Порядок создания банков и прекращение их деятельности

Банк может быть образован в форме акционерного общества или унитарного предприятия. Учредителями банка выступают юридические лица (за исключением общественных организа­ций, преследующих политические цели) и физические. Юриди­ческие лица должны быть зарегистрированы в установленном законодательством порядке, иметь устойчивое финансовое поло­жение, в частности, не иметь убытков и неплатежей в бюджет.

Коммерческие банки Республики Беларусь имеют право осуществлять банковскую деятельность с момента своей регист­рации в Национальном банке. Но к этому моменту их уставный фонд должен быть в полном объеме сформирован, причем из собственных средств учредителей. Для контроля за закон­ностью происхождения средств, вносимых в уставный фонд, предусмотрено их декларирование. Каждый участник имеет право владеть не более чем 35 % уставного фонда, исключени­ем являются банки, создаваемые с участием государства.

Минимальный размер уставного фонда устанавливается обыч­но центральным банком. Требования к минимальному размеру уставного фонда различаются:

· для банка, создаваемого на территории свободных экономических зон Республики Беларусь, — 500 тыс. евро;

· для всех остальных банков и небанковских кредитно-финансовых организаций — 5 млн. евро.

Вклады в уставный фонд или оплата акций могут осущест­вляться как в денежной, так и в неденежной форме. При созда­нии банка минимальный размер его уставного фонда должен быть полностью сформирован из денежных средств. Денежные вклады в уставный фонд могут быть внесены как в белорусских рублях, так и в иностранной свободно конвертируемой валюте.

Денежные средства, вносимые в уставный фонд банка, под­лежат перечислению на временный (накопительный) счет, от­крываемый учредителями банка в Национальном банке. В от­дельных случаях временный счет может быть открыт в другом банке, уполномоченном Национальным банком. Средства с это­го счета могут быть использованы только для зачисления на корреспондентский счет банка после его регистрации либо для возврата на счет учредителя.

К вкладам в неденежной форме относятся нежилые помеще­ния и иное необходимое для осуществления банковской дея­тельности имущество, входящее в состав основных фондов, за исключением объектов незавершенного строительства. Вкла­дом в уставный фонд банка не могут быть объекты интеллекту­альной собственности.

Для регистрации банка, создаваемого учредителя­ми-резидентами, и получения лицензии на осуществление бан­ковских операций учредители представляют в Национальный банк Республики Беларусь следующие документы:

· заявление о государственной регистрации. В нем должен содержаться перечень банковских операций, для осуществления которых банку необходима лицензия;

· устав банка;

· выписку из протокола общего собрания учредителей (решение собственника имущества) об утверждении устава банка и кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка;

· документы, подтверждающие формирование уставного фонда банка в полном объеме (выписка с временного счета);

· копии учредительных документов и свидетельств о государственной регистрации учредителей — юридических лиц;

· сведения об учредителях — физических лицах;

· справку налогового органа на суммы, подлежащие декларированию;

· документ, подтверждающий право на размещение банка по месту нахождения (юридическому адресу), указанному в учредительных документах;

· анкеты кандидатур на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка. Претендент на место руководителя исполнительного органа банка должен предоставить сведения о высшем юридическом или экономическом образовании и стаже работы не менее трех лет по руководству отделом или иным подразделением банка; будущий главный бухгалтер — о высшем экономическом образовании и стаже работы не менее трех лет на должности бухгалтера банка. Кроме этого кандидаты на обе должности предоставляют сведения об отсутствии у них непогашенной или неснятой судимости;

· документы, подтверждающие внесение вкладов в уставный фонд банка каждым инвестором;

· копии платежных документов о перечислении денежных средств в уставный фонд, акт оценочной комиссии о стоимости неденежного вклада, а также заключение независимой экспертизы о достоверности оценки вносимого в уставный фонд имущества;

· бизнес-план, содержащий прогноз деятельности банка (расчет планируемых доходов, расходов и прибыли) на трехлетний период;

· документы, подтверждающие наличие технических возможностей для осуществления соответствующих банковских операций: средств телекоммуникации, компьютерной техники и программного обеспечения, оборудования охранно-пожарной и тревожной сигнализации, технически укрепленного кассового узла и т.д.);

· платежные документы, подтверждающие внесение платы за государственную регистрацию банка и общую лицензию.

Для государственной регистрации банка в форме акционер­ного общества дополнительно представляются нотариально удо­стоверенный учредительный договор банка и список учредите­лей (участников) с указанием размера их вклада и размера до­лей в уставном фонде банка.

Для регистрации и получения лицензии иностранному бан­ку, а также банку с участием иностранного капитала необходимо дополнительно представить документы, подтверждающие согласие контрольного органа страны иностранного учредителя на его участие в создании банка на территории Республики Бе­ларусь. Иностранному учредителю (юридическому лицу) необ­ходимо представить документы, содержащие доказательство его юридического статуса и платежеспособности. При внесении иностранным инвестором в уставный фонд банка свободно кон­вертируемой валюты представление деклараций не требуется.

