Регулирование цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий

Главной целью политики государственного регулирования цен (тарифов) напродукцию (услуги) субъектов естественных монополий является поддержаниебаланса между необходимостью стимулирования снижения энерго- и ресурсоемкостиэкономики, поддержанием конкурентоспособности российской продукции навнутреннем и внешнем рынках и уровнем жизни населения при обеспеченииэффективного функционирования субъектов естественных монополий.Необходимо сформировать механизм контроля за экономической обоснованностьюзатрат естественных монополий на основе анализа бюджетов субъектовестественных монополий (в том числе программ снижения издержек иинвестиционных программ).Предельные уровни изменения цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектовестественных монополий должны утверждаться ежегодно, данный процесснеобходимо синхронизировать с подготовкой федерального и региональныхбюджетов.Индексация цен (тарифов) не должна превышать темпов инфляции. Принимаемые сучетом этого принципа решения должны в течение года вступать в силу поэтапнона основе индексов потребительских цен за предшествующий период.Пересмотр цен (тарифов) должен осуществляться одновременно с принятием мер поадресной социальной защите малоимущих слоев населения.Особое значение имеет тарифная политика по ценам на газ.Исходя из прогнозируемых объемов спроса на газ на внутреннем и внешнемрынках, необходимые объемы его добычи могут быть достигнуты при условиипоэтапного роста цен на газ на внутрироссийском рынке. Заниженный уровень ценна газ сдерживает рост производства и предложения газа, ведет к искажениюструктуры топливного баланса, расточительному использованию газа, преждевсего в качестве топливного ресурса.Учитывая, что основными потребителями газа являются электроэнергетика ижилищно-коммунальное хозяйство, повышение цен на газ должно обеспечиватьвозможность снижения инфляции.

