на территории свободных экономических зон Республики Беларусь, — 500 тыс. евро;
· для всех остальных банков и небанковских кредитно-финансовых организаций — 5 млн. евро.
Вклады в уставный фонд или оплата акций могут осуществляться как в денежной, так и в неденежной форме. При создании банка минимальный размер его уставного фонда должен быть полностью сформирован из денежных средств. Денежные вклады в уставный фонд могут быть внесены как в белорусских рублях, так и в иностранной свободно конвертируемой валюте.
Денежные средства, вносимые в уставный фонд банка, подлежат перечислению на временный (накопительный) счет, открываемый учредителями банка в Национальном банке. В отдельных случаях временный счет может быть открыт в другом банке, уполномоченном Национальным банком. Средства с этого счета могут быть использованы только для зачисления на корреспондентский счет банка после его регистрации либо для возврата на счет учредителя.
К вкладам в неденежной форме относятся нежилые помещения и иное необходимое для осуществления банковской деятельности имущество, входящее в состав основных фондов, за исключением объектов незавершенного строительства. Вкладом в уставный фонд банка не могут быть объекты интеллектуальной собственности.
Для регистрации банка, создаваемого учредителями-резидентами, и получения лицензии на осуществление банковских операций учредители представляют в Национальный банк Республики Беларусь следующие документы:
· заявление о государственной регистрации. В нем должен содержаться перечень банковских операций, для осуществления которых банку необходима лицензия;
· устав банка;
· выписку из протокола общего собрания учредителей (решение собственника имущества) об утверждении устава банка и кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка;
· документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объеме (выписка с временного счета);
· копии учредительных документов и свидетельств о государственной регистрации учредителей — юридических лиц;
· сведения об учредителях — физических лицах;
· справку налогового органа на суммы, подлежащие декларированию;
· документ, подтверждающий право на размещение банка по месту нахождения (юридическому адресу), указанному в учредительных документах;
· анкеты кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка. Претендент на место руководителя исполнительного органа банка должен предоставить сведения о высшем юридическом или экономическом образовании и стаже работы не менее трех лет по руководству отделом или иным подразделением банка; будущий главный бухгалтер — о высшем экономическом образовании и стаже работы не менее трех лет на должности бухгалтера банка. Кроме этого кандидаты на обе должности предоставляют сведения об отсутствии у них непогашенной или неснятой судимости;
· документы, подтверждающие внесение вкладов в уставный фонд банка каждым инвестором;
· копии платежных документов о перечислении денежных средств в уставный фонд, акт оценочной комиссии о стоимости неденежного вклада, а также заключение независимой экспертизы о достоверности оценки вносимого в уставный фонд имущества;
· бизнес-план, содержащий прогноз деятельности банка (расчет планируемых доходов, расходов и прибыли) на трехлетний период;
· документы, подтверждающие наличие технических возможностей для осуществления соответствующих банковских операций: средств телекоммуникации, компьютерной техники и программного обеспечения, оборудования охранно-пожарной и тревожной сигнализации, технически укрепленного кассового узла и т.д.);
· платежные документы, подтверждающие внесение платы за государственную регистрацию банка и общую лицензию.
Для государственной регистрации банка в форме акционерного общества дополнительно представляются нотариально удостоверенный учредительный договор банка и список учредителей (участников) с указанием размера их вклада и размера долей в уставном фонде банка.
Для регистрации и получения лицензии иностранному банку, а также банку с участием иностранного капитала необходимо дополнительно представить документы, подтверждающие согласие контрольного органа страны иностранного учредителя на его участие в создании банка на территории Республики Беларусь. Иностранному учредителю (юридическому лицу) необходимо представить документы, содержащие доказательство его юридического статуса и платежеспособности. При внесении иностранным инвестором в уставный фонд банка свободно конвертируемой валюты представление деклараций не требуется.
Рассмотрение документов для решения вопроса о регистрации банка должно осуществляться в течение не более чем двух месяцев со дня их подачи. До принятия решения о государственной регистрации банка специальная квалификационная комиссия Национального банка проводит оценку профессиональной пригодности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка.
Решение о регистрации банка и выдаче лицензии на совершение банковских операций принимает Правление Национального банка.