Рассмотрение документов для решения вопроса о регистра­ции банка должно осуществляться в течение не более чем двух месяцев со дня их подачи. До принятия решения о государст­венной регистрации банка специальная квалификационная ко­миссия Национального банка проводит оценку профессиональ­ной пригодности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера банка.

Решение о регистрации банка и выдаче лицензии на совер­шение банковских операций принимает Правление Националь­ного банка.

При положительном решении вопроса о регистрации банка отдел лицензирования производит соответствующую запись в Едином государственном регистре юридических лиц и индиви­дуальных предпринимателей и выдает руководителю банка удостоверение и свидетельство о государственной регистрации. В обязательном порядке данные о государственной регистрации сообщаются:

· Министерству финансов Республики Беларусь;

· Министерству статистики и анализа Республики Беларусь;

· Инспекции Государственного налогового комитета по месту нахождения банка;

· Республиканскому унитарному предприятию "Белорусский межбанковский расчетный центр".

Банковским законодательством определен ряд причин, по которым банку может быть отказано в регистрации. Основания­ми для отказа в государственной регистрации банка являются:

1. не сформированный в объявленном размере уставный фонд;

2. несоответствие квалификационным требованиям руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;

3. выявление недостоверной информации в представленных для государственной регистрации документах;

4. несоответствие статуса и финансового состояния учредителей установленным требованиям.

Отказ в государственной регистрации банка по мотивам не­целесообразности его создания не допускается.

Решение Национального банка об отказе в регистрации и выдаче лицензии может быть обжаловано учредителями (участ­никами) банка в судебном порядке.

Коммерческие банки могут открывать филиалы (отделе­ния). Филиалом банка является его обособленное подразделе­ние, расположенное вне места нахождения банка и осуществля­ющее от его имени все или часть банковских операций, преду­смотренных лицензией.

Филиал банка не является юридическим лицом и проводит свою деятельность на основании положения, утвержденного создавшим его банком.

Филиалы банка на территории Республики Беларусь могут осуществлять свою деятельность с момента получения согласия Национального банка на их создание. С этой целью в Нацио­нальный банк представляются:

· заявление;

· выписка из протокола общего собрания учредителей (участников) банка о принятии решения о создании филиала;

· положение о филиале банка, утвержденное уполномоченными органами банка;

· сведения о профессиональной пригодности руководителя и главного бухгалтера филиала.

Вопрос о создании филиала рассматривается Националь­ным банком в 30-дневный срок со дня подачи документов.

Коммерческому банку может быть отказано в создании фи­лиала или отделения, если:

1. в течение трех месяцев перед подачей документов банк допускал убытки, не выполнял экономические нормативы;

2. имеются несоответствия положения о филиале банка требованиям законодательства Республики Беларусь и уставу банка;

3. допущены нарушения установленного порядка создания филиала;

4. квалификация руководителя и главного бухгалтера филиала недостаточна.

Перечень филиалов банка прилагается к его уставу. Банки или его филиалы (отделения) могут создавать различные струк­турные подразделения, расположенные вне места нахождения банка, филиала (отделения) — расчетно-кассовые центры, об­менные пункты и др.

Коммерческие банки могут открывать свои представитель­ства, которые являются обособленными подразделениями, рас­положенными вне места нахождения банка. Основная цель дея­тельности представительств банка — представление его интере­сов и осуществление их защиты на определенной территории. Представительства банков не являются юридическими лицами и не имеют права осуществлять банковские операции.

Коммерческие банки обязаны информировать Националь­ный банк о внесении в учредительные документы изменений и дополнений, вызванных созданием либо закрытием филиалов, изменениями размера уставного фонда банка, состава учредите­лей, места нахождения банка и др. Изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы банка, в обязательном порядке подлежат государственной регистрации.

Банковская деятельность является лицензионной. Для осу­ществления различных видов банковских операций коммерче­ские банки должны получить соответствующие лицензии Национального банка Республики Беларусь.

Общая лицензия выдается банку во время его государствен­ной регистрации и дает право на осуществление указанных в ней операций в белорусских рублях. Такими операциями мо­гут являться: привлечение денежных средств юридических лиц во вклады и депозиты; размещение привлеченных денеж­ных средств от своего имени и за свой счет на условиях возврат­ности, срочности, платности; открытие и ведение банковских счетов юридических лиц.

Внутренняя лицензия дает право осуществлять указанные в ней банковские операции в иностранной валюте на территории Республики Беларусь. Она выдается по заявлению банка во вре­мя или после его государственной регистрации.

Генеральная лицензия позволяет осуществлять указанные в ней банковские операции в иностранной валюте как на террито­рии Республики Беларусь, так и за ее пределами. Эта лицензия выдается банку по его заявлению, но не ранее чем через год пос­ле его государственной регистрации. Исключения предусмотре­ны для банков с иностранными инвестициями и дочерних бан­ков иностранного банка.