Предполагаемые результаты

Ожидаемые результаты реализации финансовой политики включают:повышение уровня жизни населения и сокращение бедности на основе ускоренияэкономического роста и обеспечения эффективного функционирования социальнойсферы;повышение конкурентоспособности российской экономики;снижение макроэкономических рисков;формирование модели долгосрочного развития, базирующейся на диверсификацииэкономики, укреплении ее позиций в международном разделении труда.Оценка темпов экономического роста в результате осуществления финансовойполитики основана на:ожидаемой активизации инвестиционной деятельности за счет собственных ипривлеченных средств с учетом снижения связанных с инвестициямиадминистративных и налоговых издержек;предполагаемом повышении эффективности использования факторов производства, вчастности росте производительности труда;преодолении кризисных тенденций в мировой экономике.Главным дополнительным источником инвестиций будет служить сокращение оттокароссийского капитала благодаря мерам по улучшению инвестиционного климата –оптимизации налоговой нагрузки, укреплению финансовой системы, развитиюинфраструктуры. В течение прогнозного периода в российской экономикесохранится высокая норма валовых сбережений – 28-30 процентов валовоговнутреннего продукта. Следует ожидать, что выполнение программы повысит нормуваловых накоплений с 21 процента валового внутреннего продукта в 2002 году до23 процентов в 2005 году. Это обеспечит опережающий рост инвестиций восновной капитал в размере не менее 8 процентов в год.Инвестиционные ресурсы предприятий будут увеличиваться как за счетсобственных средств в результате роста доходов от экономической деятельностии сокращения налоговой нагрузки, так и благодаря расширению возможностейпривлечения средств отечественных и зарубежных финансовых институтов. Объемрасполагаемой прибыли по прогнозу увеличится в номинальном выражении за 2003-2005 годы в 1,61-1,82 раза, а объем амортизации в 1,46 раза. Таким образом, сучетом увеличения доли располагаемой прибыли, используемой на инвестиции, с54,7 до 58,6 процента и доли амортизации, используемой на инвестиции, с 64 до65,5 процента собственные средства, используемые на инвестиции, возрастут в1,61-1,73 раза.Примерно такими же темпами будут возрастать и объемы средств, привлекаемых засчет кредитов банков, активизации деятельности инвестиционных институтов, втом числе иностранных инвесторов, компенсируя тем самым некоторое снижениедоли бюджетных средств. Опережающее снижение налоговой нагрузки наобрабатывающие отрасли и сферу услуг будет способствовать повышениюконкурентоспособности отраслей с высокой долей добавленной стоимости, аразвитие финансового сектора – эффективному использованию для инвестированияв них сбережений высокорентабельных сырьевых секторов и населения.В результате номинальный объем средств, используемых на инвестиции, возрастетза 2003-2005 годы в 1,66-1,71 раза, что соответствует с учетом индекса ростацен реальному росту инвестиций в 1,26-1,29 раза.Стимулирование инновационной активности, повышение качества корпоративногоуправления, развитие малого предпринимательства, прежде всего в сектореуслуг, сокращение избыточного и неэффективного производства товаров и услуг всекторе государственного управления позволят обеспечить повышениепроизводительности труда на 14-17 процентов в течение трех лет.В результате темпы экономического роста составят 5-6 процентов в 2006 году и15-18 процентов за трехлетний период (с 2003 по 2005 год) в целом (взависимости от внешнеэкономических условий). Это позволит рассчитывать наускорение экономического роста после 2008 года до уровня более 7 процентов.Обеспечение высоких темпов экономического роста создаст необходимые условиядля позитивных, ощутимых для массовых групп населения изменений в социальнойсфере. Реальные располагаемые доходы населения в 2005 году увеличатся посравнению с 2002 годом на 24-28 процентов. При этом за счет повышенияпроизводительности труда, повышения минимальных государственных гарантий пооплате труда и снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда реальнаязаработная плата возрастет на 30-34 процента.Будут созданы предпосылки для стабилизации численности населения на основекак воспроизводственных, так и миграционных компонентов, преодолениядеформаций в структуре распределения доходов населения. Ускоренное развитиесферы социальных услуг на основе адресных принципов стимулирования спроса исоциальной защиты позволит обеспечить более высокие стандарты жизни ипотребления. Более быстрыми темпами будут расти доходы малообеспеченныхсоциальных групп. Тем самым будет создана основа для устойчивого расширениямассового внутреннего спроса и перехода в перспективе к потребительски-ориентированному экономическому росту.Новые механизмы финансирования пенсий и формирования пенсионных обязательствбудут способствовать обеспечению финансовой устойчивости пенсионной системы иповышению уровня жизни пенсионеров.Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума снизится с 25процентов в 2002 году до 19-20 процентов в 2005 году.Прогнозируемое повышение конкурентоспособности российских товаров и услугбудет проявляться прежде всего в снижении прироста импорта потребительскихтоваров по отношению к общему увеличению конечного внутреннего спроса и вросте доли несырьевого экспорта в его совокупном объеме. Объем импортатоваров инвестиционного назначения будет расти более высокими темпами.Предусматриваемые финансовой политикой меры по стимулированию инновационнойактивности и поддержке экспорта товаров с высокой долей добавленной стоимостибудут способствовать освоению новых внешних рынков высокотехнологичнойпродукции. Ожидается, что доля машинотехнической продукции в экспорте товароввозрастет к 2005 году до 9,7 процента и до 11 процентов в 2008 году против9,3 процента в 2002 году (в сопоставимых условиях 2002 года).Обеспечение макроэкономической стабильности будет основой устойчивостиэкономического развития в целом.