При положительном решении вопроса о регистрации банка отдел лицензирования производит соответствующую запись в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и выдает руководителю банка удостоверение и свидетельство о государственной регистрации. В обязательном порядке данные о государственной регистрации сообщаются:
· Министерству финансов Республики Беларусь;
· Министерству статистики и анализа Республики Беларусь;
· Инспекции Государственного налогового комитета по месту нахождения банка;
· Республиканскому унитарному предприятию "Белорусский межбанковский расчетный центр".
Банковским законодательством определен ряд причин, по которым банку может быть отказано в регистрации. Основаниями для отказа в государственной регистрации банка являются:
1. не сформированный в объявленном размере уставный фонд;
2. несоответствие квалификационным требованиям руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;
3. выявление недостоверной информации в представленных для государственной регистрации документах;
4. несоответствие статуса и финансового состояния учредителей установленным требованиям.
Отказ в государственной регистрации банка по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.
Решение Национального банка об отказе в регистрации и выдаче лицензии может быть обжаловано учредителями (участниками) банка в судебном порядке.
Коммерческие банки могут открывать филиалы (отделения). Филиалом банка является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения банка и осуществляющее от его имени все или часть банковских операций, предусмотренных лицензией.
Филиал банка не является юридическим лицом и проводит свою деятельность на основании положения, утвержденного создавшим его банком.
Филиалы банка на территории Республики Беларусь могут осуществлять свою деятельность с момента получения согласия Национального банка на их создание. С этой целью в Национальный банк представляются:
· заявление;
· выписка из протокола общего собрания учредителей (участников) банка о принятии решения о создании филиала;
· положение о филиале банка, утвержденное уполномоченными органами банка;
· сведения о профессиональной пригодности руководителя и главного бухгалтера филиала.
Вопрос о создании филиала рассматривается Национальным банком в 30-дневный срок со дня подачи документов.
Коммерческому банку может быть отказано в создании филиала или отделения, если:
1. в течение трех месяцев перед подачей документов банк допускал убытки, не выполнял экономические нормативы;
2. имеются несоответствия положения о филиале банка требованиям законодательства Республики Беларусь и уставу банка;
3. допущены нарушения установленного порядка создания филиала;
4. квалификация руководителя и главного бухгалтера филиала недостаточна.
Перечень филиалов банка прилагается к его уставу. Банки или его филиалы (отделения) могут создавать различные структурные подразделения, расположенные вне места нахождения банка, филиала (отделения) — расчетно-кассовые центры, обменные пункты и др.
Коммерческие банки могут открывать свои представительства, которые являются обособленными подразделениями, расположенными вне места нахождения банка. Основная цель деятельности представительств банка — представление его интересов и осуществление их защиты на определенной территории. Представительства банков не являются юридическими лицами и не имеют права осуществлять банковские операции.
Коммерческие банки обязаны информировать Национальный банк о внесении в учредительные документы изменений и дополнений, вызванных созданием либо закрытием филиалов, изменениями размера уставного фонда банка, состава учредителей, места нахождения банка и др. Изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы банка, в обязательном порядке подлежат государственной регистрации.
Банковская деятельность является лицензионной. Для осуществления различных видов банковских операций коммерческие банки должны получить соответствующие лицензии Национального банка Республики Беларусь.
Общая лицензия выдается банку во время его государственной регистрации и дает право на осуществление указанных в ней операций в белорусских рублях. Такими операциями могут являться: привлечение денежных средств юридических лиц во вклады и депозиты; размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности, платности; открытие и ведение банковских счетов юридических лиц.
Внутренняя лицензия дает право осуществлять указанные в ней банковские операции в иностранной валюте на территории Республики Беларусь. Она выдается по заявлению банка во время или после его государственной регистрации.
Генеральная лицензия позволяет осуществлять указанные в ней банковские операции в иностранной валюте как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. Эта лицензия выдается банку по его заявлению, но не ранее чем через год после его государственной регистрации. Исключения предусмотрены для банков с иностранными инвестициями и дочерних банков иностранного банка.
Разовая лицензия дает право осуществить отдельную банковскую операцию в иностранной валюте и выдается банку по его заявлению о необходимости одноразового проведения отдельной банковской операции.
Лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц позволяет банку не только привлекать эти средства, но и проводить расчетное и кассовое обслуживание данной категории клиентов, открывать и вести их банковские счета. При наличии генеральной или внутренней лицензии такие операции могут производиться как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте.
Лицензия по привлечению во вклады средств физических лиц может быть выдана банку по его заявлению не ранее чем спустя два года после даты его регистрации и при наличии определенных размеров собственного капитала.
Лицензия на осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями может быть выдана банку по его заявлению не ранее чем через три года после его государственной регистрации при наличии технических возможностей и соблюдении квалификационных требований.
Обе названные выше лицензии могут быть предоставлены только финансово устойчивым банкам. Под финансовой устойчивостью банка понимается его прибыльная деятельность, соблюдение экономических нормативов, установленных Национальным банком, отсутствие задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды. Кроме этого, для получения лицензий банк должен располагать собственными средствами (капиталом) в размере, эквивалентном не менее 10 млн. евро.
В отдельных случаях, определенных законодательством, Национальный банк может отозвать или приостановить действие той или иной лицензии.
Для получения лицензий на осуществление банковских операций в белорусских рублях и в иностранной валюте банку недостаточно соблюдать требования экономического и юридического характера; он должен располагать определенными техническими возможностями. У него должны быть: соответствующим образом оборудованный кассовый узел; счетная, компьютерная и оргтехника; технические средства по определению подлинности наличной валюты; средства защиты информации, передаваемой по открытым каналам связи, и т.д. Кроме того, Национальным банком не только определяется техническая готовность коммерческого банка к проведению банковских операций с иностранной валютой, но и оценивается соответствие квалификационным требованиям персонала банка.
Прекращение деятельности банков может произойти в результате их реорганизации или ликвидации. Реорганизация банка может быть произведена по решению его учредителей (участников) или по инициативе Национального банка. В ряде случаев реорганизация банка осуществляется по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда. Законодательством предусматриваются следующие формы реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
При слиянии банка с другими банками или присоединении к ним все имущественные права и обязанности переходят к банку, возникшему в результате слияния (присоединения). При разделении (выделении) банка к созданным в результате этого банкам переходят по разделительному балансу в соответствующих частях имущественные права и обязанности реорганизуемого банка. При преобразовании, осуществляющемся путем реорганизации банка в банк иного вида, к вновь возникшему банку переходят все имущественные права и обязанности прежнего банка.
При реорганизации банка в учредительные документы вносятся необходимые изменения и производится его перерегистрация.
Ликвидация банка влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Банк может быть ликвидирован по решению его учредителей (участников), хозяйственного суда и Национального банка. Ликвидация банка по инициативе его учредителей (участников) производится с письменного согласия Национального банка. Основными причинами самоликвидации могут быть: истечение срока, на который создавался банк; достижение цели, ради которой он был создан; решение учредителя о дальнейшей нецелесообразности функционирования банка.
Основными причинами принудительной ликвидации по решению Национального банка, как правило, являются: задержка начала деятельности банка более чем на шесть месяцев с момента его регистрации; нарушение сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда; нарушение банком законодательства, своего устава и предписаний Национального банка; выявление неточных сведений, на основании которых выдана лицензия; неоднократное в течение отчетного пери-еда представление недостоверной отчетности, скрывающей действительное положение дел; осуществление недобросовестной рекламы и неоднократное нарушение прав потребителей и др. Руководство банка при получении решения о принудительной ликвидации банка (согласие на самоликвидацию) должно возвратить в Национальный банк все виды лицензий для последующего их аннулирования.
Для осуществления процедуры ликвидации банка органом, принявшим данное решение, создается ликвидационная комиссия, назначается ее председатель, устанавливаются порядок и сроки ликвидации. Сообщение о предстоящей ликвидации банка публикуется в открытой печати. Ликвидационная комиссия производит оценку финансового состояния ликвидируемого банка, подготавливает отчет и ликвидационный баланс, который утверждается органом, принявшим решение о ликвидации. Данные документы направляются в Национальный банк для внесения записи о ликвидации банка в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. О прекращении деятельности коммерческих банков сообщается в средствах массовой информации.