Разовая лицензия дает право осуществить отдельную бан­ковскую операцию в иностранной валюте и выдается банку по его заявлению о необходимости одноразового проведения от­дельной банковской операции.

Лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц позволяет банку не только привлекать эти средства, но и проводить расчетное и кассовое обслуживание данной катего­рии клиентов, открывать и вести их банковские счета. При на­личии генеральной или внутренней лицензии такие операции могут производиться как в белорусских рублях, так и в иност­ранной валюте.

Лицензия по привлечению во вклады средств физических лиц может быть выдана банку по его заявлению не ранее чем спустя два года после даты его регистрации и при наличии оп­ределенных размеров собственного капитала.

Лицензия на осуществление операций с драгоценными ме­таллами и драгоценными камнями может быть выдана банку по его заявлению не ранее чем через три года после его государ­ственной регистрации при наличии технических возможностей и соблюдении квалификационных требований.

Обе названные выше лицензии могут быть предоставлены только финансово устойчивым банкам. Под финансовой устой­чивостью банка понимается его прибыльная деятельность, соб­людение экономических нормативов, установленных Нацио­нальным банком, отсутствие задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджет­ные фонды. Кроме этого, для получения лицензий банк должен располагать собственными средствами (капиталом) в размере, эквивалентном не менее 10 млн. евро.

В отдельных случаях, определенных законодательством, Национальный банк может отозвать или приостановить дей­ствие той или иной лицензии.

Для получения лицензий на осуществление банковских опе­раций в белорусских рублях и в иностранной валюте банку не­достаточно соблюдать требования экономического и юридиче­ского характера; он должен располагать определенными техни­ческими возможностями. У него должны быть: соответствую­щим образом оборудованный кассовый узел; счетная, компью­терная и оргтехника; технические средства по определению подлинности наличной валюты; средства защиты информации, передаваемой по открытым каналам связи, и т.д. Кроме того, Национальным банком не только определяется техническая го­товность коммерческого банка к проведению банковских опера­ций с иностранной валютой, но и оценивается соответствие ква­лификационным требованиям персонала банка.

Прекращение деятельности банков может произойти в ре­зультате их реорганизации или ликвидации. Реорганиза­ция банка может быть произведена по решению его учреди­телей (участников) или по инициативе Национального банка. В ряде случаев реорганизация банка осуществляется по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда. Законодательством предусматриваются следующие формы реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделе­ние, преобразование.

При слиянии банка с другими банками или присоединении к ним все имущественные права и обязанности переходят к бан­ку, возникшему в результате слияния (присоединения). При разделении (выделении) банка к созданным в результате этого банкам переходят по разделительному балансу в соответствую­щих частях имущественные права и обязанности реорганизуе­мого банка. При преобразовании, осуществляющемся путем ре­организации банка в банк иного вида, к вновь возникшему бан­ку переходят все имущественные права и обязанности прежне­го банка.

При реорганизации банка в учредительные документы вно­сятся необходимые изменения и производится его перерегист­рация.

Ликвидация банка влечет прекращение его деятель­ности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреем­ства к другим лицам. Банк может быть ликвидирован по реше­нию его учредителей (участников), хозяйственного суда и На­ционального банка. Ликвидация банка по инициативе его учре­дителей (участников) производится с письменного согласия На­ционального банка. Основными причинами самоликвидации могут быть: истечение срока, на который создавался банк; дости­жение цели, ради которой он был создан; решение учредителя о дальнейшей нецелесообразности функционирования банка.

Основными причинами принудительной ликвидации по ре­шению Национального банка, как правило, являются: задерж­ка начала деятельности банка более чем на шесть месяцев с мо­мента его регистрации; нарушение сроков и порядка формиро­вания минимального размера уставного фонда; нарушение бан­ком законодательства, своего устава и предписаний Националь­ного банка; выявление неточных сведений, на основании кото­рых выдана лицензия; неоднократное в течение отчетного пери-еда представление недостоверной отчетности, скрывающей дей­ствительное положение дел; осуществление недобросовестной рекламы и неоднократное нарушение прав потребителей и др. Руководство банка при получении решения о принудитель­ной ликвидации банка (согласие на самоликвидацию) должно возвратить в Национальный банк все виды лицензий для после­дующего их аннулирования.

Для осуществления процедуры ликвидации банка органом, принявшим данное решение, создается ликвидационная комис­сия, назначается ее председатель, устанавливаются порядок и сроки ликвидации. Сообщение о предстоящей ликвидации бан­ка публикуется в открытой печати. Ликвидационная комиссия производит оценку финансового состояния ликвидируемого банка, подготавливает отчет и ликвидационный баланс, кото­рый утверждается органом, принявшим решение о ликвида­ции. Данные документы направляются в Национальный банк для внесения записи о ликвидации банка в Единый государ­ственный регистр юридических лиц и индивидуальных пред­принимателей. О прекращении деятельности коммерческих банков сообщается в средствах массовой информации.

Наши рекомендации