Прохождение пиков долговых платежей в 2003 и 2005 годах, обусловленноесохранением бюджетного профицита при относительно высоких ценах на нефть,позволит добиться дальнейшего снижения долговой нагрузки, что облегчитрешение задач социально-экономического развития в последующие годы. Вчастности, соотношение государственного долга и валового внутреннего продуктауменьшится до 24-25 процентов к началу 2006 года, а платежи по обслуживаниюснижения долга не будут превышать с 2006 года 31 процента доходовфедерального бюджета.Сохранение благоприятной динамики платежного баланса за счет сокращениячистого оттока капитала, роста несырьевого экспорта и активизацииимпортозамещения позволит поддерживать валютные резервы Центрального банкаРоссийской Федерации на уровне, существенно превышающем сумму шестимесячногоимпорта и годовых платежей по внешнему долгу. При этом Центральный банкРоссийской Федерации будет в состоянии стабилизировать ситуацию на валютномрынке, поддерживая равновесие между необходимостью снижения инфляции инедопущением чрезмерного удорожания рубля в условиях профицита платежногобаланса. Согласно оценкам, реальный эффективный обменный курс возрастет затри года примерно на 20-23 процента, оставаясь ниже показателей 1998 года.При этом паритет покупательной способности в 2005 году будет составлять около40 процентов от значений номинального обменного курса.Переход к рыночным принципам ценообразования в отраслях естественныхмонополий вместе с повышением ликвидности финансовых и товарных рынков, атакже накоплением стабилизационного фонда в периоды относительно высоких ценна нефть обеспечит снижение инфляции до 6,5-8,5 процента в 2005 году споследующим снижением до 5-7 процентов в течение 2006-2008 годов.Этот процесс будет происходить на фоне повышения привлекательности рублевыхактивов и соответствующего спроса на деньги, что позволит добиться сниженияреальных процентных ставок по кредитным ресурсам. Совокупностьмакроэкономических показателей и результатов институциональных реформ сделаетвозможным присвоение России инвестиционного рейтинга в 2005-2006 годах, чтоприведет к дополнительному притоку долгосрочных инвестиционных ресурсов ипозволит повысить устойчивость экономического роста.Реализация финансовой политики позволит запустить новый механизм устойчивогороста российской экономики, основанный на последовательной диверсификации ееструктуры. Базовым фактором этого процесса станет повышение привлекательностисекторов с высокой долей добавленной стоимости для долгосрочныхинвестиционных вложений.Мероприятия финансовой политики по реформированию естественных монополий исбалансированное повышение цен (тарифов) на энергоносители будутстимулировать процесс энергосбережения. Удельная энергоемкость валовоговнутреннего продукта снизится в 2003-2005 годах на 9-10 процентов.Примерно половина указанной величины снижения энергоемкости валовоговнутреннего продукта будет обеспечена вследствие изменения отраслевойструктуры экономики и увеличения доли менее энергоемких отраслей ипроизводств, около 30 процентов – за счет технологических направленийэнергосбережения, а 20 процентов – благодаря организационно-техническиммероприятиям по сокращению потерь и непроизводительного расходованияэнергоресурсов.Повышение энергоэффективности станет одним из главных рычагов диверсификациироссийской экономики и ухода от сырьевой специализации. Производствопервичных энергоресурсов в 2005 году возрастет до 1575-1625 млн. т в условномэквиваленте, или на 11,6-15,5 процента к уровню 2000 года, что в 1,3-1,8 разаниже прироста валового внутреннего продукта. Прирост производстваэлектроэнергии составит за тот же период всего 6-8 процентов.В экономике произойдет структурный сдвиг в пользу обрабатывающих отраслей.Если в 2000 году доля добывающих отраслей в промышленном производствесоставляла 50,4 процента, а обрабатывающих – 49,6 процента, то в 2005 годуэто соотношение (в ценах 2002 года) составит 48,2 и 51,8 процентасоответственно. При этом наибольший прирост будет достигнут в машиностроениии металлообработке (рост с 18,8 до 20,5 процента), что станет результатомопережающего роста инвестиций по сравнению с валовым внутренним продуктом,увеличения доли экспорта машинотехнической продукции и импортозамещения нарынках товаров длительного пользования для населения.Кроме того, прогнозируется увеличение доли услуг в производстве валовоговнутреннего продукта, прежде всего за счет развития малогопредпринимательства (в основном в сферах бытовых услуг, туризма,профессиональных услуг и в финансовом секторе) и повышенияконкурентоспособности инфраструктурных секторов (в первую очередь транспортаи связи). ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
  2000 год 2001 год 2002 год 2003 год 2004 год 2005 год 2008 год
Инфляция (прирост), в % к декабрю предыдущего года 20,2 18,6 15,1 10-12 8-10 6,5-8,5 5-7
ВВП (прирост), в % к предыдущему году 10,0 5,0 4,3 5,9 3,8-5,2 4,8-5,9 5,0-6,5
Структура производства ВВП, %:              
производство товаров 40,2 38,3 36,5 35,7 35,4 35,1 34,4
производство услуг 49,2 51,0 54,0 53,4 53,8 54,1 54,8
Продукция промышленности, прирост в % к предыдущему году 11,9 4,9 3,7 5,9 3,6-4,7 4,0-5,2 4,6-5,7
Структура промышленного производства, %:              
доля добывающих отраслей 50,4 48,1 49,0 49,4 48,9 48,2 45,7
доля обрабатывающих отраслей 49,6 51,9 51,0 50,6 51,1 51,8 54,3
Продукция сельского хозяйства, прирост в % к предыдущему году 7,7 7,5 1,7 1,0 3,5-4,0 3,5-4,0 3,5-4,0
Инвестиции в основной капитал, прирост в % к предыдущему году 17,4 8,7 2,6 9,3 6,6-8,0 8,2-9,2 8,2-9,5
Иностранные инвестиции (прямые), млрд. долл. США 4,4 4,0 4,0 6,5 7,1-7,8 7,8-8,5 10-12
Экспорт товаров, млрд. долл. США 105,0 101,9 107,2 124,9 113,2-125 114,6-131,4 126-153
Структура экспорта, %:              
сырье и материалы 91,4 89,8 90,7 91,3 90,7 90,3 89,0
машинотехническая продукция 8,6 10,2 9,3 8,7 9,3 9,7 11,0
Импорт товаров, млрд. долл. США 44,9 53,8 61,0 71,0 76,2-78,4 81,8-86,5 98-112
Уровень безработицы, в % к экономически активному населению (среднегодовой):              
общая 10,5 9,0 8,0 8,3 8,4-8,0 8,2-7,9 7,1-7,2
официально зарегистрированная 1,5 1,5 1,7 2,2 2,5-2,4 2,4-2,2 2,0
Реальные располагаемые доходы населения, в % к предыдущему году 111,9 108,5 109,9 109,2 106,7-108,1 106,7-108,1 106,5-108,0
Расходы федерального бюджета, в % от ВВП 14,1 14,6 15,6 15,1 14,3 13,5 13,0
Расходы консолидированного бюджета, в % от ВВП 25,8 25,8 28,1 26,5 24,8 23,2 22,5

Заключение

В заключении хочется в общем охарактеризовать цели финансов и финансовойполитики, их основных направлениях и особенностях в России в условияхкризиса.Целью финансовой политики является, наиболее полная мобилизация финансовыхресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей, развитияобщества. Изучив теорию и структуру финансов можно прийти к выводу, что всовременных условиях, когда вносятся кардинальные изменения во все сферыжизни общества, важно обеспечить своевременное решение законодательныхпроблем. Неудовлетворительное состояние законодательства сдерживаетхозяйственную инициативу, тормозит общественное развитие. Разногласия вправовом регулировании оборачиваются издержками в экономике, негативнымисоциальными и нравственными последствиями.Коренные изменения, внесенные в механизм государственных финансов.Формирование доходов государственного бюджета переведено на налоговую основу;принципиально изменилась структура расходов бюджета и система бюджетногофинансирования. Широкое распространение получила система внебюджетных фондов.Анализируя состояние финансов и их взаимосвязь с финансовой политикой можносказать, что оздоровлению бюджетов будет способствовать упорядочениюбюджетного процесса в регионах: обеспечение «прозрачности» статей бюджета иих соответствия федеральному классификатору консолидация в бюджетрегиональных внебюджетных фондов.Большое внимание при разработке финансов и финансовой политики уделяетсяопределению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользугосударства, а также доли участия населения в формировании финансовыхресурсов. Важное значение придается повышению эффективности использованияфинансовых ресурсов путем их распределения между сферами общественногопроизводства, а также их концентрации на главных направлениях экономическогои социального развития.

Список использованной литературы

1. Общая теория финансов: Учебник /Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова,Л.П. Оукена и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995г.2. Райзберг Б.А. Курс экономики. М.: «Инфра», 1999 г.3. Распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 1163-р «Обутверждении программа социально-экономического развития Российской Федерациина среднесрочную перспективу (2003-2005 годы)»4. Теория финансов: Учебное пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е.Бондарь и др.- 2е изд., стереотип.- Мн.: Высшая школа, 1998 г.5. Финансы / В.М. Радионова, Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и др.; Подред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 1995 г.6. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.:Финансы и статистика, 1997 г.

Содержание

1 Сущность и цели финансовой политики…………………………………3

1.1 Содержание финансовой политики……………………………………..3

1.2 Элементы финансовой политики………………………………………..5

1.3 Виды финансовой политики…………………………………………… 8

2 Современная финансовая политика России. Проблемы

и перспективы развития российской финансовой политики……………10

Список использованной литературы………………………………….…20

1 Сущность и цели финансовой политики

1.1 Содержание финансовой политики

Финансовая политика – основополагающий элемент в системе управления финансами. Исходя из определения финансов как экономических отношений по формированию, распределению, перераспределению и использованию денежных средств государство при организации этих отношений определяет главные цели и задачи, стоящие перед обществом и соответственно перед финансовой системой.

Во все времена главной целью финансовых отношений являлась такая их организация, которая была бы направлена на обеспечение роста общественного богатства. Достижение этой цели возможно лишь при эффективности конкретных форм распределения, перераспределения и использования имеющихся финансовых ресурсов и финансового потенциала государства. Обобщающим показателем эффективности финансового механизма являются темпы роста внутреннего валового продукта и национального дохода - основного источника роста благосостояния общества.

Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Это комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.

Политика охватывает все направления деятельности государства. В зависимости от сферы общественных отношений, которая является объектом политического воздействия, говорят об экономической или социальной, культурной или технической, бюджетной или кредитной, внутренней или внешней политике. Финансовая политика имеет самодовлеющее самостоятельное значение и в то же время является важнейшим средством реализации политики государства в любой области общественной деятельности, будь то экономика, социальная сфера, военная реформа или международные отношения.

Реализацию финансовой политики можно разбить на 3 этапа:

1) определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период жизни общества;

2) определение основных направлений использования финансовых ресурсов, а также разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;

3) подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение, и, собственно, осуществление практических действий, направленных на достижение намеченных целей.

Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней.

Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества (или определенной ее части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.

Для оценки финансовой политики данного правительства и для рекомендаций по ее корректировке в первую очередь необходимо иметь ясную программу общественного развития с выделением интересов всего общества и отдельных групп населения, характеристикой перспективных и более близких задач, определением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать конкретный механизм реализации финансовой политики и дать ее объективную оценку.

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни.

Финансовая политика должна быть направлена прежде всего на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они – материальная база любых преобразований.

1.2 Элементы финансовой политики

Политика государства в области финансов зависит от развитости финансовой системы и меры самостоятельности отдельных ее звеньев.

К элементам финансовой политики можно отнести:

§ налоговую политику;

§ бюджетную политику;

§ денежно-кредитную политику;

§ ценовую политику;

§ таможенную политику;

§ социальную политику;

§ инвестиционную политику;

§ политику в области международных финансов.

Под бюджетной политикой понимают определение государством:

° источников формирования доходов государственного бюджета;

° приоритетных направлений расходов бюджета;

° допустимых пределов разбалансированности бюджета;

° источников финансирования бюджетного дефицита;

° принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.

В свою очередь, в составе бюджетной политики приобретают относительную самостоятельность налоговая политика, инвестиционная политика, политика управления государственным долгом. Налоговая политика определяет выбор состава налогов, размера их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков. Интересы государства основаны на принципе достаточности налогообложения. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной деятельности.

Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы; обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи) и др.

В кредитно-денежной политике относительную самостоятельность приобретают эмиссионная политика, ценовая политика, валютная политика, кредитная политика – а в ней, в свою очередь, например, процентная политика и инвестиционная политика.

Ценовая политика основана на регулировании цен и тарифов на монопольные товары и услуги.

Инвестиционная политика предполагает повышение роли бюджета в развитии РФ, создание условий для инвестирования сбережений населения, развитие ипотечного кредитования, привлечение прямых иностранных инвестиций.

Социальная политика проводит мероприятия по следующим направлениям: разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, упорядочение системы социальных льгот, регулирование вынужденной миграции и др.

Все большее значение приобретает международная финансовая политика. В ее основе лежит управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе и в международных финансовых организациях.

Международная финансовая политика отдельных государств, как правило, направлена на развитие производительных сил своей страны, и соответственно каждое государство старается занять свое весомое место на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капитала.

Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику,особенности которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта. В соответствии с этим применяется система таможенных платежей или конкретный таможенный режим. Основная цель таможенной и валютной политики – сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства.

Государство защищает свои интересы и содействуя росту авторитета страны, участвуя в деятельности международных организаций, принимая участие в формировании финансовых фондов этих организаций и в финансировании совместных программ.

Финансовая политика международных финансовых организаций направлена на оказание финансовой помощи государствам, переживающим финансовый кризис или испытывающим финансовые трудности. Помощь, как правило, оказывается в форме предоставления кредитов или в форме реструктуризации уже имеющегося внешнего государственного долга.

Помощь международных финансовых организаций оказывается небезвозмездно и сопровождается рядом экономических или политический условий, не всегда выгодных для страны заемщика.

В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного государственного устройства внутренняя и внешняя финансовая политика государства решает одну главную задачу – обеспечение сохранения и упрочения существующей в государстве системы общественных отношений.

1.3 Виды финансовой политики

Итак, исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, к которым можно отнести такие как

o обеспечение высокой занятости,

o стимулирование экономического роста,

o выравниванием платежного баланса и др.,

ведущие экономисты разделяют ее на три вида: политика экономического роста (стимулирующая), политика стабилизации и политика ограничения деловой активности (сдерживающая).

Под первой, то есть политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает:

— рост государственных расходов;

— снижение налогового бремени.

Если же правительство пытается удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.

В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом.

Сдерживающая политика подразумевает:

— уменьшение правительственных расходов;

— увеличение налогов.

Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.

2 Современная финансовая политика России. Проблемы и перспективы развития российской финансовой политики

Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации трудно недооценить. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ.

Как уже говорилось, финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, обеспечение необходимой величины ресурсов и выработки для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. В состав такой политики включают бюджетную, налоговую, кредитную, инвестиционную составляющие.

Но эти подходы не совсем полны и точны. Прежде всего, финансовая политика предполагает разработку некоего плана, наличие конкретных ресурсов для его осуществления, а также последовательности разумных действий на основе данного плана и имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей и задач. Но не только данный процесс влияет на конечный результат. Необходимо учитывать многие сопутствующие моменты, и, прежде всего, существующую социально-экономическую реальность, в которой осуществляется финансовая политика. Так даже идеальный бюджет вряд ли будет выполнен, если в период его реализации произойдут события, которые повлияют на базовые условия жизни общества. К таким событиям можно также отнести стихийные бедствия, массовые беспорядки, ажиотажный спрос на товары первой необходимости и целый ряд других. Поэтому следует оказывать необходимое воздействие для устранения или хотя бы снижения негативных и для усиления положительных факторов, от которых также зависит конечный результат финансовой политики. Например, к ним можно отнести обеспечение политической и социальной стабильности, устойчивого и безопасного международного положения и т.д.

Таким образом, под финансовой политикой понимаем управление финансами, т.е. выработку целей и задач, на которые необходимо направить ассигнования, поиск ресурсов и путей достижения поставленных целей, в сочетании с влиянием на внешние факторы, от которых также зависит получение намеченных результатов, а данное управление представляет из себя процесс, состоящий из таких этапов как разработка системы целей и задач, создание информационной базы, прогнозирование, планирование, организацию управления, оценку полученных результатов, стимулирование и контроль.

Кроме того, мы различаем внутри нее такие достаточно самостоятельные направления, как антимонопольную, бюджетную, валютную, кредитную, налоговую, страховую и таможенную политику. При этом все они между собой взаимосвязаны: одна влияет на другую. И поэтому должны разрабатываться и осуществляться в тесной и непрерывной взаимосвязи между собой.

О необходимости проведения согласованной по всем направлениям политики может говорить хотя бы такой факт. Ежегодно бюджеты всех уровней лихорадит из-за больших неплановых расходов на ликвидацию последствий стихийных бедствий (наводнения в Якутии, на Северном Кавказе, лесные и торфяные пожары и т.д.), но одновременно не принимается кардинальных решений по изменениям в страховой политике, которые могли бы и должны бы снять полностью или по крайней мере существенно смягчить пиковый, чрезвычайный и негативный характер внеплановых нагрузок на бюджетную политику.

Несогласованность же антимонопольной и бюджетной политики ежегодно влечет за собой принятие решений о повышении цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, которое приводит к тому, что в ходе реализации уже принятых бюджетов всех уровней появляются, во-первых, выпадающие доходы, а во-вторых, дополнительные расходы. Так, повышение тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки существенно снижают прибыль большинства предприятий и, следовательно, поступления в бюджеты и одновременно приводят к удорожанию коммунальных услуг для учреждений образования, здравоохранения и культуры, а значит и увеличению расходов бюджетов.

Уточним понятие цели в финансовой политике. Такая цель должна быть единой для всех уровней власти (федерального, регионального и местного), для всех субъектов РФ. Тогда в качестве такой цели могут быть только общие интересы всего населения - повышение благосостояния каждого человека.

При этом на различных этапах развития экономики и в отдельных регионах может сложиться ситуация, когда цель финансовой политики временно будет состоять в сохранении уже достигнутого реального уровня доходов. Например, в Москве дальнейшее повышение уровня жизни, значительно более высокого, чем в других регионах страны, неизбежно приведет к излишнему притоку мигрантов в столицу с одновременным обострением всех социально-экономических проблем и, следовательно, к значительным бюджетным расходам для их решения.

Целью финансовой политики государства (и субъекта РФ в частности) должно быть увеличение или сохранение уровня реальных доходов на душу населения и на этой основе обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе на уровне каждого региона.

При этом, конечно, возрастает роль и значение разработки и принятия таких нормативов на уровне РФ, которые сегодня разработаны во многих субъектах РФ. В то же время только централизованно их разработать невозможно. Не могут же быть одинаковыми нормативы наполняемости школьных классов в городах и в сельской местности, нормативы выделения средств на строительство автомобильных дорог в центре России и на Дальнем Востоке. Однако и без разработки и принятия нормативов на уровне государства не обойтись. Поэтому должен быть, как можно скорее, принят закон РФ, который имел бы «рамочный характер» для финансовых и социальных нормативов или стандартов, а также определял методику определения конкретных значений внутри этих показателей.

Формирование целей - это также управляемый (регулируемый) процесс. Например, в настоящее время реальный рост доходов населения пока не приводит к качественным изменениям в целенаправленности его расходов. Среди них, к сожалению, почти отсутствуют долгосрочные потребности: покупка или постройка жилья. И государство пока сделало недостаточно необходимых усилий по развитию жилищного строительства, в том числе на базе становления ипотечного кредитования. Возможные усилия государства в этом деле, направленные на такую корректировку интересов людей и, следовательно, целей финансовой политики способствовали бы значительному притоку средств населения в качестве инвестиций в развитие реального сектора экономики – в сферу строительства и в сферу промышленности строительных материалов. И далее повлекло бы за собой развитие других отраслей экономики. В конечном счете, все это привело бы к увеличению доходов предприятий, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и, следовательно, к росту потенциала самой финансовой политики.

Очень важно разобраться с тем, от чего зависит реализация намеченных планов, что является ресурсами финансовой политики. Считать, что в их качестве выступают только поступившие в казну налоги и сборы, было бы не совсем правильным. Ведь в случае наличия запасов разведанных природных ресурсов, развитого промышленного производства и других благоприятных факторов возможно привлечь дополнительные финансы в виде банковских кредитов, облигационных займов и других заемных средств.

Ресурсами финансовой политики являются:

во-первых, величина развития производительных сил, т.е. совокупности людей,находящихся в трудоспособном возрасте, обладающих определенными профессиональными знаниями и пригодных по состоянию здоровья к участию в производственном процессе, основных фондов предприятий всех отраслей экономической деятельности, а также расположенных на данной территории и изученных природных ресурсов;

во-вторых, величина собственного финансового капитала;

в-третьих, степень развития финансовой инфраструктуры.

Взаимодействие в процессе производства этих трех составляющих и образует все основные финансовые потоки.

В настоящее время плановое регулирование всех составляющих ресурсов финансовой политики отсутствует. Например, экспортные таможенные пошлины на продукцию, отсутствующие у экономически развитых стран, повышают себестоимость продукции и снижают прибыль отечественных предприятий и тем самым делают их товары менее конкурентоспособными, сдерживают их техническое перевооружение и, следовательно, в конечном счете, фактически помогают зарубежным конкурентам снижать объемы производства в стране, «тормозят» экономическое развитие и приводят в конечном счете к снижению получаемых государством этих же самых пошлин, т.е. снижают ресурсы финансовой политики.

Российская Федерация, как и ее большинство субъектов, обладает одними из крупнейших в мире производительными силами, включая людской потенциал, находящий далеко не полное полезное применение; производственные мощности предприятий, загруженные лишь частично; огромными запасами разведанных полезных ископаемых и лесов, используемых в значительной мере неэффективно (вывоз на экспорт в необработанном виде, некомплексное освоение месторождений и т.д.,). Неполное использование возможностей объясняется отсутствием необходимых денежных средств, необходимых для переобучения людей, технического перевооружении предприятий, освоения выпуска новой продукции, создания новых мощностей по более комплексному освоению и более полному использованию сырья.

В то же время по официальной оценке значительные финансовые ресурсы ежегодно вывозятся за пределы страны и оседают в зарубежных банках. В целом банковская, налоговая и таможенная политики должны достичь такого уровня совершенства, чтобы честно работающему и соблюдающему российское законодательство предпринимателю было невыгодно вывозить свободный капитал зарубеж.

Развитие финансовой инфраструктуры имеет не менее важное значение, чем рост финансового капитала. Без нее денежные средства будут, по-прежнему, концентрироваться в основном в Москве и частично в десятке крупнейших городов России. Такой процесс будет неизбежно приводить к притоку в эти мегаполисы излишних трудовых ресурсов, снижению объектов производства в других регионах страны, снижению роста, а затем падению развития экономики в таких регионах и, следовательно, к уменьшению финансовых ресурсов государства.

Еще одним значительным дополнительным ресурсом финансовой политики является более рациональное использование всех средств, в т.ч. тех, которые в настоящее время направляются не по целевому назначению или остаются по различным причинам не собранными у налогоплательщиков. Привлечение этого значительного резерва в основном зависит от повышения эффективности работы всех бюджетополучателей, финансовых органов, Главного управления федерального казначейства, Департамента государственного финансового контроля и Департамента организации аудиторской деятельности Министерства финансов РФ, Министерства налогов и сборов РФ, а также их территориальных органов, от их слаженности и согласованности в работе.

Все эти вышеперечисленные ресурсы и являются реальной базой проведения финансовой политики субъекта РФ.

После того, как определены цели и задачи финансовой политики, а также имеющиеся для их достижения ресурсы необходимо выбрать наиболее рациональные пути их достижения при данных возможностях. В этой связи нередко понимают лишь разработку бюджета, его принятие и реализацию. В дополнение к этому предусматриваются лишь частичные изменения валютной, налоговой и таможенной политик. Никогда не приходилось встречать в этой связи серьезных проработок совершенствования политики в области антимонопольной, банковской, страховой и фондовой сферах. Последние реализуются как бы сами по себе, т.е. фактически независимо друг от друга. Думается, что такая практика снижает эффективность проведения единой финансовой политики и нуждается в серьезной корректировке. Так, например, для успешной бюджетной политики не менее важно прогнозировать и закладывать в расчеты правильные цифры не только о мировых ценах на нефть, курсе рубля по отношению к доллару США, уровне ожидаемой в стране инфляции, но и об уровне цен и тарифов естественных монополий, т.к, от их величины прямо зависит степень выполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней. Но возможность удержания таких цен и тарифов на заданном уровне прямо зависит от антимонопольной, налоговой и таможенных политик.

Вот почему выбор путей реализации финансовой политики должен, с одной стороны, логически связывать все ее направления, а, с другой, все мероприятия данной политики должны быть согласованы по времени их осуществления и проводиться строго в намеченные сроки.

При этом подразумевается под такими путями процесс определения приоритетов достижения поставленных задач, составление примерного графика поступления средств на их решение, принятия мер по своевременному финансированию всех намеченных мероприятий, а также проведения комплекса мероприятий по всем направлениям финансовой политики с целью получения намеченных результатов.

Проблема выбора путей реализации финансовой политики во все времена была и будет ключевой в функционировании любого государства, в том числе на уровне его субъектов. При этом набор решений должен предполагать скоординированные действия по всем направлениям финансовой политики: антимонопольной, банковской (кредитной), бюджетной, валютной, налоговой, страховой, таможенной и фондовой. Например, снижение налогов может привести не к росту прибыли и пополнению на этой основе бюджетов всех уровней, а лишь к увеличению доходов естественных монополий, если не будут приняты соответствующие меры в сфере антимонопольной и таможенной политик.

Существует и организационная проблема на пути проведения единой финансовой политики - проблема наличия межведомственных барьеров ее реализации, если бы даже она была выработана. Так, в настоящее время, наряду с Министерством финансов РФ, в качестве самостоятельных органов управления финансами функционируют Центральный банк РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная комиссия по ценным бумагам, Пенсионный фонд РФ, Счетная палата РФ. Такое количество ведомств, в принципе работающих на реализацию единой цели неизбежно приводит к снижению конечного результата их совместной работы.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие краткие выводы.

1. Сформированные подходы к определению финансовой политики позволяют расширить понятийный аппарат, углубить понимание теоретических аспектов этой сферы деятельности.

2. Проведенный даже беглый анализ существующей практики показывает наличие резервов повышения эффективности, как в подготовке, так и в реализации финансовой политики. В этой связи необходимо усилить роль Минфина РФ в координации деятельности всех ведомств, причастных к проведению единой финансовой политики государства.

3. Для формирования предложений по усилению единой финансовой политики России целесообразно было бы создать соответствующий временный рабочий орган или комиссию при Президенте РФ или Правительстве РФ с целью подготовки пакета проектов конкретных решений, требующих проработки различных ведомств и с участием субъектов РФ.

4. Существование рациональной финансовой политики субъектов Российской Федерации является положительным фактором развития экономики государства и, наоборот, ее отсутствие тормозит развитие экономики, как конкретного региона, так и страны в целом. В условиях фактического разрушения жесткой вертикали управления финансовыми органами субъектов Федерации финансовая политика регионов пока осуществляется каждым из них самостоятельно в меру понимания важности данных усилий и в меру кадровых возможностей каждого из них. Необходимо восстановить вертикальную зависимость деятельности территориальных финорганов от Минфина РФ и на более серьезном уровне, чем даже было, т.к, в противном случае значительно снижается возможность проведения единой финансовой политики государства.

5. Одновременно в рамках субъектов РФ целесообразно создать единый механизм тесного взаимодействия всех управлений и представительств Министерства финансов Российской Федерации, работающих в республиках, краях и областях. Для этого территориальным финансовым органам должно быть дано право и вменена в обязанность координация их деятельности с целью повышения эффективности проведения единой финансовой политики государства на территории конкретного субъекта РФ.

Таким образом, можно отметить, что финансовая политика требует дальнейшего совершенствования, которое может осуществляться, в том числе и с учетом перечисленных выше теоретических и практических соображений и предложений.

Список использованной литературы

1 Финансы. Учебник для вузов. Под редакцией Дробозиной Л.А., «Финансы», М.: 2002.

2 Булатова А.С. Экономика. Учебник. М.: Бек. 1994.

3 Колесов А.С. Финансовая политика: цели и задачи // Финансы, 2002. №10

4 Живалов В.Н. Финансовая система России, Экономика, 1999 г.

Финансовая политика РФ

- Государственная экономическая политика России, проявляющаяся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты. Финансовая политика РФрегулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями. Различают два вида фискальной политики: дискреционную и автоматическую.

Содержание

Введение

Наши рекомендации